|
Если под этим понимать
допустимость подслушивания, то каждый считающий себя воспитанным человек должен был бы ответить
отрицательно. Но нас интересует не этическая, а физическая сторона вопроса, и тут ответ будет положительным.
Ну, и что же? Тривиальная вещь, скажет иной читатель. Но он, пожалуй, изменит свое мнение, если узнает следующее: через скважину можно подслушивать из соседней комнаты даже такую тихую речь, что человек, находящийся в одной комнате с говорящим (но, естественно, в известном отдалении от него, скажем, у стены вблизи двери), уже не в состоянии эту речь отчетливо воспринять.
В самом общем виде дифракцию волн можно определить как явление взаимодействия волн с каким-. либо препятствием, находящимся на пути их распространения. Следствием такого взаимодействия могут являться огибание препятствий волной, рассеяние колебательной энергии, интерференционные картины (например, в дифракционной решетке). Усиленная •.звукопроводность щелей и отверстий в жестких стенках — одно из своеобразных проявлений дифракции звука. Первым еще в 30-х годах нашего века обратил внимание, на это явление немецкий акустик
Вагнер.
Не будь этого явления, в скольких романах Дюма и других авторов потерялся бы повод для драматических завязок или пикантных ситуаций! Но как же оно протекает? Звук от источника, падающий по большой площади на жесткую непоглощающую стенку, рассеивается в разные стороны. Так как, согласно принципу Гюйгенса, каждая точка фронта волны сама является источником сферической волны, то к отверстию помимо прямого звукового луча от источника придет часть энергии звука, рассеянного прилежащей к отверстию площадью стены. В результате плотность звуковой энергии увеличивается, а отверстие, ввиду малого акустического сопротивления по сравнению с сопротивлением стенки, проводит эту энергию в соседнее помещение. Образуется как бы акустическая воронка. Вагнер показал экспериментально, что влияние отражения звука от стенок как бы равноценно увеличению площади звукопроводящего отверстия во мно* го раз,
Во сколько же? Здесь имеет значение частота»вука. Чем ниже частота, тем больше длина волны и тем с большей площади стены звук приблизительно с одной и той же фазой может «стечь» в «акустическую воронку» — отверстие в стене. Так, по данным Вагнера, коэффициент увеличения эффективной площади отверстия вследствие дифракции достигает шести на частоте 1200 герц. Для низких частот Вагнер дает еще большие значения увеличения звукопроводности отверстий, но к этим данным следует относиться с осторожностью.
А. Контюри, чья книга по строительной акустике получила национальную премию Франции, несложным аналитическим приемом показал, что звукопроводность щелей даже несколько больше, чем звукопроводность отверстий равной площади.. Что из этого последует, читатель усмотрит, если даст себе труд проследить за ходом несложного расчета. Дверная створка обычной конструкции проводит от 1/100 до 1/1000 энергии падающего на нее звука. Пусть под створкой имеется щель шириной 0,5 сантиметра, т.е. площадью примерно в 1/400 часть площади створки. Если даже на время пренебречь увеличением звукопроводности щели вследствие дифракции, а просто считать, что щель проводит лишь весь падающий на нее прямой звук от источника, то и тогда при звукопроводности створки 1/100 через щель пройдет всего лишь в 4 раза меньше звуковой энергии, чем через всю дверную створку; при учете же дифракции звуковые потоки через подобную дверную створку и через щель будут соизмеримы.
Если взять створку двери с высокой звукоизоляцией (звукопроводность 1/1000), то та же щель под ней будет проводить уже значительно больше звуковой энергии, чем вся створка. Значит, чем лучше С точки зрения звукоизоляции сама дверь, тем
1 больше ей «вредят» щели по контуру. '<•
Как же с этим бороться? У начальников различ-
: иых рангов часто пользуется популярностью обивка дверей, целиком или хотя бы по контуру, войлоком в клеенке. Пушистые ковры на полу и старинные, вышедшие из моды драпри вокруг двери уменьшают
Щель под дверью проводит столько же звука, сколько вся площадь двери.
отражения звука от ограждений и несколько ослабляют звукопроводность щелей. Но наибольший эффект достигается самым простым способом — увеличением перекрытия створкой дверного косяка. Наилучшую с точки зрения звукоизоляции конструкцию двери автор обнаружил в... Музее боярского быта в Москве. Перекрытие створкой двери краев дверного проема достигает здесь чуть ли не ширины ладони, а соприкасающиеся поверхности для большей плотности покрыты плюшем. К удивлению музейного служителя, посетитель попросил его прокричать что-нибудь из боярского кабинетика. Ничего, кроме смутного намека на человеческий голос, не было слышно! Неграмотные строители тех времен, не имевшие представления об акустических явлениях, не только интуитивно почувствовали, от чего иаипсит
Поичный (слева) и хорошо звукоизолированный (справа) притвор двери.
тукопроводность притворов, но и нашли надежные
способы звукозащиты. ^.
Повезло судам и кораблям. Двери на них, как правило, герметичные, водсшшроницаемые, а значит, и туконепроницаемые. Но, правда, не все.
Однако мы отвлеклись от объекта первоначальною повествования — замочных скважин. И здесь есть старинные рецепты звукозащиты, например, мас-< шитые металлические пластинки на оси над скважиной по обе стороны двери. Но нужны ли они? Кумушки— любительницы подслушивания как будто исчезают, да и романы, в которых интрига основана п;i подслушивании, тоже вроде бы менее популярны. Правда, разведчики в романах и повестях и в наше г.ремя иногда добывают сведения подслушиванием через замочную скважину или неплотно притворенную дверь Однако вопрос, адресованный специали-(ry-акустику после беседы о звукопроводности щелей и отверстий, был задан не кумушкой и не раз-пс'дчиком. Вопрос был такой:
— А какой голос — мужской или женский — легче подслушать?
Вопрос не простой. С одной стороны, в мужском юлосе больше составляющих низких звуковых частот, которые в большей степени отражаются ограждениями и обусловливают большую концентрацию тука на отверстиях. Но, с другой стороны, для оольшей разборчивости (лучшей артикуляции) речи необходимо содержание в ней значительной части • оставляющих повышенной частоты. Поэтому спе-нкалист-акустик признался, что он не может отве-•i пть на заданный вопрос.
«эти
В БАРХАТ УШЕДШИЕ ЗВУКИ»
Голос, растекаясь со сцены, как из центра, распространяясь кругами и ударяясь о полости отдельных сосудов, достигает большей звучности и будет вследствие согласия звуков вызывать должное ответное звучание.
Витрувий. Об архитектуре
Приведенными в названии
словами стихотворец не только преподнес читателю поэтический образ, но и (быть может, сам того не ведая) достаточно четко определил физическую сущность процесса звукопоглощения. Да, звуковые колебания, перешедшие в волокнистый или пористый материал, обратно возвращаются лишь в относительно небольшой степени, значительная часть их энергии превращается в теплоту. (Количество ее, впрочем, как и в большинстве звуковых процессов, крайне невелико: подсчитано, например, что если бы все жители Москвы непрерывно разговаривали в течение суток, то излученной энергии едва хватило бы на то, чтобы нагреть несколько чашек чая.)
Для достижения большого звукопоглощения должны быть выполнены некоторые условия, в частности, обеспечена достаточная толщина звукопог-лотителя (тем большая, чем ниже частота звука), отсутствие заметного скачка акустического сопротивления на границе среда — поглотитель.
Рассуждения о переходе звуковой энергии из среды в звукопоглотитель мы почти автоматически относим к случаю нормального падения, звука па поглотитель. Ну, а какова будет картина при косом падении звука, лучше или хуже будет звукопоглощение? Можно, казалось бы, рассуждать так: при косом падении звук проходит больший путь и.чиуко-поглотителе, и поглощение должно быть больше.
![]() |
<• Неср отражения» звука некоторыми звукопоглоти-гелями. Чем больше угол падения звука (к нормали), тем большая часть звуковой энергии не поглощается звукопоглотителем, а отражается им.
Последнее заключение — еще один пример того, что упрощенно-интуитивные предположения иногда обманывают. В действительности здесь может быть все наоборот. В дело вмешивается принцип нормального импеданса, справедливый для многих звукопоглотителей, в частности, поглотителей звука в воде. Суть его вкратце заключается в том, что при оценке реакции слоя звукопоглотителя на падающую звуковую волну учитывается лишь сопротивление слоя в направлении, перпендикулярном его поверхности.
«Необоримый» нормальный импеданс приводит к тому, что в дело вмешивается косинусоидальная зависимость поглощения от угла падения звука: звуковая волна, приходящая к звукопоглотителю вблизи от перпендикуляра к его поверхности, лучше поглощается, чем волны, падающие под косыми углами.
Так ли уж необорим нормальный импеданс? Со
ветский акустик К- А. Велижанина, посвятившая
исследованию звукопоглотителей и процесса звуко
поглощения, можно сказать, всю свою сознательную
жизнь, приходит к заключению, что в ряде случаев
угловые характеристики звукопоглощения могут
быть достаточно причудливыми. К подобным же вы
водам пришли японские ученые, исследовавшие ке
рамические поглотители, применяемые в конструк
циях, работающих на открытом воздухе (например,
в автотуннелях). •.. •
Еще немного физики, прежде чем перейти к практическому применению звукопоглотителей. Уже довольно давно было обнаружено при испытаниях участков звукопоглотителей в измерительных камерах интересное явление, Если определять
поглощаемую энергию по отношению к поверхности,, звукопоглотителя,то коэффициент поглощения иногда оказывается больше единицы. Выходит, поглощаемая звуковая энергия больше энергии, падающей на поглотитель? Может быть, нарушается закон сохранения энергии? Нет, конечно, никакого нарушения закона не происходит. Просто вследствие явления дифракции наблюдается эффект, подобный описанному выше «эффекту замочной скважины». Кромки поглотителя, особенно близко расположенные к отражающим поверхностям камеры, «впитывают» звук, чем и обусловлено усиленное звукопоглощение исследуемого образца материала. Это явление было названо «кромочным эффектом».
Но вред от дифракции как источника измерительных ошибок гораздо меньше, чем положительная роль, которую может сыграть та же дифракция в залах, если на их стены и потолки нанесен звукопогло-титель. Участки звукопоглотителя, действуя по принципу замочной скважины, отсасывают на себя звук, отраженный от необлицованных участков ограждений помещения. Значит, вовсе не обязательно покрывать звукопоглотителем всю поверхность помещений! С точки зрения строительной практики это очень важный вывод.
Но вот мы уже подошли и к практическому применению звукопоглотителей. Еще Витрувием было подмечено, что в некоторых гулких залах речь оратора, трудно разобрать, хотя громкость ее и достаточна. Здесь на помощь приходят звукопоглощающие облицовки.
Ассортимент их сейчас чрезвычайно разнообразен. Это и маты из минеральной «шерсти», пенополиуретана, и звукопоглощающие штукатурки, и древесностружечные плиты, и даже «штучные поглотители» (оставим это название на совести предложивших его, речь идет просто об отдельных локальных звуко-поглотителях, подвешенных в каком-либо месте помещения). Благодаря работам Г. Л. Осипова, Е. Я. Юдина и многих других отечественных ученых и инженеров акустические свойства звукопоглощающих материалов изучены очень хорошо, и выпуск
таких материалов в нашей стране налажен в достаточном количестве.
Непосвященный, возможно, счел бы ошибочным высказывание примерно такого рода: «Звукопоглощение в этом зале столько-то... квадратных метров». Однако ошиб.ки нет: за единицу звукопоглощения (полного) принимается один квадратный метр открытого окна (предполагается, что звук, вышедший из комнаты в окно, обратно уже не возвращается, а это для данного помещения равноценно полному поглощению звука). Единица звукопоглощения носит еще название сэбин, по имени американского акустика, внесшего значительный вклад в теорию звукопоглощения в помещениях.
Чем больше общее звукопоглощение в помещении, тем быстрее спадает в нем звук после прекращения действия источника. Практически степень гулкости помещения оценивается временем стандартной реверберации, в течение которого происходит ослабление звуковой энергии в миллион раз. И вот оказывается, что для наилучшего восприятия речи нужно, чтобы время реверберации было в пределах 0,5— 1 секунды. Накладываются определенные, ограничения и на частотную зависимость времени реверберации.
Музыка требует примерно вдвое большего времени реверберации. При оценке общего звукопоглощения нельзя пренебречь и поглощением, вносимым людьми. Музыканты отчетливо, различают разницу в звучании оркестра в зале -с публикой и без нее. Поэтому при репетициях оркестров высокого класса в зале поверх стульев настилается ворсистый звукопоглощающий материал. -
О количественной стороне поглощения звука
людьми можно-сказать, что звукопоглощение одного
человека на средних звуковых частотах близко к
поглощению половины квадратного метра открытого
окна..
Автор не решился бы в связи с этим остановить Внимание читателя на одном, замечании (которое может показаться легковесным), если бы оно не принадлежало виднейшему акустику нашего времени Э. Мейеру. В начале 70-х годов английское
акустическое общество учредило медаль имени великого физика-акустика Рэлея. Как уже, говорилось^ принимая поднесенную ему первую медаль, Мейер выступил с благодарственным словом, в котором он сначала упомянул о созданном им во время второй мировой войны противогидролокационном звукопог-лотителе для немецких подводных лодок. Далее речь приобрела более игривый характер. Прогресс человечества (как, впрочем, и уравнивание прав обоих полов в обществе) он сопоставил с изменением звукопоглощения мужчинами и женщинами. Измерения начала века указывали на большее звукопоглощение женщинами, что было обусловлено их пышными кринолинами и прическами. При переходе женщин к мини-юбкам, коротким стрижкам, а мужчин — к пышным шевелюрам звукопоглощение представителей обоих полов уравнялось.
От поглощения звука людьми вернемся, однако, к поглощению его в помещениях. Особую роль звукопоглощение имеет в залах с полукруглым или круглым (в планетариях) потолком, с участками параллельных стен. Здесь возможны зоны фокусировки звуковых лучей, или так называемые порхающие эхо. Этих явлений, существенно ухудшающих акустику по-, мещений, можно избежать, нанося на стены более или менее протяженные участки звукопоглотителей. До сих пор говорилось главным образом о влиянии звукопоглощения на качество акустики концертных залов. Исключительную роль искусственные зву-копоглотители приобрели в деле борьбы с шумами. Начать с того, что без тех или иных звукопоглотителей звукоизолирующая конструкция вообще не выполняет своей функции. Она отбрасывает звук обратно, не пропускает его в изолируемое помещение. Но если не поглощать возвращаемый звукоизолирующей перегородкой звук, то его уровень в помещении источника будет при непрерывной работе источника все время возрастать (теоретически до бесконечности), а это в свою очередь увеличит звуковую энергию и в изолируемом помещении. К счастью, звук поглощают в той или иной мере вгсе предметы. Все же внеде-нием специальных звукопоглотителей можно добиться снижения громкости шума, скажем, еще идиое. Как
Вряд ли можно было более умело сочетать наличие участков современного эффективного звукопоглотитедя с общим класси-ческим стилем интерьера. То, что звукопоглотитель (черные квадраты) не закрывает весь потолок зала, не ухудшает эффекта: звукопоглотителю помогает дифракция.
ВИДНО, игра стоит свеч. Наиболее эффективен звукопоглотитель,как средство борьбы с шумом в длинных низких помещениях, какие, кстати сказать, преобладают на судах. И здесь, в этих «придавленных» по-мещениях установка звукопоглотителя на потолке особенно целесообразна.
Звукопоглощающие -облицовки обязательно присутствуют там, где надо ослабить шум мощных вентиляторов, выпускных систем двигателей, систем вса-сываания воздуха, стравливания различных газов. Проходя мимо вентиляционного грибка где-либо неподалеку от станции метро и слыша едва уловимый рокот, мы и не представляем себе, какой рев стоял бы эдеСЬ, не будь в вентиляционных шахтах тех или ИНЫХ звукопоглощающих устройств.
При весьма сильных шумах звукопоглотители ведут себя несколько иначе, чем при слабых. И. В. Ле-бедева, исследовавшая физику звукопоглощения при звуковых уровнях, близких к порогу болевого ощуще-ния, установила, что большая роль принадлежит нелинейным явлениям, увеличивающим эффект
звузвукопоГЛОщения. Не этим ли объясняется
эффект,
обнаруженный Паркинсоном (разумеется, не Паркин* соном-литератором, а Паркинсоном-акустиком) при исследовании затухания звука в вентиляционном канале, внутренние стенки которого облицованы звуко-поглотителем? Оказалось,, что вблизи от мощного источника затухание звука на единицу длины канала больше, чем на некотором удалении от источника.
Каков бы ни был механизм нелинейного поглощения мощного звука, с точки зрения техники шумо-глушения это благоприятное обстоятельство, так.как несколько упрощает нелегкую, в общем, задачу борьбы с шумами.
Строители хорошо знают, что нельзя забывать и о естественных звукопоглотителях. В первую очередь это кроны деревьев и трава газонов — развешенные и расстеленные природой зеленые, впитывающие звук бархаты, с которых мы начали повествование. Они, правда, не столь эффективны, как искусственные зву^ копоглотители, но все же звук, пролетевший сквозь них или над ними, становится.мягче, в нем заметно ослабляются составляющие высоких частот. Это, видимо, подметил К. Дебюсси, когда писал свою фортепианную пьесу «Колокола сквозь листья».
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 167 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |