Читайте также:
|
|
гЂЂгЂЂгЂЂРР·-Р·Р° РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ избытка степеней СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Сѓ наших органов никакие двигательные импульсы Рє мышцам, как Р±С‹ точны РѕРЅРё РЅРё были, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ сами РїРѕ себе обеспечить правильное движение, согласного СЃ нашими намерениями. Рупругость мышечных тяг, которые РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ так же точно Рё строго передавать движения, как твердые рычаги машин, Рё непомерная подвижность длинных суставчатых цепочек конечностей, Рё, наконец, множество внешних СЃРёР», осаждающих нас СЃРѕ всех сторон, — РІСЃРµ это сообща РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє тому, что, включая ту или РґСЂСѓРіСѓСЋ мышцу, РјРѕР·Рі совершенно РЅРµ РІ состоянии знать заранее, РєСѓРґР° РѕС‚ этого включения двинется конечность. Как РјС‹ видели РІ очерке II, СЃРїРѕСЃРѕР± сделать конечность управляемой только РѕРґРёРЅ: непрерывно СЃ самого первого момента бдительно выверять движение СЃ помощью донесений органов чувств Рё вести его РІСЃРµ время РЅР° СѓР·РґРµ соответствующих, коррекций. Там уже упоминалось, что РІСЃРµ без исключения органы чувств несут время РѕС‚ времени РєСЂРѕРјРµ своей РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ службы еще Рё эту добавочную нагрузку, которую РјС‹ обозначили как проприоцептивную форму деятельности этих органов.
    Очевидно, что раз внешние условия так изменчивы и движение возможно вести не иначе как на поводу у сенсорных коррекций, то даже при неоднократном повторении одного и того же движения двигательные импульсы от мозга к мышцам не будут раз от раза одинаковыми. Последовательные шаги при беге опытного спортсмена так же неотличимы друг от друга, как монеты одной и той же чеканки, но эта одинаковость получается не оттого, что мозг бегуна приладился посылать мышцам ног совершенно одинаковые двигательные импульсы, а только за счет безупречной поправочной работы его сенсорных коррекций. Более того, точно установлено, что если бы в мышцы в самом деле были засланы подряд десять совершенно одинаковых между собой серий двигательных импульсов, то из этого получились бы в лучшем случае десять уродливых шагов, не похожих ни друг на друга, ни на движения бега вообще. В худшем, но вполне возможном случае бегущий просто потерял бы равновесие и упал на втором же шаге. Там, где было бы нужно срочно и точно отразить какую-нибудь неожиданную внешнюю силу, вызванную неровностью дорожки, скользким местом и т. п., там его мозг продолжал бы упрямо и слепо печатать свои однообразные штампы, лишенные всякой приспособительности.
    Таким образом, — и этот вывод и есть то важнейшее примечание, которое нам нужно было сделать, — двигательный навык даже самого простого и однообразного движения не может быть двигательной формулой или двигательным штампом, как ошибочно думали раньше и как полагали, в частности, те, кто приравнивал навык к условному рефлексу. Поэтому прежде всего неправильно представлять себе, что двигательный навык — это какой-то отпечаток или след в двигательных центрах мозга.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 110 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |