Читайте также: |
|
Английское правительство использовало эпизод с уничтожением опиума в качестве предлога для развязывания военных действий против Китая. В ноябре 1839 г. произошло первое крупное столкновение между английскими военными судами и кораблями китайского военно – морского флота. Однако формально ни одна из сторон не объявила о начале войны.
Весной 1840 г. вопрос о войне против Китая обсуждался в палате общин и, несмотря на сильную оппозицию непосредственному военному вмешательству Британии в события в Китае, было принято решение: не объявляя формально войну, послать к китайскому побережью военно –морскую эскадру. В июне 1840 г. английский флот, в состав которого входило 20 боевых кораблей, при поддержке нескольких десятков гражданских судов, имевших в общей сложности на борту несколько сотен орудий и более 4000 человек команды, показался вблизи южнокитайского побережья.
План военной кампании был составлен англичанами на основе предложений, сделанных В.Жардином, одним из крупных коммерсантов, вовлечённых в торговлю с Китаем /компания «Джордан и Матиссон» и поныне является одной из наиболее влиятельных в коммерческих кругах Гонконга/. Список требований, подготовленных англичанами включал: компенсацию за конфискованный опиум; возмещение издержек на органи-зацию военной кампании; ликвидацию препятствий для развития торговли; установление равноправных отношений между странами, как это понимали англичане; предоставление английской стороне острова вблизи китайского побережья, который мог бы стать базой британской торговли в Китае.
Нанесение ударов предусматривалось в нескольких местах. Первоначально военные действия могли быть сосредоточены на юге, в районе Гуанчжоу – основном центре, через который проходила торговля. В случае, если бы китайское правительство не отреагировало на это должным образом, следующим местом военных действий должны были стать приморские про-винции нижнего течения Янцзы, Здесь главным объектом удара были выбра-ны города Чжэньцзян, расположенный в стратегически важном районе, там где соединяются Янцзы и Великий канал, и Нанкин, древняя столица Поднебесной. Захват Чжэньцзяна должен был блокировать экономические связи между провинциями Центрального Китая, поставлявшими рис на север и непосредственно маньчжурскому двору, и столицей. Угроза Нанкину, как предполагалось, могла оказать морально – политическое воздействие на китайское правительство и принудить его пойти на принятие английских требований. Если же победа английского оружия и на втором этапе войны не приведёт к желаемым результатам, тогда предполагалось перенести военные действия непосредственно на север – наступление по направлению Тяньцзинь – Дагу – Пекин должно было создать непосредственную угрозу центральному правительству.
Как показали дальнейшие события, этот военно – стратегический план был составлен весьма удачно, и в дальнейшем именно он лежал в основе военных кампаний, предпринимавшимися иностранцами в Китае.
Блокировав Гуанчжоу, а затем Сямынь /Амой/, основная часть британ-ской эскадры двинулась вдоль китайского побережья на север, чтобы подкре-пить английские требования демонстрацией всей мощи современного ору-жия. Настоящим началом войны можно считать первую операцию эскадры по захвату китайской территории. В июне 1840 г. десант британской морской пехоты захватил Динхай – административный центр Чжоушаньских остро-вов, впоследствии превращенных в базу операций сил вторжения.
Затем английские суда двинулись дальше на север и в августе показа-лись на рейде порта Дагу, расположенного в устье р. Бэйхэ, захват которого открывал для иностранцев дорогу к Пекину. Появление британской эскадры вблизи Пекина вызвало панику при дворе. В ходе начавшихся переговоров представители маньчжурского двора настаивали на возвращении англий-ского флота на юг, обещая, что именно в Гуанчжоу дипломатические конта-кты будут продолжены. Англичане согласились на эти предложения, рассчи-тывая на то, что демонстрация военной мощи будет лучшим аргументом в их пользу после возобновления обсуждения английских условий.
Действительно, первый опыт ведения войны против Китая убедил британцев в полном превосходстве современного оружия над военной техникой, находившейся на вооружении китайских войск ещё со времени покорения маньчжурами Китая. На китайцев военная техника англичан также произвела весьма сильное впечатление. Они были поражены возможностями паровых судов англичан, которые, как писал один из современников собы-тий, «могут передвигаться по воде без ветра или против ветра, по течению или против течения». Не менее сильное воздействие на их воображение оказали возможности английской корабельной артиллерии. К этому надо добавить нарезные английские ружья, позволяющие вести стрельбу на рас-стоянии, недоступном для фитильных и кремневых ружей, состоявших на вооружении цинских войск.
Осенью 1840 г. Линь Цзэсюя обвинили в том, что по его вине иност-ранцы оказались почти у стен столицы империи. Он был смещён со своего поста и сослан в Синьцзян /правда, после окончания первой опиумной вой-ны его помиловали и ему были возвращены важные государственные посты/. На переговорах маньчжурский двор представлял Ци Шань, являвшийся членом императорского клана и стремившийся отвести английскую угрозу путём уступок и компромиссов. Он пообещал удовлетворить финансовые требования британцев, передать им остров Гонконг, полностью возобновить торговые связи и установить между двумя странами равноправные отноше-ния. Таким образом, требования, выдвинутые англичанами несколько меся-цев назад и повергшие цинский двор и самого императора в состояние ужаса, были приняты китайской стороной. Однако император не утвердил соглаше-ния, Ци Шань был арестован, а его огромные богатства конфискованы.
Цинское правительство официально объявило войну Англии. В свою очередь, английское правительство, не удовлетворённое размерами уступок, на которые согласился Ци Шань, также не утвердило соглашения и послало в Китай новые воинские контингенты.
Вплоть до августа 1841 г. основные события, связанные с англо –китайским конфликтом, развивались в районе Гуанчжоу. Переговоры пре-рывались вспышками военных действий, англичанам удалось даже блокировать столицу провинции Гуандун, захватив укрепления, находившиеся на подступах к ней. Английский десант, насчитывавший немногим более 2 тыс. человек, окружил один из крупнейших городов Китая, в котором был разме-щён гарнизон, превышавший 20 тыс. человек, не считая местного населения, готового взяться за оружие и принять участие в сопротивлении английскому вторжению.
Англичане, поняв, что даже захватив Гуанчжоу, им вряд ли удастся заставить центральное правительство пойти на уступки, в августе 1841 г. перенесли основные военные действия в приморские провинции нижнего течения Янцзы. Весной 1842 г. экспедиционный корпус англичан получил новые подкрепления: из Индии прибыли 20 военных судов в сопровождении десятков кораблей, на борту которых к берегам Китая были доставлены бо-лее 10 тыс. английских сипайских войск. Пали Нинбо, Шанхай, Чжэньцзян, к августу английские суда находились на рейде Нанкина, и угроза захвата иностранцами древней столицы Китая представлялась реальной.
В августе 1842 г. между Англией и Китаем начались переговоры, которые завершились 26 августа 1842 г. подписанием Нанкинского договора. Основные цели, к достижению которых стремились англичане, были достиг-нуты: Китай взял на себя обязательства выплатить огромную по тем време-нам контрибуцию – 21 млн. лянов серебра; для иностранной торговли помимо Гуанчжоу были открыты ещё 4 порта: Сямынь /Амой/, Фучжоу, Нинбо и Шанхай – с правом постоянного пребывания в них британских подданных; Англия получила в вечное владение остров Гонконг /возвращён Китаю в 1997 г./, а корпорация гунхан была ликвидирована. Наконец, в дого-вор была включена статья, касавшаяся регламентации таможенного обложе-ния английских товаров /пошлины не должны были превышать 5% стоимо-сти товара/.
Положения Нанкинского договора означали не только установление международно – правовых основ отношений между Китаем и Западом, представленным в данном случае Англией, что произошло впервые в китай-ской истории, но и моделировало тип этих отношений в будущем. Стороны, подписавшие договор, были далеко не равноправными его участниками. Суверенитет Китая по Нанкинскому договору был ущемлён, по крайней мере, дважды. Китайская держава была вынуждена уступить иностранному государству часть своей территории, а также утратила безусловный контроль над собственной таможенной системой. Англичане же, таким образом, полу-чили главное, к чему они стремились, – доступ на китайский рынок в усло-виях, наиболее благоприятных для них. Именно то обстоятельство, что суве-ренитет китайской державы был частично утрачен, даёт основание говорить, что Нанкинский договор был неравноправным для Китая по сути, а не только с точки зрения политических условий его подписания. Этим соглашением открывалась совершенно новая страница в истории китайского государства –как части зависимой периферии мировой капиталистической системы. Кроме того, тем самым были заложены предпосылки для формирования китайского национализма, в основе которого лежало стремление к национальному осво-бождению и воссозданию в полной мере суверенного государства.
Следует отметить, что главный вопрос, являвшийся причиной войны, – легализация торговли опиумом, – был обойдён статьями Нанкинского дого-вора. Во время переговоров китайцы настаивали на прекращении опиетор-говли, англичане же предложили легализовать её, но, очевидно опасаясь общественного мнения, в том числе и в самой Британии, заявили, что не настаивают на этом. Тем не менее, и без официального разрешения китай-ских властей ввоз опиума в Китай продолжался, и даже в больших масшта-бах, чем в прошлом.
Через год, в октябре 1843 г., Англия навязала Китаю «дополнительное соглашение о торговле в пяти портах», подписанное в Хумэне. Это соглаше-ние устанавливало для английских подданных право экстерриториальности и вводило консульскую юрисдикцию, т.е. подсудность не китайским судам,
а английским консулам. В «открытых портах» англичане получили возмож-ность создавать свои сеттльменты и управлять ими. Англия приобрела также право «наиболее благоприятствуемой державы», что означало автоматиче-ское распространение на неё всех прав и привилегий, получаемых другими иностранными государствами. Помимо этого, в развитии принципов, связан-ных с вопросами таможенного обложения, заложенных в Нанкинском дого-воре, были определены пределы для импортных пошлин на английские това-ры. Они не должны были превышать 5% стоимости товара, что следует счи-тать низким уровнем обложения. Кроме того, это связывало руки китайскому правительству в проведении политики, направленной на поддержание нацио-нального предпринимательства, в случае если китайское правительство ре-шило бы выступить с позиций протекционизма. В дальнейшем, в XX веке, борьба за восстановление таможенной автономии стало одним из важнейших направлений национального движения.
Вскоре примеру Великобритании последовали и другие державы Запада. США, официально не участвуя в войне против Китая, фактически поддержи-вали Англию, послали к берегам Китая эскадру, командующий которой после окончания войны вынудил гуанчжоуские власти «возместить убытки» амери-канских купцов. 3 июля 1844 г. Китай был вынужден подписать в Ванся договор с США, по которому на американцев распространялись права, полу-ченные англичанами по Нанкинскому договору и Хумэньскому соглашению. 24 октября 1844 г. был подписан франко – китайский договор, предусматри-вавший сверх уже полученных Англией и США привилегий право католиче-ской церкви вести в Китае миссионерскую пропаганду, на строительство ка-толических храмов в портах, открытых для иностранной торговли. Послед-нее явилось одним из мощнейших средств идеологической экспансии капи-талистических держав в Китае.
Первая опиумная, война показала превосходство капиталистической Англии над феодальным Китаем. Войска цинского правительства были воо-ружены пиками и мечами, луками и стрелами, фитильными и кремневыми ружьями, не имели плана операций и единого командования. Всё это отра-жало экономическую и политическую отсталость Цинского Китая и являлось следствием разложения правительственного и военного аппарата. Но вместе с тем отдельные гарнизоны и воинские части во главе с их командирами проявили самоотверженность, готовность сражаться с агрессорами – «заморскими дьяволами». Например, воины гарнизона Сямыня /Амоя/, не получив поддержки при обороне города, погибли все до единого, но не капи-тулировали. Мужественно сражались китайские солдаты – защитники Усуна, Чжапу, Сунцзяна. В Чжэньцзяне гарнизон оказал сильное сопротивление английским войскам и весь погиб в бою.
Значительным явлением в первой опиумной войне было создание народ-ных отрядов самообороны и прямые выступления народных масс, в первую очередь в провинции Гуандун, против британских агрессоров. Первым таким
выступлением было восстание 30 мая 1841 г. жителей деревни Саньюаньли /около Гуанчжоу/ против англичан, захвативших эту местность и чинивших всевозможные насилия и грабежи. Здесь были созданы пинъинтуани /«отряды усмирения англичан»/, к которым присоединились тысячи жителей примерно ста близлежащих деревень. 200 английских солдат и 2 офицера были убиты при попытке прорваться из окружения. Лишь вмешательство маньчжурского правителя Гуанчжоу помогло захватчикам спастись. В эти же дни население деревни Саньшацунь атаковало другой английский отряд, нанесло ему большие потери, захватило две пушки и другое вооружение. Ополчение Фошаньчжэня истребило несколько десятков английских солдат. В провинции Фуцзянь жителели деревень, расположенных вблизи Сямыня /Амоя/, вступили в бой с английскими войсками и нанесли им потери. В Чжэцзяне организация «Хэйшуйдан» /«Партия чёрной воды»/ выступила против англичан; солевары и торговцы солью нападали на английские корабли и поджигали их.
После капитуляции цинского правительства и подписания Нанкинского договора сопротивление захватчикам не прекратилось. Патриотические об-щества, ядром которых стали общинные школы – шэсюэ, организовали длившееся несколько лет сопротивление поселению англичан в Гуанчжоу, вели борьбу против бесчинства иностранцев.
Основную массу участников патриотического движения против иностранцев составляли крестьяне, ремесленники, городская беднота, предпро-летарские элементы, а также «пришлые», прибывшие в Гуандун из других мест и стоявшие на низшей ступени китайского традиционного общества. В движении участвовали и представители господствующего класса: помещи-ки, шэньши, некоторые чиновники. К нему примыкали и гуандунские купцы. Организаторами патриотических обществ и антианглийского ополчения выс-тупали сельские шэньши. Их идеологией был ханьский национализм, соеди-нённый с китаецентризмом, отрицанием всего иностранного. В идеологии движения отразилась отсталость тогдашнего китайского общества, облегчав-шая капиталистическим державам Запада достижение их целей.
Цинские власти, как правило, выступали против патриотического дви-жения населения Южного Китая, опасаясь за политическую и социальную стабильность в этом районе Цинской империи. И недаром в одной из листо-вок, распространявшихся в Гуанчжоу, правительственные чиновники изоб-личались в тяжких преступлениях: «Наши кровожадные чиновники до сих пор были соучастниками английских грабителей во всех деяниях, которые последние совершали против порядка и справедливости... Они смотрели на иностранных дьяволов как на богов, а народ презирали как собак, и челове-ческая жизнь для них не представляла никакой ценности. Они стремились лишь к тому, чтобы сохранить своё высокое положение».
Дата добавления: 2015-09-09; просмотров: 180 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |