Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Возникновение и прекращение права собственности

Читайте также:
  1. E) с момента заключения подозреваемого под стражу до уведомления его об окончании производства следственных действий и разъяснения права ознакомиться с материалами уголовного дела
  2. I. Возникновение пятидесятничества
  3. II. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса «Актуальные проблемы уголовного права».
  4. II. Общие принципы Конвенции о правах ребенка и законодательства Российской Федерации
  5. II. Основные права и обязанности обучающихся
  6. II. Права и обязанности сторон
  7. II. Прекращение гражданства.
  8. II. Происхождение права
  9. III. Основные права и обязанности Академии
  10. IV. Обязанности и права студентов в период прохождения производственной практики

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

ВЕЩНОЕ ПРАВО В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

 

Л е к ц и я

по международному частному праву

 

 

.

 

 

Тема: ВЕЩНЫЕ ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

1. Коллизионные вопросы права собственности

2. Возникновение и прекращение права собственности

Правовое положение иностранных инвестиций

Коллизионные вопросы права собственности

Одним из основных институтов любой правовой системы является право собственности, представляющее собой закрепление экономических отношений собственности в нормах права. Наличие иностранного элемента в этих отношениях предполагает их регулирование нормами международного частного права. В настоящее время срав­нительно новым объектом правового регулирования стали отношения, возникающие по поводу иностранных инвестиций, которые по лучили законодательное закрепление в специальных актах.

Законодательство различных государств неоднозначно регулирует отношения, вытекающие из права собственности. Поскольку в ряде стран проводится различие между правом на движимое и недвижимое имущество, то и принципы судебной практики и доктрины в отношении этих прав различны.

Право собственности на недвижимость или другие виды вещных прав в отношении недвижимости подчиняются праву места нахождения недвижимости (lex rei sitae). Этот коллизионный принцип был разработан в средние века в итальянской доктрине и стал общим для всех европейских государств. Он непосредственно закреплен в ряде современных кодификаций, например во французском и итальянском гражданских кодексах, в австрийском, венгерском. польском законах о международном частном праве. Основание для применения принципа lex rei sitae вытекает из самой природы недвижимого имущества — из его неподвижности, что пред определяет нахождение естественного центра тяжести прав на это имущество в данной стране И это обосновано, ведь "если бы право собственности на землю определялось личным законом действительного владельца, то законодательство, регулирующее право на земельный участок, изменялось бы с каждой переменен собственника. Элементы права собственности, например, в отношениях между соседями, изменялись бы при каждом отчуждении недвижимого имущества иностранцу или при перемене домицилия собственника. Само собой разумеется, что привело бы к путанице".

Значительно сложнее регулирование права собственности на материальные движимые вещи. К ним, как правило, относится право требования, ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т. д. Еще в средние века итальянскими статутариями и их последователями во Франции, Голландии, Англии, Шотландии и Германии была разработана норма, согласно которой права на материальные движимые вещи подчиняются закону места жительства (домицилия) собственника или владельца: mobilia personam sequuntur (собственность следует за лицом).

Однако уже в XIX в. старая статуарная норма была подвергнута критике, и сфера ее применения была ограничена случаями правопреемства вследствие смерти собственника в отношении движимости и режима супружеского имущества. В отношении же создания и передачи реальных прав на обособленные предметы применялся принцип места нахождения имущества. Позднее английское и американское право восприняло континентальную точку зрения, согласно которой право на движимое имущество регулируется lex situs. Почему же принцип места нахождения вещи признается в настоящее время решающим и вытесняет принцип домицилия? Домицилий лица не является постоянным, он может меняться и часто неизвестен контрагентам, вступающим в правовое отношение с собственником имущества. Если домицилий находится за границей, это усложняет отношения сторон, поскольку контрагент вынужден ознакомиться с соответствующим иностранным правом. Домицилий лица иногда может отличаться от места его обычного пребывания (это допускается по английскому праву), что может послужить поводом для ошибочного определения права, регулирующего отношения собственности на спорное имущество. Все эти факторы не способствуют нормальному функционированию торгового оборота, затрудняют своевременное разрешение имущественных конфликтов. В современном континентальном праве норма mobila personam sequuntur практически везде заменена нормой места нахождения имущества. Этот принцип применяется во Франции и во всех странах, где правовая система сложилась под влиянием французского права: в Бельгии, Нидерландах, Румынии, Италии. Аналогичная норма включена в новые законы по международному частному праву в Австрии, Венгрии, Германии, Польши, Швейцарии. Применение принципа lex situs обосновывается тем, что вещные права должны быть легко распознаваемы. Лицо, желающее при­обрести право на вещь, должно быть защищено от риска признания приобретения недействительным. А это может произойти в том случае, если приобретаемая вещь подчинена иностранному праву. Поэтому представляется естественным определять права на приобретаемую вещь в соответствии с правом того места, где эта вещь находится. В современной международной практике признается, что вещь, правомерно приобретенная в собственность определенным лицом, сохраняется за ее собственником при изменении места нахождения вещи (это важно при признании права собственности на вещи, приобретенные за границей). Объем прав собственности на вещь определяется законом места ее нахождения. И если имущество перемещается из одного государства в другое, то и объем прав на это иму­щество изменяется согласно законам соответствующих государств.

Неоднозначно решение вопроса в отношении того, какой закон регулирует права на приобретаемую вещь, если сделка по поводу приобретения имущества совершается не в том государстве, где это имущество находится. Здесь возможно применение как закона места нахождения вещи, так и личного закона собственника. Выбор коллизионной привязки будет зависеть от доктрины и судебной практики соответствующих стран.

Существуют, однако, случаи, когда применение lex rei sitae становится невозможным. Если речь идет о комплексе вещных и обязательственных прав, "исключительном" праве, таком как авторское право, право на фирму, товарный знак и т. п., то более приемлемым становится применение личного закона собственника. Этот вопрос особенно актуален в наследственном праве. Л. Лунц указывает, что использование lex rei sitae допустимо лишь в том случае, если "из общей наследственной массы выделить опреде­ленные вещи для подчинения их специальному наследственному режиму — закону местонахождения данной вещи".

Важно также отметить, что эта привязка не применима в случае решения вопроса о судьбе имущества иностранного предприятия при его ликвидации. Право собственности на имущество иностранного филиала определяется личным законом компании, а не законом места нахождения ее отдельных вещей.

В Основах гражданского законодательства 1991 г. коллизионные нормы, касающиеся вопросов собственности, включены в ст. 164. Согласно положениям данной статьи: право собственности на имущество определяется по праву страны, где это имущество находится; возникновение и прекращение права собственности на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения права собственности; возникновение или прекращение права собственности на имущество, являющееся предметом сделки, если иное не установлено соглашением сторон. Практически во всех случаях прямо или косвенно применяется принцип lex rei sitae. Законом также предусмотрена возможность выбора права по волеизъявлению сторон. Более того, в случае предъявления собственником вещных требований о защите права собственности они определяются по его выбору либо правом страны, где имущество находится, либо правом страны, в суде которой заявлено требование, либо правом страны, в которой транспортное средство внесено в государственный реестр. Таким образом, закон места нахождения вещи является основной коллизионной привязкой в разрешении вопросов, касающихся права собственности. Принцип lex rei sitae косвенно повторен и в законе "О собственности в РСФСР", где в п. 5 ст. 2 указывается, что "право собственности на имущество, находящееся на территории РСФСР, охраняется Законом независимо от места нахождения собственника".

Возникновение и прекращение права собственности

 

Во втором пункте ст. 164 Основ закреплено следующее правило: "Возникновение и прекращение права собственнос­ти на имущество определяются по закону страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения права собственности", если иное не предусмотрено российским законодательством.

Из этого следует, что право собственности на движимое имущество, возникшее по месту его нахождения, не прекращается при перемещении этого имущества в другую страну, даже если законодательством последней не предусмотрен аналогичный первой стране порядок его возникновения. Закон "О собственности в РСФСР" также признает и охраняет "право собственности граждан РСФСР, юридических лиц, государства, местных органов власти и самоуправления на имущество, находящееся за пределами Российской Федерации" п. 5 ст. 2. Таким образом, признается право собственности на вещь, приобретенную за границей с соблюдением тре­бований, предусмотренных законом соответствующего государства. В международном торговом обороте важное значение имеют вопросы, связанные с переходом права собственности на вещь и с риском случайной гибели вещи. Коллизионные вопросы возникают здесь вследствие того, что в гражданском праве различных государств неоднозначно определяется момент перехода риска. В гражданских кодексах Швейцарии, Голландии, Японии риск случайной гибели вещи переходит на покупателя в момент совершения контракта, причем право собственности на проданный товар может в это время на покупателя и не переходить. По законодательству Франции, Англии, Германии момент перехода риска совпадает с моментом перехода права собственности.. Возникновение и прекращение права собственности на имущество в Российской Федерации определяется в соответствии с принципом автономии воли сторон. Если же стороны не предусматривают в контракте соответствующих положений, то спорные вопросы разрешаются по принципу lex loci contractus.

"Возникновение и прекращение права собственности на имущество, являющееся предметом сделки, определяются по праву места совершения сделки, если иное не установлено соглашением сторон" (ч. 1 п. 3 ст. 164 Основ).

Если иное не установлено в договоре, то согласно российскому праву "право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи..." (п. 2 ст. 50 Основ); "риск слу­чайной гибели или случайной порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности"; "если отчуждатель просрочил передачу вещей или приобретатель просрочил принятие их, риск случайной гибели или случайной порчи несет просрочившая сторона" (ст. 138 ГК РСФСР).

Приведенные нормы подтверждают, как писал Л. А Лунц, что "переход права собственности и переход риска являются различ­ными гражданско-правовыми категориями, только в первом случае налицо вопрос вещного права, во втором же случае речь идет о праве обязательственного характера. Это положение действует и при разрешении соответствующих коллизионных вопросов. Вопрос о моменте перехода риска имеет самостоятельную коллизионную привязку и этим отличается от вопроса о моменте перехода права собственности; коллизионный вопрос о переходе риска — вопрос обязательственного статута".

Наличие различных подходов к вопросам регулирования условий купли-продажи и связанных с ними моментов перехода права собст­венности на приобретаемые товары остро поставило проблему международной унификации соответствующих норм.

В принятой в 1958 г. Гаагской конвенции о праве, подлежащем применению к переходу права собственности в случае международ­ной продажи материальных движимых вещей, сформулированы са­мостоятельные коллизионные привязки для решения вопроса о пере­ходе права собственности и риске случайной гибели вещи. Вещное право лежит в основе определения прав лица, заявляющего право собственности на проданную вещь, и обязательственный статут — в разрешении вопросов о моменте перехода риска в договорах купли-продажи. Европейской экономической комиссией ООН в 1955 — 1956 гг. были разработаны Общие условия поставки на экспорт машинного оборудования, где также были сформулированы материально-правовые правила о порядке определения момента перехода риска с продавца на покупателя. Однако применение этих правил возможно только при наличии ссылки на них в контракте, поскольку они не признаются правовыми нормами, а лишь являются элементами типового договора.

Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому и в результате принятия специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества. Национализация предполагает огосударствление, т. е. изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передачу его в собственность государства. Приватизация — это процесс, обратный национализации, т. е. это передача государственного имущества в частную собственность.

Каждое государство в силу суверенитета имеет исключительное право на установление содержания и характера права собственности, порядка приобретения, перехода и утраты его. Данное право государства было подтверждено резолюциями Генеральной ассамблеи ООН и решениями Международного Суда ООН. Отношения собственности, возникающие между государством и физическим или юридическим лицом, определяются внутренним правом государства, проводящим соответствующие мероприятия. Национализация осуществляется в странах с различными системами собственности, однако ее общими чертами является то, что 1) это акт государственной власти; 2) это социально-экономическая мера общего характера; 3) она может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит (отечественным или иностранным физическим и юридическим лицами); 4) каждое государство само определяет, должна ли выплачиваться иностранцам компенсация за национализированную собственность, в каком размере, на каких условиях и в какой срок. Осуществление приватизации преследует обратную цель: уменьшить размеры собственности, принадлежащей государству. Эта мера также носит социально-экономический характер и направлена на реорганизацию существующих отношений собственности. Приватизация государственного имущества, как правило, осуществляется за устанавливаемую государственными органами фиксированную плату или же реализуется через торги. Отдельные объекты государственной собственности могут передаваться новым владельцам бесплатно, если при этом преследуется цель создания нового класса собственников или увеличения его числа.

Новыми собственниками приватизируемого имущества могут становиться не только граждане государства, осуществляющего приватизацию, но и иностранные владельцы капитала. Порядок и условия участия иностранных лиц в приобретении имущества определяются надлежащими законодательными актами. Так, согласно ст. 37 закона Об иностранных инвестициях "иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также объектов незавершенного капитального строительства на территории РФ". Порядок использования иностранных инвестиций при приватизации определен в Основных положениях программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год. Права иностранных владельцев приватизированного имущества признаются и охраняются в соответствии с законами Рос­сийской Федерации.

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 122 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав