Читайте также:
|
|
К. Н. Леонтьев ратовал за духовное возрождение некоторых сторон византийской жизни в русской культуре. Его идеалами были монархия и православие. Государство он представлял мужественным, строгим, но добрым по отношению к своим подданным. В его трудах расписано, как желательно было бы обустроить жизнь России, каковы наиболее приемлемые формы общественного бытия этой страны,
В социологической концепции Леонтьева центральным является принцип византизма. Под ним он понимает совокупность принудительных начал, проявляемых в области государственного управления в форме самодержавия, в области религии как подлинное византийское православное христианство, а в сфере морали как аскетизм, т. е. отрешение от целей обретения земного счастья и благополучия. Также в понятие византизма входят такие ценности, как неравенство, иерархия, строгая дисциплина, смирение и послушание.
Леонтьева можно назвать принципиальным или идейным консерватором. Он утверждал следующие главные ценности: реально-мистическое, строго церковное и монашеское христианство византийского и отчасти римского типа; крепкую и сосредоточенную государственность; красоту жизни в самобытных национальных формах.
Ученый считал, что человечество и отдельные его части проходят три состояния: первоначальной простоты (подобно организму в утробе и младенчеству), положительного расчленения (развитый цветущий возраст) и смесительного упрощения и уравнения, или вторичной простоты (дряхлость, смерть и разложение). Для Европы первый этап — это переселение народов, второй — Средние века и начало Нового времени, третий — век Просвещения и Великой французской революции.
Общественный идеал он рассматривал следующим образом. Государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно, вообще сурово, иногда до жестокости; церковь должна быть независимее нынешней, иерархия - смелее, властнее, сосредоточенней, быт — поэтичнее, разнообразнее в национальном, обособленном от Запада единстве; замши, принципы власти должны быть строже; люди должны стараться быть лично добрее — одно уравновесит другое; наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе. Но всех сферах Леонтьев высоко ценил дисциплину и принудительный характер отношений во всех сферах деятельности, поскольку полагал, что без этого жизненные формы не могут сохранить своей раздельности и устойчивости. Ослабление принудительной власти, по мнению Леонтьева, есть верный признак и содействующая причина разложения или «смесительного упрощения» жизни.
К традиционному славянофильству он относился очень сдержанно. Известный российский философ В. С. Соловьев писал: «По своему отношению к славянофильству, которое он ил жал «мечтательным и неясным учением», Леонтьев представляет необходимый момент в истории русского самосознания»1. Обсуждая социальную роль религии, Леонтьев решительно противопоставлял истинное аскетическое византийское христианство «розовому» христианству Западной Европы. Он писал о том, что все религии пришли к той истине, что зло, страдания, трагедии являются неизбежностью социальной жизни. Однако, но его мнению, в западной культуре сложилось ложное представление о возможности «улучшения жизни для всех». Подобная трактовка либерально-гуманистического прогресса является «ложным продуктом демократического разрушения старых традиционных европейских обществ».
К. Н. Леонтьев верил в положительную истину православного христианства, политически надеялся на торжество консервативных и иных начал, эстетически любил все красивое и сильное. Основные его работы: «Восток, Россия и славянство» (1885—1886), "Национальная политика как орудие всемирной революции» (1889), серия «Записки отшельника» в журнале «Гражданин».
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 112 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |