Читайте также: |
|
Раздел I: Дуализм
«Уважать – значит не уважать,
а не уважать – значит уважать»
Глава I (A.B.): Дзен-буддизм
– Нарисуйте у себя в воображении небо, – приказал строгий школьных психолог.
Дети послушно выполнили приказ.
– Солнце, небо, птички щебечут. И вот одинокий странник взбирается на высокую гору по тропинкам, переплетающимся между собой. Он одет в обычную одежду. Обычные джинсы, обычная кожаная куртка. Он поднимается наверх, чтобы…
Тут один из мальчиков не удержался и сказал:
– Чтобы стать лучшим в мире альпинистом!
– Вова, опять ты мешаешь мне вести занятие. Сколько можно? Будь добр, покинь класс.
– Но я больше не буду.
– Все, ты сбил весь настрой. Из-за тебя придется восстанавливать картинку с самого начала. Покинь класс.
Владимир расстроено собрал свои вещи в маленький ранец, который, как оказалось, был огромен, когда висел на спине своего владельца.
– До свидания, – сказал мальчик, уходя.
– Пока-пока, – цинично произнес психолог.
Нарисуйте у себя в сознании небо. Добавьте облака. Нет. Нет! Постойте. Не так же мало. Побольше облаков. Вот так. Пририсуйте к этому всему порывы ветра. Нарисуйте солнце. Включите запись пения птиц. А теперь опустите голову. Мы забыли дорисовать нечто земное, ведь с небесным мы только что справились.
Гора. Тропинки. Путник. Он уже, если честно, устал бродить. Ему хотелось отдохнуть, присесть, выпить горячего чаю, закусить бутербродом, погреться у костра, но для этого не было времени. Наверху горы, находящейся где-то в США, располагался недавно построенный храм дзен-буддистов. Официально он и назывался таковым, но монахи, обитающие в нем, были совсем уж необычными. Собственно, буддистами эти люди могли назваться лишь с натяжкой, да и верующими тоже. Это был не религиозный храм. Скорее, сообщество философов даосов и буддистов, объединенных авторитетом великого учителя, являющегося, по слухам, самым мудрым человеком на земле. Почему этот мыслитель жил в Америке, или почему он жил в храме – история умалчивает, но куда интереснее сам факт того, что странник, взбирающийся по тропинкам вверх, следовал именно к нему.
Мудрость привлекала мужчину. Ему надоело все мирское. Это мирское – столь незначительное и второстепенное, но все также действующее и давящее на сознание. Он частенько заглядывал в книги, очень много читал, и теперь он шел опробовать свою мудрость, против мудрости величайшего мудреца.
Кто-то сказал, что истина рождается в споре, но, к сожалению, до сих пор, только споры рождались в истине.
По пути к вершине мужчина встретил лысого мальчика, который с уважением поклонился ему.
– Здравствуй, мальчик.
– Здравствуйте, дядя.
– Что ты тут делаешь?
– Я ищу покой.
– На горе?
– Там, где больше всего шума, лучше всего искать покой.
– Что ты несешь, глупенький?
– Чем в каком-то месте труднее обрести покой, тем оно лучше всего подходит для обретения покоя.
– Это противоречит логике.
– Логика, не логика – мир не укладывается ни в одну из логик.
– Да что ты несешь?
– Учитель часто говорил такие вещи. Он говорил, что покой обретается с помощью труда и сноровки, он говорил, что только чистейший и совершенно мудрый может найти покой в самом шумном месте. Так говорит учитель.
– А мне говорили, что он мудрый.
– Он? Мудрейший.
– Тогда почему его ученики несут такие глупости? – надменно произнес мужчина.
– Мы ведь только ученики. Ты приди в школу и спроси у школьника про математику. Он тебе ответит, что знает, но знает он немного. Так же и мы, ученики, знаем немного, но много говорим. Мудрый – молчит.
– Ну, да, хорошо говоришь. Ты прав. Я делаю выводы по словам ребенка. Это моя ошибка. Где совершенно мудрый?
– Он находится в центре храма и медитирует там, сидя среди праздных монахов, которые, на самом деле, в душе не празднуют, но только делают вид, мешая учителю медитировать. Так он тренирует свою волю.
– Что это за глупостями вы страдаете?
– Это не глупости. Это очень важно.
– Я думал, что буддисты не страдают глупостями.
– Да, что же ты, дядя, все про глупости говоришь. Мы живем себе в горах, никого не трогаем, а ты приходишь и оскорбляешь деяния нашей общины. Зачем ты вообще идешь в храм?
– Я хотел увидеть человека, которого называют совершенно мудрым.
– Видя совершенного мудрого, не видишь его; понимая совершенно мудрого, не понимаешь его; думая о совершенно мудром, думаешь не о нем – на то он и совершенно мудрый, чтобы его никто не видел и никто не понимал.
– Что значит весь этот алогичный бред?
– Не однозначно все в этом мире. Глупости – неоднозначны, мудрость – неоднозначна. Если придешь к мудрецу с позицией своего мнения, то вместо мудрости увидишь глупость. Все предельно просто и доступно даже таким детям, как я.
– Парень, вот зачем ты мне мозги пудришь? Думаешь, что я не осилю разговора с мудрецом?
– Пойдем со мной. Я покажу тебе короткую дорогу в храм.
Мужчина следовал за мальчиком. Они шли несколько часов.
В храме, в пустой комнате, где в центре сидел старичок, мужчина хорошенько огляделся, но ученики мудреца сразу же отвели его к своему учителю. Мужчина встал на колени. Мыслитель медленно спросил у пришедшего:
– Что такое? Зачем ты здесь?
– Совершенно мудрый, я здесь, чтобы вникнуть в вашу мудрость, – энергично ответил мужчина.
– Мою мудрость? Хорошо. Спрашивай меня.
Мужчина задумался.
– Ладно, скажите, что вы думаете о мире?
– Мир – большой. Познать – трудно. Охватить все – почти невозможно.
– Хм, а вы, правда, мудрец.
После мужчина подумал еще немного и спросил:
– А что такое человек?
– Человек – существо низкое. Многие люди – глупцы. Только избранные понимают сущность мудрости.
– Хм, я тоже так думаю. Вы очень мудры.
Мужчина опять задумался.
– А что вы думаете на счет государственного управления?
– Управлять должны мудрые люди, а не жадные. Не жаждущие власти, но жаждущие счастья населения.
– Хм, это тоже логично и мудро.
Через минуту прозвучал и такой вопрос:
– А что будет в будущем?
– Мы обречены. Человечества – само себя уничтожит. Ресурсы земли подходят к концу. Люди – не могут жить в мире и счастье, поэтому они и погибнут.
– И здесь я с вами согласен. Вы – мудрейший из смертных.
Вдруг к старику подошел мальчик, с которым мужчина разговаривал на дороге и который привел его сюда.
– Ты так ничему и не научился за столько лет, – строго сказал он.
Старик очень расстроился и, пустив слезу, ответил:
– Учитель, я не хотел вас подвести.
– Ты? Подвести? Меня? Ты не коснулся нашей мудрости в своих ответах, поэтому ты подвел только себя самого. Уступи мне мое место.
Старик быстро встал и направился в другую комнату. Его место занял этот мальчонка. На вид ему было лет двенадцать.
– А теперь я обращаюсь к тебе, странник. Ты сразу же сказал, что моя мудрость – не мудрость, но не смог отличить ученика от учителя. Ты не смог увидеть в грязи моего юного тела алмаз, но поддался на позолоченную оболочку старости мнимого учителя. Ты попался в нашу ловушку. Ты признал мнение старика, который никак не может обрести мудрость, но отказался от мудрости юноши, который с точки зрения твоего мнения – говорил глупости.
Мужчина был ошарашен таким поворотом событий.
– Странник, ты удивлен? Не мог ведь юноша – стать учителем? В девять лет я достиг просветления. Оно было внезапным и неожиданным. Тогда еще я жил в Китае. Мои родители практиковали дзен-буддизм, но у них до сих пор ничего не получилось. Мой учитель – признал во мне мудреца, а после отправил в Америку, где я должен распространять это учение, но просветленный понимает, что дело не в учении. Сущность учения состоит в том, чтобы дать возможность любому из людей – достигнуть особого уровня, который невозможно осознать при обычной жизни.
– Обычной жизни?
– Да. Жизнь – отвлекает от просветления. Просветление, конечно, не цель всего человеческого существования, но очень неплохое достижение, особенно, если учесть то, что многие люди сами приходят в храм, чтобы получить его. Совершенно мудрый – показывает дорогу, иногда помогает не свернуть с нее, но никогда не проходит её вместе с учеником.
– Малыш – совершенно мудрый? Я не верю.
– Малыш… в мире, где человек просветлен – темное становится светлым, красное – синим, круглое – угловатым, искривленное – прямым, молодое – старым, а старое – молодым. Это очевидное следствие просветленности, когда видишь мир наизнанку, а не мир очевидный для скупого разума человека. Люди – следуют простому пути. Они видят две точки и чертят две идеально прямые линии, но совершенно мудрый чертит бесконечное количество искривленных линий, каждая из которых одновременно является и прямой.
– Ты говоришь – нелогичные вещи, а твой ученик – говорил вещи мудрые.
– Логичность, нелогичность… Когда ты просветлен, логика становится фиктивной. Она исчезает.
– Логика – есть всегда. Ты какой-то немудрец.
– Ох… с вами, людьми запада, так трудно разговаривать. Вы всегда твердите свое и слушаете только самих себя, думая, что все остальные дураки и глупцы, кроме тех, кто говорит тоже самое, что и вы. Ты знаешь, что учитель, когда отправлял меня сюда, то очень сильно смеялся надо мной, ведь понимал, что отправляет меня в ад. Однако я справился. Я собрал достаточно большую общину для запада. Ты знаешь, в чем проблема? Все здесь уже думают, что они мудрецы и достигли просветления, хотя ведут вполне примитивную жизнь, считая её – практичной; ведя примитивные беседы, считая их – истинными; думая о низких вещах, считая их – высокими; делая бессмысленные дела, считая их – осмысленными. Понимаешь? Ты пришел сюда, думая, что увидишь мудреца, но увидел глупца, и при этом, видя во мне глупца, ты не отменил мою мудрость, но увидев во мне мудреца сразу, ты бы дал мне повод для сомнения в моем просветлении. Любой просветленный понимает, что рассчитывать на мнение народа в области мудрости – дело последнее. Народ поддерживает только тех, кто ублажает их жизнь; кто дает им в беседах убедиться в собственном уме; тех, кто почитает низкие вещи; тех, кто делает бессмысленные дела и добивается в них успеха. Таков человек запада. Он ненавидит собственную культуру и собственное население, считая себя – кульминацией культурного процесса. Сама западная философия – становится абсолютным ничем, ведь на западе не принято уважать философов, ибо не принято уважать тех, кто думает. Делающий высокое – кажется дураком, делающий низкое – кажется мудрецом. Истина неоднородна, но лишь просветленный осознает её такой, какая она видится ему через очищенное стекло сознания. Знаешь Канта?
– Знаю.
– Так вот, его теория о том, что перед человеком находится множество искажающих действительность стекол – верна. Но просветленный – выпрямляет эти стекла и делает их прозрачными.
– Что ты говоришь? Ты хвастаешься тем, что ты все познал?
– В глазах европейца – хвастаются все, кроме него самого, а он рассказывает факты своей жизни. Это смешно. Вместо того, чтобы пытаться понять, вы всегда кричите, что кто-то неправ. Мир один. Правильное к нему отношение – не одно. Даосы и буддисты однажды увидели в своих учениях нечто похожее. Они стали беседовать и обсуждать, понимая друг друга. Ученые и верующие – произошли из одного источника на западе, но беседовать у них никак не получается. Каждый гнет свою линию так, будто от этого зависит целая вселенная. Мы, люди ума, никогда не остаемся при своем мнении. У нас нет мнения. Все наши мнения – метафоры. Понимаешь? И мы признаем, что все наши слова – метафоры, и их можно трактовать многогранно. Но однобокий человек привык к однобоким истинам. А что люди запада? Они убивают друг друга за метафоры, они оскорбляют друг друга за метафоры, они насилуют друг другу сознание – лишь из-за метафоры.
Мужчина развернулся и пошел прочь, но мальчик сказал ему вдогонку:
– Когда слепой ищет мудрость, то мудростью находит именно свое отражение в других людях. Это слепота, при которой человек видит только самого себя во всем, что только происходит вокруг. Но спасти тебя – мой долг.
Мужчина покинул храм и отправился домой. Он думал о том, что его обманули, думал о том, как же сильно люди ошибаются, признавая мудрость совершенно мудрого, и в итоге, после не менее длительного и тяжелого пути, он оказался у себя в жилище, где и заснул.
Имя этого мужчины – символическое, ибо зовут его Атеос Блэк. Он – не верит в Бога. Да и вообще, в мире стало очень мало христиан. Христианство уступило в вере исламу и спустилось по количеству исповедующих его людей до уровня буддизма. На место старого христианства пришло неохритианство, которое в рамках научного познания обосновывало «Теорию Бога». В силу безналичия контраргументов большинство ученых приняли тезисы неохритианства, которые, собственно, включали в себя элементы деизма (но также и пантеизма). Бога вынесли за пределы большого взрыва до тех пор, пока не будет доказано обратное, а доказать обратное было практически невозможно. Неохристиане практически заместили атеистическое мировоззрение в научных рядах, и всеми силами, посредством системы образования, не допускали к науке атеистов. Не редки были случаи, когда педагог спрашивал о том, кто в группе – атеист, а потом писал докладные в деканат учебного учреждения, чтобы этого атеиста побыстрее отстранили от обучения. Это было обычным явлением.
Неохристианство – полностью слилось с наукой. Оно стало поддерживать опыт так же, как его в свое время поддержали нерелигиозные образования. Людям этого хватило для того, чтобы увериться в христианстве еще глубже, но, к сожалению, поезд был упущен.
Атеос Блэк – был человеком свободным от религии и был её ярым противником. Неохристианство как философия казалась ему недостойной никакого внимания и, чтобы опровергнуть все её тезисы, этот человек изучал различные философские направления. Однако в этот раз у него ничего не получилось. Буддизм для него оказался слишком запредельным.
Атеос – был беден, жил в однокомнатной квартире, у него не было любимой девушки, не было и машины. Он постоянно перемещался в общественном транспорте. Когда-то он был преподавателем университета, но, как вам уже известно, неохристианство захватило интеллектуальную власть, тогда же его и уволили. Закончив научную деятельность, Блэку пришлось заняться обучением школьников.
Мужчина заснул.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 92 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |