Читайте также:
|
|
Различают два вида узнавания: обобщенное (или неспецифическое) и дифференцированное (или специфическое) узнавание. Первое заключается в том, что предмет относится к какой-либо общей, широкой категории. Дифференцированное (или специфическое) узнавание есть отнесение предмета к строго ограниченной категории объектов. Крайний случай его — отождествление объекта с каким-либо единичным предметом, воспринимавшимся раньше.
Для неспецифического (обобщенного) узнавания достаточно восприятия только общих признаков (например, только общих контуров) предмета. Для специфического (дифференцированного) узнавания необходимо выделение характерных для данного предмета признаков, его особых, специфических для него «примет».
Определенность, а также точность и быстрота узнавания зависят от упроченности и дифференцированное временных связей, образованных в прошлом опыте. Чем они прочнее и чем тоньше их дифференциация, тем определеннее, правильнее и
быстрее узнавание.
Узнавание всегда опирается на опознавательные признаки предмета, руководствуясь которыми человек относит его к той или иной категории, не выделяя всех его признаков. Поэтому большое значение для познания предмета по его отдельным признакам (приметам) имеет образование систем временных связей. В этих случаях вся система реакций может воспроизводиться при действии только одного из компонентов комплексного раздражителя, а это и делает возможным узнавание предмета по его отдельным признакам. Таково, например, узнавание слов только по некоторым буквам. Воспринимая лишь отдельные буквы, человек читает все слово, что значительно ускоряет чтение.
Опора узнавания на отдельные признаки или на отдельные части объектов легко может вести к ошибкам восприятия. Это хорошо демонстрируется при чтении слов, предъявляемых (при помощи специального прибора — тахистоскопа1) на очень короткий промежуток времени (на десятые и сотые доли секунды). Если, например, в словах «университет» или «электричество» пропустить или как-либо переставить некоторые стоящие в середине их буквы (вместо «университет» написать «университет», вместо «электричество» - «элекртечитство») и затем предъявлять их на очень краткое время, то во многих случаях эти искажения не замечаются. Слова читаются правильно в силу действия ранее сложившихся систем связей, которые актуализируются под действием первых и последних букв слова.
В некоторых случаях возникает необходимость сделать так, чтобы объект восприятия нельзя было узнать. Задача заключается в том, чтобы при полной сохранности вещи так изменить ее восприятие, чтобы она утратила свои характерные особенности. Обычно это достигается окраской некоторых частей предмета в цвет, очень близкий к цвету фона, на котором предмет находится. При такой окраске части предмета, которые по цвету приближаются к фону, сливаются с ним, а остальные его части уже не образуют формы данного предмета. Большое значение имеет также нанесение на поверхность предмета таких линий (косых или радиальных), которые меняют его форму, превращая, например, симметричную фигуру в косую и несимметричную, что затрудняет ее узнавание. Искусство распознавания в этих случаях подлинной формы предмета заключается в том, чтобы ослабить то непосредственное впечатление.
Ясно выступает в узнавании роль слова. Очень отчетливо это можно наблюдать при затрудненном узнавании, когда внешние признаки предмета настолько малочисленны, бедны или настолько изменены, что не позволяют сразу опознать его. В таких случаях называние предмета мгновенно оживляет образы, связанные со словом, и они, как бы вплетаясь в восприятие предмета, дают возможность быстро узнать его.
Узнавание на основе словесной опоры хорошо демонстрируется при восприятии незавершенных силуэтных рисунков. С первого взгляда можно не опознать в них что-либо определенное. Но стоит только сказать, что это собака, как все они сразу объединяются в эту фигуру. Слово возбуждает сочетавшиеся с ним связи первой сигнальной системы, которые и восполняют то, что отсутствует в рисунке. Эта «восполняющая» роль слова может осуществляться лишь при условии прочного сочетания его со связями первой сигнальной системы, т. е. при достаточном непосредственном опыте в прошлом и его многократном сочетании с данным словом. Поэтому дети дошкольного возраста, в силу недостаточной упроченности у них связей первой сигнальной системы со словом, не опознают предметы на рисунках указанного вида даже при их назывании.
Тесное взаимодействие двух сигнальных систем в процессе восприятия основывается на передаче возбуждения из одной сигнальной системы в другую. Связи первой сигнальной системы передаются во вторую сигнальную систему, что и ведет к осмысливанию, к сознательному различению раздражителей. Вместе с тем словесные связи передаются в первую сигнальную систему, что ведет к восполнению и изменению восприятия под влиянием слова.
Велика роль слова при выделении слабых компонентов комплексного раздражителя. Как мы видели, они часто маскируются более сильными компонентами. Между тем во многих случаях именно они должны играть существенную роль в узнавании предметов. Взаимодействие обеих сигнальных систем способствует усилению слабого компонента, т. е. выделению не замечавшихся ранее признаков (или какой-либо незамеченной части предмета). Тем самым создаются условия, благоприятные для узнавания предмета, для различения его от других сходных предметов.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 114 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |