Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Московское государство в XVI в. Иван IV. Россия в конце XVI - XVII вв. Смутное время

Читайте также:
  1. A) унитарное государство
  2. A) Чем больше концентрация КC1, тем больше потенциал электрода
  3. B) По применимости к ним тех или иных форм уравнений кинетики, как сумма степеней концентрации
  4. C. в конце дошкольного
  5. D) Концентрацию молекул.
  6. F1:Концепции современного естествознания
  7. I часть. РОССИЯ
  8. IV. Концептуальные подходы образовательных стандартов по предмету
  9. IV.-история постсоветского периода (1990-по наст. время)
  10. Lt;question>. Что такое правовое государство?

$$ исследование общих закономерностей архитектурного формообразования

$ изучение трудовой деятельности человека

$ исследование окружающей среды

$ исследование общественных отношений

 

$$$30 Как называются цвета, расположенные друг против друга в цветовом круге?

$$ взаимно дополнительные

$ разнообразные

$ отличающиеся

$ хроматические

 

$$$31 Автор знаменитого модулора

$$ Ле Корбюзъе

$ Витрувий

$ Леонардо да Винчи

$ Кензо Танге

 

$$$32 Что такое энтазис?

$$ утолщение ствола колонны

$ расстояние между колоннами

$ архитектурный облом

$ горизонтальная балка

 

$$$33 Основным признаком композиции является

$$ целостность формы

$ полезность формы

$ пригодность формы

$ сложность структуры

 

$$$34 В каких формах проявляется композиция в предметно пространственных видах искусства?

$$ объективной и субъективной

$ внешней и внутренней

$ общей и частной

$ логической и исторической

 

$$$35 Какие факторы лежат в основе требований к понятию «архитектурная композиция»?

$$ социальная и историческая обусловленность

$ психологические

$ психофизиологические

$ биологические

 

$$$36 Оптимальность восприятия объемов в пространстве зависит от

$$ вертикального (54 град.) и горизонтального (37 град.) угла зрения

$ цвета

$ формы

$ фактуры

 

$$$37 Архитектурная тектоника это

$$ художественный образ конструкций

$ конструктивная система зданий

$ внутреннее пространство зданий

$ площадь и кубатура здания

 

$$$38 Тектоническая выразительность зависит от

$$ материала и конструкций

$ ориентации по сторонам света

$ высоты внутренних помещений

$ метроритмических закономерностей

 

$$$39 К современным тектоническим системам относятся

$$ пневматические, воздухоопорные, вантовые, оболочки двоякой кривизны

$ каркасная

$ стеновая

$ ордерная

 

$$$40 Художественный язык архитектуры – это

$$ упорядоченная система знаков, складывающаяся в систему художественных образов

$ цветовая концепция архитектурной формы

$ предметно-пространственная компоновка пространства

$ функционально-технологическая организация пространства

 

$$$41 Какая цветовая гармония строится на различных соотношениях одного цвета

$$ монохромная

$ полярная

$ трехцветная

$ ахроматическая

 

$$$42 Как в архитектурной ордерной системе называется расстояние между колоннами?

$$ интерколумний

$ триглиф

$ эхин

$ карниз

 

$$$43 Автор труда «Правила пяти ордеров»

$$ Виньола

$ Палладио

$ Габричевский

$ Ле Корбюзье

 

$$$44 Как называются единицы измерения в канонических римских ордерах?

$$ модуль, парта

$ сажень, локоть

$ метр, сантиметр

$ пядь, косая сажень

 

$$$45 Материалами монументального искусства являются

$$ мозаика, камень, металл

$ кирпич, цемент, песок

$ дерево, картон, ткачество

$ кожа, пластик, резина

 

$$$46 На что должен опираться архитектор в своем творчестве?

$$ на логику и эмоции

$ на интуицию

$ на озарение

$ на исторический опыт строительства

 

$$$47 Художественный образ - это

$$ способ художественного мышления в искусстве

$ категория философии

$ категория этики

$ суть аналитического мышления

 

$$$48 Чем прежде всего обеспечивается целостность дисимметричных форм?

$$ симметричностью их основы

$ зрительным равновесием

$ пространственным ритмом

$ выявлением плоскости и симметрии

 

$$$49 Каким образом достигается целостность асимметричных форм?

$$ созданием зрительного равновесия

$ ритмическими закономерностями

$ пропорционированием

$ масштабностью

 

$$$50 Знак - это

$$ чувственно воспринимаемый предмет, отсылающий к другому предмету

$ сигнал, несущий прямой смысл

$ сигнал, несущий непреднамеренную информацию

$ предмет, оказывающий внешнее воздействие на чувства

 

$$$51 Иконические знаки – знаки обладающие

$$ сходством с обозначаемым объектом

$ причинно-следственной связью

$ ассоциативной связью

$ конкретно-чувственной выразительностью

 

$$$52 Знаки-символы находятся с объектом в

$$ ассоциативной связи

$ причинно-следственной связи

$ конкретно-чувственной связи

$ конструктивной связи

 

$$$53 Знаки-индексы основываются на

$$ причинно-следственной связи

$ ассоциативной связи

$ беспорядочной связи

$ опосредованной связи

 

$$$54 В чем заключается диалектическая взаимосвязь основных видов композиции?

$$ в учете ситуации, в которой форма воспринимается человеком

$ в единстве формы и содержания

$ в физиологии восприятия

$ в психофизиологических аспектах восприятия

 

$$$55 Назовите фазы восприятия объекта

$$ адаптация представления к объекту (привыкание) и переключение внимания на другой объект

$ активная и пассивная

$ запоминание и созерцание

$ непосредственная и косвенная

 

$$$56 Продолжите утверждение Канта: мы находим форму прекрасной, если она

$$ облегчает восприятие

$ усложняет восприятие

$ затрудняет восприятие

$ упрощает восприятие

 

$$$57 Художественные качества зданий достигаются при помощи

$$ архитектурной композиции

$ архитектурных конструкций

$ строительных материалов

$ функционального зонирования

 

$$$58 Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его

$$ внутреннее пространство и внешний объем

$ внешнее пространство и рельеф участка

$ элементы конструктивной системы

$ функциональные и технические качества

 

$$$59 Главным фактором, основой объемно-планировочного решения общественных зданий и сооружений является

$$ функциональное назначение

$ градостроительная ситуация

$ господствующий стиль эпохи

$ условия климата

 

$$$60 Наиболее используемая форма элемента построения архитектурного пространства

$$ параллелепипед

$ цилиндр

$ сфера

$ конус

 

$$$61 Формула функционализма -

$$ форма следует за функцией

$ форма определяет функцию

$ форму определяет конструктивная система

$ функция предопределяет форму

 

$$$62 Триада Витрувия -

$$ польза, прочность, красота

$ прочность, долговечность, простота

$ экономичность, полезность, удобство

$ целесообразность, выразительность, прочность

 

$$$63 Задача комплексного проектирования состоит в достижении

$$ целостности объемно-пространственной и конструктивной подсистем, связи формы и конструкции

$ рационального пространственного решения внутреннего пространства зданий и сооружений

$ утилитарно-практических планировочных решений

$ тектоничности несущих конструкций

 

$$$64 Основой художественного образа в архитектуре является

$$ социально значимая художественная идея

$ средства архитектурной графики

$ функционально-технологический процесс

$ конструктивная система здания

 

$$$65 В классической Греции курватура - это

$$ криволинейные очертания здания

$ элементы декора

$ расстояние между колоннами

$ внутреннее помещение античного храма

 

$$$66 Назовите основные приемы и средства выразительности, используемые для выявления объемной формы?

$$ членения, сопоставление контрастных поверхностей, сопоставление массы и пространства, фактура и цвет

$ метод сечения, метод перспективного сокращения, метод наложения планов

$ ритм, метр, масштаб

$ симметрия, асимметрия, диссимметрия

 

$$$67 Назовите специфическое для архитектуры средство и качество, выражающее соразмерность или относительное соответствие воспринимаемой человеком величины форм архитектурного сооружения размерам самого человека

$$ масштабность

$ пропорциональность

$ ритмичность

$ функциональность

 

$$$68 Архитектура – самое материальное и, в то же время, самое

$$ абстрактное искусство.

$ долговечное искусство

$ реалистическое искусство

$ высокое искусство

 

$$$69 Как с помощью членений подчеркнуть вертикальность объемной композиции?

$$ полными вертикальными членениями

$ горизонтальными членениями

$ неполными наклонными членениями

$ криволинейными членениями

 

$$$70 Можно ли превратить куб из статичной формы в динамическую? Как?

$$ с помощью наклонных членений

$ с помощью горизонтальных членений

$ с помощью вертикальных членений

$ с помощью членений в плоскости

 

$$$71 Первые сооружения – прототипы стоечно-балочной системы

$$ дольмены, кромлехи

$ пирамиды, зиккураты

$ менгиры, мегалиты

$ минареты, обелиски

 

$$$72 Чем определяется «тектоничность» архитектурной формы?

$$ использованием конструкций в художественных целях

$ применением новых строительных материалов

$ использованием современных конструкций

$ применением различных видов декора

 

$$$73 Архитектурный проект – это

$$ комплекс графических материалов, содержащих все аспекты проектного решения

$ чертежи архитектурных планов, эскизы

$ чертежи архитектурных фасадов, отмывка

$ чертежи архитектурных разрезов, макет

 

$$$74 Понятие функции в архитектуре

$$ утилитарно-практическое и социальное назначение здания

$ художественная выразительность произведения архитектуры

$ конструктивная схема зданий и сооружений

$ использование строительных материалов и конструкций в художественных целях

 

$$$75 Что является материалом архитектуры?

$$ пространство

$ камень

$ конструктивная система

$ связующие строительные материалы

 

$$$76 Виды архитектурной композиции

$$их три – фронтальная, объемная, пространственная

$лишь фронтальная

$лишь пространственная

$лишь объемная

 

$$$77 Виды организации пространства

$$их два: неограниченное и ограниченное

$только ограниченное

$переливающее

$эмоциональное

 

$$$78 К трем основным типам объемно-пространственным композициям относятся:

$$объем, организованный материальной оболочкой, ограждающей внутреннее пространство (здание)

$комплекс включающий в себе ряд отдельных объектов

$отдельный объем геометрический

$часть отдельного здания

 

$$$79 К трем основным типам объемно-пространственным композициям относятся:

$$объем не заключающий в себе доступное человеку пространство (обелиск)

$комплекс включающий в себе ряд отдельных объектов

$отдельный объем геометрический

$часть отдельного здания

 

$$$80 К трем основным типам объемно-пространственным композициям относятся:

$$система объемов, которая организует открытое пространство (площадь, двор)

$комплекс включающий в себе ряд отдельных объектов

$отдельный объем геометрический

$часть отдельного здания

 

$$$81 Существующие принципы организации архитектурного пространства (количество):

$$их три

$их пять

$их один

$семь

 

$$$82 Первый общий принцип организации пространства

$$разграничение жизненных пространств и одновременно установление необходимых связей в их системе

$определение места каждого объекта

$выявление функционального признака здания

$применение законов тектоники

 

$$$83 Второй принцип организации пространства

$$сокращение непроизводственных затрат времени в системе процессов

$определение места каждого объекта

$выявление функционального признака здания

$применение законов тектоники

 

$$$84 Второй принцип организации пространства

$$формообразование по законам красоты

$определение места объекта

$выявление функционального признака здания

$применение законов тектоники

 

$$$85 В функциональных графиках архитектуры закрепляются:

$$целесообразные варианты пространственно-временной организации системы

$закон цельности композиции

$метод целостного восприятия формы

$архитектурное формообразование по законам красоты

 

$$$86 В организации внутреннего пространства зданий и сооружений особое значение имеет

$$функциональные признаки помещений

$конструктивное решение объекта

$уход от выявления функциональных признаков помещений

$отход от выявления конструктивной структуры

 

$$$87 Возможные типы системы связи частей при сохранении их четкого разграничения для организации внутреннего пространства зданий их количество

$$пять

$восемь

$два

$три

 

$$$88 К системе связи частей при сохранении их четкого разграничения для организации внутреннего пространства зданий относится

$$ячейковая

$структурная

$комплексная

$обзорная

 

$$$89 К системе связи частей при сохранении их четкого разграничения для организации внутреннего пространства зданий относится

$$коридорная

$структурная

$комплексная

$обзорная

 

$$$90 К системе связи частей при сохранении их четкого разграничения для организации внутреннего пространства зданий относится

$$связанная беспорядочная

$структурная

$комплексная

$обзорная

 

$$$91 К системе связи частей при сохранении их четкого разграничения для организации внутреннего пространства зданий относится

$$анфиладная

$структурная

$комплексная

$ обзорная

 

$$$92 К системе связи частей при сохранении их четкого разграничения для организации внутреннего пространства зданий относится

$$зальная

$структурная

$комплексная

$обзорная

 

$$$93 Сколько методов построения объемных форм наметились в архитектуре XX в.

$$две

$три

$пять

$один

 

$$$94 Первый метод построения архитектурных форм появившийся в XX в.

$$Подчеркивание частей системы, четкое выделение однородных функциональных групп

$подчеркивание конструкции

$подчеркивание функции

$выделение образного решения

 

$$$95 Второй метод построения архитектурных форм, появившийся в XX веке

$$стремление к универсальности и возможности многообразного использования, избавляющей от слишком скорой «моральной» амортизации

$подчеркивание конструкции

$подчеркивание функции

$выделение образного решения

 

$$$96 Количество типов объемно-пространственной композиции по признаку связи здания с внешней средой

$$пять

$один

$три

$семь

 

$$$97 К типу объемно-пространственной композиции по признаку связи здания с внешней среды относится

$$замкнутая

$расчлененная

$массивная

$легкая

 

$$$98 К типу объемно-пространственной композиции по признаку связи здания с внешней среды относится

$$центрическая

$расчлененная

$массивная

$легкая

 

$$$99 К типу объемно-пространственной композиции по признаку связи здания с внешней среды относится

$$базиликальная

$расчлененная

$массивная

$легкая

 

$$$100 К типу объемно-пространственной композиции по признаку связи здания с внешней среды относится

$$компактная

$расчлененная

$массивная

$легкая

 

$$$101 К типу объемно-пространственной композиции по признаку связи здания с внешней среды относится

$$открытая

$расчлененная

$массивная

$легкая

 

$$$102 В свою очередь, композиция открытых пространств делится на:

$$замкнутое, систему связанных, переливающихся пространств и единое пространство, обтекающее свободно стоящие объемы

$самостоятельные

$акцентированные взаимосвязанные

$взаимосвязанные

 

$$$103 Общее количество тектонических систем

$$пять

$три

$один

$семь

 

$$$104 Пример тектонической системы

$$ стоечно-балочная

$ декоративная

$ инженерная

$ математическая

 

$$$105 Пример тектонической системы

$$арочно-сводчатая

$декоративная

$инженерная

$математическая

 

$$$106 Пример тектонической системы

$$тектоника стены

$декоративная

$инженерная

$математическая

 

$$$107 Пример тектонической системы

$$тектоника каркасных систем

$декоративная

$инженерная

$математическая

 

$$$108 Пример тектонической системы

$$тектоника пространственных конструкций

$декоративная

$инженерная

$математическая

 

$$$109 Тектоника каждого произведения зависит не только от нее материально-конструктивной основы, но и от

$$композиции

$расчета

$комплексного характера объекта

$разных требований

 

$$$110 К двум основным тенденциям в использовании тектонических закономерностей относится:

$$показ реальной, материальной основы сооружений

$сознательное усиление декора

$демонстрация функции

$определение назначения объекта

 

$$$111 К двум основным тенденциям в использовании тектонических закономерностей относится:

$$сознательное утрирование ощущения тяжеловесности или легкости материальной основы сооружений

$сознательное усиление декора

$демонстрация функции

$определение назначения объекта

 

$$$112 Один из самых существенных закономерностей тектоники

$$взаимосвязь несущих и несомых частей зданий и сооружений

$сознательное усиление декора

$демонстрация функции

$определение назначения объекта

 

$$$113 Художественный образ в архитектуре это-

$$художественная характеристика сооружения, отраженная в нашем сознании, вскрывающая практическое содержание здания и отражающая идеологию общества, показывающая общественные и личные художественные идеалы

$проявление тектоники

$выразительность отдельного фасада

$отвлеченный образ частей здания

 

$$$114 К выделенным 2 группам образов в архитектуре относится

$$образы, непосредственно отвечающие содержанию. Типовой.

$образы, вытекающие из применяемого материала

$образы, конструктивного решения

$образы, вытекающие от симметрии композиции

 

$$$115 К выделенным 2 группам образов в архитектуре относится

$$образы, дающие косвенное, сложное представление о типе, назначении и характере здания. Индивидуалистичные образы.

$образы, вытекающие из применяемого материала

$образы, конструктивного решения

$образы, вытекающие от симметрии композиции

 

$$$116 Витруви: – храмы Гераклу, Арею, Афине – Палладе делать

$$дорическими без прикрас, достойные их мужеству

$Тосканскими

$ионическими

$композитными

 

$$$117 Витрувий: храмы Афродиты, Диметры, Персофоны делать

$$ в коринфском строе, отвечающим их нежной женственности

$ Тосканскими

$ Ахеменидскими

$ Критскими

 

$$$118 Автор утверждения: «при постройках зданий отдельные их части должны находиться в точной соразмерности с общим видом, как всей фигуры чеовека»

$$Витрувий

$Альберти

$Виньола

$Палладио

 

$$$119 Автор высказывания: «Архитектура, построенная на метрических измерениях, возможно сбилась с правильного пути»

$$Карбюзье

$Райт

$Салливэн

$Мис вин дер Роэ

 

$$$120 Специфика художественного образа архитектуры заключается как у

$$выразительного искусства

$изобразительного искусства

$декоративного искусства

$скульптуры

 

$$$121 Архитектурный стиль это -

$$устойчивость, общность художественных признаков всего что составляет материальную среду людей

$выявление функций зданий

$выявление конструкций объектов

$мода

 

$$$122 Существуют ли стили обусловленные материалом или природой (как «северный», деревянный)

$$нет

$да

$в отдельных странах

$у некоторых архитекторов

 

$$$123 Романский стиль возник и сложился среди

$$Германских народностей

$Романских народностей

$испанцев

$французов

 

$$$124 Готический стиль создан

$$французами

$немцами

$итальянцами

$испанцами

 

$$$125 Стиль Барокко, Рококо или рокайл ведет свое начало от:

$$орнаментального мотива, напоминающего раковину

$французов

$англичан

$др. Греков

 

 

$$$126 Основные свойства объемно-пространственных форм следующие:

$$ геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса

$ симметрия, асимметрия, диссимметрия

$ тождество, нюанс, контраст

$ ритм, метр, пропорции

 

$$$127 Назовите элементы объемно-пространственной композиции

$$ плоскость, объем, пространство

$ геометрическая форма, величина, пространство

$ фактура, геометрический вид, массивность

$ линия, точка, плоскость

 

$$$128 Оптимальность восприятия объемов в пространстве зависит от

$$ вертикального (54 град.) и горизонтального (37 град.) угла зрения

$ цвета

$ формы

$ фактуры

 

$$$129 Архитектурная тектоника это

$$ художественный образ конструкций

$ конструктивная система зданий

$ внутреннее пространство зданий

$ площадь и кубатура здания

 

$$$130 Тектоническая выразительность зависит от

$$ материала и конструкций

$ ориентации по сторонам света

$ высоты внутренних помещений

$ метроритмических закономерностей

 

$$$131 Назовите композиционное средство, используемое во всех видах и жанрах искусства

$$ ритм

$ масштабность

$ контраст

$ симметрия

 

$$$132 Какое соотношение сторон характеризует «священный египетский треугольник»

$$ 3:4:5

$ 7:3:1

$ 4:5:6

$ 6:8:9

 

$$$133 К современным тектоническим системам относятся

$$ пневматические, воздухоопорные, вантовые, оболочки двоякой кривизны

$ каркасная

$ стеновая

$ ордерная

 

$$$134 Кто ввел термин «Золотое сечение»

$$ Леонардо да Винчи

$ Фибоначчи

$ Эвклид

$ Пифагор

 

$$$135 К какому виду искусства относится архитектура

$$ пространственно-пластическое

$ музыка

$ литература

$ изобразительное

 

$$$136 Какие новые формы ритма получают распространение в построении архитектурных ансамблей?

$$ пространственный ритм, концепция «переливающегося пространства»

$ метрический ряд

$ вертикальный ритм

$ горизонтальный ритм

 

$$$137 Художественный язык архитектуры – это

$$ упорядоченная система знаков, складывающаяся в систему художественных образов

$ цветовая концепция архитектурной формы

$ предметно-пространственная компоновка пространства

$ функционально-технологическая организация пространства

 

$$$138 Что такое пропорция?

$$ соразмерность, определенное соотношение частей между собой

$ зрительное восприятие формы

$ упорядоченность элементов формы

$ зрительное равновесие композиции

 

$$$139 Какая цветовая гармония строится на различных соотношениях одного цвета

$$ монохромная

$ полярная

$ трехцветная

$ ахроматическая

 

$$$140 Какие три краски являются простыми

$$ красная, желтая, синяя

$ черная, белая, красная

$ зеленая, желтая, коричневая

$ фиолетовая, пурпурная, голубая

 

$$$141 Как в архитектурной ордерной системе называется расстояние между колоннами?

$$ интерколумний

$ триглиф

$ эхин

$ карниз

 

$$$142 Понятие «метр» в композиции

$$ порядок, основанный на повторении равных величин

$ единица измерения

$ расстояние между элементами

$ чередование интервалов

 

$$$143 Понятие «ритм» в композиции

$$ закономерное повторение и чередование соразмерных элементов

$ частота повторяемости элементов

$ единица измерения расстояния между элементами

$ единица измерения

 

$$$144 Какие цвета являются ахроматическими?

$$ белый, черный

$ красный, черный

$ серый, зеленый

$ белый, желтый

 

$$$145 Автор труда «Правила пяти ордеров»

$$ Виньола

$ Палладио

$ Габричевский

$ Ле Корбюзье

 

$$$146 Какое из данных отношений является отношением «золотого сечения»?

$$ а: в = в: (а + в) = 0.618

$ 1:2

$ 2:3

$ 3:5

 

$$$147 Как называются единицы измерения в канонических римских ордерах?

$$ модуль, парта

$ сажень, локоть

$ метр, сантиметр

$ пядь, косая сажень

 

$$$148 Что является объемной формой?

$$ куб, пирамида, шар

$ ромб, куб, квадрат

$ круг, квадрат, треугольник

$ треугольник, ромб, трапеция

 

$$$149 Основными составляющими архитектурной формы являются

$$ поверхность, объем и пространство

$ каркас сооружения

$ строительные материалы

$ ограждающие конструкции

 

$$$150 Материалами монументального искусства являются

$$ мозаика, камень, металл

$ кирпич, цемент, песок

$ дерево, картон, ткачество

$ кожа, пластик, резина

 

$$$151 Назовите элементы симметрии

$$ точки, линии, плоскости

$ координатные оси

$ параллельные плоскости

$ перпендикулярные плоскости

 

$$$152 Перечислите основные виды симметрии

$$ зеркальная, центрально-осевая, диагональная, винтовая

$ повторная, прямая, линейная

$ простая, сложная, смешанная

$ пропорциональная, центральная, параллельная

 

$$$153 Что такое диссимметрия?

$$ нюансное отклонение от симметрии

$ контрастное отклонение от симметрии

$ отсутствие симметрии

$ симметрия переноса

 

$$$154 На что должен опираться архитектор в своем творчестве?

$$ на логику и эмоции

$ на интуицию

$ на озарение

$ на исторический опыт строительства

 

$$$155 Художественный образ - это

$$ способ художественного мышления в искусстве

$ категория философии

$ категория этики

$ суть аналитического мышления

 

$$$156 Чем прежде всего обеспечивается целостность дисимметричных форм?

$$ симметричностью их основы

$ зрительным равновесием

$ пространственным ритмом

$ выявлением плоскости и симметрии

 

$$$157 Каким образом достигается целостность асимметричных форм?

$$ созданием зрительного равновесия

$ ритмическими закономерностями

$ пропорционированием

$ масштабностью

 

$$$158 Знак - это

$$ чувственно воспринимаемый предмет, отсылающий к другому предмету

$ сигнал, несущий прямой смысл

$ сигнал, несущий непреднамеренную информацию

$ предмет, оказывающий внешнее воздействие на чувства

 

$$$159 Иконические знаки – знаки обладающие

$$ сходством с обозначаемым объектом

$ причинно-следственной связью

$ ассоциативной связью

$ конкретно-чувственной выразительностью

 

$$$160 Знаки-символы находятся с объектом в

$$ ассоциативной связи

$ причинно-следственной связи

$ конкретно-чувственной связи

$ конструктивной связи

 

$$$161 Знаки-индексы основываются на

$$ причинно-следственной связи

$ ассоциативной связи

$ беспорядочной связи

$ опосредованной связи

 

$$$162 В чем заключается диалектическая взаимосвязь основных видов композиции?

$$ в учете ситуации, в которой форма воспринимается человеком

$ в единстве формы и содержания

$ в физиологии восприятия

$ в психофизиологических аспектах восприятия

 

$$$163 Назовите фазы восприятия объекта

$$ адаптация представления к объекту (привыкание) и переключение внимания на другой объект

$ активная и пассивная

$ запоминание и созерцание

$ непосредственная и косвенная

 

$$$164 Продолжите утверждение Канта: мы находим форму прекрасной, если она

$$ облегчает восприятие

$ усложняет восприятие

$ затрудняет восприятие

$ упрощает восприятие

 

$$$165 В каких случаях нарушается фронтальность архитектурной композиции?

$$ превалированием пространства над массой элементов, чрезмерной развитостью по вертикали или по горизонтали

$ массивностью элементов

$ последовательным изменением величины элементов

$ использованием плоскостных элементов

 

$$$166 Что относится к основным формообразующим факторам построения объемно-пространственной композиции в архитектуре?

$$ объем и пространство

$ масса объемов

$ фактура и цвет

$ поверхность и объем

 

$$$167 Что является массой в объемной композиции?

$$ объем и пространство, заключенное в нем

$ физическая масса конструкций

$ плотность строительных материалов

$ межобъемное пространство

 

$$$168 Художественные качества зданий достигаются при помощи

$$ архитектурной композиции

$ архитектурных конструкций

$ строительных материалов

$ функционального зонирования

 

$$$169 Чем характеризуется объемная композиция?

$$ равномерным развитием формы по трем координатам пространства

$ преобладанием глубинной координаты

$ превалированием пространства над объемом

$ развитием по двум фронтальным координатам

 

$$$170 Какие существуют типы объемной композиции?

$$ замкнутый объем, сочетание объемов, сочетание нескольких отдельно стоящих объемов

$ сферическая, кубическая, плоскостная

$ глубинная, пространственная, массивная

$ линейная, глубинная, пространственная

 

$$$171 Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его

$$ внутреннее пространство и внешний объем

$ внешнее пространство и рельеф участка

$ элементы конструктивной системы

$ функциональные и технические качества

 

$$$172 Объемная модель является средством проверки

$$ правильности избранной архитектурной концепции

$ прочности конструктивной системы

$ долговечности строительных материалов

$ экономичности проектного решения

 

$$$173 Главным фактором, основой объемно-планировочного решения общественных зданий и сооружений является

$$ функциональное назначение

$ градостроительная ситуация

$ господствующий стиль эпохи

$ условия климата

 

$$$174 Наиболее используемая форма элемента построения архитектурного пространства

$$ параллелепипед

$ цилиндр

$ сфера

$ конус

 

$$$175 Формула функционализма -

$$ форма следует за функцией

$ форма определяет функцию

$ форму определяет конструктивная система

$ функция предопределяет форму

 

$$$176 Триада Витрувия -

$$ польза, прочность, красота

$ прочность, долговечность, простота

$ экономичность, полезность, удобство

$ целесообразность, выразительность, прочность

 

$$$177 Задача комплексного проектирования состоит в достижении

$$ целостности объемно-пространственной и конструктивной подсистем, связи формы и конструкции

$ рационального пространственного решения внутреннего пространства зданий и сооружений

$ утилитарно-практических планировочных решений

$ тектоничности несущих конструкций

 

$$$178 Основой художественного образа в архитектуре является

$$ социально значимая художественная идея

$ средства архитектурной графики

$ функционально-технологический процесс

$ конструктивная система здания

 

$$$179 В классической Греции курватура - это

$$ криволинейные очертания здания

$ элементы декора

$ расстояние между колоннами

$ внутреннее помещение античного храма

 

$$$180 Назовите основные приемы и средства выразительности, используемые для выявления объемной формы?

$$ членения, сопоставление контрастных поверхностей, сопоставление массы и пространства, фактура и цвет

$ метод сечения, метод перспективного сокращения, метод наложения планов

$ ритм, метр, масштаб

$ симметрия, асимметрия, диссимметрия

 

$$$181 Назовите специфическое для архитектуры средство и качество, выражающее соразмерность или относительное соответствие воспринимаемой человеком величины форм архитектурного сооружения размерам самого человека

$$ масштабность

$ пропорциональность

$ ритмичность

$ функциональность

 

$$$182 Архитектура – самое материальное и, в то же время, самое

$$ абстрактное искусство.

$ долговечное искусство

$ реалистическое искусство

$ высокое искусство

 

$$$183 Как с помощью членений подчеркнуть вертикальность объемной композиции?

$$ полными вертикальными членениями

$ горизонтальными членениями

$ неполными наклонными членениями

$ криволинейными членениями

 

$$$184 Можно ли превратить куб из статичной формы в динамическую? Как?

$$ с помощью наклонных членений

$ с помощью горизонтальных членений

$ с помощью вертикальных членений

$ с помощью членений в плоскости

 

$$$185 Первые сооружения – прототипы стоечно-балочной системы

$$ дольмены, кромлехи

$ пирамиды, зиккураты

$ менгиры, мегалиты

$ минареты, обелиски

 

$$$186 Чем определяется «тектоничность» архитектурной формы?

$$ использованием конструкций в художественных целях

$ применением новых строительных материалов

$ использованием современных конструкций

$ применением различных видов декора

 

$$$187 Архитектурный проект – это

$$ комплекс графических материалов, содержащих все аспекты проектного решения

$ чертежи архитектурных планов, эскизы

$ чертежи архитектурных фасадов, отмывка

$ чертежи архитектурных разрезов, макет

 

$$$188 Понятие функции в архитектуре

$$ утилитарно-практическое и социальное назначение здания

$ художественная выразительность произведения архитектуры

$ конструктивная схема зданий и сооружений

$ использование строительных материалов и конструкций в художественных целях

 

$$$189 Многообразие риторических фигур с известным огрублением сводится к двум принципам:

$$ метонимии и метафоры

$ синекдохи и эпентезе

$ синонимии и неологизму

$ анаграмме и палиндрому

 

$$$190 Что является материалом архитектуры?

$$ пространство

$ камень

$ конструктивная система

$ связующие строительные материалы

 

$$$191 Устойчивая общность художественных признаков называется

$$ стилем

$ типом

$ видом

$ средством

 

$$$192 Какой вид искусства был ведущим в синтезе искусств и архитектуры в эпоху Ренессанса?

$$ живопись

$ скульптура

$ графика

$ декоративно-прикладное искусство

 

$$$193 Качество художественного произведения, выявление характерного в изображаемом явлении с целью усиления его воздействия на зрителя

$$ выразительность

$ изобразительность

$ монументальность

$ простота

 

$$$194 В архитектурной композиции решающее слово принадлежит не самим формам, а

$$ их масштабу, пропорциям и ритму

$ их конструкциям

$ их декору, орнаментальности

$ их фактуре, текстуре и цвету

 

$$$195 Попадая на поверхность какого-либо предмета, луч света отражается и создается

$$ рефлекс

$ рассеивание

$ блик

$ диффузия

 

$$$196 Явление, когда свет проходит через материал и рассеивается в нем, называется

$$ диффузия

$ рефракция

$ дисперсия

$ блик

 

$$$197 Назовите композиционное средство, используемое во всех видах и жанрах искусства

$$ ритм

$ масштабность

$ контраст

$ симметрия

 

$$$198 Что такое пропорция?

$$ соразмерность, определенное соотношение частей между собой

$ зрительное восприятие формы

$ упорядоченность элементов формы

$ зрительное равновесие композиции

 

$$$199 Какие три краски являются простыми

$$ красная, желтая, синяя

$ черная, белая, красная

$ зеленая, желтая, коричневая

$ фиолетовая, пурпурная, голубая

 

$$$200 Понятие «метр» в композиции

$$ порядок, основанный на повторении равных величин

$ единица измерения

$ расстояние между элементами

$ чередование интервалов

 

$$$201 Понятие «ритм» в композиции

$$ закономерное повторение и чередование соразмерных элементов

$ частота повторяемости элементов

$ единица измерения расстояния между элементами

$ единица измерения

 

$$$202 Основными составляющими архитектурной формы являются

$$ поверхность, объем и пространство

$ каркас сооружения

$ строительные материалы

$ ограждающие конструкции

 

$$$203 Стиль является категорией

$$исторической

$художественной

$прозаической

$инженерной

 

$$$204 Стиль не является категорией

$$ типологической

$ художественной

$ прозаической

$ инженерной

 

$$$205 Имеется 2 пути формирования нового образа в архитектуре, один из них

$$взрывной, революционный

$стихийный

$периодический

$автономный

 

$$$206 Имеется 2 пути формирования нового образа в архитектуре, один из них

$$спокойный, эволюционный, создающийся на протяжении длительного отрезка времени

$стихийный

$периодический

$автономный

 

$$$207 По проблеме о взаимосвязи архитектуры и природы – главное в Др. Египетском зодчестве

$$подчинение зданий к природе

$противопоставление природе

$нет такой проблемы

$выделение зданий из природы

 

$$$208 По проблеме о взаимосвязи архитектуры и природы – в Месопотамии происходит

$$выделение здания из природы

$подчинение к природе

$противопоставление природе – Др.греки

$нет такой проблемы

 

$$$209 По проблеме о взаимосвязи архитектуры и природы – в Месопотамии происходит

$$сознательно противопоставляли природе свою архитектуру

$нет такой проблемы

$подчинение зданий к природе

$выделение здания из природы

 

$$$210 По проблеме о взаимосвязи архитектуры и природы – в Месопотамии происходит Византия и Готика

$$отказалась от природы

$подчинение к природе

$выделение зданий из природы

$нет такой проблемы

 

$$$211 Проявление всеобщего закона производства «максимум эффективности при минимуме затрат» в архитектуре

$$максимум эффективности в функциональном и эстетическом отношении при необходимом минимуме затрат труда и материалов

$данный закон в архитектуре не действует

$нет такого закона

$данный закон вреден для архитектуры

 

$$$212 В современной архитектуре наблюдается усиление принципов использования

$$структурных, конструктивных и эстетических принципов и закономерностей в развитии живых организмов и растительного мира

$геометрических форм

$классических форм

$готических форм

 

$$$213 Совпадают ли периоды в развитии архитектуры и строительной техники

$$не совпадают

$совпадают

$часто совпадают

$иногда совпадают

 

$$$214 «Пионер» нового творческого типа инженера-архитектора в середине XX в.

$$П.Л. Нерви

$Витрувий

$Иткин

$Калликрат

 

$$$215 Понятия техники в архитектуре

$$эта часть двуединого процесса – духовного и материального в зодчестве

$эта только конструктивная структура зданий

$эта только применяемая технология строительная

$нет такого понятия

 

$$$216 Три типа арок по геометрической форме

$$циркульная, эллиптическая, стрельчатая

$парусная, полу купольная, свод

$сводчатая, сетчатая, складчатая

$сетчатая, сводчатая, парусная

 

$$$217 К 2 типам свода относятся

$$цилиндрический и сферический (купол)

$эллиптическая, стрельчатая

$ступенчатый, сетчатый

$складчатый, парусный

 

$$$218 Производный, цилиндрического свода

$$их три, а именно:– крестовый, сомкнутый, зеркальный

$энтазис

$парус

$тромп

 

$$$219 Производные купола

$$их 2, а именно: – парусный свод и полукупол

$энтазис

$парус

$тромп

 

$$$220 Основные виды крестового купола

$$их 5, а именно: – с цилиндрическими распалубками, (Древнеримская) вспарушенный – Византийский, стрельчатый (готический на нервьюдах), сетчатый, ячеистый или сетчатый, складчатый

$энтазис

$парус

$тромп

 

$$$221 Основные формы купола

$$их четыре, а именно: – шаровая, приподнятая (стрельчатая, параболическая, эллиптическая), плоская, ступенчатая

$парус

$тромп

$энтазис

 

$$$222 Две разновидности купола

$$сплошная и ребристая

$парус

$тромп

$энтазис

 

$$$223 Разновидности ребристого купола

$$их три, а именно: – с двумя оболочками, зонтичный, нервюрный

$парус

$тромп

$энтазис

 

$$$224 Парус в архитектуре

$$сферический треугольник, участвующий в передаче сил тяжести и распора купола на несущие стены

$энтазис

$купол

$тромп

 

$$$225 По конструкции паруса в архитектуре делятся на:

$$балочно-консольные и арочно-сводчатые

$свод

$парус

$тромп

 

$$$226 Архитектурная форма, совпадающая с конструктивно-необходимыми габаритами

$$обеспечивает эффективность использования материала и высоко художественную выразительность

$просто совпадение

$не может совпадать

$художественно неэффективен

 

$$$227 В начале XXI в. технический прогресс позволяет стереть грань между архитектурой и скульптурой, а также

$$отрицать самостоятельную роль техники и технологии в архитектуре

$нет такой проблемы

$все развивается по классицизму

$продолжает развиваться функционализм

 

$$$228 В процессе восприятия архитектурной формы участвуют

$$живое созерцание, абстрактное мышление и опыт

$только опыт

$сопоставление с образами - эталонами

$абстрактное мышление

 

$$$229 Полнота информации от восприятия архитектуры зависит не только от непосредственно полученного ощущения, но и от

$$количества и качества образов – эталонов, хранимых памятью

$эстетического качества объекта

$принципов построения художественного языка

$от четкости зрительной информации

 

$$$230 Существующее мнение о предельном количестве одновременно наблюдаемых самостоятельных объектов

$$7+2

$11

$13

$15

 

$$$231 Автор предельного числа 7+2 одновременно наблюдаемых самостоятельных объектов

$$Мюллер

$Карбюзье

$Жолтовский

$Щусев

 

$$$232 Поле эффективного зрения – обеспечиваемое ясность восприятия по горизонтали

$$54°

$30°

$80°

$20°

 

$$$233 Поле эффективного зрения – обеспечиваемое ясность восприятия по вертикали

$$27°

$50°

$10°

$80°

 

$$$234 К типу объемно-пространственной композиции по признаку связи здания с внешней среды относится

$$базиликальная

$расчлененная

$массивная

$легкая

 

$$$235 Специфика творчества в архитектурном формообразовании

$$ взаимосвязь функционального и художественного начала

$ взаимодействие климатологии и бионики

$ художественная выразительность

$ функциональная организация

 

$$$9236 Структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства

$$ стиль

$ композиция

$ манера

$ прием

 

$$$237 Подражание внешним формам какого-либо определенного стиля

$$ стилизация

$ имитация

$ инсталляция

$ сублимация

 

$$$238 Содружество изобразительного искусства и архитектуры

$$ синтез искусств

$ ансамбль

$ комплекс

$ монументальное искусство

 

$$$239 Соизмеримость здания с физическими размерами и эмоциональной оценкой человека

$$ масштабность

$ масштаб

$ пропорциональность

$ монументальность

 

$$$240 Первый общий принцип организации пространства в архитектуре

$$ разграничение жизненных процессов и одновременно установление необходимых связей в их системе

$ разделение пространства по функциональным назначениям

$ создание перетекающего пространства

$ соединение изолированных пространственных форм

 

 

Русские земли и княжества в начале ХII - первой пол. ХIII в. Политическая раздробленность. Борьба русских земель и княжеств с иноземными захватчиками в XIII в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния

"Очередной" порядок престолонаследия. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или "лествичного" (от слова "лестница"). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.

Любечский съезд. Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам. Более того он был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти. Так, при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бесконтрольное ростовщичество.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала ХШ в.

Владимир Мономах. После смерти Святополка П в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125).

Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Время с начала XII до конца XV в. по традиции называют удельным периодом. И действительно, на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине ХII в., около 50 княжеств к началу ХIII в., примерно 250 в XIV столетии.

Причины раздробленности. Подъем экономики Киевской державы шел на фоне продолжавшегося расширения её территории за счёт дальнейшего освоения Восточно-Европейской равнины.

Выделение отдельных княжеств, процесс их кристаллизации в рамках Киевского государства подготавливался издавна.

Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и её дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространилось пахотное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, применявшихся в хозяйстве. Даже на самых отдаленных окраинах Киевской державы сложились боярские вотчины. Показателем подъема экономики явился рост числа городов. На Руси накануне монгольского вторжения было около 300 городов центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры.

Княжеские и боярские вотчины, как и крестьянские общины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счёт внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве.

Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть. В разных землях-государствах она разрешилась по-разному. Например, в Новгороде, а позднее в Пскове установились боярские республики. В других землях, где князья подавили сепаратизм бояр, власть утвердилась в форме монархии.

Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси, нужны были новые формы политической организации государства с учётом сложившегося соотношения экономических и политических сил. Такой новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию.

Раздробленность закономерный этап развития Древней Руси. Закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени. "Круговорот князей" в поисках более богатого и почетного престола мешал дальнейшему развитию страны. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи; хозяйственный расчёт вышел на первое место. Это позволило власти на местах более эффективно реагировать на недовольство крестьян, на недороды, внешние вторжения.

Киев стал первым среди равных княжеств-государств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии. Сложились, таким образом, полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии.

Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Об этом свидетельствуют единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы "Русской Правды", осознание людьми общей исторической судьбы.

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, ТуровоПинское, Тьмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности.

Рассмотрим историю наиболее крупных русских земель с момента отделения их от Киева и до монголо-татарского завоевания.

Владимиро-Суздальское княжество. Северо-восточная Русь Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля (как она называлась сначала) располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь к началу XII в. сложилось крупное боярское землевладение. В Залесском крае имелись плодородные почвы, пригодные для земледелия. Участки плодородной земли получили название ополий (от слова "поле"). Один из городов княжества даже получил название Юрьев-Польской (т.е. находящийся в ополье).

Здесь росли старые и возникали новые города. У впадения Оки в Волгу в 1221 г. был основан Нижний Новгород крупнейший опорный и торговый центр на востоке княжества. Дальнейшее развитие получили старые города: Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Строились и укреплялись новые города-крепости Дмитров, Юрьев-Польской, Звенигород, Переяславль-Залесский, Кострома, Москва, Галич-Костромской и др.

Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами лесами, реками. Её называли Залесским краем. Один из городов получил из-за этого название Переяславль-Залесский. Кроме того, на пути кочевников к РостовоСуздальской Руси лежали земли других южнорусских княжеств, принимавших на себя первый удар. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения. В поисках защиты от нападения врагов и нормальных условий для ведения хозяйства население земель, подвергавшихся набегам кочевников, устремлялось во Владимиро-Суздальские ополья. Сюда шел колонизационный поток и с северо-запада в поисках новых промысловых земель.

Среди факторов, способствовавших подъему экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока. Через верховье Волги и систему больших и малых рек можно было пройти к Новгороду и далее в страны Западной Европы.

В Ростово-Суздальской земле, столицей которой тогда был город Суздаль, княжил в то время шестой сын Владимира Мономаха Юрий (1125 1157). За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище "Долгорукий".

Юрий Долгорукий, как и его предшественники, всю свою жизнь посвятил борьбе за киевский великокняжеский престол. Захватив Киев и став великим князем Киевским, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных землях. Он активно влиял на политику Новгорода Великого. Под традиционное влияние ростово-суздальских князей попали Рязань и Муром. Юрий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. Здесь 4 апреля 1147 г. состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом, привезшим Юрию в качестве подарка шкуру пардуса (барса).

Еще при жизни отца сын Юрия Андрей понял, что Киев утратил прежнюю роль. В темную ночь 1155 г. Андрей со своими приближенными бежал из Киева. Захватив "святыню Руси" икону Владимирской богоматери, он поспешил в Ростово-Суздальскую землю, куда был приглашен местным боярством. Отец, пытавшийся образумить своего непокорного сына, вскоре умер. Андрей больше не вернулся в Киев.

В княжение Андрея (1157-1174) развернулась ожесточенная борьба с местным боярством. Андрей перенес столицу из богатого боярского Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме, который застроил с необычайной пышностью. Были сооружены неприступные белокаменные Золотые ворота, возведен величественный Успенский собор. В шести километрах от столицы княжества на слиянии рек Нерль и Клязьма Андрей основал свою загородную резиденцию Боголюбове. Здесь он проводил значительную часть времени, за что и получил прозвище "Боголюбский". Здесь, в Боголюбском дворце, темной июльской ночью 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы.

Правители Владимиро-Суздальского княжества носили титул великих




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Протокол № 1 от 29. 08. 2014 г.| МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.236 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав