Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ГЛАВА VIII

Читайте также:
  1. quot;Глава 9.1. РЕШЕНИЯ СОБРАНИЙ
  2. Вторая глава.
  3. ГЛАВА 07. ДИАГНОСТИКА БЕРЕМЕННОСТИ
  4. Глава 1
  5. Глава 1
  6. Глава 1
  7. Глава 1
  8. Глава 1
  9. Глава 1
  10. Глава 1


Список сокращений к лекции «Гипертоническая болезнь»

 

АГ – артериальная гипертензия

АД – артериальное давление

ОЦК – объем циркулирующей крови

СВ – сердечный выброс

ОПСС – общее периферическое сопротивление сосудов

УО – ударный объем

ЧСС – частота сердечных сокращений

СНС – симпатическая нервная система

ПСНС – парасимпатическая нервная система

РААС – ренин-ангиотензин-альдостероновая система

ЮГА – юкстагломерулярный аппарат

АПФ – ангиотензин-превращающий фермент

СКФ – скорость клубочковой фильтрации

ВОЗ – всемирная организация здравоохранения

ХПН – хроническая почечная недостаточность

 

ГЛАВА VIII

ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

VII¦VI ВВ. ДО Н. Э.

Греческая культура архаического периода носит на себе чер-

ты, восходящие еще к крито-микенской эпохе и к последующему

времени XI¦1Х-в.в. до н. э.¦ периоду после дорийских переселе-

ний и завоеваний. Она развивалась на базе ручных орудий тру-

да, которые применялись во всех отраслях тогдашнего хозяйст-

ва. Крестьяне, ремесленники ¦ непосредственные производите-

ли¦выполняли работы, которые у более зажиточных и богатых

греков выполняли рабы. Рабовладельческие отношения постепен-

но развивались, но физический труд еще не считался унижаю-

щим свободного человека. А труд земледельца считался почет-

ным. Уровень техники и соответствующие отношения этого вре-

мени ярко отражены в поэме Гесиода ¦Труды и дни¦.

Мировоззрение этой эпохи соответствовало уровню произво-

дительных сил и производственных отношений. Явления природы

и общественные отношения находили преимущественно религи-

озное истолкование.

1. Религия. Греческая религия складывается еще в период крито-микенской эпохи и разложения родового строя (в XI¦

IX вв. до п. э.). В VIII¦VII вв. до н. э. она уже вполне разви-

та. Это¦антропоморфизм, т. е. обожествление человека, пред-

¦ К. Маркой Ф.Энгельс. Соч. т. 21, стр. 117.

 

^Прение о богах, как сильных, прекрасных людях, которые бес-

см^ртны и обладают вечной молодостью.

Мир вначале, по греческим представлениям, представлял со-

бой Хаос, была также Земля¦-Гея и подземный мир¦Тартар.

От Геи произошел сын Уран¦бог неба. Уран и Гея родили

титана Кроноса, который сверг своего отца Урана.

Это были титаны ¦ старшие боги. От Кроноса произошли

младшие боги: Аид, Посейдон, Гестия, Деметра, Гера и Зевс.

Младшие боги во главе с Зевсом свергли господство старших

богов ¦ титанов и стали управлять миром. Главным богом, отцом

богов, громовержцем считался Зевс. Его женой стала Гера ¦

богиня неба и покровительница брака. Посейдон почитался как

бог моря, Деметра была богиней плодородия и зерновых расте-

ний, Гестия ¦ богиней домашнего очага, Аид ¦ богом подземно-

го мнра.

У Зевса было много детей ¦ богов. Наиболее почитаемыми

были: Афина ¦ богиня мудрости и войны, вышедшая из головы

Зевса, Аполлон¦бог света и искусства, Артемида¦богиня лу-

ны и охоты, Гефест ¦ бог-кузнец и др.

Богиня красоты и любви Афродита вышла из морской пены

у острова Кипра, почему и называется еще Кипридой.

Особо почитался бог виноградарства и виноделия Дионис

в виде прекрасного юноши. В его честь устраивались праздни-

ки¦Дионисии.

Древние греки населяли всю природу божественными сущест-

вами. По их воззрениям в рощах жили дриады, нимфы, козло-

ногие сатиры; в море¦наяды и сирены¦птицы с головами

женщин,

В Греции почитались полубоги ¦ герои, происходившие, по

мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно почитался

Геракл, совершивший 12 подвигов. Он изображался одетым во

львиную шкуру и вооруженным палицей. Геракл был образом

благородного человека, борющегося со злом и побеждающего

его.

2. Празднества. В древней Греции существовали такие куль-турные установления, которые связывали различные города как

бы в одно целое и объединяли греческую народность. Центрами,

объединяющими эту народность своими празднествами, играми,

оракулами, являлись города Балканского полуострова. В Греции

существовали специальные празднества, посвященные богам, но

имеющие не только религиозный характер, поскольку существен-

ными действиями этих праздников являлись физкультурные состя-

зания, а также музыка, песни и т. п.

На эти празднества стекались люди из всех полисов Греции.

Знамениты были праздники в честь Геры Аргосской в городе Ар-

госе на Пелопоннесе, Панафинеи, т. е. празднества в честь богини

Афины в Афинах, и др. В Афины в это время приезжало много

народа из самых различных городов Греции. Особенно славились

3 История древнего мира. ч. II, ^

процессии женщин в Афинах. Обычно женщины сидели в домах

в специальных помещениях ¦ гинекеях и почти никуда не пока-

зывались. Ходили они в сопровождении или близких родствен-

ников, или служанок. Но на празднестве Панафиней женщины

принимали участие в торжественном шествии в честь богини

Афины. Празднично одетые, они свободно выходили на улицы.

Празднество это было торжественным и сопровождалось танца-

ми. В этот день пели песни, водили хороводы, впоследствии шли

театральные представления.

3. Олимпийские игры. Помимо празднеств, греков объединяли общегреческие состязания.

 

Особенно славились олнмпнйскне игры, которые проходили

в Олнмпнн на Пелопоннесе. Их справляли в честь отца оогов

громовержца Зевса Олимпийского. В Олимпии стоял его храм,

в котором находилась громадная статуя этого бога.

Олимпийские игры происходили раз в четыре года на пятый,

и древние греки впоследствии стали вести свое исчисление време-

ни по олимпиадам. Первая олимпиада, по преданию, состоялась

в 776 г. до и. э.

На время игр войны прекращались для того, чтобы в эгих

играх могли участвовать все греки. Таким образом, олимпийские

игры были поистине провозвестницами мира.

На олимпийские игры съезжалось много народу из самых раз-

личных городов греческого мира. Состязания проводились в беге,

прыжках, метании диска, езде на колесницах и во многих других

гимнастических упражнениях. Но кроме того, состязания про-

ходили у драматургов, поэтов, певцов и музыкантов. Эти игры

имели первостепенное значение как для физического развития,

так и для умственного и духовного. В физических упражнениях

участвовали мужчины, а из женщин ¦ только девушки-спар-

танки.

Победители на олимпийских играх получали очень простую

награду¦венок из листьев священной маслины¦оливковый ве-

нок. Никаких ценностей победитель не получал. Но этот оливко-

вый венок являлся высшей почетной наградой. Одержавший

победу пользовался необычайным почетом. И не только он, но

и его семья, его родной город. В честь победителя пелись песни,

слагались стихи. Скульпторы делали статуи победителей.

Победители в состязаниях певцов, музыкантов награждались

лавровым венком. Они также пользовались всеобщим признани-

ем и считались гордостью своего города.

Олимпийские игры имели большое значение для развития

культуры всей Греции.

4. Оракулы. Общегреческими установлениями были также и оракулы.

 

Благодаря оракулам греческие жрецы извлекали очень боль-

шие выгоды, так как все, кто желал получить ответ на вопросы,

жертвовал деньги или дорогие вещи. Под оракулами надо под-

разумевать не отдельных лиц, а целые храмы, которые занимались

прорицанием будущего. Особенно был прославлен Дельфийский

оракул в Фокиде. В этом месте среди гор было ущелье, откуда

шли вредные испарения. У этого ущелья ставился треножник,

на который садилась Пифия¦жрица-предсказательница. Одур-

маненная испарениями, она приходила в бессознательное состоя-

ние. В этом состоянии Пифия бормотала непонятные слова, ко-

торые объясняли жрецы и давали ответы обращавшимся к ора-

кулу с вопросами.

Дельфийский оракул пользовался большой популярностью и

славился не только в греческих, но даже в других государствах.

Оракулы играли большую политическую роль и были подат-

ливы на подкуп.

Ответы оракулов строились таким образом, чтобы их можно

было толковать различным образом, так как на самом деле ора-

кул ничего предсказать не мог. Но жрецам важно было не

потерять своего авторитета.

5. Философия. В связи со значительным экономическим раз-витием греческих городов Малой Азии, их ремесла и торговли,

с повышением роли городского демоса видоизменяется идеоло-

гия. Многие граждане из этих городов не могут уже довольст-

воваться религиозным объяснением мира и ищут ответа в мате-

риальном мире. Происходит борьба между идеалистическими и

материалистическими взглядами, и в этой борьбе возникает ма-

териалистическая философия VII¦VI вв. до н. э.

3» 67

Эту раннюю философию называют стихийным материализмом. ]

Первым таким философом был Фалес_из_Милета, одновременно физик и математик. Он учил, что бснова всего мира ¦ вода. Весь

мир произошел из воды, и она является основой всего сущего.

Один из его учеников ¦ Анаксимен ¦ считал началом всего суще-

го первичную материю¦¦апейрон¦.

Анаксимандр учил, что основой мира является воздух¦

¦эфир¦, который пропитывает все существа и из которого произо-

шел мир.

Философ Гераклит считал, что мир произошел от огня: ¦Мир ¦

это есть огонь, вечно воспламеняющийся и вечно угасающий¦.

Гераклит жил в городе Эфесе, где и создал свою философию.

Владимир Ильич Ленин в своих ¦Философских тетрадях¦

называет Гераклита первым диалектиком^ Действительно, Ге-

раклит учил, что на земле нет вещей, а есть процессы, которые

происходят. ¦Все течет, все изменяется¦¦таково основное поло-

жение Гераклита. ¦Нельзя два раза войти в одну и ту же реку,

потому что когда вы входите в первый раз, текут одни частицы

воды, а когда вы входите во второй раз, текут другие частицы

воды¦.

Фалес, Анаксимен и Анаксимандр являлись философами

милетской школы, т. е. той философской школы, которая находи-

лась в городе Милете. Несмотря на наивность, эта философия

представляла собой большую ценность, так как основой мира

считала развитие первичной материи, а не творческую силу

богов.

Однако наряду с материалистической философией существова-

ла философия идеалистическая, которая начала мира видела не

в природе и ее явлениях, а в идеях. Таким философом-идеалистом

был Пифагор, живший в VI в. до н.э. в Сицилии. Пифагор¦

один из основателей греческой математики.

Философия Пифагора была идеалистической. Пифагор изучал

числа, поэтому ему представлялось, что мир ¦ это определенная

система чисел и их взаимоотношений. Он создал в Сицилии

общину своих последователей, так называемых пифагорейцев,

которые происходили главным образом^ из аристократических

семей.

6. Греческая письменность. Греческая алфавитная письмен-ность, имеющая небольшое количество букв, возникла в IX¦VIII

вв. до н. э., используя финикийский алфавит. Финикийцы, ведя

торговые расчеты, для которых необходима была запись, не име-

ли времени и возможности изучать древние письменности Восто-

ка, имеющие большое количество знаков. Нужно было письмо

краткое и точное, которое бы отражало счеты и расчеты и не

требовало бы длительного изучения. Финикийцы создали новое

· См.: В. И. Ленин. Философские тетради. Поли. собр. соч., т. 29 стр. 311.

 

^68

.Ц»Д1Ч1ЗДД^11У^,1.1^

письмо ¦ из 22 букв, но эти буквы обозначали только соглабные

звуки.

Греки воспользовались финикийским письмом, но изменили

его, обозначив не только согласные, но и гласные звуки. Таким

образом был создан новый греческий алфавит¦из 24 букв.

Для нас греческий алфавит имеет тем большее значение, что

впоследствии основатели славянской письменности взяли его за

образец, прибавив к нему только буквы, обозначающие шипящие

звуки, и до сих пор мы пользуемся этим видоизмененным алфа-

витом.

7. ¦Литература. Создание нового алфавита и письменности яви-лось очень важным шагом в развитии греческой литературы.

 

Во второй половине VIII в. до н. э. поэт Гесиод, живший

в Беотии, написал два крупных литературных произведения:

¦Теогонию¦, излагавшую взгляды греков на происхождение богов

и мира, и ¦Труды и дни¦.

В VII¦VI вв. до н. э. возникла и достигла высшего развития

греческая лирика. Это было время ожесточенной социально-

экономической и политической борьбы между аристократией

и демократией в греческих полисах. Эпоха VII¦VI вв. до н. э.

с ее постоянной борьбой получила отражение в стихах лириче-

ских поэтов, которые были кратки и отражали настроение и думы

людей того времени. В немногих словах они описывали сильные

чувства, горе и радость.

Слово ¦лирика¦ происходит от названия самого употребитель-

ного в то время музыкального инструмента¦лиры. Обычно сти-

хотворные произведения декламировались нараспев под музыку

лиры.

Одним из первых поэтов ¦ основоположников греческой ли-

рики является Архилох, родившийся на острове Парос. Он

принимал участие в борьбе аристократии и демократии. В одном

из своих стихотворений Архилох говорит о смене удач и неудач

на жизненном пути. Если тебя ¦победят,¦говорил он,¦не огор-

чайся, запершись в дому, не плачь. В меру радуйся удаче, в меру

в бедствиях горюй. Познавай тот ритм, что в жизни человеческой

сокрыт¦ (пер. В. В. Вересаева).

Архилох служил наемником, сражался во Фракии. Чем он

кончил, неизвестно. Судьба Архилоха ¦ образец бродячей, не-

обеспеченной, полной опасностей жизни рядового человека того

времени.

В древнегреческих стихах рифмы не существовало. Стихи

Архилоха являются прекрасным образцом напевного размера

греческой лирики. Позже многие поэты писали, сообразуясь

с поэтическими принципами Архилоха.

В VI в. до н.э. на острове Лесбос прославились поэт Алкей

и поэтесса Сафо. Оба они жили первоначально в большом

культурном центре Митилены.

^

 

Алкей писал как на гражданские, так и на личные темы. Он

тоже занимался политической деятельностью, был сторонником

аристократии. Лучшим свидетельством этого является его сти-

хотворение ¦Корабль¦, где он описывает опасное путешествие

корабля в бурю. Тонущее судно¦это положение аристократии,

которая едва ли выйдет из страшного шторма. Кроме того,

Алкей воспевал в лирических стихах любовь и вино. Извест-

но его стихотворение, посвященное Сафо. Свою жизнь Алкей

кончил на Сицилии, куда он принужден был эмигрировать

с Лесбоса.

Стихи Алкея до сих пор привлекают своей исключительной

музыкальностью, прекрасной передачей настроения и большой

искренностью.

В тех же Мнтиленах на Лесбосе жила поэтесса Сафи, полу-

чившая в молодости хорошее образование. Сафо имела дэчь¦

белокурую Клеиду, которую поэтесса горячо любила. Брат Сафо

вел легкомысленную, беспутную жизнь. Он был причиной печали

Сафо, посвящавшей ему скорбные стихи. Сафо становится во

главе женского кружка, своего рода учебного заведения, куда

приезжали из разных стран девушки учиться поэзии, игре на

лире и другим искусствам. После окончания обучения они уез-

жали на родину. Сафо посвящала подругам стихи, в которых

выражала грусть по поводу предстоящей разлуки с ними.

Писала Сафо и о радостях жизни.

Я негу люблю,

Юность люблю,

Радость люблю

 

И солнце.

Жребий мой ¦ быть

В солнечный свет

И в красоту

Влюбленной.

 

(¦Фрагмент¦, пер. Вяч. Иванова.)^

Сафо писала свадебные песни, особенно же знаменито сти-

хотворение, посвященное богине любви и красоты Афродите.

Стихи Сафо¦одни из лучших произведений поэтов той эпо-

хи. Они отличаются необыкновенной пылкостью, красотой формы

и силой чувств.

Греческая поэзия развивается и на территории Балканского

полуострова.

В Спарте, где, казалось бы, совсем не было места поэзии,

жил выдающийся поэт Тиртей. Он воспевал патриотические чув-

ства и победителей на олимпийских играх, а также победителей

в гимнастических и военных состязаниях в Спарте, прославлял

обычаи и подвиги спартиатов.

* ¦Лирика древней Эллады¦. М.¦Л¦ 1935, стр. 29.

Э

В своих одах Тиртей призывал спартиатов быть доблестными

воинами и говорил о том горе, которое ждет человека, бежавшего

с поля боя или предавшего своих товарищей.

Известна и греческая басня. Сама литературная форма басни

зародилась именно в это время. Басня писалась в прозе. Под

видом животных и предметов изображались люди. Первым бас-

нописцем был Эзоп. Согласно легенде, он был рабом и жизнь

его была тяжела.

Подлинную биографию Эзопа мы не знаем. Известно толь-

ко, что он жил в Малой Азии.

Эзоп¦автор басен, кратких и остроумных, в которых ярко

показана борьба бедных и богатых. ¦Не трогай меня,¦говорит

глиняная бочка деревянной.¦ Если ты дотронешься до меня,

ты меня уничтожишь¦. Близкое знакомство бедняков с богачами

ничего хорошего беднякам не сулило.

Басни Эзопа служили впоследствии образцом для басен Ла-

фонтена, И. А. Крылова и других баснописцев.

В VI в. до н.э. возникает сатирическая поэма. Ее образец¦

поэма ¦Война мышей и лягушек¦, переведенная на русский язык

В. А. Жуковским. Сатирические поэмы написаны гекзаметром,

т. е. стихом, которым написаны и поэмы Гомера.

8. Искусство. В эту эпоху зарождается греческое изобрази-тельное искусство. Первоначально оно значительно уступало

искусству древнего Востока как в архитектуре, так и в скульп-

туре. Но уже в конце VI в. до н. э. греческое искусство настолько

развилось, что в некоторых отношениях стало превосходить

искусство древнего Востока.

Первоначально греческая архитектура была несовершенной.

Греческий храм VIII¦VII вв. до н. э. представлял собой дере-

вянное сооружение, имеющее три стены, а четвертую сторону

открытой. Чтобы поддержать крышу с четвертой стороны (со

стороны фасада), ставились бревна, которые и поддерживали ее.

Бревна обычно были круглыми, хорошо отесанными. Впоследст-

вии, когда возникает каменное зодчество, столбы становятся

каменными. Таким образом возникли колонны.

Некоторые храмы VII в. до н. э. строились из кирпича-сырца,

но с каменными колоннами. Впоследствии развивается каменное

зодчество, которое уже существует до самого конца развития

греческой архитектуры.

В конце VII в. до н. э. создается первая форма храма, окру-

женного со всех сторон колоннами. С этого же времени возникает

дорический ордер, или стиль. Он характерен прежде всего про-

стотой колонны. Она делится на основание, ствол и капитель—

верхнюю часть. Капитель в дорической колонне проста, без

украшений.

Скульптура также развивается в Греции, начиная от самых

примитивных форм. В VIII в. до н. э. делались деревянные изо-

7)

бражения богов. Эти изображения одевали и ставили в храмы.

В VII в. до н. э. возникают греческие каменные статуи. Перво-

начально они тоже очень примитивны и напоминают грубо обра-

ботанное дерево. Такова, например, статуя Геры Самосской,

которая как бы сделана из бревна и одета. Фигура ее, собствен-

но, почти не дается. Скульптура совершенно круглая. В конце

VII в. до н.э. появляются статуи, которые представляют подобие

человеческой фигуры. Такова, например, статуя Артемиды Де-

лосской. Здесь уже видна фигура, хотя и очень примитивная.

Есть голова, туловище, руки и ноги. Но все это еще очень плоско

н схематично.

В VII в. до н. э. появляются группы статуй. Так, например,

в Селинутском храме на о. Сицилия изображена группа лю-

дей, где герой Персей отрубает голову Медузе. Здесь фи-уры

сделаны значительно лучше. Хорошо воспроизведены пропоэции

тела и движения. Но на лицах застывшая улыбка, которая

считалась обязательной в то время. Персей улыбается, что, ко-

нечно, понятно, но улыбается и Медуза, которой отрубают го-

лову.

В ту эпоху любимым сюжетом художника, помимо изобра-

жения богов, было изображение юноши, так называемого ку-

роса. Бог Аполлон тоже изображался как юноша. Особенно зна-

менит был Аполлон Тенейский. Он стоял прямо и неподвиж-

но. При этом у него хорошо даны пропорции тела и хорошо

выполнена голова. Лицо с той же архаической любезной

улыбкой.

Для статуи эпохи архаики особенно характерна тщатель-

ность, с которой делались прическа к одежда. С большим ис-

кусством и очень тонко на мраморе или другом материале изо-

бражались локоны, завитки волос, которые мы видим на статуях

Аполлона, Нике, Артемиды и т. д. Тщательно изображались

складки одежды, иногда так искусно, что ткань кажется про-

зрачной. Мужчины обычно изображались обнаженными. Жен-

щины по большей части в одеждах.

Статуи того времени раскрашивались. Следы краски, а иногда

хорошо сохранившаяся краска остаются на статуях. Особенно

часто это встречается именно в эпоху архаики.

Архаическая скульптура, несмотря на неподвижность фигур,

имеет свою неувядаемую прелесть и поражает своим высоким

искусством.

Греческая живопись дошла до нас на стенах зданий. Карги-

ны, в собственном смысле слова, сохранились на стенах подзем-

ных склепов в развалинах городов на юге Италии. Греки даже

в раннее время прекрасно расписывали вазы, которые тоже

являются образцом древней живописи.

· В VI в. до н.э. производились чернофигурные вазы, т. е. вазы, на естественный красноватый фон которых черным лаком нано-

сились изображения. Иногда изображение процарапывалось и

раскрашивалось красной и белой красками. Этот прием харак-

терен только для эпохи архаики. Коринф славился вазами из желтоватой глины.

Лак, производившийся в Аттике в VI в. до н. э., хотя и усту-

пал лаку эпохи V в. до н. э., сохранился до наших дней, не по-

тускнев.

Производство ваз и вазовая живопись, распространившиеся

по всей Греции, говорят о высоком уровне керамического ре-

месла и изобразительного искусства.

*

* *

 

В греческой культуре VII¦VI вв. до н. э. отразилась бурная

эпоха становления античного классового общества, изживания

остатков мировоззрения родового строя, борьбы между аристокра-

тией и демосом, становления античного рабовладельческого поли-

са. Отражены первые успехи научного знания, сформулированы

первые философские системы. На фундаменте, заложенном куль-

турой архаического периода в V¦IV вв. до н. э., достигла своего

блестящего развития древнегреческая классика, составляющая

значительную и существенную часть той основы, на которой ус-

пешно развивалась и развивается европейская культура.

 

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.046 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав