Читайте также: |
|
Кинокритика появилась почти одновременно с рождением кинематографа. Кинематограф появился в Беларуси в виде проката фильмов, привезённых из Западной Европы. Кинопроизводство белорусских фильмов (“Лесная быль”, “Проститутка”, “Кастусь Калиновский”) началось в середине 20-х гг. С этого времени начала появляться ещё не кинокритика, а журналистика, которая обращала внимание на новое зрелище и реакцию на него. Журналы “Кино” и “Советское кино” – его авторы
К. Губаревич, А. Некрашевич, А. Бобрик – первые белорусские кинокритики. Среди имён, с которыми связано рецензирование белорусских фильмов конца 20-х гг., имевших значение в становлении национального кинематографа, были писатели В.Вольский, Я.Бобрик, С.Динамов. Поколение белорусских критиков, систематически писавших о кино, вырастало медленно. Как правило, лучшие рецензии о белорусских фильмах писали ленинградские или московские критики, а также время от времени белорусские писатели В. Вольский, К. Чёрный, Г. Кобец, Б. Бродянский. Но по их разрозненным выступлениям трудно говорить о критике, стремившейся к профессиональному анализу. О ней может идти речь только с появлением в белорусской печати имени журналиста и писателя Константина Губаревича. Он первым из белорусских журналистов республики получил кинообразование сценариста, киноредактора, стал писать киносценарии. В первые послевоенные годы работал в газете “Литаратура и мастацтва”, систематически публикуя статьи, рецензии по кино. В год, когда началась Великая Отечественная война, в Беларуси не выходили фильмы, которые попали бы в поле зрения печати. Первые три послевоенных года предметом белорусской критики была документальная кинопродукция. В прессе можно было найти лишь заметки о выпуске новых киножурналов. Со второй половины 50-х гг. в прессе стали появляться имена кинокритиков, которые систематически стали выступать в прессе (Е.Бондарева, А. Красинский, В. Смаль, Г. Ратников, О.Нечай, Е. Крупеня, А. Бобкова). Можно считать, что с их именами связано становление в Беларуси профессиональной критики. Этому процессу содействовало создание в 1957 году сектора театра и кино в Академии наук БССР. А вслед за этим созданы секции кинокритики в Союзе кинематографистов республики. Специализированных изданий не было. Критики выступали в общественно-политических изданиях «Звязда», «Советская Белоруссия», «Чырвоная змена». Наиболее активными по количеству публикаций и жанровым формам были 70-е гг. На экраны выходило по сто и более игровых кинокартин разных жанров и сотни документальных картин. Все их прорецензировать было невозможно, поэтому газеты использовали для обзоров малые формы – заметки, аннотации, выбирая из экранного потока то, что редакциям казалось наиболее интересным. В 90-е гг. белорусская критика, как и белорусское кино, много утратила. Главным образом была утеряна системность в освещении киноискусства. Критика стала частью журналистики. Но кинокритика не всякая газетная информация, хотя именно такиематериалы теперь преобладают в белорусской прессе. «На экранах» - единственное специализированное издание по кино. Современные кинокритики – Карпилова, Ольга Медведева, Людмила Саенкова, Т.Шур, Л.Перегудова, И.Сукманов, Антон Сидоренко.
41. Музычнае мастацтва і крытыка: разнавіднасці формаў і спецыфіка іх асэнсавання. Зарождение музыкальной критики относится к эпохе античности. В средние века музыкальная наука и музыкальное образование почти полностью подчинялись церковному музыкальному искусству. Подобное положение дел не допускало свободы критических суждений и оценок. Эпоха Возрождения выдинула новые стимулы развития критической мысли о музыке. Значительным этапом в становлении музыкальной критики стала эпоха Просвещения – 18 век. Это период борьбы различных музыкальных направлений, национальных школ, интенсивного становления музыкально-критической мысли. Зачатки музыкальной критики в России относятся к 18 веку – с 30-х гг. Печатались сообщения о столичной музыкальной жизни. Неотъемлемой частью критической мысли о музыке 19 века стали блестящие фельетоны Г.Берлиоза (лёгкая, ироничная, насмешливая речь). 19 век – “золотой век” русской музыкальной критики. Первыми сделали музыкальную журналистику своей специальностью писатели и философы – Державин, Карамзин, Одоевский. Первым профессиональным критиком, закончившим консерваторию, стал Герман Ларош. Самобытным явлением в русской музыкальной культуре стала композиторская критика – П. Чайковский. В конце 19 в. в музыкальную критику приходят поэты – Бальмонт, Иванов, Блок. На рубеже 19-20 вв. Формируется система специальной музыкальной периодики. Наряду с постоянными отделами музыки во всех крупных газетах и журналах создаются специальные музыкальные периодические издания: “Русская музыкальная газета”, журнал “Музыка”, “Музыкальный современник”. Юлиан Дрейзин – выдающийся белорусский музыковед, написавший работу “Бетховен и революция”, многочисленные статьи о путях развития музыкального искусства. К 70-м гг. Относится активное развитие белорусской музыкальной публицистики: появляется серия статей и брошюр о творчестве белорусских композиторов, написанных Дубковой, Зубрич, Колесниковой, Журавлёвым, Щербаковой и др. Тогда же появляются редкие критические публикации о новом творческой объекте – массовой музыкальной культуре (поп, рок, джаз). Проблемные статьи о массовой культуре – Лиана Генина. Серьёзное осмысление проблем массовой музыкальной культуры нашло отражение в целом ряде статей, в теле и радиопередачах, авторами которых были Э. Езерская, Д. Яконюк, Л. Бородина, Н. Бунцевич.
44. Нацыянальнае і агульначалавечае ў мастацтве і крытыцы Последнее время всё чаще СМИ проявляют інтерес к істокам і традіціям національной культуры. Каждый від іскусства інтересен не общим, а самобытным и особенным. Основная тематика: историческое наследие, забытые художники, писатели, двуязычие в Беларуси. Атрибуты национальной культуры: язык, одежда, быт. Основные темы специализированных изданий: государственная идеология, территория, сохранение традиций (популяризация национальных ценностей, традиций), почему о Беларуси мало знают в мире, политическая система, ментальность, сохранение национальных ценностей, архитектуры, литературы, искусства, билингвизм. первое, что необходимо критику в поисках возможного приближения к истине, – сознание ответственности перед автором (или коллективом), литературой, другими искусствами и в конечном счете перед публикой, а через нее– обществом. Большой «грех» критика, если он забывает об этом и свои личные вкусовые ощущения, групповые пристрастия отождествляет с объективным взглядом на анализируемые явления. Русские писатели, определявшие критерии восприятия и оценки поэзии и прозы, музыки и живописи, публицистики,театра, других видов творчества, делили критику на «хорошую» и «дурную», первая – полезна, вторая – вредна.
«Нравственность есть правда» – эти слова принадлежат писателю, кинорежиссеру и актеру В.М.Шукшину. В них – первейшее требование к искусству. Но и для критики это исходный момент и цель конечного результата суждений и выводов., Критику надо ответить– правдивы ли анализируемые произведения, в какой степени отражена в них правда реальности, надуманы или обусловлены действительностью в них ситуации, конфликты, образы. При этом необходимо еще выяснить правду художественную, обусловленную законами искусства (развитием сюжета, взаимоотношениями персонажей, обстоятельствами и мотивами их поведения, жанровой природой произведения),'Летописец правды «до дна», раскрывающий человека в «экстремальных» ситуациях В.Быков в своей публицистической книге «Праудай адзЫай» (М, «Мастацкая Л1таратура», 1984) на вопрос, почему многие, отмеченные премиями книги и фильмы быстро забылись, отвечает: «в них не было правды действительности, глубины и объемности жизни». За произведения без фальши в обрисовке жизненных конфликтов и образов героев Василь Быков с особым уважением относился к И.Мележу, который в своей «Полесской хронике» показал «правду крестьянской жизни в наибольшем объеме» (стр. 222). За умение извлечь правду из глубин литературы писатель на первое место в ряду критиков ставит А.Адамовича и А.Бочарова.
Правдодобытчик Иван Мележ не занимался профессиональной критикой, но имел свои суждения о ней. Из них видно, как высоко он ценил роль критики честной и порядочной, глубокой и профессиональной. В своей книге «Жизненные заботы» («Жыццевыя клопаты», М. «Мастацкая Л1таратура», 1976) он сравнивает два типа критиков: «застегнутого на все пуговицы» и «распярэзанага» (расстегнутого на все пуговицы). Ни тот ни другой ему не нравились, ибо не обладали этикой, умением вести себя в своей профессии не угоднически и одновременно не задевая достоинства артора, если даже обнаруживает недостатки и пороки произведения./Этика тесно связана с нравственностью, они определяют норму поведения критики, достойной своей миссии.
Нравственность, этичное отношение критика к своим обязанностям исключает подмену авторского видения своим; критик должен понять замысел автора, его намерения, без «предварительной настройки» войти в мир произведения и показать, каков он, что в нем убедительно и художественно самоценно, а что от произвола, попрания законов жизни и искусства. Для этого надо быть искренним и участливым восприимчивым и проницательным,. И несогласие свое высказать без" раздражения, а тем более злобы..Известный русский критик и эстетик, защитник идеи красоты и «религиозного» реализма Владимир Соловьев, не принимая материалистическую концепцию творчества Чернышевского, уважал его как личность –философа и критика. В воспоминаниях о Н.Г.Чернышевском он писал: «В теоретических взглядах Чернышевского (до катастрофы) я вижу важные заблуждения; насколько он их сохранил или покинул впоследствии, я не знаю. Но нравственное качество его души было испытано великим испытанием и оказалось полновесным. Над развалинами беспощадно разбитого существования встает тихий, грустный и благородный образ мудрого и справедливого человека» (В.С.Соловьев, Философия искусства и литературная критика, М. «Искусство», 1991, стр. 622).
Из истории русской литературы и критики мы знаем, что этот «тихий и грустный человек» был непоколебим в защите принципов, которым следовал, ненавидел неопределенность и уклончивость критики, отстаивал право на прямое и резкое суждение, если произведение того заслуживает. В этом Чернышевского поддерживал Н.А.Некрасов, кото рый в 40-60-е гг. выступал как критик – писал статьи о журнальной критике, фельетоны об убогих пьесах, которые ставились в театрах, с удовольствием рецензировал спектакли по комедиям И.С. Тургенева «Холостяк», Н.А.Островского «Свои люди – сочтемся». Восторгался остроумием и колоритностью авторских характеристик и актерской игры, а если не принимал что, говорил об этом без злобы, в шутливой, порой язвительной форме. Требовательные, всегда с определенным мнением критики считали ниже своего достоинства заниматься «перебранкой», допускать грубость и бестактность, более важная задача – защищать подлинное в искусстве.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 105 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |