Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Нападающие – защитники

План

1. Предисловие «А урок остается!»

2. Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся)

3. Выявление результативности разных видов урока (работа в группах)

4. Технологическая карта урока – что это.

5. Анализ технологических карт

6. Деловая игра «Ассоциация»

7. Критерии эффективности современного урока

8. Рефлексия

Цель:

Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора. эрудиции»

В.А. Сухомлинский

УРОК (Предисловие)

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
2. Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения) (работа в группах)

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

 

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

плюсы и минусы традиционного урока (две команды)

Нападающие – защитники

(образцы выступлений)

плюсы минусы
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель
наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».
на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.  
  Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.  
  При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

 

Выводы: что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?

Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.

Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.

Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.

Знание типологии урока

Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».

Планирование воспитательной функции урока.

Комплексное планирование задач урока (стр. 40)

Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.

Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.

Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.

Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).

Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.

Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

Включение компьютеров в педагогические технологии.

Дифференциация домашних заданий.

Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

Обеспечение эстетических условий

Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

Имидж учителя.

Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

 

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав