Читайте также:
|
|
Введение
Тысячи аналитиков деловой активности тщательно изучают высокие технологии в области ресурсоэффективности — и всякий раз не скрывают своего разочарования. Похоже, что и аналитики, занимающиеся вопросами акций и капиталовложений, не проявляют интереса к новой вселенной эффективных технологий. Что-то здесь не так.
Однако для воплощения мечты в жизнь необходимо, чтобы производительность ресурсов выиграла в борьбе за инвестиции на международных рынках капитала, а эти рынки сегодня готовы откликнуться только в том случае, если ожидаемая прибыль на инвестированный капитал превышает 15% в год.
В данной части книги мы рассмотрим возможные пути к этой цели.
Глава 4.
Если рынки создают проблемы, могут ли они также помочь их решению?
4.1. Может ли рыночная борьба джиу-джитсу одержать победу над силами неустойчивости?
В данной главе мы постараемся показать, что рынки могут сами решить собственные проблемы, просто направив свои огромные внутренние силы с помощью осторожно применяемой системы рычагов по более конструктивному пути. Этот подход сродни принципу борьбы джиу-джитсу, которую американский словарь трактует дословно как «мягкое искусство» или «гибкое искусство» и определяет как «японскую систему борьбы, при которой сила и вес противника используются против него самого с помощью знания анатомии и принципа рычага».
Возможно, беда эко-капитализма заключается не в том, что испытали и обнаружили его бесперспективность, а в том, что к нему до сих пор по-настоящему не обращались.
Основные принципы эко-капитализма — сохранения нашей планеты на основе передового эффективного использования ресурсов — поразительно просты.
q Сначала покупай самое лучшее (найди самые дешевые способы выполнения работ, затем плати за них).
q Вкладывай средства в сбережение ресурсов там, где это обходится дешевле, чем их добыча.
q Создавай рынки сбереженных ресурсов.
q Используй максимально обоснованные цены. Все остальное — просто самообман.
q Поощряй жесткую конкуренцию между всеми возможными сделками при прочих равных условиях.
q Поощряй поступки, которые тебе полезны.
q Облагай налогом не подходящее, а нежелаемое.
q Спешно избавляйся от неэффективных устройств, заменяй их эффективными.
Потенциал, отличающийся лишь в деталях, но в принципе сулящий выгоды, существует в любой стране. Для того чтобы понять, почему он еще не используется, нужно выяснить разницу между рыночной теорией и реальными рынками.
Несовершенный рынок
По иронии судьбы, одним из самых серьезных препятствий на пути реализации этого потенциала, т. е. создания новых производств на основе эффективного использования ресурсов является образ мышления некоторых решительных защитников свободного рынка. Короче говоря, как выразился Александр Поуп, «все, что существует, уместно». В конце концов, мы живем в условиях рыночной экономики, движимой предпочтениями потребителя, и если бы люди хотели приобрести что-нибудь отличное от того, что у них есть, то они наверняка уже сделали бы это.
Реальность и значимость проявлений неэффективности рынка сводятся к простой истории. Однажды пожилой экономист гулял со своей маленькой хорошо воспитанной внучкой. Вдруг девочка увидела лежащую на мостовой двадцатифунтовую купюру. Когда она спросила: «Дедушка, можно я подниму ее?», он ответил: «Не стоит, дорогая. Если бы она была настоящей, кто-нибудь ее уже бы подобрал».
Вера в то, что все заслуживающее внимания уже в основном сделано, к сожалению, не просто интеллектуальная ошибка; она имеет катастрофические последствия, поскольку люди не видят то, что можно сделать.
Далее рассматриваются расчеты Уильяма Нордхауза (1990), согласно которым, если США попытаются стабилизировать выбросы СО2 на уровне, установленном международной группой в Торонто и рассматриваемом большинством специалистов по изучению климата как первый скромный шаг на пути стабилизации климата на Земле, это уменьшит валовой внутренний продукт — он снизится примерно на 200 миллиардов долларов в год (как сообщали средства массовой информации, такова будет «цена» стабилизации).
Эта цифра, может быть, и верная, но не с тем знаком. Достижение величины выбросов СО2 определенной в Торонто, не стоило бы, а могло бы сэкономить примерно 200 миллиардов долларов в год, поскольку экономия топлива обошлась бы дешевле, чем его сжигание.
Однако Нордхауз отказался взять на себя ответственность за то, что его гипотеза завела в тупик глобальные усилия подойти к вопросам климата, следуя принципам: наименьшие издержки, покупка по наиболее выгодной цене. Нордхауз настолько влюблен в свою теорию, что просто не хочет рассматривать факты и, кажется, не чувствует разницы между тем и другим.
Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 79 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |