Читайте также:
|
|
Период – форма, выражающая относительно развитую и законченную мысль.
По тональному плану период может быть однотональным и модулирующим.
В тематическом отношении – периоды повторного и неповторного строения.
По строению – квадратный (число тактов в предложениях и периоде равно: 4+4, 8+8, 16+16), неквадратный.
Каденция – гармоническое заключение музыкального построения.
§ Виды каденций:
Ø по месту в периоде – серединная – заключительная – дополнительная
Ø по аккордовому составу:
· автентические (из аккордов D и T);
· плагальные (из аккордов S и T);
· полные (из аккордов S, D и T).
Ø по степени завершенности, устойчивости:
· половинные – каденция на неустойчивой ладовой функции (чаще – на D, реже – на S);
· полные – завершение каденции на тонике. Различаются:
o полные совершенные – заключительная аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие);
o T53 звучит в мелодическом положении основного тона (примы);
o тоническому трезвучию предшествует аккорд доминанты в основном виде (D53, D7, D9);
o T53 звучит на сильной доле такта.
· если хотя бы один из этих признаков отсутствует, то каденция называется полной несовершенной.
· Прерванные – в каденции содержится переход доминанты НЕ в тонику (VI ст., аккорды S).
Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это тонический квартсекстаккорд, который появляется в каденции как задержание к доминанте.
Кадансовый 64 похож на тонику только по внешнему виду (совпадая с ее звуками). Однако, по сути – функция D, она что указывает удвоение в аккорде басового тона (мы знаем, что только в трезвучии удваивается бас, тем самым показывая функцию аккорда). Два звука тонического аккорда – это задержание, т.е. звуки, которые задерживают появление полного аккорда доминанты. Именно поэтому после К64 обязательно следует D.
К64 появляется на сильной или относительно сильной доле такта, D должна быть слабее:
44: К64 – К64 – D – D К64 – К64 – К64 – D
[К64 – D – D – D – НЕЛЬЗЯ!!! – синкопа, плохо]
34: К64 – К64 – D S – K64 – D
В серединной каденции К64 предшествует Т или S, в заключительной каденции кадансовый квартсекстаккорд – только после S. В серединной каденции К64 соединяется с D только ПЛАВНО, в заключительной каденции возможны различные скачки, даже перекрещивание голосов.
Виды каденций:
· по месту в форме периода;
· по аккордовому составу;
· по степени завершенности, устойчивости.
1. По месту в форме периода каденции делятся на:
Ø серединные;
Ø заключительные;
Ø дополнительные.
С е р е д и н н о й называется каденция в середине периода (например, в конце первого предложения).
З а к л ю ч и т е л ь н о й называется каденция, завершающая период.
Д о п о л н и т е л ь н о й называется каденция, завершающая дополнение к периоду.
2. По аккордовому составу каденции делятся на:
Ø автентические (из аккордов доминанты и тоники);
Ø плагальные (из аккордов субдоминанты и тоники);
Ø полные (из аккордов субдоминанты, субдоминанты и тоники).
3. По степени завершенности, функциональной устойчивости каденции разделяются на:
Ø половинные – каденции на неустойчивой ладовой функции – доминантовой (D53), реже – на субдоминантовой; серединная каденция периода чаще всего бывает половинной автентической (на D53);
Ø полные – каденции, завершающие построения на тонике. Различаются:
– полные с о в е р ш е н н ы е каденции;
– полные н е с о в е р ш е н н ы е каденции.
Полной совершенной каденцией называется в том случае, если:
Ø заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие);
Ø Т53 звучит в мелодическом положении основного тона (примы);
Ø Т53 предшествует основной вид доминанты (консонирующей D или диссонирующей D7);
Ø Т53 звучит на сильной доле такте.
Если хотя бы одно условие отсутствует, то каденция называется полной н е с о в е р ш е н н о й.
Прерванной называется каденция, содержащая переход доминанты в трезвучие VI ступени, т.е. прерывается разрешение тяготения D в Т.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 110 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |