Читайте также:
|
|
В начале 30-х гг. XIX в. было разработано идеологическое обоснование охранительной политики самодержавия – теория «официальной народности», автором которой был министр народного просвещения граф С.С. Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу «Самодержавие, православие, народность», исходившую из того, что самодержавие – исторически сложившаяся форма русской жизни православие – его нравственная основа, а народность, т. е. единение царя и народа, ограждает Россию от социальных катаклизмов. Согласно указанной схеме русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Отсюда любые выступления против самодержавия, критика церкви трактовались как действия, направленные против коренных интересов народа.
В 1830–1840 гг. родились два важнейший идейных течения – западничество и славянофильство.
Представители обоих течений были горячими патриотами, резко критиковавшими николаевскую Россию и твердо верившими в будущее своей страны. Славянофилы (Хомяков, Аксаковы, Самарин и др.) не признавали современную им Европу, считая, что западный мир изжил себя. Огромной ценностью для России, по их мнению, являлась православная религия в противовес рационалистическому капитализму. В этой связи особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности. В русской же промышленности крестьянской общине соответствовала.
по мнению славянофилов, артель. Их политическим идеалом была патриархальная монархия, опиравшаяся на широкую поддержку народа.
Западники же (Кавелин, Боткин, Анненков и др.) русскую самобытность оценивали как отсталость. Они считали, что длительное время Россия находилась как бы вне исторического развития и только Петр I ускорил процесс перехода России от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников – начало движения России во всемирную историю, и поэтому Россия должна заимствовать опыт западно-европейских стран, прошедших путь к конституционному государству. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».
При всех различиях в оценке перспектив развития России западников и славянофилов объединяло негативное отношение к революции, они выступали за реформистский путь решения основных социальных проблем России. В этом они отличались от возникшего в 50-е гг. XIX в. радикального, революционного направления общественной мысли. Многие сторонники этого течения (Герцен, Огарев, Добролюбов и др.) поначалу разделяли основные идеи западников, однако со временем разошлись с ними по ряду принципиальных вопросов. Будучи согласными с тем что Россия идет по западному пути, радикалы были не склонны идеализировать современную им Европу. С их точки зрения, Россия в своем развитии должна не только догнать западные страны, но и совершить вместе с ними шаг к новому строю – социализму.
Эпоха реформ 60-х гг. XIX в. изменила ход общественно-политической мысли России. С отменой крепостного права в стране возникло принципиально новое общество, основанное на формальном равенстве людей перед законом. На повестку дня встали вопросы предоставления этому обществу гражданских прав и свобод, самоуправления и народного представительства. Традиционно выделяемые в исторической науке три направления общественной мысли второй половины XIX в. (консерваторы, либералы и революционеры) по-разному подходили к решению этих вопросов.
Консервативное направление обычно связывают с политикой, проводившейся под руководством Александра III и Николая II царскими сановниками Победоносцевым, Толстым, Деляновым и др. В целом консерваторы придерживались известной формулы «Самодержавие, православие, народность», выступая за поддержку коллективистских начал в крестьянском хозяйстве и проводя политику русификации окраинных земель империи.
Либеральное направление общественной мысли также было представлено в царском правительстве (Лорис-Меликов, Абаза, Милютин). Кроме того, российский либерализм развивался усилиями земских деятелей Петрункевича, Чичерина, Струве и др.
Отсчет начала русской либеральной идеологии принято вести от конституционного проекта М.М. Сперанского 1809 г. Возникшие в российском обществе на рубеже XVIII–XIX вв. либеральные идеи наметили программу реформ, осуществлявшихся правительством в 1861–1874 гг., которые ставили целью создание правового государства. Либерализм во многом опирался на созданные в России после 1864 г. земские учреждения. В записках и проектах преобразований, неоднократно подававшихся от имени земств императору, часто звучали просьбы выработать план либеральных преобразований, обеспечить права личности свободу слова, созвать всероссийское земское представительское учреждение – прообраз парламента. Во многом схожие планы содержались и в проекте министра внутренних дел России Лорис-Меликова, названном позднее частью русского общества «конституцией Лорис-Меликова». Его суть сводилась к обоснованию образования подготовительных комиссий для рассмотрения законопроектов.
В день своей гибели император вручил министру проект правительственного сообщения о созыве общей комиссии, намеченном на январь 1882 г. Однако после убийства Александра II возобладала позиция консерваторов, склонивших Александра III на проведение охранительного курса, и Лорис-Меликов покинул правительство вместе с другими либеральными деятелями.
В целом либеральная мысль второй половины XIX в. рассчитывала на реформирование старого строя без потрясения его основ. Однако к концу века на политическую сцену России выходит новое, мощное общественное движение – либеральные демократы ведущую роль среди которых играли Струве и Милюков. Новый либерализм заявил собственные претензии на политическое и социальное переустройство России, которое предполагало полновластный парламент, верховный суверенитет народа, широкие свободы и социальные реформы.
Опубликование Манифеста об освобождении крестьян 1861 г. вызвало разочарование в радикальных кругах. Ряд деятелей заявили, что крепостное право вовсе не отменено, а народ в очередной раз обманут царским правительством. Сторонники радикальных взглядов, объединившиеся в общества «Великорусе», «Земля и воля» и ряд подобных, начинают распространение революционных воззваний и прокламаций, призывающих к объединению сил для натиска на самодержавие. Движение, не имея социальной опоры в обществе, было быстро подавлено правительством, а его лидеры Н.Г. Чернышевский М.Л. Михайлов, Д.И. Писарев подверглись различным наказаниям.
Термин «народничество» появился в отечественной литературе в середине 60-х гг. XIX в. и подразумевал стремление к изучению народного быта, желание облегчить тяготы крестьянской жизни. Доктрина народничества сложилось к началу 70-х гг. XIX в., когда в движении возобладала точка зрения, что социальный переворот в обществе может быть произведен силами народных масс, руководимых организацией профессиональных революционеров. Тогда же обозначились и три крыла движения – пропагандистское (с идеологом П.Л. Лавровым), бунтарское (М.А. Бакунин) и заговорщицкое (П.Н. Ткачев).
Массовое «хождение в народ» в 1874 г. было стихийным движением, в котором принимало участие около двух тысяч «пропагандистов». Для пропаганды своих идеалов народники шли работать в деревни, пытаясь распространить социалистические идеи ереди крестьян. Движение потерпело неудачу и после 1877 г. сошло на нет. Сторонники пропаганды создали в 1879 г. организацию «Черный передел» во главе с Г.В. Плехановым и П.Б. Аксельродом.
Последователи М.А. Бакунина считали любую государственную власть источником всех зол и противопоставляли ей федерацию самоуправляющихся сельских общин и производительных ассоциаций. По их мнению, народническая агитация должна быть направлена на бунт и в конечном счете всемирную революцию.
Сторонники террора как средства достижения своих целей образовали в 1879 г. партию «Народная воля» Эта организация требовала созыва всенародного учредительного собрания для осуществления радикальных реформ. Для того чтобы заставить правительство выполнить эти требования, исполнительный комитет «Народной воли» организовал ряд покушений на жизнь высших царских сановников, а в 1881 г. осуществил убийство императора Александа II. Однако это не вызвало предполагавшегося террористами народного восстания, и после суда почти все организаторы убийств были повешены.
С этого времени революционное народничество постепенно сходит с политической сцены, а ведущую роль в движении начинают играть сторонники так называемой «теории малых дел» (Н.К. Михайловский. В.В. Воронцов и др.), выступавшие за мирный путь постепенных социальных преобразований. Параллельно этому в Россию начинают проникать социал-демократические идеи, охватившие в конце XIX в. незначительную часть рабочих крупных промышленных городов.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 198 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
|