Читайте также:
|
|
ПЛАН
I. Введение
II. Судьба Вырина
1. Трагическое движение темы в повести Пушкина
2. Причины обезличивания главного героя
3. Дуня в жизни станционного смотрителя
4. Авторское отношение к Вырину
III. Заключение
I. Введение
Выбор Пушкиным героя - станционного смотрителя был не случайным. В 20-х годах 19 в. В русской литературе как известно, появляется немало нравоописательных очерков, рассказов героями которых оказываются люди «низшего класса».
II. Судьба Вырина
Трагическое движение темы в повести Пушкина
Вся тема повести крутится вокруг станции, она как река, в нее нельзя войти дважды, каждый кто попадает на станцию, возвращается на нее уже другим.
Главный герой - «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный чиновник Самсон Вырин. В повести три приезда рассказчика, отделенные один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трех частях, как и во введении, повествование ведется рассказчиком. Через эти три периода и прослеживается нарастание трагедии.
Первая встреча в 1816 году описана рассказчиком с явной симпатией к отцу, к дочери, красавице Дуне, и к их налаженной жизни. Вырин – описывается как«свежего, доброго человека лет пятидесяти, в длинном зеленом сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах», старого солдата, который, верно лет 30 шагал во время военных походов. Он бодр и вежлив, несмотря на тяготы службы: «Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель».
Станционный смотритель Самсон Вырин жил бедно, его желания элементарны - трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой.
Беда которая врывается в этот частный мир потом - молодой гусар который тайно увозит его дочь Дуню в Петербург. Горе потрясло его, но еще не сломало.
Сломал его Петербург, которому все равно, что 30 лет солдат честно служил Родине. Как «старого солдата» представляет себя сам Вырин, являясь просителем в передней барина, который увез из дому его «заблудшую овечку». Казалось наступила решительная минута в жизни человека, когда все накопленные прошлые обиды поднимут его на бунт во имя святой справедливости. Но «...слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие!...Сделайте такую божескую милость!» Вместо протеста вылилась мольба, жалкая просьба.
Еще одна картина: (спустя два дня). Снова перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос. Душевный порыв Минского, побуждающий его поначалу просить у смотрителя прощения, сменяется в сцене с ассигнациями неадекватным этому порыву жестом, за которым чувствуется одновременно и смущение молодого человека, не предвидевшего всех последствий своей «проказы», и откровенное непризнание за отцом покорившей его Дуни права на человеческое достоинство, на уважение, на внимание к отцовским его чувствам.
Четвертая картина: Снова перед Минским: «Пошел вон! «- и, сильною рукой схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу. И наконец, еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком.
Жестокий социальный закон вынуждает Дуню снова выбирать между избранником ее сердца и любимым отцом, нежданно, в жалкой роли просителя возникшим на пороге «комнаты прекрасноубранной». За словами «Дуня подняла голову …..и с криком упала на ковер» стоит неразрешимая трагедия дочери старого смотрителя. Даже если Дуне и впрямь дано победить предрассудки среды, ставящие преграду между нею и Минским, это не уменьшит, а лишь увеличит пропасть между дочерью и отцом. И Самсон Вырин смирился.
Второй приезд рассказчика - он видит, что «горе превратило доброго мужика в хилого старика.» И не ускользнувший от внимания рассказчика вид комнаты (ветхость и небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицания: «Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел! «- все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю.
Третья часть явно окрашена в тон лирической грусти - Самсон Вырин окончательно смирился, запил и умер с горя и тоски.
Как мы видим, увоз смотрителевой дочки повесой-гусаром — лишь завязка драмы, за которой следует цепь протяженных во времени и переносящихся с одной сценической площадки на другую событий.
Вместе с тем, внутреннее содержание трех встреч Вырина с Минским также захватывает основу трагической развязки повести. Дело в том, что Минский разделяет судьбу всех персонажей «Станционного смотрителя», из которых ни один не уходит со страниц повести таким, каким он был до начала событий. Пораженный красотою Дуни, Минский увозит ее из отчего дома. Была ли то обычная «шалость» повесы-гусара, или «такая разумная, такая проворная» смотрителева дочка успела заронить в его душу искру более серьезного чувства, повесть умалчивает.
Эпизод с ассигнациями как нельзя лучше воплощает и смущение, и растерянность гусара, и то, что отец его возлюбленной как был, так и остался в сознании Минского чиновником «четырнадцатого класса», не более. Из того же источника проистекает и задумчивость Минского в сцене у Дуни. Это не он, а неспокойная его совесть гонит отца от дверей дочери. От смотрителя же скрыты мысли и чувства молодого человека.
Вырин не в силах повлиять на ход событий, но, прежде чем склониться перед судьбой, пытается повернуть историю вспять, спасти Дуню от того, что представляется бедному отцу гибелью его «дитяти». Герой осмысляет происшедшее и, более того, сходит в могилу от бессильного сознания собственной вины и непоправимости беды. С почтовой станции действие перебрасывается в Петербург, из дома смотрителя — на сирую могилу за околицей.
И кладбище за околицей («Отроду не видал я такого печального кладбища»), и могила старого смотрителя («груда песку, в которую врыт был черный крест с медным образом») лишь усиливают чувство гнетущей тоски.
Интересно, что вся трагедия в миниатюре описана в начале повести, когда рассказчик смотрит на картины в комнате смотрителя: «Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости». Все почти так и получилось.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 83 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Станционный смотритель | | | Дуня в жизни станционного смотрителя |