Читайте также:
|
|
1 Алехин, А.П. Административное право России: учебник/ А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий.- М.: Зерцало-М, 2011.- 519с.
2 Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник/ Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Стаорилов.- М.: Норма, 2008.- 816с.
3 Галузо, В.Н. Административный процесс: учеб. пособие/ В.Н. Галузо, В.В. Волкова, Е.В. Хахалева.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010.- 127с.
4 Граждан, В.Д. Государственная гражданская служба: учебник/ В.Д. Граждан.- М.: Юрайт, 2011.- 620с.
5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 (КоАП РФ) [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: [сайт информ. – правовой компании]. - [М., 2012]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
На этом мы с Вами прощаемся, на следующей лекции мы рассмотрим вопросы административного права как отрасли права.
Лекция 5. КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
План:
1. Орфоэпические нормы.
2. Нормы постановки ударения (акцентологические нормы).
3. Нормы произношения.
Орфоэпические нормы.
Основы русской орфоэпии и нормы ударения
Орфоэпия - (от греч. orthos 'правильный' и epos 'речь') - правильное произношение (ср. орфография - правильное написание). Термин орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения в литературном языке; 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является наиболее явным и верным признаком культурной, грамотной речи. Не следует забывать, что голос - первое, что доносится до слушателя после зрительного восприятия собеседника. И то, как мы говорим, во многом определяет отношение к нам собеседника.
В основе русского литературного языка, а значит, и литературного произношения, лежит московское наречие (говор, диалект). Так сложилось исторически: именно Москва стала объединителем русских земель, центром русского государства. Поэтому фонетические черты московского наречия легли в основу орфоэпических норм. Если бы столицей русского государства стала не Москва, а, допустим, Новгород или Владимир, то литературной нормой было бы «оканье» (т. е. мы бы сейчас произносили в[о]да, а не в[а]да), а если бы столицей стала Рязань - «яканье» (т. е. мы говорили бы в [л'а]су, а не в [л'и]су). У человека, не владеющего литературным языком с детства, а сознательно осваивающего литературное произношение, в речи могут встретиться произносительные черты, свойственные местному говору, который он усвоил в детстве. Например, выходцы с юга России часто сохраняют особое произношение звука [г] - они произносят на его месте звонкий [х] (звук, в транскрипции обозначаемый знаком [g]). Сибиряки произносят чо вместо литературного што.
Важно понимать, что такого рода произносительные черты являются нарушением норм только в системе литературного языка, а в системе территориальных диалектов они нормальны и правильны и соответствуют фонетическим законам этих диалектов.
Есть и другие источники нелитературного произношения. Если человек впервые встретил слово в письменном языке, в художественной или другой литературе, а до этого он никогда не слышал, как оно произносится, он может неправильно его прочитать, озвучить: на произношение может повлиять буквенный облик слова. Именно под влиянием написания появилось, например, произношение слова чу[ф]ство вместо правильного чу[с]тво, [ч]то вместо [ш]то, помо[щ]ник вместо по- мо[ш]ник.
Орфоэпическая правильность речи – это соблюдение норм литературного произношения и ударения. Правильная постановка ударения и правильное, образцовое произношение – важные показатели общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление имело успех, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается грамотным, четким и ясным произношением, правильной интонацией и ударением. Проанализируем последовательно главные аспекты русской орфоэпии, а именно: нормы ударения, правила произношения ударных и безударных гласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных, правила произношения слов иноязычного происхождения.
2. Важнейшие нормы ударения в современном русском языке.
Вследствие разноместности и подвижности ударения в русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, или акцентологические варианты. Некоторые из них являются равноправными. Например: заржáветь и заржавéть, тéфтели и тефтéли, úскристый и искрúстый, пéтля и петля´, блéдны и бледн ы, вóлнам и волнáм. Однако чаще всего варианты ударения характеризуются как неравноправные, т.е. один из них является основным (предпочтительным), а другой – допустимым (доп.). Например: творóг [доп. твóрог ], дóсыта [доп. дос ы та ], инáче [доп. úначе ], фенóмен [доп. феномéн ], мéльком [доп. мелькóм ].
Если в словаре приводятся два неравноправных акцентологических варианта без помет, то основной вариант ставится на первое место, а за ним следует допустимый, менее желательный вариант.
Существует также проблема различения так называемых семантических вариантов – пар слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов: мукá и мýка, остротá и острóта, трусúть и трýсить, зáмок и замóк, погрýженный и погруж е нный и т.п. Такие пары слов называются омографами.
Иногда разноместность ударения несколько видоизменяет окончание слов, являющихся семантическими вариантами. Например: приз ы вный (клич) – призывнóй (возраст), рáзвитый (о деятельности) – развитóй (ребенок), языкóвый (о колбасе) – языковóй (об ошибке).
Среди неравноправных вариантов следует различать варианты стилистические. Это такие пары слов, которые в зависимости от места ударения используются в разных функциональных стилях литературного языка или узких сферах общения либо относятся к профессионализмам. В этих случаях стилистические варианты сопровождаются в словарях соответствующими пометами: «спец.» (специальное употребление), «поэтич.» (поэтическая речь), «техн.» (технический термин), «проф.» (профессионализм) и т.п., в отличие от «общеупотр.» (общеупотребительного варианта). Сравните: прикýс (общеупотр.) – прúкус (спец.), ш е лковый (общеупотр.) – шелкóвый (поэт.), áтомный (общеупотр.) – атóмный (проф.), кóмпас (общеупотр.) – компáс (у моряков), инсýльт (общеупотр.) – úнсульт (мед.).
К неравноправным вариантам относятся нормативно-хронологические варианты. Это пары слов, в которых разноместность ударения связана с временным периодом употребления данного слова в речи. Выходящий из употребления, устаревший вариант сопровождается в словарях пометой «устар». Например: индустрúя (совр.) – индýстрия (устар.), украúнский (совр.) – укрáинский (устар.), рáкурс (совр.) – ракýрс (устар.), дождáлся (совр.) – дождалс я (устар.), видн ы (совр.) – вúдны (устар.), нужн ы (совр.) – нýжны (устар.), апартамéнты (совр.) – апартáменты (устар.).
По данным Л.И. Скворцова, в русском языке исследователи насчитывают более 5 тысяч общеупотребительных слов, в которых зафиксированы колебания ударения.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 56 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |