Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Закрепление принципов земельного права в законодательстве Российской Федерации

Читайте также:
  1. I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
  2. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  3. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  4. I. Понятие и виды источников (форм) права.
  5. I. Права на результаты интеллектуальной деятельности
  6. I. Связь с Трудовым кодексом Российской Федерации. Общие требования
  7. I. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
  8. I. Теория государства и права как наука. Ее место в системе юридических наук.
  9. I. Теория государства и права как наука. Ее место в системе юридических наук.
  10. II. Методология теории государства и права.

Основные принципы земельного права закреплены в ст. 1 ЗК РФ. Статья начинается положением, подчеркивающим значение закрепленных принципов земельного права: «настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах...».

Тем самым определено, что и правовые нормы ЗК РФ, и правовые нормы иных нормативных правовых актов земельного законодательства должны соответствовать принципам земельного права.

Среди правовых принципов в первой статье ЗК РФ выделены следующие:

) принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека;

) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;

) приоритет охраны жизни и здоровья человека;

) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

) платность использования земли;

) деление земель по целевому назначению на категории;

) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

) дифференцированный подход к установлению правового режима земель;

) сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли».[13]

В пункте второй этой же статьи ЗК РФ предусмотрено, что федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие принципам, установленным пунктом 1 настоящей статьи, т.е. перечень принципов является открытым.

Первые четыре принципа носят ярко выраженный межотраслевой характер.

Принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека раскрывается таким образом, что регулирование отношений по использованию и охране земли должно осуществляться исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В этом принципе закреплено многоаспектное значение земли в первую очередь как природного объекта. Межотраслевой характер данного принципа имеет важное практическое значение. Констатация в федеральном законе многоаспектного значения земли позволила подвести итоги давним дискуссиям, каким законодательством должны регулироваться земельные отношения (прежде всего отношения по использованию земель): только земельным или только гражданским, или комплексно, и земельным, и гражданским, и иным специальным, в том числе законодательством о градостроительстве.

Принцип о многоаспектном значении земли логически развит в решении вопроса о соотношении правовых норм различных отраслей законодательства в регулировании земельных отношений.

Этой проблеме посвящен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, ст. 3 ЗК РФ и некоторые другие его положения (например, в ст. 17-19, 22, 23, 25, 27).

Так, если принцип, предусмотренный абз. 1 п.1 ст. 1 ЗК РФ устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как недвижимое имущество, то из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений. Так, не все нормы гражданского законодательства, в частности ГК РФ, о недвижимом имуществе могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат ЗК РФ. То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю.[14]

В настоящее время земельное и иное природоресурсное законодательство направлено на развитие рыночных и природоохранных отношений, что должно служить удовлетворению интересов граждан и всего общества.

Они должны исходить из предусмотренных в ст. 1 ЗК РФ представлений о земельном участке как:

а) о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ;

б) одновременно как об объекте права собственности и иных гарантированных законом каждому прав на землю, как об объекте гражданских, имущественных отношений. Между этими представлениями о статусе земли и земельного участка не должно быть противоречий, если исходить из необходимости сочетания, а не противопоставления интересов граждан, общества и человечества - Земли с большой буквы.

Таким образом, закрепление в ЗК РФ межотраслевого принципа о многоаспектном значении земли развивается в комплексном регулировании земельных отношений правовыми нормами различных отраслей законодательства.

Принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества раскрыт таким образом, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.

Данный принцип, направленный на экологизацию земельного законодательства, развивает положения первого рассмотренного принципа. Оба принципа обусловливают необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли.

Исходной основой является положение ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, в которой установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако в рассматриваемом принципе установлен прежде всего экологический аспект регулирования земельных отношений.[15]

Подпункт 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ имеет в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях ЗК РФ, которые необходимо принимать во внимание при ведении земельного кадастра.

Соблюдение такого принципа земельное право должно обеспечивать принятыми данной отраслью методами и не ограничиваться положениями законодательства об охране окружающей среды. Собственно, так земельное законодательство в настоящее время и поступает, главным образом через институт категории земель особо охраняемых территорий.

Также представляется, что в принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества как раз и реализована экологическая функция права.

Вместе с тем в двух рассмотренных принципах сформулированы не только исходные положения, обусловливающие необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли, их природа идет из разрешительного типа правового регулирования отношений в области охраны окружающее среды, природоресурсных отношений, в том числе земельных отношений.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека конкретизирован в ЗК РФ тем, что при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Основу рассматриваемого принципа составляют ст. 20, 41 и 42 Конституции РФ, в которых закреплены права человека на жизнь, на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

Прикладное значение данного межотраслевого принципа проявляется в том, что он реализован в положениях как ряда статьей ЗК РФ, так и в правовых нормах законодательства об охране окружающей среды, об охране здоровья граждан и др.

Например, в п. 4 ст. 85 ЗК РФ закреплено ограничивающее условие на использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости: «В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов».

Правовые нормы законодательства об охране окружающей природной среды разрешают загрязнять окружающую среду, причинять негативные воздействия на окружающую среду, но лишь при соблюдении требований и нормативов в области охраны окружающей среды, предусмотренных федеральным законом.

Одним из видов экологических нормативов являются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ, установление которых в целях охраны здоровья человека и окружающей среды предусмотрено в п. 5 ст. ЗК РФ.

При соблюдении предусмотренных федеральным законом требований и нормативов в области охраны окружающей среды загрязнение окружающей среды, другие негативные воздействия на окружающую среду считаются правомерными, а сами требования и нормативы в области охраны окружающей среды являются критерием определения противоправного поведения.[16]

Межотраслевой характер рассматриваемого принципа проявляется при его реализации в других правовых нормах федеральных законов.

Например, в соответствии со ст. 41 Уголовного кодекса РФ причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам не является преступлением при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Однако риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.

Угроза жизни и здоровья людей, окружающей природной среде может стать основанием для введения ограничений хозяйственной деятельности, прекращения эксплуатации хозяйственных и других объектов, других мер, введение чрезвычайного положения.

Соответствующие положения предусмотрены в ст. 11 и 13 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Возможность принятия рассмотренных мер установлена также в ст. 5 Закона РФ «О недрах», ст. 144 Водного кодекса РФ.

Реализация принципа имеет место и в гражданском законодательстве. Так, наличие угрозы жизни и здоровью граждан является одним из критериев не возможности признания права собственности на самовольную постройку (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

Вместе с тем сформулированный принцип имеет и некоторый декларативный характер. Вне рамок конкретных правовых норм, устанавливающих требования и нормативы в области охраны окружающей среды, ограничивающие условия, «обеспечение сохранения жизни человека или предотвращение негативного (вредного) воздействия на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат» является весьма абстрактным оценочным критерием.[17]

Поэтому следует согласиться с мнением А.К. Голиченкова, что данный принцип имеет определенные потенциальные возможности с точки зрения будущего права. Они заключены в оговорке «...даже если это потребует больших затрат». Очевидно, что реализация правовых норм такого рода предполагает наличие соразмерных экономических условий. В таком понимании - это дело будущего. Однако уже сейчас рассматриваемое законоположение лишает обязанных лиц ссылаться не только на отсутствие или нехватку необходимых средств, но и произвольно ссылаться на категорию «экономической целесообразности» затрат на охрану здоровья.[18]

Принцип участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю по смыслу закона означает, что граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Согласно Федеральному закону от 03.10.2004 N 123-ФЗ в пп. 4 п. 1 ст. 1 ЗК РФ внесены дополнения и говорится об "участии граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю". В предыдущей редакции речь шла только о гражданах и общественных организациях (объединениях), в число которых, очевидно, входят и религиозные организации. Аналогичные изменения претерпел и абз. 2 п. 3 ст. 31 ЗК РФ, где говорится о праве участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием участков для публичных нужд и предоставлением их для строительства. Однако А.Н. Горбачев справедливо указывает на такой недостаток юридической техники законодателя: «в п. 1 ст. 5 ЗК РФ "Участники земельных отношений" отсутствует упоминание даже об общественных объединениях как таковых, поскольку с позиций их участия в земельных правоотношениях значимым является то, что все они являются юридическими лицами. В связи с этим можно только предполагать, что имел в виду законодатель, внося дополнения в ст. 1 и 31 ЗК РФ, учитывая, что одновременно не было предусмотрено каких-либо специальных правил участия религиозных организаций в указанных правоотношениях».

Основу содержания данного принципа составляют положения Конституции РФ, закрепляющие право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (п. 1 ст. 32), право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Таким образом, содержание данного межотраслевого принципа определяют прежде всего экологические и социальные конституционные начала.

В теории экологического права участие в подготовке и принятии экологически значимых решений рассматривается как одно из основных экологических прав граждан, как один из принципов экологического права.[19]

М.И. Васильева определяет общественное участие в принятии экологически значимых решений как основную форму реализации публичных экологических интересов. По ее мнению, юридическая природа общественного участия, отражающая внутреннюю структуру этого явления и определяющая его место в системе права, включает ряд характеристик:

а) экологически значимые решения создают те условия, в которых реализуется право граждан на благоприятную окружающую среду, и поэтому участие граждан-носителей субъективного права в процессе принятия таких решений есть важнейшая форма правореализации;

б) общественное участие можно рассматривать как превентивный способ защиты общественного экологического интереса;

в) участие в принятии экологически значимых решений - способ реализации общественного экологического интереса, включающий элементы самозащиты права (ст. 12 ГК РФ);

г) общественное участие - форма участия в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).

Рассматриваемый принцип основан и на нормах международного права окружающей среды.[20]

Исходные положения были заложены в Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды (принцип 1), в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию (принцип 10), в Резолюции Генеральной Ассамблеи 37/7 от 28 октября 1982 г. о Всемирной хартии природы и 45/94 от 14 декабря 1990г. о необходимости обеспечения здоровой окружающей среды в интересах благосостояния людей, а также в Европейской хартии по окружающей среде и здравоохранению, принятой на первой Европейской конференции «Окружающая среда и здоровье» Всемирной организации здравоохранения во Франкфурте-на-Майне (Германия, 8 декабря 1989г.). Развитием выработанных исходных положений стало принятие Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 25 июня 1998 г.). Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 г., однако Россия в ней не участвует.

В ЗК РФ принцип участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, раскрыт в положениях ряда статей,

Например, в п. 2 ст. 23 ЗК РФ предусмотрена возможность установления публичного сервитута, которое осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав