Читайте также:
|
|
Путина нельзя отнести к авторитарному и, уж тем более, тоталитарному типу личности. В то же время есть серьезные основания не относить его к демократическому типу. Среди этих оснований можно выделить две группы.
Первая - это субъективные личностные качества Путина как человека, индивида. Его целеустремленность, обособленность, некоторая замкнутость и подчас - жесткость, прямота отличают его от образа дипломатичного либерала. Вторая группа оснований - реальные принципы и действия Путина как должностного лица, политического субъекта. В них традиционно подчеркиваются стремление к усилению роли государства, к построению властной вертикали. Результаты этих принципов и действий - верховенство его политической воли и воплощение ее в жизнь. Наконец, отечественные и зарубежные СМИ отказываются видеть в бывшем сотруднике КГБ приверженца демократических ценностей и стиля управления.
В связи с тем, что Путин не вписывается в предложенную классификацию, считается приемлемой следующая точка зрения: Путин обладает некоторыми чертами и того, и другого типов и может быть отнесен к некоему уникальному, если угодно - новому (но не среднему, промежуточному - это было бы напрасным упрощением). Он толерантен, но не все терпим; требователен, но не склонен к личному преследованию за ошибки; целеустремлен, но разборчив в средствах; испытывает удовольствие от ответственности, но не стремится к абсолютизации, узурпации власти.
Главное качество Путина - открытость, избавляющая от необходимости играть кого-то другого. Мы, приученные к "играм власти", не можем в это поверить. Мы смотрим на Путина и видим - каждый свое. Но есть в его облике вполне определенные черты, в совокупности дающие портрет человека, которому многие готовы доверить судьбу страны (а значит, и свою) на ближайшие четыре года.
Личное достоинство органично преобразуется в такую разновидность скромности, которая подпитывается реалистичной самооценкой.
Гражданское достоинство органично выстраивается как уверенная русская идентификация. Не случайно Путин заканчивает свое открытое письмо к избирателям пассажем о "достойной жизни", понимая ее "в том самом смысле, какой ее хотят видеть и в какую верят большинство моих сограждан. Как вижу нашу жизнь и я сам, будучи русским человеком". Большинство - это мягко сказано. Декабрьско-январские опросы РОМИР показали, что 90% определяют достоинство России в первую очередь уровнем жизни граждан. 68% согласны в том, что "Россией должны править только русские" (еще 12% ответили "и да, и нет"). И 87% полагают, что "вновь обретенное величие России" возродит патриотизм россиян.
Путин представляет определенную профессиональную и социальную группу российского общества и воспринимается как "чекист", "разведчик", "офицер". Надо признать, что при всей сомнительности аттестации "чекист" остальные два слова для ныне живущих поколений, воспитанных на Штирлице, - позитивная характеристика. И Путин усиливает этот исходный позитив, демонстрируя вызывающую уважение лояльность к своей корпорации. Мотив служения для Путина особенно значим.
Еще одна характерная черта офицерского этоса - решительность, т.е. решимость выполнять намеченное, будь то приказ или собственный выбор. Готовность перевести замысел в действие ставит серьезный вопрос о том, как внутренне, наедине с самим собой Путин легитимизирует то, что он делает и что делают другие по его приказу.
Вся Чечня-2 оказалась возможной лишь потому, что Путин не сомневался в моральной правоте своего выбора в пользу ответа ударом на удар и уничтожения бандитско-террористического анклава на территории РФ. Писателям он убежденно говорил о том, что "у нас абсолютно моральная позиция. Нам нечего скрывать". Завершая свое выступление на учредительном съезде движения "Единство", он так сформулировал задачу той партии, в которой видит свою опору: "доказать, что нравственность власти - высота абсолютно достижимая".
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 422 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |