|
Как легко заметить, исторический путь стран Южной и Юго-Восточной Азии в период колониализма имеет немало общего. Все они, если не считать Африку, были в числе наиболее ранних объектов колониальной экспансии. Все, кроме Сиама, затем превратились в колонии. Для всех было характерно длительное сопротивление колониализму со стороны традиционной восточной структуры власти-собственности с централизованной редистрибуцией (т.е. развитых авторитарных режимов и обществ восточного типа). И всюду это сопротивление в сочетании с постепенным вынужденным приспособлением, хотя подчас и в ситуации ожесточенных крестьянских войн, порой возглавлявшихся компартиями, завершилось деколонизацией и достижением политической независимости.
Речь об идейно-институциональном фундаменте, окрашенном в определенный религиозно-цивилизационный цвет, формировавшемся веками и тысячелетиями в условиях господства сложившегося образа жизни, привычных стереотипов поведения, устойчивых систем нравственных ценностей, генеральных мировоззренческих принципов и установок. С точки зрения этого потенциала духовной культуры и тесно связанной с ним социальной ориентации общества и государства обоих регионов они, за незначительными и легко объяснимыми исключениями (имеется в виду сравнительно поздняя исламизация части этого древнего индо-буддийского региона), весьма близки друг к другу. Именно по этому генеральному признаку страны Южной и Юго-Восточной Азии объединены в некий единый блок родственных стран. Это не означает, что упомянутый потенциал одинаков и однозначен у всех. Как раз напротив, он весьма различен по мощи и даже фактуре составляющих его идейно-институциональных основ и цивилизационных пластов, что в немалой степени усложняет анализ, заставляя делать оговорки либо выделять варианты. Но в целом перед нами все же единый блок народов и государств, нуждающийся в аналитической оценке в первую очередь с точки зрения раскрытия роли и значимости их религиозно-цивилизационной традиции.
Религии и религиозно-культурные традиции
Индуизм - религия Индии преобладающего большинства индийцев. Восходя к древней религиозно-философской мудрости вед, а также к брахманизму со всеми его школами-даршанами, эта религия примерно с рубежа нашей эры стала господствовать на всей территории Индостана и, более того, начала быстрыми темпами распространяться в Индокитае и Индонезии.
Буддизм как религиозная философия и практика - плоть от плоти древнеиндийской ведической культуры и брахманизма. Коренным отличием этой доктрины от индуизма является принцип равенства всех перед величием высшего спасения, ухода в Абсолют, в нирвану. Собственно, эта разница, из-за которой буддизм не мог гармонично вписаться в иерархическую и подчеркнуто антиэгалитарную общинно-кастовую структуру Индии, и обусловила постепенное вполне мирное вытеснение буддизма индуизмом в Индостане. Но, будучи идейно цельным, а институционально почти столь же, как и индуизм, аморфным, конфессионально-идеологически таким же терпимым и оказавшись практически ничем не связанным с социальным строем общинно-кастовой Индии, буддизм легко нашел себе новую родину в ряде стран к востоку от Индостана, в том числе в Индокитае и Индонезии, на Цейлоне, не говоря уже о Китае, Корее и Японии.
Ислам был наиболее важным и значимым пластом такого рода. Подробнее о нем будет идти речь ниже в связи с оценкой ситуации на Ближнем и Среднем Востоке в колониальное время. Пока же стоит заметить, что ислам, как и индуизм, более образ жизни, нежели только религия. Но в отличие от индуизма ислам социально активен и неразрывно слит с политикой, с системой администрации. Эту религию отличают воинственность до фанатизма и наступательность вплоть до насильственного прозелитизма, что практически начисто исключает свойственную индо-буддизму терпимость. Покорность чужой воле и фатализм здесь приводят к конформизму поведения и мышления, а формальное равенство всех перед Аллахом, не раз стимулировавшее массовые выступления за попранную социальную справедливость, тесно переплетается с принципом поголовного рабства, т.е. бесправия нижестоящих перед вышестоящими.
Конфуцианство как заимствованная из Китая доктрина на протяжении многих веков было господствующим в зависимом от Китая Вьетнаме, особенно в Северном и Центральном, где оно практически легло в основу религиозно-цивилизационного фундамента духовной культуры народа. И хотя среди низших слоев вьетнамского общества конфуцианство не достигло тех высот его органичного усвоения, которые отличали собственно китайское население, в том числе и широко распространившихся по всей Юго-Восточной Азии хуацяо, все же именно оно всегда определяло во Вьетнаме облик его культурных традиций. Культ предков и старших, жесткая осознанная социальная дисциплина в сочетании с веками воспитывавшейся культурой труда, особенно сельскохозяйственного, равно как и многие другие свойственные конфуцианской культуре черты и признаки, в немалой мере способствовали успехам хуацяо в разных странах Юго-Восточной Азии вплоть до Цейлона и Филиппин.
Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 99 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |