Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Пантеизм – философское учение, исходящее из тождества бога и природы.

Читайте также:
  1. Антропоцентризм (Пико делла Мирандолла) и пантеизм (Дж.Бруно) философии эпохи Европейского Возрождения.
  2. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения
  3. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм философии эпохи Возрождения.
  4. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм философии эпохи Возрождения.
  5. Антропоцентризм,гуманизм и пантеизм в Философии эпохи Возрождения.
  6. Апории Зенона Элейского и их философское значение
  7. Билет 18. Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
  8. Билет 28 Философское понятие материи и принцип материального единства мира
  9. Билет 8. Философское учение о бытии и материи.
  10. В) философское значение

(Дословный перевод: «пан» – всё, «теос» – бог: «всё есть бог»).
Пантеизм мыслит бога и природу единым целым. В пантеизме бог имманентен миру (нахо-

дится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в средневековой философии.

 

Пантеистами было большинство выдающихся философов эпохи Возрождения. Наиболее значительными пантеистическими системами явились философия
Н. Кузанского и философия Д. Бруно.

 

Николай Кузанский (1401-1464) - крупнейший немецкий мыслитель 15го века, философ,теолог, ученый, математик, церковно-политический деятель.
Кузанский описывает мир, в котором наличествует непрерывная и все направленная связь между имманентным и трансцендентным, между субъектным и объектным, между отдельным и всеобщим.
В вопросах богословия Николай Кузанский активно применяет математику и геометрию. Например, уподобляет Троицу треугольнику, имеющему три прямых угла и являющемуся благодаря этому бесконечным.
Бог, в этом случае может быть сравним с бесконечным кругом.
Бог – это предельное понятие, поэтому он не может быть постигнут рассудочным путём. Постижимым образом бог может проявиться только в конечном – в природе, человеке.

 

Д. Бруно (1548–1600) – итальянский философ, монах доминиканского ордена, впоследствии порвавший с монашеством.
Его философия продолжает пантеистические идеи Н. Кузанского. Однако его пантеизм носит не мистический, как у Кузанского, а натуралистический характер. Если у Кузанского бог

всё-таки не равен миру, то Д. Бруно уравнивает бога и мир.

33. Культура и искусство Эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это последние века средневековья период XIV–XVI веков. Термином «Возрождение», или «Ренессанс», характеризуют прежде всего культуру Италии, ставшей в этот период интеллектуальным центром Европы, но можно говорить о возрожденческих тенденциях во всех странах – от Италии до Англии.

Эпоха Возрождения представляет собой переходный период от средневековой культуры – к новоевропейской, от традиционного общества – к индустриальному, от феодального уклада жизни – к капиталистическому.

Все тенденции развития культуры находят свое законченное выражение в принципе гуманизма: в признании ценности каждого человека как личности, признании права каждого на свободу, счастье и развитие.

 

Название эпохи связано с возрождением античной культуры: изучением неизвестных ранее произведений, актуализацией уже известных, с признанием отвергаемых ранее средневековьем ценностей и идеалов античной культуры.

Однако обращение к языческому наследию не отменило христианского характера культуры и философии эпохи Возрождения.
В культуре эпохи Возрождения осуществилась попытка синтеза христианской идеи духовной личности с античной идеей прекрасной телесности.
Этот синтез нашёл свое отражение в живописи высокого Возрождения.

Основные этапы Возрождения (Ренессанса):

Проторенессанс (2-я половина XIII века— XIV век)

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения.
Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре Никколо и Джованни Пизано. Центральной фигурой живописи стал Джотто.

Ранее Возрождение (1410/1425 года XV века— конец XV века)
Наиболее известные художники этого периода — Мазаччо,Мазолино, Беноццо Гоццоли.

Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Наивысший расцвет искусства Возрождения пришелся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое возрождение». Работы Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти, Тициана составляют золотой фонд европейского искусства.

Позднее Возрождение (середина XVI— 90-е годы XVI века)

Уже в творчестве позднего Рафаэля намечается новая художественная линия, получившая название маньеризм а. Для этой эпохи свойственны взвинченность и изломанность линий, удлиненность фигур.
Первые мастера маньеризма— Пармиджанино,Понтормо,Бронзино.
На смену маньеризму приходит искусство барокко.

Северное Возрождение (XVI век)

Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследования и познанию анатомии человека.



34. Рационализм как направление новоевропейской философии 17 века.
Основные представители, понятия, проблемы.

Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий

истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей».

В философии Нового времени рационализм представлен в философии Р. Декарта (1596–1650), французского философа и математика. Основные идеи изложены им в трактатах «Рассуждение о методе» и «Начала философии».

 

Рационализм в лице Рене Декарта, Бенедикта Спинозы (1632-1677), Готфрида Лейбница (1646-1716) возник из попытки объяснить логическую природу всеобщности и необходимости математических истин и теоретического естествознания.

 

 

Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт выступал с критикой устаревшего схоластического метода мышления, был озабочен проблемой достоверности знания. Но если Бэкон на первое место выдвинул практическую основательность знания, то Р. Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, в его внутренних характеристиках.

Бенедикт Спиноза – создатель рационалистического пантеизма.
Декартовская достоверность самосознания у Спинозы превратилась во всеобъемлющую абсолютную реальность – первичную интуицию Бога.

Понятие субстанции – основное понятие философии Спинозы.

Субстанция – это Бог, понятый как природа или природа, понятая как Бог.

Лейбниц отвергает выдвинутый Декартом в качестве главного критерия истины принцип непосредственной достоверности, то есть ясности и отчётливости идей, считая такой критерий психологическим, а потому субъективным. По Лейбницу, не столько субъективная очевидность, сколько логическое доказательство гарантирует объективность и истинность знания.

 


35. «Рассуждение о методе» Рене Декарта.

«Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» — философский трактат, опубликованный Рене Декартом в 1637 году в Лейдене.

Трактат состоит из шести частей:

·Соображения, касающиеся наук.

·Основные правила метода.

·Несколько правил морали, извлеченных из этого метода.

·Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие Души, или основания метафизики.

·Порядок физических вопросов.

Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы.

Р. Декарт разработал следующие правила своего метода.


Первое правило – правило интеллектуальной интуиции.
За основу познания надо взять только те истины, которые представляются разуму предельно

ясными, очевидными, не требующими доказательств.
Чтобы увидеть эти истины, Р. Декарт предложил процедуру универсального сомнения: только то, что выдержит проверку сомнением, в чем нельзя усомниться, и будет основой,

фундаментом последующих построений. Единственная истина, в которой, как оказалось, человеческий разум не может усомниться, это факт самого сомнения. Достоверность своего существования, таким образом, человек обнаруживает не через свое тело, не через внешний мир, а через акт мышления: «Я мыслю, следовательно, существую». Человек существует прежде всего как субъек мышления. Из приведенной истины Р. Декарт, применяя следующие три правила метода, выводит существование Бога, бессмертной души человека и природного мира.

Второе правило – правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.

 

Третье правило – правило дедукции: располагать свои мысли в порядке,

начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных.

 

Четвертое правило – правило полноты и последовательности выводов: в

процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все

выводы, которые только можно получить.

 

36. Эмпиризм как направление новоевропейской философии 17 века.
Основные представители, понятия, проблемы.

Эмпиризм- направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.Противопоставляется рационализму.
Эмпирический метод близок к сенсуализму, но имеет ряд существенных

отличий. Эмпиризм не исключает важности чувственного восприятия для про-

цесса познания, но настаивает на тесном союзе чувств и разума.

Основные представители: Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Джон Локк (1632- 1704), Давид Юм (1711-1776).

Родоначальником философии Нового времени можно назвать Ф. Бэкона, ибо он первым осознал значение научного метода познания и сосредоточил все свои усилия на его разработке.Бэкон выдвигает индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежат опыт и эксперимент с определенной методикой их анализа и обобщения.
Бэкон ставит вопрос о том, что "соотнесено с человеком" и что "соотнесено с миром". Идолы – это искаженные, ложные образы, возникающие в человеческом уме.

Метод
- кратчайший путь, свободный от заблуждений, к достижению

общечеловеческих идеалов - решающее условие плодотворного познания.

Основным методом исследования в естественной философии (естествознании) Бэкон утверждает индукцию и дедукцию.

Индукция – способ умозаключения от частного к общему .

Дедукция -способ умозаключения от общего к частному.

систематизировал эмпиризм и изложил свои взгляды в своем основном труде "Опыт о человеческом разуме". Локк отрицал идеи Декарта, и рассматривал человеческий ум как чистый лист бумаги (tabula rasa), а все идеи считал возникающими из опыта.
По Локку, опыт состоит из внешнего и внутреннего опыта: из ощущенийи рефлексии. Человеческий ум он сравнивал с темной комнатой, а ощущения и рефлексию с окнами, через которые в комнату поступает свет. Ощущение относится к способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств, а рефлексия относится к восприятию деятельности нашего разума, например, связанной с желаниями, рассуждениями и мышлением.

 

37.Французская философия Просвещения 18 века.

В философии французских просветителей критика религии, церкви и социального неравенства приняла наиболее радикальные формы. К достижениям французского философии этого периода можно отнести и развитие материалистической философии при подавляющем господстве идеалистических систем в новоевропейской философии в целом.

Самыми выдающимися мыслителями XVIII века являются Франсуа Мари Аруэ Вольтер,
Жан Жак Руссо, Жан Антуан Кондорсе, а также Дени Дидро и Жан Батист дэ Ламбер (так называемые «энциклопедисты», возглавившие работу над созданием «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»).

Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694–1778) – философ, публицист, писатель.
Вольтер прославился прежде всего резкой и остроумной критикой религии и церкви. Религия возникает тогда, считает Вольтер, когда встречаются мошенник и глупец. Философия для Вольтера – не столько теория, сколько орудие разума в борьбе против неразумного, отживающего устройства общества.

Выступая с идеей равенства, Вольтер понимает равенство людей лишь

как равенство политическое, равенство перед законом и правом.

 

Жан Жак Руссо (1712–1778) тоже не ограничивался философским творчеством: он является автором художественных и публицистических сочинений.

В отличие от Вольтера, имущественное неравенство, являющееся основой всякого другого неравенства, он считал несправедливым. Оно не соответствует «естественному состоянию человека», его природе, а является продуктом развития цивилизации, результатом возникающего при цивилизации разделения труда. Таким образом, Руссо выступает с критикой цивилизации, которая искажает природу человека, формирует «искусственные потребности».

Поль Анри Гольбах (1723–1789) в своей основной работе «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» сформулировал основные идеи механистического материализма. Согласно Гольбаху, все явления природы можно редуцировать (свести) к различным формам движения материальных частиц. Природа – совокупность различных движущих сил материи. В отличие от деистов, которые считали Бога первоисточником движения, Гольбах считал движение присущим самой материи. Недвижущейся материи не существует. Жизнь и сознание – тоже продукт материи.

Можно выделить следующие направления философии французского просвещения:

1. Деизм отвергал идею личного Бога, отождествление Бога и Природы (пантеизм), возможность его (Бога) вмешательства в процессы Природы и Общества.
Его развивали Вольтер, Руссо, Монтескье.

2. Материалистическое направление отвергало идею Бога в любом виде, объясняло все в мире с естественнонаучных позиций, позиций эмпиризма.
Его развивали Мелье, Дидро, Ламетри.

3. Утопическое (социалистическое) направление сформировалось с середины XVIII в., особенно сильно во времена Французской революции и после нее. Его развивали Сен-Симон, Морелли. Основной идеей Утопического направления является создание идеального общества.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав