Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Музей-усадьба Г.Р.Державина.

Читайте также:
  1. Билет Анакреонтическая поэзия Г.Р.Державина.

Музей представляет собой воссозданную городскую усадьбу XVIII века, состоящую из комплекса зданий. Центром усадьбы является сохранившийся до наших дней дом на наб. Фонтанки, 118, где выдающийся русский поэт, старший современник и предшественник Пушкина – Гаврила Романович Державин – прожил почти четверть века, до своей кончины в 1816году. В 1846 году дом поэта был куплен Римско-католической духовной коллегией и подвергся значительным перестройкам. В 1924 году особняк Державина стал обычным жилым домом с десятками коммунальных квартир. К этому времени от его первоначальной декоративной отделки уже ничего не осталось.

Его́р Тимофе́евич Соколо́в (3 (14) ноября 1750 — 1824, Санкт-Петербург) — архитектор, строитель, представитель классицизма. В 1776—1786 помощник архитектора Ю. М. Фельтена на строительстве главного корпуса Академии художеств.

Фельтен же дал следующую характеристику своему помощнику:

«...г-н Соколов весьма искусный и знающий архитектор, которой за долговременную практику как при строении императорской Академии художеств, так и многих партикулярных домов приобрёл большие познания и которому можно поручить произведение важных строений...»

С 1786 руководил постройкой по проекту архитектора И. Е. Старова дворца в Пелле (не сохранился), с 1792помогал Д. Кваренги возводить Александровский дворец в Царском Селе. Со Старовым работал также в Гатчине и Царском Селе.

В 1790-х годах перестраивал Аничков дворец, Мраморный дворец, дворец в Ропше.

В 1797—1800 участвовал в возведении Михайловского замка. В 1803 перестраивал здание Почтамта. Наиболее значительная работа Соколова — угловой корпус Императорской Публичной библиотеки (1795—1801) — образец зрелого классицизма.

Императорская Публичная библиотека была основана 16 (27) мая 1795 года высочайшим повелением Екатерины II. Первым зданием библиотеки стало здание, расположенное на углу Невского проспекта и Садовой улицы

Проект постройки первого здания выполнил архитектор Егор Соколов. Библиотека изначально планировалась в качестве как книгохранилища, так и в качестве общедоступного «источника народного просвещения». Перед библиотекой ставилась задача собрать все книги, напечатанные в России, изданные за границей на русском языке, а также книги о России на иностранных языках (так называемая «Россика»). Екатерина лично следила за постройкой библиотеки и принимала участие в сборе книг для библиотечного фонда. Открытие Императорской публичной библиотеки состоялось2 (14) января 1814 года. Библиотека была открыта для всех, независимо от социального положения.

 

Тихвинская церковь.О существовании в Путилово церкви ничего не известно до 1728 года. Указ от 25 сентября 1728 г. под N346 показывает, что, в этом году, 11 августа, церковь сгорела и вместо нее, этим указом повелено "на прежнем месте, деревянную церковь в прежнее же имя образа Тихвинской Пречистой Богородицы строить по подобию прочих церквей, без всякого, по своему смышлению, приложения и умаления и устроя, убрать святыми иконами и благолепием, и когда оная церковь выстроится, и к освящению изготовлена будет, тогда о освящении ее, и о даче освященного антиминса, требовать решения особливым донесением". Храм Тихвинской иконы Божией Матери с четырьмя приделами св. Николая, Казанской иконы Божией Матери и Всемилостивого Спаса. Авторы проектов каменной колокольни, четырех деревянных куполов, приделов и ризницы у западной стены- архитекторы Соколов, Видов, Брандт.

Особняк арх. Е. Т. Соколова - Дом Бухгольца

наб. канала Грибоедова, 105

1788-1790 гг. - арх. Соколов Егор Тимофеевич

1852-1853 гг. - арх- Пуаро Август Антонович - перестройка и расширение

Трехэтажный дом с четырьмя пилястрами и треугольным фронтоном в центре.

Построен в 1788-1790 гг. арх. Е.Т.Соколовым для себя и по своему проекту.

В доме жил и умер с1790 по 1824 гг. арх. Е.Т.Соколов (1750-1824).

Фё́дор Ива́нович Во́лков (1754, Санкт-Петербург—1803, Санкт-Петербург) — российский архитектор, академик (1794), профессор и адъюнкт-ректор (1796) Академии Художеств.

Мастер строгого классицизма. Волков был носителем принципов французской школы, отличавшейся суровой лапидарностью, сочетавшейся с благородством пропорций и точностью деталировки. В архитектуре Санкт-Петербурга явился предшественником А. Н. Захарова и Ж. Ф. Тома де Томона.

Строил винные и соляные склады на месте Партикулярной верфи (Соляной городок), пивоварни на Выборгской стороне (на месте нынешних «Крестов»), проектировал здания присутственных мест для городов Санкт-Петербургской губернии.

Сооружал ограду Таврического сада, оранжереи и дом садового мастера В. Гульда (1793—1794). Среди работ Волкова для морских и военных ведомств — комплексы Галерной гавани (1791), казармы лейб-гвардии Семёновского полка (1796—1799), здания Морского кадетского корпуса (1797—1798) и казарм местных войск на набережной р. Фонтанки у Гороховой улицы (1798—1803).

здания Морского кадетского корпуса.

В квартале на берегу Невы в начале XVIII века находились жилые дома. Один из них на углу 12-й линии был сооружен в 1717-1720 гг. по проекту палат для именитых.

 

В 1730-х гг. этот дом и соседние с ним были куплены фельдмаршалом Б. Х. Минихом и перестроены в один дворец. На углу 11-й линии в это время находился сахарный завод купца Каванаха.

В 1796-1798 гг. арх. Ф. И. Волков капитально перестроил все здания, объединив одним фасадом целый квартал.

Дом предназначался для Корпуса Чужестранных Единоверцев, где обучались греческие и другие православные юноши.

Корпус был основан Екатериной II по инициативе графа А. Г. Орлова. Директором Корпуса являлся действительный статский советник А. И. Мусин-Пушкин.

 

В 1715 г. Петр I создал Морскую академию, на основе которой в 1752 г. возник Морской Шляхетский Корпус (позже - Кадетский).

В 1796 г. Павел I одним из первых своих указов перевел Морской Корпус из Кронштадта на ВО в бывший "Минихов" дом. Центр главного фасада, решенного в формах строгого классицизма, подчеркивает ионический портик из десяти колонн.

Боковые башни-павильоны увенчаны плоскими куполами.

Деревянная башня в центре, сооруженная в начале XIX в, предназначалась для астрономических наблюдений.

 

 

Демерцов Федор Иванович (1762-1823, СПб.), архитектор, представитель классицизма, статский советник (1818). Из крепостных крестьян, в 1784 получил вольную. Учился в Школе художеств Арт. и инж. кадетского корпуса в СПб., в 1782-96 преподавал архитектуру там же. В 1790 удостоен звания архитектора.

 

Церковь Входа Господня в Иерусалим-

Знаменская церковь

 

Деревянная Входоиерусалимская церковь была построена в 1759-1765 гг. по повелению Елизаветы Петровны. Церковь имела три придела: Знаменский, Никольский и главный Входоиерусалимский. В эту церковь перенесли иконостас из бывшей домовой церкви Зимнего дворца. Этот же иконостас затем установили в каменной церкви.

 

В 1794-1804 гг. построена каменная церковь по проекту арх. Ф. И. Демерцова. В 1805 г. старая ветхая деревянная церковь была разобрана.

 

Здание увенчано пятью шлемообразными куполами, средний из которых несколько выше и шире. Фасады рустованы, входы оформлены ионическими колоннами. Демерцов увеличил боковые купола почти до размеров главного. Внутри церкви пространство под куполами охватывала легкая колоннада коринфского ордера, выделяя средний неф.

Церковь имела четыре придела, в том числе Знамения Пресвятой Богородицы, по которому и получила наименование "Знаменская". В нем находилась особо чтимая икона Знамения Пресвятой Богородицы, стоявшая на возвышении в старинном серебряном окладе и написанная в 1175 г. в Новгороде греком Христофором Семеновым.

 

Храм был обнесен чугунной оградой, сооруженной в 1809 г. арх. Ф. И. Демерцовым. Тогда же арх. соорудил две угловых часовни по линии Невского пр.

В 1863-1865 гг. при капитальном ремонте арх. П. А. Чепыжников переделал часовни.

 

В 1940 г. церковь была снесена. На ее месте располагается наземный павильон станции метрополитена "Площадь Восстания".

 

Казармы Преображенского полка

1802-1804 гг. - арх. Волков Ф. И., Демерцов Ф. И., Иванов А. П.

В 1790-1800-х гг. в городе вместо полковых слобод с деревянными домами началось сооружение кирпичных казарменных комплексов с учебными плацами, манежами, конюшнями, складами. Строительство казарм велось по образцовым проектам в формах классицизма, разработанным арх. Ф.И. Волковым.

Фасады домов, выходящих на улицу, обработаны пилястрами ионического ордера.

Из сохранившихся зданий казарм Преображенского полка выходящих на Кирочную улицу до 2007 г. сохранялись дома 31, 33, 35а, 35, 37 и 39. В доме 33а находились госпиталь и церковь.

После смерти Волкова (1803) строительство продолжили другие архитекторы с изменением первоначального проекта.

Интересно трехэтажное здание бывшего госпиталя (дом 35а), расположенное в глубине парадного двора. Главный фасад декорирован портиком из восьми колонн. Возможно в его постройке участвовал А. Н. Воронихин.

Сад разбит в 1864 г.

 

Комплекс казарм лейб-гвардии Преображенского полка. Основная часть комплекса - здание госпиталя с двумя флигелями и садом, два офицерских корпуса и одна солдатская казарма (Кирочная ул., дома 31, 33, 35, 37, Радищева ул., дом 41) - памятники истории и культуры федерального значения. Построен: арх. Волков Ф. И., Демерцов Ф. И., Иванов А. П. и др., XIX - начало XX века.

Объединённая охранная зона, выявленные памятники, рег. № 1740 Списка ВВО. Сняты с охраны приказом КГИОП от 6 августа 2004 г. № 8-102.

Снесены в 2006-2007 гг. для строительства элитного жилого квартала.

 

Дом П. В. Неклюдова

Дом Вадковской - Дом А. Н. Голицына

наб. р. Фонтанки, 20

1787-1790 - арх. Демерцов Федор Иванович

Трехэтажное здание с колоннами и пилястрами в центре фасада и треугольным фронтоном. Главный фасад решен в формах строгого классицизма.

Первый этаж трактован как цокольный. Парадные помещения размещались на втором этаже.

Сохранилась первоначальная внутренняя отделка вестибюля с колоннами коринфского ордера.

 

Ансамбль Михайловского (инженерного) замка подводит итог развитию архитектуры XVIII в. Он был осуществлен Винченцо Бренна. В облике замка сплетены классицистические и романтические черты. Создание крупного ансамбля по единому плану как бы предвосхищало наивысший подъем градостроительного искусства в Петербурге первой трети XIX в.

 

Архитектурный стиль 1800-1830 гг. носит название ВЫСОКОГО КЛАССИЦИЗМА. Иногда он определяется также термином «ампир». Этот стиль прославлял государственное могущество России, выражал патриотический чувства. На первый план вышло строительство крупных общественных зданий. Усилилась тяга к торжественной парадности, подчеркнутой монументальности архитектурных решений. Высшего уровня достигало взаимодействие зодчества с монументальной скульптурой, раскрывавшей и конкретизировавшей идейно-образное содержание сооружений.

Первые выдающиеся мастера высокого классицизма – Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров, Жан Франсуа Тома де Томон. Они почти одновременно начали и завершили свой путь.

Андре́й Ники́форович Ворони́хин (17 (28) октября 1759, Новое Усолье — 21 февраля (5 марта)1814, Санкт-Петербург).

Казанский собор – шедевр А. Н. Воронихина – открывает период высокого классицизма. Сооружение раскрыто Невскому пр., организует прилегающие площади, сквозь баковые части его коллонад проходят проезды.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом,И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Здание Горного института

Здание Горного института на набережной Лейтенанта Шмидта занимает первый от Финского залива квартал, застроенный в 1720-х годах жилыми домами по типовому проекту Д. Трезини. Здесь были построены пять двухэтажных жилых зданий на подвалах с высоким крыльцом.

Основанное в 1773 году Екатериной II Горное училище разместили в выкупленных у графа П. Б. Шереметева двух домах. К этому времени они были объединены в одно здание, находящееся на углу набережной и 22-й линии. В 1773-1774 годах эти дома были перепланированы для нужд учебного заведения.

В 1787 году со стороны 22-й линии к училищу был пристроен двухэтажный с мезонином Музейный флигель. Здесь разместился Колонный зал, где выставили образцы минералов. Второе название Колонного зала - Минеральный кабинет.

В 1800-х годах территорию училища расширили за счёт других зданий на набережной между училищем и 21-й линией. Их выкупили у купца Е. И. Неймана и Фурсовой. В 1804 году по повелению Александра I училище было преобразовано в Горный кадетский корпус.

Для вновь образованного Горного корпуса было принято решение о строительстве здесь нового главного здания с лицевым фасадом на набережной. Главным архитектором был назначен А. Н. Воронихин, его помощником - А. Е. Штауберт. В 1806 году Воронихиным были составлены проект и смета, утверждённые императором.

В 1806-1811 годах была построена лицевая часть нового здания. Недавно приобретённые двухэтажные здания подвели под одну крышу, не нарушая при этом их несущих конструкций. Таким образом, до настоящего времени здесь со стороны двора можно видеть стены зданий 1720-х годов постройки.

Главный вход в новое здание был выделен классическим портиком. Рядом с ним установлены скульптуры "Геракл, удущающий Антея" и "Похищение Прозерпины" работы С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского соответственно. Первая скульптура иллюстрирует миф о сыне Земли Антее, который будуи оторван от неё потерял всю свою силу. Вторая скульптурная группа показывает похищение дочери богини плодородия Деметры богом подземного царства Плутоном. Всё это выполнила в 1809-1811 годах артель мастера С. К. Суханова. Сбоку от портика размещены барельефы скульптора В. И. Демут-Малиновского "Аполлон, приходящий к Вулкану за колесницей" и "Венера, требующая у Вулкана доспехи Марса". В центре обоих изображений - бог огня и покровитель кузнечного дела Вулкан. Сюжеты скульптурных групп и фризов словно призывают проникнуть в недра земли и овладеть их богатствами.

 

 

Жан Тома́ де Томо́н (1 [12] апреля 1760, Берн - 23 августа[4 сентября] 1813, Санкт-Петербург) — французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма, работавший в России.

В 1799 году по приглашению кн. А. М. Голицына прибыл в Санкт-Петербург. Здесь он вскоре приобрёл в высшем обществе известность своими мастерскими карандашными и акварельными рисунками. С 1800 года начал преподавать в Академии художеств, с 1811 года - в Институте корпуса инженеров путей сообщения.

В 1805 году Тома де Томон принял от Кваренги неудачный проект Санкт-Петербургской биржи наВасильевском острове, остановленный в 1787 году, так как возводимое здание не соответствовало облику города и градостроительным задачам. Вариант Тома де Томона был реализован в 1805-1810 гг. в виде существующего доныне величественного здания, построенного по образцу храма в Пестуме. Здание Биржи охвачено двойным рядом дорических колонн на гранитном основании, к которому ведут широкие парадные лестницы. На фоне фронтонов с огромными полуциркульными окнами расположены скульптуры работы И.П. Прокофьева и Ф.Ф. Щедрина. Одновременно с постройкой Биржи Тома де Томон реализовывает свой проект ансамбля стрелки Васильевского острова с двумя пологими спусками к Неве и ростральными колоннами.

1805-1810 переделывает Дом графини А. Г. Лаваль (английская набережная,д.4). Главный фасад декорирован колоннадой из 10-и ионических колонн. Окна боковых крыльев оформлены треугольными фронтонами-сандриками. Над сандриками размещены скульптурные панно на мифологические темы. Частично сохранились интерьеры дома, выполненные в 1810-1820 гг.

Адмиралтейство, перестроенное по проекту А. Д. Захарова, явилось величайшим произведением русского классицизма. Идейно-эмоциональный характер памятника усилен мощным звучанием скульптурного убранства, исполненного Ф. Ф. Щедриным, И. И. Теребеневым и другими мастерами. По убедительности художественного образа, совершенству композиции, нерасторжимости синтеза архитектуры с монументальной скульптурой это сооружение не имеет равных.

Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году, это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир. Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.

Захаров выполнял работы в 1806—1811 годах. Создавая новое, грандиозное здание протяжённостью главного фасада 407 м, он сохранил конфигурацию плана уже существовавшего. Придав Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И.К.Коробовым. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии.

 

Планомерную, целенаправленную застройку Петербурга контролировал с 1816 г. Комитет строений и гидравлических работ. Главные задачи его заключались в том, чтобы возвести столицу до высокой «Степени красоты и совершенства», соблюдая при этом «правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу». Возглавлял комитет выдающийся инженер Августин Августинович Бетанкур, Карл Иванович Росси и Василий Петрович Стасов.

Карл Ива́нович Ро́сси (1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

В творчестве Карла Ивановича градостроительное начало было определяющим. Он создавал ансамбли на основе преобразования обширных территорий, наделяя их неповторимым богатством видовых панорам, в которые включались и удаленные объекты. Плодотворное творческое содружество с ваятелями С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским позволяло подчеркивать идейно-образную значимость сооружений средствами синтеза искусств.

Эти качества проявились уже в дворцово-парковом комплексе Елагина острова. Елагин дворец - центральное сооружение, входящее в архитектурно-парковый ансамбль Елагина острова. Дворец расположен в восточной части острова на берегу Средней Невки.

Это одна из первых работ Карла Росси в Петербурге. В 1818-1822 гг. арх. создал дворцовый усадебный дом, перестроив сущестовавшее еще в XVIII в. здание, почти полностью сохранив стены дома и расширив его боковыми портиками.

Торжественный внешний облик дома сочетается и с изысканостью интерьеров.

Основной объем здания, увенчанного плоским куполом, - двухэтажный, поставлен на высокий каменный цоколь, образующий широкую террасу, огражденную чугунной решеткой.

Главный фасад дворца обращен в сторону Масляного луга парка и украшен коринфским шестиколонным портиком, завершенным аттиком. Боковые ризалиты выполнены тоже в виде портиков с четырьмя колоннами.

К центральному парадному входу ведут пологие пандусы и широкая лестница. По бокам лестницы установлены два чугунных льва с шарами.

Восточный фасад, выходящий на реку, оформлен полуротондой в центре. Полукруглая лестница украшена мраморными декоративными вазами.

С 1962 г. здесь открыт Дворец художественных выставок.

 

Позднее, осуществляя ансамбль Михайловского дворца, Росси перепланировал огромный участок между Невским пр., и Невой, Екатерининским каналом (ныне канал Грибоедова) и Фонтанкой. Михайловский дворец является композиционным центром в ансамбле Михайловской площади (ныне пл. Искусств).

Усадебный комплекс дворца сооружен в 1819-1825 гг. для великого князя Михаила Павловича. Росси возвел усадьбу в традиционной для русской архитектуры планировке: главный корпус и служебные флигели образуют единое целое с парадным двором, отделенным от улицы оградой.

Позади дворца до Мойки простирается обширный сад. От Инженерного замка усадьбу отделила Садовая ул., продолженная до Марсова поля.

Главному фасаду здания архитектор придал подчеркнуто парадный вид. Центральную часть отмечает коринфский портик, увенчанный фронтоном. Колоннада поднята на рустованную аркаду, к которой с боков ведут два гранитных въезда, а спереди поднимается гранитная лестница. Коринфская колоннада в три четверти украшает и крылья здания, завершенные ризалитами. Вдоль всей стены идет пояс декоративных рельефов.

По сторонам главного корпуса поставлены боковые двухэтажные флигеля, связанные между собой высокой чугунной оградой. В центре ограды расположены тройные ворота с четырехгранными пилонами.

Садовый фасад оформлен как широко развернутая двенадцатиколонная лоджия, опирающаяся на высокую рустованную аркаду. К зданию ведет лестница, начинающаяся на открытой садовой террасе.

 

Возведенные зодчим здания Главного штаба с его триумфальной аркой, Сената и Синода, объединенные эффектной аркой, закрепили за Дворцовой и Сенатской пл. (ныне пл. Декабристов) первенствующее значение в облике центра города.

Главный штаб (1819-1829). Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров.

В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе).

После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции.

В настоящее время часть здания принадлежит Западному военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу. Со стороны Невского проспекта к зданию пристроен флигель, где располагалось Вольное Экономическое общество. До 1840-х годов на углу Невского проспекта находилось старое здание. В 1845-1846 годах на этом участке архитектор И. Д. Черник построил новое здание, фасад которого решён в общих формах с Главным штабом. Арка была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. К. Росси, проектируя главную площадь молодой столицы, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой. Этот архитектурный приём незадолго до этих событий уже был применён при создании ансамбля триумфальной арки Адмиралтейства. Архитектор поступил логично, пригласив тех скульпторов (С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского), которые осуществляли тот проект. С помощью этих мастеров архитектор хотел добиться выразительности, дополнив чёткость архитектуры изяществом скульптурной композиции.Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта.Максимальной выразительности композиция достигает при взгляде с площади.С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.Арка появилась в результате активного творческого взаимодействия скульпторов и архитектора. Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года.Здание Сената и Синода. 24 августа 1829 было заложено здание Сената; в 1830 — здания Синода. Завершено строительством в 1834 году. Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карла Росси.

Самое крупное творение архитектора – ансамбль Александринского театра, включающий две площади (ныне Островского и Ломоносова) и улицу (ныне ул. Зодчего Росси). Каждое сооружение создавалось зодчим как взаимосвязанный элемент ансамбля. Росси упорно в многочисленных вариантах искал оптимальное решение, работа продолжалась около 20 лет.

Архитектурной доминантой ансамбля является здание театра.

Театр, расположенный в глубине площади, обращен главным фасадом к Невскому пр. Задний фасад театра замыкает перспективу ул. Зодчего Росси.

Главный вход украшает мощная шестиколонная лоджия коринфского ордера, боковые фасады оформлены восьмиколонными портиками. Стройные белые колонны рельефно выделяются на фоне глубокой лоджии.

Главный фасад венчает бронзовая квадрига Аполлона, символизирующая триумф русского искусства, выполненная С. Пименовым по рисунку Росси. В центре аттика главного фасада - летящие фигуры Слав и лавровый венок в центре, в нишах - фигуры муз Талии и Мельпомены (музы комедии и трагедии), фриз украшен театральными масками (скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский, П. Трискони).

Задний фасад решен как глухая стена с пилястрами, заключенными между выступающими угловыми ризалитами.

Все здания театрального комплекса возведены из кирпича и оштукатурены. Первоначально они были окрашены в светло-серый цвет с белыми архитектурными деталями и скульптурами тонированными под бронзу, желтый цвет театра появился позже.

Искусство К. И. Росси – это прежде всего искусство организации пространств. Но стремление охватить улицы и площади как бы единым фасадом таило опасность превращения архитектуры в плоскую декорацию. В ряде произведений зодчего строгая монументальность сменилась внешней парадностью.

Важную роль в облике Петербурга играли построенные Василием Петровичем Стасовым Павловские казармы, Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы. В культовых сооружениях архитектор варьировал традиционный тип пятиглавого крестовокупольного храма.

Каза́рмы Па́вловского лейб-гва́рдии полка́ в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры, здание казарм Павловского лейб-гвардии полка, созданное в 1817 — 1821 годах архитектором В. П. Стасовым в результате приспособления существовавших здесь с 1780 года здания Ломбардаи Воспитательного дома архитектора Ю. М. Фельтена. Здание казарм лейб-гвардии Павловского полка — одна из первых в Санкт-Петербурге значительных работ архитектора В. П. Стасова. Cоздавая здание Павловских казарм, Стасов несколько перепланировал и «одел» существовавшие тогда постройки единым фасадом, сохраняя пропорции и частично — первый ярус фельтеновского здания, рустованная стена которого разбита аркадой окон первого этажа и сохранившимися полуциркульными окнами полуподвала. Уцелели основные членения фасада и ступенчатое нарастание ризалитов к центру. Вместо четырёхколонного портика, объединяющего верхние этажи у Фельтена, в соответствии с проектом Стасова возник десятиколонный портик с таким же выносом. Стасов добавляет фронтоны на кронштейнах над окнами по всему ряду второго этажа, фронтон центральной части усиливает массивным аттиком. Этот памятник высокого классицизма дышит суровым величием, опровергая расхожие представления о том, что казармы — это нечто унылое, серое и однообразное. Постройка казарм, предназначенных для Павловского полка, оформила гигантскую городскую площадь, служившую для военных учений, парадов и смотров.

В 1819 году полк возвратился из Москвы в Санкт-Петербург и сразу вселился в новые казармы. В те годы над аттиком здания, обращённым к Марсову полю, красовалась надпись: «Казармы Лейб-гвардии Павловского полка».

Главный фасад Павловских казарм долгие годы служил величавым фоном для военной жизни столичного Санкт-Петербурга — перед ним проходили смотры, учения, парады, а также праздничные гулянья.

Спа́со-Преображе́нский собо́р (официальное название — собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской Православной Церкви, на Преображенской площади. Построен по проектуВ. П. Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Площадь собора составляет 1180 м², высота — 41,5 метра. Фасады главного объёма оформлены двенадцатиметровыми четырёхколонными портиками ионического ордера. Завершает здание мощный световой барабан, увенчанный главным куполом, по углам — четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы.

Высокие полуциркульные окна закомпонованы в ниши с балюстрадами и оформлены орнаментальными архивольтами. Стены собора также декорированы лепными панно с воинскими атрибутами.

Тро́ице-Изма́йловский собо́р (Тро́ицкий собо́р) — православный собор наТроицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Последние выдающиеся памятники стиля ампир были созданы Огюст Монферраном. Исаакиевский собор, завершивший ансамбль центральных площадей, стал господствующей, самой значительной доминантой в силуэте города. В трактовке его фасадов и особенно интерьера, проступили черты тяжеловесной помпезности и эклектичности, свидетельствующие о закате классицизма и поисках иной, более декоративно насыщенной и стилистически разнообразной архитектурно-художественной системы.




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Здание Главного почтамта| Клубника.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.02 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав