Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Повесть Бальзака «Гобсек» Изображение в произведении французского дворянства и буржуазии эпохи Реставрации.

Читайте также:
  1. II Повесть о детях Хурина
  2. IV. Время как фактор и задача композиции. Изображение движения и время
  3. V. Причудливее нет на свете повести, чем повесть о причудах русской совести
  4. Бывает, что нужно найти изображение по строго заданным параметрам – с указанием того, что и как будет на нем размещено.
  5. В которой появляется новое действующее лицо французского происхождения
  6. В результате реформы 1867 г. общее число избирателей увеличилось более чем на миллион за счет мелкой буржуазии, ремесленников и рабочих.
  7. Видимое фотографическое изображение
  8. Вопрос 24. Идеи и идеалы Французского Просвещения.
  9. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
  10. Вы должны учиться ценить динамику творения, а не становиться жертвой проектов по управлению сознанием, характерных для этой эпохи.

Человеческая комедия» — история Франции после революции. Её основной смысл: миром владеют деньги. Земельная аристократия уступила место финансовой буржуазии, но если Франция не пожалела жертв для борьбы против земельной аристократии, зато все покорны финансовой буржуазии. Борьба идёт не за свержение, а за место её под солнцем. Единственный независимый человек во Франции — это каторжник Вотрен.

 

 

Замысел и композиция «Человеческой комедии» О. де Бальзака. Принцип сквозных персонажей. Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что "действительность в искусстве не есть действительность в жизни", и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». "Повсюду" сейчас - торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества. Показ утвердившегося буржуазного общества - такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой - и Б. ее разрешает в своих романах.

Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, со своим высшим светом – с маркизами д Эспар, виконтессой де Босеан, графами Ресто, герцогами де Гранлье, миом буржуа, представленных бароном Нюсинженом, банкиром Тайфером, папашей Горио, со своими провинциальными аристократами, а так же, такими талантливыми выходцами из третьего сословия, как Бьяншон, Давид Сешар и Люсьен Шардон, хитрой мещанкой мадам Воке (в девичестве де (!) Конфлан), героем каторги Вотреном и множеством других, которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Чтобы скрепить подобную панораму характеров, в центр повествования он ставит семью, и семейные отношения персонажей становятся отражением социальных отношений того времени.

Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни; 2) философские этюды; 3) аналитические этюды. Последняя часть оказалась наименее разработанной: принцип, лежавший в основе «физиологии», оказался непродуктивен для серьёзного анализа общества. Философские этюды дают представление – в общем виде – об отношении автора к творчеству («Неведомый шедевр»), страстям и человеческому разуму («Поиски абсолюта»), размыш-лениям о социальном двигателе всех событий» («Шагреневая кожа»). Сцены нравов в формах самой жизни воспроизводят реальную действительность, вскрывая её подлинную её сущность. За беспристрастное изображение современности критика не раз называла Бальзака безнравственным писателем.

Основные принципы своего творчества Б. изложил в «Предисловии к «Человеческой комедии» в 1842 году. Это манифест реалистического искусства Франции. В основе его метода лежит научность. Бальзак, сын века Просвещения, современник биологов-систематиков, подчинил эту статью научной чёткости и доказательности. Кювье и Сент-Илер были названы им первыми. Кювье писал о причинно обусловленной зависимости всех органов организма, Сент – Илеру принадлежит мысль о связи живого существа с его окружением, его средой: «Общество создаёт из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире». Но писатель видит колоссальную разницу между миром природы и человеческим миром, что обусловлено сложным психическим и интеллектуальным устройством личности. До Бальзака Бюффон уже высказывал представление о едином плане строения органического мира. Писатель хочет найти законы, по которым строится человеческая система.

Бальзак, как и романтики, тоже писал о страстях, но их направленность у него изменилась, как изменился и качественный их состав: «мысль или страсть, которая вмещает мысль и чувство, явления социальные…они и разрушительны». Бальзаковская страсть, во-первых, стала рассудочной, а во-вторых, определялась социальным положением человека. Большинство страстей в «Человеческой комедии» - это не любовь, а стремление к богатству или власти. Если появляется настоящее чувство, не связанное с расчётом, обычно оно обречено на гибель.

Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал «Человеческая комедия», и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества.

В предисловии к «Человеческой комедии» он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Он сам говорит, что идея создания этого огромного произведения родилась из сравнения человека с животным миром. Разные виды животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. -- такие же видоизменения человека, как осел, корова и т. д. -- виды общего животного типа.

Он понял, что Общество подобно Природе: общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире. Но есть много различий: общественное состояние отмечено случайностями, которых никогда не допускает природа. У животных не бывает внутренней борьбы - они только преследуют друг друга. У людей борьба более сложная, они обладают разумом.

Смысл моего произведения - придать фактам из жизни людей, фактам повседневным, событиям личной жизни столько же значения, сколько историки придавали значения общественной жизни народов.

Каждая из моих частей (сцены из провинциальной, частной, парижской, политической, военной и сельской) имеет свойственную ей окраску.

В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии. Кроме романов Бальзак написал ряд драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене.

Приступая к созданию гигантского полотна, Бальзак своим исходным принципом объявляет объективность - «самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарем». Части эпопеи - этюды (как ученый, тщательно исследующий живой организм).

Более 2000 персонажей в «Человеческой комедии» Бальзака.

 

Система образов в повести Бальзака «Гобсек» (рассказ в рассказе) «Человеч.комедия». Повесть «Гобсек» первонач. «Опасности беспутства», в разделе «Сцены частн. жизни». Зд. критика нравов аристократии соед. с началом антибуржуазным. 1 из гл.тем – тема возникновения бурж. состояний, напр. «Красная гостиница» - рас. в рас–зе. Гл.фигура эт.произ–я – ростовщик Гобсек, фам., в переводе с голл. означ. «живоглот», что вп. соотв-т жизн. позиции персонажа. Б. обыгрывает семантику фам–и, герой дей–но, душит жертвы чудовищн. процентами и проглатывает их состояния. В соотв. со св. принципом изображать «мужчин, женщин и вещи» пис. даёт подробн. портрет, характер–й героя, используя реалии внешн. мира, давая сравн–я с вещами, раскр–ми авторск. осмысл-е фактов. Во внешн. облике Гобсека отмеч.цвета денег – золота и серебра. Бесстрастность отражена в неподвижн. чертах, будто отлитых из бронзы. Глаза как у хорька, длин. нос похож на буравчик, возраст его б.загадкой. Зловещ. облик повторен в его предметн. окружении: сырой и мрачн. дом. В св. исслед–ии Г. исход. из того, что всё опред–ся деньгами, в мире он вид. пост. борьбу богатых и бедных, знает силу тех, кто владеет деньгами. На прим. Г. Бальзак показ. ростовщиков, но не упуск., что само это об–во не лучше ростовщиков. В сети Г. попадает М. де Трай, светск. проходимец, графиня де Ресто, обманывающая мужа и обманутая любовником Траем, в св. время разорившая отца («Отец Горио»). Образ, знакомы нам по роману, углубляется. Мы видим,как эгоизм губит сильную и страстную натуру и разрушает жизнь и саму личность Анастази де Ресто. Графине противопоставлена скромная швея Фанни, которая ведет чистую трудовую жизнь, свободную против тщеславия и эгоистических страстей. (очень редкий образ у Бальзака, показывает, что нравственные идеалы так или иначе были связанны с народом.. Блабла передовые современники.мир.труд.май)

В Гобсеке живут два человека: скряга и философ, подлое существо и возвышенное. Усвоил мораль,ту же, что и Вотрен: Лучше самому давить, чем позволить, чтобы тебя давили» А борьбе против всех Г. принцип. отрицает чувства, видя, что они и стан–ся ловушкой, в кот. попад–ся и богатые и бедные. Зловещий хар–р Г. подч. экскурс в прошл. – почти вся романт. тайна его восхождения, богатства связ. с прест–ми (связи с корсарами, поломанные судьбы). Гнилой столп об–ва. Его гибель, когда стан. никому не нужн. его богатства, в чуланах гниют никому не нужн. припасы: боясь продешевить, обрекал св. бог–ва на гибель. Падение и разруш–е личности под влиян. денег. Рассказчик, адв. Дервиль, выстраивает св. «салонное» повест–е на смягчающ. Обст–ах: Г. не т. злодей; но трагич. герой. ИТОГ: тонк. психол.анализ (черта реалист. эстетики) + демонизация образа (романтизм) e в ранн. повести, изображая тип приобретателя, Б. сочет. романтизм с реализмом.

Повесть Бальзака «Гобсек» Изображение в произведении французского дворянства и буржуазии эпохи Реставрации.

Как уже отмечалось ранее, в сложном творческом развитии Бальзака исследователи различают три этапа. Ранний период творчества Бальзака – 20-е годы – проходит под знаком близости к романтической школе так называемых «неистовых».




Дата добавления: 2015-09-09; просмотров: 132 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав