Читайте также: |
|
В начале своей практической работы у меня, как и у многих ветеринаров, не возникало никаких сомнений в разумности и ценности эвтаназии. Мне казалось, что возможность прекратить страдания смертельно больных животных — это благо, данное нам нашей профессией. Однако со временем я начал понимать, что этот вопрос гораздо сложнее и деликатнее, чем мне казалось раньше, особенно если принять во внимание ту огромную степень моральной ответственности, которая на нас лежит. Три года назад мне пришлось прибегнуть к эвтаназии моего кота Рампла, который долгие годы жил в нашей семье, — это было тяжелое и мучительное решение. Не менее тяжелым и мучительным этот выбор бывает для всех тех, кто любит своих животных, особенно если они еще не достигли критического возраста.
Основной фактор, который мы всегда должны учитывать при принятии решения об эвтаназии, — это, безусловно, интересы наших питомцев. Но в этом случае возникает огромное количество вопросов. Где пределы страданий? Страдают ли кошки и собаки так же, как и мы? Страдают ли в одинаковой степени представители одного и того же вида? Где та черта, за которой страдания и мучения, которые приносит болезнь, становятся невыносимыми? Является ли смерть и избавление от страданий достойной наградой за предсмертные мучения? И наконец, возникает вопрос морально-этического характера: «Имеем ли мы право распоряжаться жизнью других существ?» Если нам дано это право, то какими критериями мы должны руководствоваться?
Все эти вопросы мучили меня, когда я должен был решиться на эвтаназию своего кота Рампла. С одной стороны, я не мог себе позволить так грубо вмешиваться в его жизнь. Но его страдания разрывали мне сердце. Какой же выход предпочел бы он сам, если бы у него была такая возможность? Мне не дано было узнать это. Я попробовал назначить ему гомеопатические средства, чтобы облегчить переход в иной мир, но безрезультатно. В конце концов, после длительных мучительных раздумий, я решился на эвтаназию, думая только об одном — прекратить его мучения и страшные боли, которые он испытывал. Когда все было кончено, в комнате воцарилось ощущение покоя и какого-то странного умиротворения. Только тогда я четко осознал, что это действительно был наилучший выход и я сделал для него все, что мог.
В конечном счете самое главное в подобных ситуациях — это полная уверенность, что все наши действия предпринимаются именно в интересах наших питомцев. При решении вопроса об эвтаназии не может быть шаблонного подхода — каждый случай индивидуален и требует индивидуального рассмотрения. Если у вас есть хоть какие-то сомнения в правильности вашего решения — подождите, пока не станет понятной причина сомнений. Я вспоминаю в связи с этим один случай из моей практики. Как-то раз мне на прием принесли больную кошку — я был третьим или четвертым ветеринаром, к которому обратились за консультацией. В семье, где жила эта кошка, все ее очень любили и делали для нее все, что только могли. Казалось, несчастному животному уже невозможно помочь, и в конце концов встал вопрос о прекращении ее страданий путем эвтаназии. Однако в тот момент, когда я уже приготовился сделать внутривенную инъекцию, кошка вдруг рванулась изо всех сил и начала отчаянно сопротивляться. Мы одновременно поняли, что ее час еще не пробил. После неудавшейся попытки эвтаназии состояние кошки улучшилось, и она, прожив еще несколько месяцев, умерла естественной смертью.
Я всегда советую ждать до тех пор, пока не будет уверенности в том, что эвтаназия в данном случае — наилучший для животного выход и единственная возможность избавления от тяжелых непереносимых страданий. Многие животные просто тихо угасают и покидают этот мир в срок, назначенный природой. По моему убеждению, такой исход без вмешательства человека, несомненно, более естественный как для самих животных, так и для всей семьи, в которой они жили. Однако порой эвтаназия является действительно благом и возможностью избавить животных от мучений.
Некоторые гомеопатические средства обладают способностью облегчить переход в иной мир. Эту возможность непременно следует рассмотреть до того, как решиться на эвтаназию вашего питомца. Нельзя исключить возможность некоей психической связи между вашим питомцем и вами; иногда именно эта связь не позволяет животным покинуть этот мир без вашего разрешения.
При умирании большинство живых существ страшится неизвестности — так происходит и с людьми, и с животными. Именно по этой причине в последние часы жизни помогает гомеопатическое средство Arsenicum album, так как в картине симптомов Arsenicum присутствует страх смерти и страх одиночества. Часто именно из-за этого страха животные перед смертью бывают беспокойны. Назначенный умирающим животным Arsenicum, однако, не является причиной смерти — смерть наступает в силу естественных причин, а данное лекарство уменьшает сопротивление естественному исходу и облегчает наступление смерти у тех животных, у которых картина симптомов в предсмертный период все более напоминает картину Arsenicum. Это действительно так — если по мере приближения смерти у животных определяется картина какого-либо гомеопатического средства, то его назначение облегчает естественный исход. Я наблюдал подобное у собаки с четкой картиной симптомов Phosphorus перед смертью — назначение Phosphorus успокоило животное и облегчило уход из жизни.
В предсмертном состоянии у животных часто наблюдаются симптомы Tarentula cubensis, особенно если причиной их терминального состояния является злокачественная опухоль и связанные с ней мучительные боли. Состояние Tarentula cubensis намного тяжелее, чем состояние Arsenicum (не путайте это средство с Tarentula hispanica).
Помимо гомеопатических средств облегчить состояние животных перед смертью помогают некоторые фитопрепараты. Например, фитопрепарат Rescue Remedy эффективен при выраженном страхе и стрессе, грецкий орех и Mimulus помогают преодолеть страх смерти и неизвестности. Все эти лекарства можно дать перорально, но можно также втереть во внутреннюю поверхность ушной раковины или просто поставить рядом с умирающим животным.
Если вы решитесь на эвтаназию вашего питомца, то все эти фитопрепараты помогут ему преодолеть страх смерти и испуг. Хорошим седативным действием обладает гомеопатическое лекарство Passiflora incarnata. Кроме того, для релаксации и уменьшения страха можно перед инъекцией дать вашему питомцу комбинированное средство Calms and Calms Forte или настойку валерианы (несколько полных пипеток).
Страх
Все естество некоторых животных буквально пронизано страхом, что находит несомненное отражение в их поведении. Этот страх не имеет ничего общего с осторожностью некоторых кошек с присущей им робостью. Это парализующий страх; именно он заставляет кошек и собак исчезать и надолго прятаться, если в дом приходят незнакомые им люди. Именно этот страх заставляет собак набрасываться на людей в ситуациях, когда им вроде бы ничего не угрожает. Именно из-за этого страха у некоторых кошек возникают проблемы с физиологическими отправлениями — они испытывают чувство безотчетного страха при виде своего «туалета», отказываясь даже приближаться к помещению, где он расположен.
Такие особенности поведения требуют назначения конституциональных лекарств и лечения у ветеринара-гомеопата. Однако некоторые гомеопатические лекарства из этого раздела вы можете назначать самостоятельно, при условии, конечно, что картина симптомов у вашего питомца будет подобна картине симптомов одного из этих средств.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 85 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |