Читайте также:
|
|
В настоящее время одной из центральных является проблема оценки уровня опасности генетических и средовых факторов (физических, химических и биологических), обладающих мутагенным, канцерогенным и тератогенным эффектами для живых организмов, включая человека.
Основным подходом для решения данной проблемы следует считать генетический мониторинг: долгосрочное слежение за состоянием генетической отягощенности популяций человека и животных.
Предполагаем прямую зависимость между интенсивностью загрязнения окружающей среды и частотой разных форм патологий, имеющих более или менее выраженную генетическую компоненту: наследственные (или хромосомные) болезни, аномалии развития, спонтанные аборты, мертворожденные и т.п. Генофонд домашних животных включает достаточный генетический груз (мутационный и сегрегационный) рецессивных, скрытых в гетерозиготе, и доминантных (в т.ч. и хромосомных) мутаций, возникающих в каждом поколении de novo. Генетические аномалии занимают значительное место в патологии. В международный список летальных дефектов включено 46 аномалий у крупного рогатого скота (шифр А), 18 - у свиней (шифр С), 10 - у лошадей (шифр В), свыше 40 - у овец (шифр d), 45 - у кур (шифр Е), 6 - у индеек (шифр f), 3 - у уток (шифр i). Основная их часть обусловлена рецессивными аутосомными генами (Визнер, Вилер, 1979).
Влияние окружающей среды и генетико-селекционных факторов на генетический статус и "генетическое" здоровье животных доказано как на организменном, так и на популяционном уровнях, и подтверждается как наукой, так и практикой. Животное (как биологический вид) отвечает на изменение экогенетической обстановки тремя комплексами альтернативных реакций:
1 - фертильность (на организменном или популяционном уровне) или стерильность;
2 - изменение экспрессивности (как в норме, так и при патологии) и пенетрантности генов; 3 - изменение генома и его последствия (на молекулярном, клеточном, организменном, популяционном уровнях и т.д.).
Любая популяция животных насыщена вредными рецессивными генами, которые являются продуктом как спонтанного, так и, не в меньшей степени, индуцированного процесса; последний опасен прежде всего с точки зрения популяционного прогноза. Устранение (жесткий контроль) мутагенных (химических, физических и биологических) факторов является одним из наиболее эффективных популяционно-генетических методов, что не всегда возможно по причине социально-экономических соображений.
Наряду с традиционными методами селекционно-генетической профилактики актуальным является использование маркеров мутаций. Такими маркерами могут быть мономорфные ферменты, хромосомы.
Цитогенетические методы позволяют выявить структурно-числовые мутации кариотипа, ведущие к снижению плодовитости, продуктивности, племенной ценности. Установленные возрастные изменения уровня хромосомных мутаций у свиней, норок, крупного рогатого скота, овец поставили на повестку дня вопрос организации в животноводстве (в т.ч. и свиноводстве) службы генетического мониторинга (контроля) за частотой вредных мутаций как во временном аспекте (по годам, в ряду поколений), так и в пространстве (в разных породах, линиях, популяциях и т.п.).
Хромосомные аномалии (хромосомные и геномные мутации) - удобный "объект" мониторинга, при этом возможны как массовые обследования, так и селективный скрининг (например, групп риска). Количественные изменения в хромосомных наборах (полиплоидия, гаплоидия, анеуплоидия) и нарушения пространственной организации хромосомных наборов в связи с отсеивающей ролью отбора происходят в каждом поколении de novo, что дает возможность оценить изменения спонтанного и индуцированного мутагенеза в процессе хозяйственной деятельности человека.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 165 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |