Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Б. Идея

Наряду с терминами «тема» и «проблема» понятие художест­венной идеи представляет одну из граней содержания произве­дения искусства.

Слово «идея» (отдр.-гр. 1§еа — то, что видно, представление, в дальнейшем — понятие) пришло в науку о литературе из фи­лософии и означает «форму постижения в мысли явлений объ­ективной реальности»1, «сущность» предмета. Понятие идеи было выдвинуто в античности. В литературоведении термином «идея» было принято обозна­чать образно выраженные в произведении искусства авторские мысли и чувства — это эмоционально окрашенный содержа­тельный центр художественного произведения. Автор здесь представлен носителем определенной мировоззренческой и ху­дожественной позиции, выразителем некоторой точки зрения, а не пассивным «подражателем» природе. В связи с этим наряду со словом «идея» использовались понятия «концепция произве­дения» и «авторская концепция». В современном литературове­дении, кроме этих терминов, функционирует также понятие «творческая концепция произведения»!. Смысловое наполне­ние этих терминов в целом синонимично.

Художественная идея не есть понятие отвлеченное, в отличие от научных и философских категорий. Она не может быть выра­жена в определенной словесной формуле, как это происходит, например, в научных текстах. Это связано, во-первых, с образ­ной спецификой искусства и, во-вторых, с субъективно-автор­ской его направленностью. Глубину своего выражения худо­жественная идея обретает в единстве содержания и формы произведения. Можно лишь условно словесно обозначить ав­торскую мысль, положенную в основу содержания. Например, в интерпретации Н. Н. Страхова «таинственная глубина жизни — вот мысль "Войны и мира"»2. Однако бывает так, что идеи выражаются автором напрямую, в закрепленных словесных формулах. Так иногда происходит в лирических стихотворных текстах, стремящихся к лаконизму выражения. Например, М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Ду­ма» выносит основную идею в первые строки: «Печально я гля­жу на наше поколенье! // Его грядущее — иль пусто, иль темно, // Меж тем, под бременем познанья и сомненья, // В бездейст­вии состарится оно». Далее поэт в трех строфах раскрывает эту мысль, а в последней строфе приходит к обобщению, возвра­щающему читателя к главной идее: «Толпой угрюмою и скоро по­забытой // Над миром мы пройдем без шума и следа, // Не бро­сивши векам ни мысли плодовитой, // Ни гением начатого труда». В реалистическом романе XIX века герой, близкий автору, может высказывать созвучные писателю мысли — таков Алеша Карамазов у Ф. М. Достоевского.

Некоторые писатели сами формулируют идею своих произ­ведений в предисловиях к ним (например, М. Ю. Лермонтов в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени») или в статьях, письмах, мемуаристике, публицистике и пр. Так, Ф. М. Достоевский писал о идее романа «Идиот»: «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного челове­ка»'. Но мы можем сказать, что идея книги неотделима от об­разной системы произведения во всей совокупности ее речевых и композиционных элементов. Именно благодаря своему образ­ному выражению художественная идея становится глубже даже авторских отвлеченных объяснений своего замысла.

Специфической особенно­стью художественной идеи является несводимость ее к отвле­ченному положению, образность выражения только в художест­венном целом произведения.

Отсюда вытекает и другая особенность художественной идеи. По-настоящему художественная идея не является изначально заданной, внеположной произведению. Она может значительно измениться от стадии замысла до момента завершения произве­дения. Это изменение составляет один из предметов исследо­вания специального раздела литературоведения, изучающего творческую историю произведений. Такая эволюция авторской концепции обусловлена в первую очередь развитием мировоз­зрения художника: меняются его взгляды на жизнь, меняется сама действительность, трансформируется и изначальная худо­жественная идея.

Идея произведе­ния включает в себя оценку автором отобранных фактов и явле­ний жизни. Но оценка эта также выражается в образной форме — путем художественного отображения типического в индивиду­альном. Приведем такой пример. Известно, что образ Ильи Ильича Обломова многократно оценивался критиками со вре­мен Н. А. Добролюбова как социальный тип, глубокое обобще­ние «паразитического существования» крепостнического дво­рянства. Но вот что по этому поводу писал сам И. А. Гончаров:

«Мне, например, прежде всего бросался в глаза ленивый образ Обломова — в себе и в других — и все ярче выступал передо мною. Конечно, я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются мало-помалу элементарные свойства русского чело­века — и пока этого инстинкта довольно было, чтобы образ был верен характеру.. Если б мне тогда сказали все, что Добролюбов и другие и, наконец, я сам потом нашли в нем, — я бы поверил, а поверив, стал бы умышленно усиливать ту или другую черту и, конечно, испортил бы. Вышла бы тенденциозная фигура!»1 Так, если бы образ был только наглядным, единичным, не заключал бы в себе обобщения, то произведение могло бы быть «безыдей­ным», оно изображало бы, например, портрет Обломова — «одно­го знакомого». Но и если бы идея была извне «привязана» к тексту и была бы выражена не в образе, то произведение получилось бы внешне тенденциозным и вряд ли художественным. То есть художественная идея воплощает обобщенное в конкретном.

Литературное творение насквозь проникнуто личностным авторским отношением. Этот компонент внутри идейного ядра произведения в современном литературоведении называют по-разному: эмоционально-ценностной ориентацией, модусом ху­дожественности, типом авторской эмоциональности. Долгое время вслед за Г. Н. Поспеловым устойчивые типы эмоциональ­ного отношения, выраженные в произведении, было принято называть видами пафоса3. К ним относятся героическое, траги­ческое, романтика, комическое, идиллическое, ирония и другие эстетические категории, характеризующие не только тип автор­ского отношения, но и идейно-смысловой план произведения в целом.

Художественный текст насыщен смыслами, они могут нахо­диться в разных отношениях друг к другу. Идейный смысл про­изведения представляет собой единство нескольких идей (по образному определению Л. Н. Толстого — «бесконечный лаби­ринт сцеплений»), объединенных главной идеей, которая про­низывает весь образный строй произведения. Так, изображая пугачевское восстание, в «Капитанской дочке» А. С. Пушкин показывает историческую обоснованность крестьянского бунта, видит его жестокость, но отказывается рассматривать его руко­водителей как «злодеев». Подобная оценка раскрывается в про­тивопоставлении милости и справедливости. Екатерина II по­миловала Гринева, подобно тому как Пугачев помиловал его и Машу.

Итак, художественная идея, образно воплощенная в произ­ведении, включает в себя и авторскую оценку отраженных явле­ний действительности, и отражение мировоззренческой пози­ции писателя, его системы ценностей. Авторская концепция представляет собой смысловое ядро художественного содержа­ния, идейный центр литературного произведения как единого целого.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав