Читайте также:
|
|
В профессиональной врачебной этике на протяжении более двадцати столетий абсолютным признанием пользовались ценности милосердия, сострадания, заботы, помощи, которые составляли краеугольное основание морально-нравственного отношения врача к больному страдающему человеку. Это отношение получило название патернализм. В корне понятия – слове «pater» (лат. – отец) – фиксировалась его суть. Врач, как отец, заботящийся о своем ребенке, сострадает больному, помогает ему, берет ответственность за принимаемые решения о его лечении.
Ни для кого не секрет, что патернализм, как норма отношений врач-пациент, укоренен в христианской культуре. В христианстве роль «отца», которую призван выполнить врач, включает не столько «физический», физиологический, кровно-родственный смысл, сколько смысл «метафизический». Врач играет роль как бы исполнителя и проводника воли Бога-Отца-Вседержителя, от которого зависит исцеление. Врач призван быть носителем любви и милосердия Божия. С этим в значительной степени связаны знакомые многим больным феномен облегчения состояния при одном лишь появлении врача, и фактор надежды и доверия больного врачу как одно из условий излечения.
Но в конце ХХ века в медицинском сообществе стали набирать силу антипатерналистские тенденции. Все чаще стали появляться суждения о «крахе патернализма». Вместо него стали разрабатываться и внедряться такие новые модели взаимоотношений врача и пациента, как «совещательная», «информационная», «техническая», «контрактная» и т.п. Разработка этих моделей активно осуществлялась в США, в странах Западной Европы. В чем суть, например, «научной» или «технической» модели? С точки зрения сторонников этой модели, медицина сегодня – это наука, а врач – это ученый-исследователь. Но если врач – это ученый-исследователь, то он должен опираться только на объективные факты и быть беспристрастным, т.е. свободным от каких-либо моральных ценностей. И если, например, фетальная терапия или регенеративные (восстановительные) технологии стволовыми эмбриональными клетками выходят на уровень статистической эффективности, то их применение не должно быть ограничено никакими «ценностными» барьерами ни в индивидуальном сознании врача, ни в общественном сознании.
Далее, в чем суть «информационной модели» по Е. Эсмануэль и Л. Эсмануэль (США)? В соответствии с ней от врача требуется предоставление больному всей существенной информации, касающейся заболевания. В задачи пациента входит выбор медицинского вмешательства по своему усмотрению, на врача возлагается обязанность лишь осуществить выбранное лечение. В границах новых моделей четко разграничиваются объективные факты и пожелания больного. При этом врач меняет роль «отца» на роль или консультанта, или советчика, или компетентного эксперта-профессионала, что означает, что при расхождении мнения пациента с объективными медицинскими данными врач должен отдавать предпочтение мнению и решению пациента. А.Н. Бартко “ К вопросу о самоопределении личности: актуальные проблемы аборта в биомедицинской этике. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. Сборник научных трудов. Выпуск № 10. М., 1994 г., стр. 170
С 1993 года данные ориентации становятся основополагающими и для медицинского сообщества постсоветского пространства. В каждой из вышеперечисленных моделей есть свое рациональное зерно. Тем не менее, нельзя закрывать глаза на воинствующий антипаттернализм. Основной упрек патернализму сводится к главному – патернализм ограничивает свободу пациента. Действительно, патернализм явно противоречит основным установкам либерализма, на которые опирается современное западное общество. Прежде всего, это относится к либеральному пониманию свободы, которое утрачивает подлинно-христианский смысл как способность подчинения своей воли воле Божией, превращаясь в форму своеволия. Понятая таким образом свобода становится фундаментальной ценностью «свободного общества», в котором никто – ни Бог, ни врач – не имеет право ее подавлять и ограничивать.
Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 670540 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |