Читайте также:
|
|
Пациент: “Завтра операция, а я никак не соберу себя в кулак”.
Сестра: “Вас это огорчает?”
Пациент: “Вообще-то да. Я считал себя сильным человеком”.
Сестра: “И теперь вас расстраивает то, что вы оказались не таким?”.
Пациент: “Да нет. Просто странно, что я никогда не задумывался над подобными вещами”.
Сестра: “А теперь Вы не знаете, как ко всему этому относиться?”
Пациент: “Вот именно. Тем более что я всегда учил своих сыновей быть сильными, а тут сам оказался”.
Пациентка: “После того, как мне ампутировали молочную железу, я чувствую себя никому не нужной”.
Сестра: “Вы чувствуете, что окружающие теперь станут меньше общаться с вами?”
Пациентка: “Да нет, меня не волнует мнение окружающих... (пауза). Вообще-то, конечно, волнует, но не всех”.
Сестра: “Вас волнует, как к этому отнесутся Ваши близкие?”
Пациентка: “Да знаю я, как они отнесутся... (пауза). Они даже не навестили меня ни разу”.
Сестра: “И вы на них обиделись?”
Пациентка: “А вы как думали, конечно! (пауза). Хотя я сама их никогда не навещаю”.
Представить себе эмоциональную жизнь пациента может медсестра, обладающая развитой способностью к переживанию и сопереживанию, т. е. имеющая достаточно высокий уровень эмпатии — понимания эмоционального состояния другого человека, сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Следует различать жалость (“Мне жаль вас”), симпатию (“Я сочувствую вам”) и эмпатию (“Я — с вами”). “Оценка эмпатии оказалась тесно связанной с такими характеристиками хорошего врача как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, опытность, сила, искренность и др.” Таким образом, терапевтический эффект зависит от того, в какой мере пациент чувствует себя объектом заботы, чуткости и понимания, т. е. от эмпатической связи с медицинским работником.
Многие авторы считают эмпатию генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Существуют различные тренинговые методы, повышающие способность к эмпатии и умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. В условиях дефицита времени необходимо развивать “профессиональную эмпатию”, позволяющую сестре на основе “чтения” экспрессивных элементов поведения пациента проникать в его эмоциональное состояние, а затем всем своим видом и высказываниями показывать ему, что его чувства поняты.
Функции общения
Традиционное общение предусматривает взаимосвязь трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые в реальной действительности, конечно, не реализуются изолированно. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, в данном случае между медсестрой и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная (лат, perceptio — восприятие) — в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.
Цель медсестры — выработать определенную точку зрения на сиюминутные и потенциальные проблемы пациента. Коммуникативной стороне общения свойственны наличие:
* обратной связи;
* коммуникативных барьеров;
* коммуникативного влияния;
* вербального и невербального уровней передачи информации.
В контексте общения медсестры и пациента обратная связь — это реакция пациента на поведение медсестры. Обратная связь призвана помочь медсестре понять, как она сама, ее поведение и предоставляемая ею информация воспринимаются и оцениваются пациентом.
Во время диалога медсестра и пациент постоянно меняются коммуникативными ролями “говорящего” и “слушающего”. Поэтому медсестра также выражает свою реакцию — прямо или косвенно. В первом случае информация, поступающая от медсестры (“говорящего”), в открытой форме содержит реакцию на поведение пациента (“слушающего”): “Я не смогу ответить на ваш вопрос”, “Я не приветствую нарушение вами режима”, “Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь” и т. д.; реакция может также проявляться жестами и другими элементами невербальной коммуникации. Такая обратная связь обеспечивает адекватное понимание ее пациентом и создает условия для эффективного общения.
Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру информации. Для этого используются риторические вопросы типа “Вы действительно так считаете?”, “И это поможет?”; иронические замечания типа: “Да... У нас теперь все знают, как надо лечить”; вербальные и невербальные реакции и т. д. В данном случае “слушающий” должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему “говорящий” и каковы на самом деле его реакция и его отношение. Естественно, догадки не всегда оказываются верными, что значительно затрудняет процесс общения.
Выступая в роли “слушающего”, медсестра должна по возможности недвусмысленно реагировать на слова и поведение пациента. В затруднительных случаях лучше сказать: “Это не входит в мою компетенцию, надо посоветоваться с врачом, старшей медсестрой”. Если пациент предоставляет медсестре информацию, не поддающуюся однозначному толкованию, она обязана задать уточняющие вопросы.
Известно, что спонтанный прием сигналов обратной связи неполон и интерпретируется через собственную систему координат. Мы считаем, что система координат медсестры детерминируется ее профессиональной ролью и основывается в большинстве случаев на безоценочном положительном отношении к пациенту. Говоря о большинстве случаев, мы имеем в виду, что иногда медсестра может поведенчески оценивать некорректное, с ее точки зрения, поведение пациента, например, несколько фамильярное. С другой стороны, касаясь феномена обратной связи, нельзя не заметить, что подобное поведение пациента, возможно, является ответом на поведение медсестры, которое позволило ему вести себя подобным образом.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 4781761 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |