Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Антропологический материализм Фейербаха

Читайте также:
  1. A. Материализм мен диалектиканы
  2. Абсолютный идеализм Гегеля и антропология Фейербаха
  3. Антропологическая этика Л. Фейербаха
  4. Антропологический материализм Л. Фейербаха
  5. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: РЕЛЯТИВИЗМ СОФИСТОВ И ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА
  6. Антропологический состав населения мира.
  7. Атомистический материализм . Демокрит
  8. Базовые гносеологические принципы диалектического материализма
  9. Билет№ 27:Диалектический материализм. Понятие и свойства материи.

1804 – 1872. Критикует Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистич. ф-ии. Ф. – воинствующ. материалист. К 1839г. он уже окончательно порывает с идеализмом. Выходит гл. труд - ”Сущность христ.”. Затем он публикует “Предварительные тезисы к р-ме ф-ии. Осуждая идеалистич. толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению - есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь ч-к. Неразрывная связь мышления с материальн. процессами в человеч. организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологии, физиологической деятельности. Новая ф. превращает ч-ка в единственный, универсальный и высший предмет ф-ии, превращая антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку. Ф. сводит сверхестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологического метода. У природы нет ни начала не конца, все в ней находится во взаимодействии; все относительно.Он отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, под словом природы я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего теологич.

 

22.Фи. марксизма.

1818-1883.Общая фил. позиция – последовательно проведенный материализм: идеальное – это материальное, перенесенное в голову и преобразованое в ней. Так развивать материализм можно, только пользуясь диалектическим метожом – методом отыскания объективных противоречий в действительности (путем восхождения от абстрактного к конкретному, обнаружения превращенных форм деятельности, обращения метода) и их разрешения в практике: «Все мистерии, кот. уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеч. практике и в понимании этой практики. Стадия в развитии общ. практики опр. способ производства, ф-ма кот. – производств. отн.- это соц. материя, не зависящая от общ. сознани. В классовом общ-ве имеет место отчуждение ч-ка от продуктов своего труда, из чего проистекает взаимоотчуждение индивидов. Сущность общ-ва, основан. на товарном произ-ве, составл. эксплуатация, угнетение в ф-ме извлечения прибавочной стоимости. Объяснение природы прибавочной стоимости наряду с открытием материалистич. понимания истрии принято считать гл. вкладом Маркса. Программа преобразования общ-ва с целью избавления человечества от эксплуатации и взаимоотчуждения предполагает пролетарскую революцию, диктатуру пролетариата в перех. период от капитализма к коммунизму и установление коммунизма – соц. строя с общ. собственностью и осуществлением принципа «от каждого по способностям, каждому – по потребностям».

 

23.Истоки,основные черты и особенности русской философии.

Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:— процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;— секуляризация общественной жизни.В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:— М.В. Ломоносов;— А.Н. Радищев;— Феофан Прокопович;— В.Н. Татищев;— А.Д. Кантемир и др.Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества. Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм.После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли. Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:— славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);— западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России.Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.Характерные черты:— антропоцентризм;— гуманизм;— религиозный характер;— возникновение русского космизма (мистического, теологического).

24.Заподники и славянофилы в русской философии.

Западн -направление рус. антифеодальн. общ. мысли 40-х гг. 19 в., противостоявшее славянофи­лам. Герцен, Грановский, Огарёв, Боткин, Кетчер. Также Белинский, Турге­нев.Термины «З-ки», «з-во» родились в идейной полемике 40-х гг. Споры о том, идти ли России вслед за Зап. Евр. или искать «самобытный» путь, полемика о тех или иных особенностях рус. нац. характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т. д. были лишь формой постановки более существ. вопроса — о буд. соц. преобразо­ваниях России. 3. связывали их с усвоением ист. достижений стран Зап. Евр., С. отстаивали близкую течениям феодального соц. утопию, идеализируя порядки, сущ. в допетровской России (мнимая гармония власти и народа,общинность как принцип народной жизни и т. п.). С. —выступившие с обоснован. самобытн. пути ист. развития России, принципиальн. Отличн. от пути западноевр.. Самобытность России, по мнению С. в отсутствии в ее ист. классовой борьбы в рус. поземельной общине, в православии как единственно истинном христ., тe же особенности развития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин наз­вания самого направления дан­ного им западниками. «Философич. письмо» Чаадаева. Киреев­ский, Аксаков. С. считали необхо­димым развитие торговли и пр-ости, акц. и банк. дела, стр-ва ж/д и примен. ма­шин в с/х. С. выступали за отмену креп. права «сверху» с предоставлением крест. общинам земельн. наделов за выкуп. С. добивались устранения цензурного гнёта, ус­тановления гласн. суда с участием в нём выборных представителей населения, отмены телесных наказа­ний и смертной казни.

 

 

25. материалистическая философия xix в в россии (а герцен н чернышевский)

Наиболее видными представителями материализма и диалектики XIX в. были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Их объединяли не только общие философские принципы, но и ненависть к любым формам угнетения человека, революционный демократизм; не только теоретическое, но и практическое отстаивание своих идей, интенсивность общественной деятельности. Александр Герцен – философ, писатель, публицист, один из идейных вдохновителей революционно-демократического движения в России. В философии истории Герцен явился сторонником такой позиции, согласно которой социальное развитие – это неподвластный никакому предопределению процесс, направляемый стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы. Н.Г. Чернышевский (1828–1889) стал известен образованной, читающей России после выхода в свет его произведения «Эстетические отношения искусства к действительности». Чернышевский видел в искусстве великую силу, которая могла бы воспитать в человеке нравственные и гражданские качества, необходимые для творческого преобразования, а также его личной и общественной жизни.Основные работы:— «Эстетические отношения искусства к действительности»;— «Антропологический принцип в философии»;— перевод «Основания политической экономии» Дж. С. Милля;— «Что делать?».В своем утопическом и нигилистическом романе «Что делать?» Чернышевский изложил понимание социалистического общежития — социализм, основанный на обобществлении крестьянского и ремесленного труда.

26.Религиозно-идеалистическая фил.в России XIX-начало XXвв.

Новейший религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в., вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в советской и зарубежной историографии несколько определений: “новое религиозное сознание”, “богоискательство”, “веховство”, “духовный ренессанс начала XX века”. Исторически первым (до первой русской революции) возникло понятие “новое религиозное сознание”, обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). После революции 1905—1907 гг. получило распространение понятие “богоискательство”, широко использовавшееся публицистикой для обозначения писаний религиозных философов в России того времени. Вл. Соловьев подводит философский итог своим общественно-политическим и национально-политическим исканиям в 1889 г. в книге “Россия и вселенская церковь”. Можно прямо сказать, что у Вл. Соловьева все время боролись два настроения — одно чисто философское, можно даже сказать отвлеченно-философское, вполне рациональное, часто даже схематическое и другое — конфессиональное, иррациональное, которое можно легко назвать мистическим. Вл. Соловьев в конце “России и вселенской церкви” остерегается провозглашать католицизм в той форме, как он это делал раньше, и хочет формулировать его при помощи философских категорий. Однако для читателя Вл. Соловьева здесь возникает большая трудность, поскольку философию каждый философ может строить по-своему, употребляя те или иные термины в своем собственном и гораздо более свободном смысле, тогда как церковный догмат является абсолютизированным мифом, не допускающим никаких толкований или толкуемым лишь в одном определенном смысле. Больше всего русская философия занята темой о человеке, о его судьбе и путях. В конечном счете понимание человека в русской философии это:1. Человек по своей глубокой основе, прежде всего, есть существо духовное, а не природное, поэтому он всегда выступает субъектом действий, а не объектом.2. Как духовная субстанция человек находится в таинственных и интимных связях с Богом, являющимся высшей ценностью для человека, и придающим смысл его бытию.3. Человек как образ и подобие Бога выступает высшей и абсолютной ценностью?потустороннего? мира. Все, что происходит в обществе, нужно расценивать с точки зрения ценности для личности.4. Это не уничтожает прав общественности. Если общественность -есть органическое единство индивидов, то человек и общество ставятся в отношение равной ценности.5. Человек - есть существо динамическое, преодолевающее свою греховность в движении к идеальному образу Христа. Это движение, прежде всего, есть нравственное самовоспитание личности, ее культурное творчество.6. Свобода - это реально сознаваемое личностью состояние внутренней духовной независимости от страстей и греха, которая обретается в процессе покаяния и Богообщения.

 

 

27.Позитивизм и его формы.

Позитиви́зм (положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О. Конту)Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для НаучнойРеволюции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

28.Фил.экзистенциализма.

Э.– Ф. существования. Иррационалистич. Ясперс,Марсель, Сартр, Камю, В Герм Э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личн. ответственности.
Исходный пункт ф. Э. – изолиров., одинокий индивид, все интересы кот. сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзист. проблемы - это такие пробл, кот. возникают из самого факта сущ ч-ка. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию. Э объявл предметом ф. - бытие. Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Способ бытия – страх перед смертью. Свобода. Ч-к сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Свобода - своб вне общества. Это внутр состояние, настроенность, переживание индивида. Личность и общество Общ.- всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы. Экзистенция –способ бытия человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро человеч. “Я”.Одно из важнейших определений Э – ее необъективируемость. Человек может объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их теоретич.

 

 

29.Фил.идеи психоанализа.

Главным представителем в фил.психоанализа был - Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, для него характерны исследования явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления.Основные работы Фрейда, содержащие философские идеи и концепции:— «Массовая психология и анализ человеческого "Я"»;— «По ту сторону принципа удовольствия»;— «"Я" и „Оно“»;— «Психология бессознательного»;— «Неудовлетворенность в культуре»;— «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др. Фрейд выдвинул:— гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов;— утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений;— гипотезу, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.Для философии Фрейда основная мысль — это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.Главным исследованием Фрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия:— человека и социальной среды;— человека и культуры;— человека и цивилизации.Через призму сублимации Фрейд рассмотрел:— формирование религиозных обрядов и культов;— появление искусства и общественных институтов;— возникновение науки;— саморазвитие человечества.Со стороны философии Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него как «Сверх-Я», основанная на отказе от удовлетворения желаний бессознательного, она существует за счет сублимированной энергии либидо.В своей работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд делает вывод о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует свое внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая может быть обуздана культурой

30.Фил.неотомизма.

Неотомизм — философия современной католической церкви — основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных представителей — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция),И. Бохеньский (Германия), Й. ван Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции. Бог обусловливает единство мира. С точки зрения неотомизма, «быть» — значит быть Богом или быть сотворенным Богом, и, так как Бог — духовная субстанция, единство мира состоит в его духовности. Человек как единственное существо, обладающее душой, занимает в мире особое, привилегированное положение. Единство мира дается человеку как откровение. Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться данной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. Любовь к Богу соединяет людей с принципом бытия и потому обладает абсолютным первенством, но очень важной является также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Нетомизм выдвигает новый тип межчеловеческой связи — солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу. По словам Ж. Маритена, «вера в человека спасается через веру в Бога», отвечая злом за зло, человек демонстрирует тем самым свою гордыню, полагая, что он сам может творить справедливость, тогда как это лишь в божественной власти.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав