Читайте также:
|
|
НИНА (не сразу). Добрый день, тетя Маруся…
МАТЬ. Чего тебе надо?..
НИНА. Дядька еще не приехал?
МАТЬ. Ну что, дождалась? Радуйся.
НИНА. Да, мне только радоваться… Придумать не могу: где, в чем и перед кем я так виновата, что столько лет такую тяжесть, такую муку на своих плечах несу…
МАТЬ. Это у тебя тяжесть? Это у тебя мука? Ты же его на тот свет подтолкнула! Ты же от него отреклась, к Миколке сбежала, один на один с бедой оставила, сына, кровинку его, отняла…
НИНА. Вы все что угодно мне говорите, мне тяжелее не будет… Тетенька, милая, я же люблю его!
МАТЬ. Мертвый всегда любят!..
НИНА. А что? Что я могла сделать?
МАТЬ. Не бросать одного! Я бы вас, вертихвосток, которые от живых мужей бегают, под суд, под суд… Испокон веку такого не было! Четверо сходятся – пятеро расходятся! А если бы и мы так?! А если бы и деды наши так?! Что тогда? Перевелся б род человеческий… Только сладкого от жизни хотите? А кто горькое есть будет? Кто?
НИНА. Я пять лет с ним мучилась.
МАТЬ. А я со своим пятьдесят мучаюсь! Ты что же думаешь, у нас только лютики-цветочки в жизни были? Все было! Терпела! Я терпела, и он терпел…
НИНА. И я бы терпела. Если бы на него горе или несчастье свалилось… Терпела б… А такого… У меня одна жизнь, одна… Мне хочется жить, радоваться, обнимать здорового, трезвого мужчину… А за мои страдания и слезы мне никто не заплатит…
МАТЬ. Во! Вам плата за все нужна… А вот я свою жизнь бесплатно прожила… И столько работала бесплатно… Кто знает, а не заплатит ли мне кто-нибудь когда-нибудь за все?
Входит ФЕДОС ШАРГАЕВ, однокашник АНДРЕЯ.
ШАРГАЕВ (с порога). Вот, пришел… Сердце привело, такскать... Пришел, значит, засвидетельствовать… И посочувствовать. Мы с Андреем друзья были, не разлей вода… Мы с ним и…. И с уроков вместе удирали… А мне сейчас тяжело….
МАТЬ. Что ты плетешь?
ШАРГАЕВ. Сочувствую. Мне все рассказали… Так что, если надо могилку выкопать – я тут…
МАТЬ. А может, это и не Андрей совсем? А ты ему могилу…
ШАРГАЕВ. Если не Андрей, я ее опять закопаю… А выкопать, тетка, надо… Примета такая… Выкопаешь, ну, вроде смерти фигу покажешь… А не надо, дай Бог здоровья, я ее закопаю с радостью. Для Андрея я что хочешь сделаю!
МАТЬ. На поминки захотелось, негодная твоя душа! Другу своему могилу готов выкопать, только бы глазищи свои залить…
ШАРГАЕВ. Не из-за этого, тетка!!! Шаргай, может, голову пропил, здоровье свое пропил, но совесть… Я вообще могу на поминки не прийти, а могилку выкопаю… Скажи только где: рядом с Настенькой или около деда с бабкой?
МАТЬ. Пошел вон, ирод!
ШАРГАЕВ. Не обижаюсь. Потому что понимаю – горе. Земля сейчас мерзлая, работы много, ломом долбить надо, а у меня руки дрожат… А там ломом надо.
НИНА (не выдержала, достала деньги). На, негодяй! Возьми, только уходи отсюда!
МАТЬ. Ну, иди, копай! Ты же ему еще при жизни могилу вырыл!
ШАРГАЕВ. Как это?
МАТЬ. Когда спаивал его в столовой каждый божий день…
ШАРГАЕВ. Ошибочка! Угощал он, а не я…
МАТЬ. Иди! И вот ее возьми, она поможет… Идите! Похороните человека, который от матери своей оторвался, а среди вас приюта не нашел. Идите!
ШАРГАЕВ. Не обижаюсь. Потому что горе. (Уходит.)
НИНА (сквозь слезы). За что… за что вы на меня так? Ой… как тяжело… Не надо со мной так… Мне не легче, тетя… Я за эти два года такое пережила – врагу грех пожелать… Думала, с Миколой мне хорошо будет, любит ведь меня, а мне его любовь хуже наказания… Я и теперь Андрея люблю. И Микола это видит… И он за эти годы натерпелся со мной. Все видел, все понимал, что не любила я его, не люблю и полюбить не смогу… Что к Андрею мое сердце привязано. Не надо со мной так…
Звук мотоцикла. МАТЬ окаменела.
МАТЬ. Приехали. Господи, Твоя воля, пронеси… Сделай так, чтоб это не он был…
Входят ОТЕЦ и НИКОЛАЙ. ОТЕЦ молча начинает раздеваться.
МАТЬ. Ну?
ОТЕЦ. Что?
МАТЬ. Он или нет?
ОТЕЦ. Он…
МАТЬ. Ты его сам видел?
ОТЕЦ. Видел… В морг милиция водила… Лежит голый, почерневший…
МАТЬ. Господи!
ОТЕЦ. Сказали, что с Нового года под сугробом у самой дороги. Морозы тогда были лютые, да еще с метелью… Отдохнуть лег… Вот и отдыхает… И бутылка недопитая в кармане размерзлась… не допил всю… (Достает из кармана паспорт.) А вот и паспорт… В сельсовет надо занести…
МАТЬ (вдруг очень спокойно). Нет, господи, нету тебя на свете… Что хочешь делай со мной, но нету тебя… (ОТЦУ.) А очень страшный?
ОТЕЦ. Столько пролежать под снегом… Испортился весь… Только по одежде и узнал… Пальто ведь в сельмаге покупали… Вот Нина еще покупала… Да еще и паспорт в кармане. По паспорту и нас нашли… Пойду к председателю за машиной…
НИКОЛАЙ. Иди домой, Нина…
НИНА. Я здесь побуду… Может, помочь что понадобится…
НИКОЛАЙ. Как хочешь… А где Гришутка?
НИНА. К матери завела…
ОТЕЦ. Съездишь со мной, Микола?
НИКОЛАЙ. Зачем?
ОТЕЦ. Поможешь. Не с милиционером же мне его грузить…
НИКОЛАЙ. Хорошо.
ОТЕЦ. Маруся, сходи к кому-нибудь, чтоб могилку выкопали… Слева от Настеньки… А уж с дедами мы ляжем…
МАТЬ. Шаргай уже нанялся.
ОТЕЦ. Ну, Шаргай так Шаргай… Дело такое… Пошли, Микола…
Уходят. Мать вздохнула, вытерла слезы, спокойно и торжественно начала готовить хату к похоронам. Нина стоит посредине и не шевелится. Мать подошла, выключила радио, остановила маятник часов, достала из шкафа две черные занавески. Закрыла телевизор, зеркало… Нина наблюдает за ней. И вдруг закричала, опустилась на пол, рыдает. МАТЬ делает свое.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 90 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |