Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.

Читайте также:
  1. II. АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОГО И ВОСТОЧНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  2. V Должник веков и мира
  3. Античная и средневековая демократия
  4. Аристотеля в космологии, увековеченная его авторитетом, надолго задержала развитие
  5. АФІНИ І КУЛЬТУРА
  6. Б) Культура уик-энда и христианское воскресенье
  7. БАБУШКА ЯГА - БОГИНЯ МЫСЛИ.
  8. Борьба Северо-Западной Руси против шведской и немецкой экспансии в 13 веке
  9. В Нем была жизнь, и жизнь была Свет Человеков.
  10. Варварские королевства на территории Западной Римской империи.

«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.

Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.

Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.

Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.

Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.

Особенностями классической философии XIX века является:

-вера (культ) в разум (под которым понималась не только мыслительная деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории)

-вера в рациональное познание, в науку и прогресс

-вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»).

-убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и познаны общечеловеческие идеалы и принципы.

А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие рационализму в целом «не делали погоды».

С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм».

Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века:

1) Наука:

XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах человеческой жизни.

· Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула ньютоновские представления о пространстве, времени и движении.

· Создана квантовая механика и ядерная физика

· В биологии выяснен механизм наследственности

· Усиливается связь науки и техники:

-создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино.

-радиосвязь и телевидение связало весь земной шар

-в начале 40-х создано ядерное оружие

-развивается ракетостроение, начинается освоение космоса

· Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики победили многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека.

Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно- технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно- технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.

2) Общество:

· Мировые кризисы и непрекращающиеся войны за передел мира вылились в 2-е мировые войны с применением новейших видов вооружения (химическое, ядерное)

· Внутренние социальные противоречия в отдельных странах привели к ряду революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему выражению: советский социализм противостоял миру капитализма.

· В некоторых странах сформировался наиболее реакционный политический режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир социализма и мир капитализма.

Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философских концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических типах философствования.

И, прежде всего это новое проявляется в отношении к рационализму:

1) Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше, которые в основание жизни ставили не разум, а волю.

2) В концепциях Бергсона рациональному познанию противопоставлялась интуиция, как способ постижения мира.

3) Полностью отбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя понятия (плод разума) к комплексам ощущений.

4) Прагматизм объявляет истинным любое положение (пусть неразумное), которое полезно для человека в данной ситуации и представляет для него ценность.

Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).

Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер:

-с одной стороны - стремление придать новую жизнь классике

-с другой - создание новых течений, критикующих классическую философию.




Дата добавления: 2015-09-09; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав