Читайте также:
|
|
Монарх – глава государства. Был неприкосновенен и не нес ответственности; имел ряд почетных прав, в т.ч. право на титул (с 1721 г. – императора).
К полномочиям самодержца относились:
– право назначать выборы, созывать и распускать законодательный орган, право законодательной инициативы, право вето;
– назначение судей и прокуроров, утверждение некоторых уголовных приговоров судов (в отношении дворян, чиновников и священнослужителей), право помилования.
– назначение и отстранение от должности министров, определение направлений государственной политики, функции верховного главнокомандующего, право издавать специальные указы (акты верховного управления), имевшие силу закона.
Комментарий:
Система высших органов состояла из главы государства (монарха), причем в каком-то смысле государь-император был похож на нынешнего Президента США в том смысле, что он руководил исполнительной властью и никакого кабинета, определяющего исполнительную политику в государстве, не было. В руках императора была сосредоточена исполнительная власть, а вот его прерогативы в области законодательной и судебной власти были существенно ограничены. Законодательная власть принадлежала парламенту, судебная власть – судам и в этом отношении можно говорить о некой системе, похожей на систему разделения властей, связанную с распределением функций между высшими государственными органами. Белов тут не вдавался в подробности.
Для императора в целом характерны полномочия любого главы государства и кроме символичного статуса главы государства (право на двор, на титул, на содержание за счет государственной казны) статус императора мало чем отличался от статуса главы государства в современных республиках.
Нельзя сказать, что у Императора были какие-то слишком большие полномочия за исключением, пожалуй отдельных полномочий, в целом, наверное, не характерных для глав государств сегодня. В частности, в законодательной сфере законодатель имел право роспуска законодательного органа. Учитывая, что система в целом не носила парламентского характера и не предполагала ответственности правительства перед парламентом, это был скорее способ воздействия, контроля за законодательной властью, нежели реальный механизм разрешения политических кризисов как это характерно для парламентских республик.
В законодательной сфере очень критиковалось полномочие Императора издавать декреты – по сути это те же самые указы, которые в 90-е годы 20 века вызывали много споров уже как Указы Президента. Сходство между ними очевидное, потому что их положение в правовой системе предполагает некую исключительность и действие фактически наряду с законами. Указы, декреты императора по юридической силе были равны законам, они восполняли пробелы в законодательном регулировании в случае отсутствия закона, и поэтому в этом отношении могли в каком-то смысле конкурировать с законодательной властью, в обход законодателя, устанавливая нормы без законодательной процедуры. Но что касается судебной власти, то самая отчетливая исключительная прерогатива императора заключалась в обязательности утверждения уголовных приговоров в отношении дворянства.
Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 156 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |