Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Скотоводы, представители циркумполярного мира.

Читайте также:
  1. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  2. Анатомия и медицина древней Греции и Рима, их представители (Гиппократ, Аристотель, Гален).
  3. Антропологический состав населения мира.
  4. Архитектура. Новые архитектурные элементы. Свод, Арка. Развитие реалистического отражения мира.
  5. БИЛЕТ№46. Краткая история развития органического мира.
  6. В пятидневный срок после окончания расследования материалы расследования передаются предприятием прокуратуре и органам, представители которых участвовали в расследовании.
  7. Возрастной и половой состав населения мира.
  8. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  9. Возрождение в Нидерландах, его особенности и представители.
  10. Вопрос 18. Представители классической философии А.Шопенгауэр и Ф.Ницше.

Оленеводы, жители циркумполярного миранганасаны, долганы, северные ханты, манси и селькупы, северные якуты, часть эвенов и эвенков, тундровые чукчи и коряки. Для них характерны кочевой образ жизни (сезонные перекочевки в меридиональном направлении вслед за передвижениями оленьих стад), упряжной санный транспорт (нарты), переносное каркасное жилище с покрышками из оленьих шкур (чум, яранга), меховая одежда глухого покроя (ненецкая малица, чукотская кухлянка), высокая меховая обувь, нередко утварь из шкур. В пище основное место занимает оленье мясо.
В данном разделе пособия мы рассмотрим материальную и духовную культуру эвенков, саамов, ненцев. Как мы отмечали выше у нас довольно условное деление народов по видам деятельности. Так, оленеводство всегда сопровождалось охотой и рыболовством.

Места их расселения
Эвéнки (самоназвание эвэнки, эвэн, орочон; прежнее название тунгусы), народ проживающий в составе 3-х государств: Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Монголии. Основная масса эвенков проживает южнее Полярного круга, отдельные их группы на севере – в заполярной лесотундре. Эвенки относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.
Не́нцы (самоназвание ненць — "человек"; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Основную массу этноса составляют так называемые тундровые ненцы, населяющие тундру, делающие откочевки в лесотундру и говорящие на тундровом диалекте ненецкого языка. Вторая группа - это лесные ненцы, населяющие таежную зону, говорящие на лесном диалекте. В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам
Саáми (самоназвание саами; прежнее название лопари) живут в составе 4-х государств: Королевства Норвегии, Королевства Швеции, Финляндской Республики и Российской Федерации. Саамские языки относятся к особому подразделению финно-угорских языков уральской языковой семьи, но занимают в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия в финно-угорских языках, в связи с чем некоторые учёные выделяют его в третью, отдельную группу уральских языков наряду с самодийскими и финно-угорскими. Антропологический тип саамов — они принадлежат к так называемой лапоноидной расе.

Основной вид деятельности.
Основой хозяйства эвенков было сочетание трех видов деятельности - охоты, оленеводства и рыболовства. Они взаимно дополняли друг друга. Весной эвенки подходили к рекам и до осени промышляли рыболовством, осенью уходили вглубь тайги и в течение всей зимы занимались охотничьим промыслом. Охотничий промысел у эвенков, которые вели перекочёвки по водоразделам горно-таёжных районов, был основной отраслью хозяйства. Для ведения промысла они обычно объединялись небольшими группами по 3-4 семьи. С наступлением промысла они передвигались с навьюченными оленями к месту охоты и находились в этом районе, пока не промышляли его или пока олени выбивали ягельник. Охотились луками, стрелами, пальмой, копьём. Широко использовали самострел. Черканами промышляли мелких пушных зверей, а крупных – пастями-ловушками. Широко использовали обученных с раннего возраста собак. Зимой на промысел ходили на лыжах. В зависимости от погодных условий употребляли два типа лыж: голицы и камусные. Голицы — лыжи не подбитые камусом. Голицы употребляли в осеннюю пору, когда снег был неглубок или ещё не слежался, а также весной, когда он начинал рыхлеть и подтаивать. Основной недостаток голиц — затрудненный подъем в гору. При длительной ходьбе зимой, когда снег плотно слежался, особенно по гладкому насту использовались лыжи, оклеенные лосинами, оленьим или конским камусом. Такие лыжи были особенно удобны при ходьбе по горной местности. Они обеспечивают быстроту передвижения и устойчивость хода по глубокому рыхлому снегу и возможность подъема в гору обычным шагом. Камус — жестковолосная часть шкуры, снятая с нижней части ног лося, оленя, лошади. По мнению большинства охотников лучшим камусом считается конский, его еще называют самым ходким. Лосиный камус считается самым прочным, а самым мягким, не дающим скрипа — камус северного оленя.
Оленеводство эвенков характеризовалось рядом особенностей, свойственных оленеводству таежной полосы. Это было в основном оленеводство с вьючно-верховым использованием оленей для транспорта, с доением оленей, с устройством летом дымокуров, с отсутствием, в отличие от самодийских народов, пастушеской оленегонной собаки и др.
Наличие в хозяйстве домашних оленей и численность их поголовья были главным фактором развития экономики охотников – оленеводов, поскольку все перекочёвки происходили на оленях и от них зависел охват территории охоты и её продуктивность (в среднем по 40-50 голов на хозяйство).
После окончания зимнего промысла несколько эвенкийских хозяйств обычно соединялись. Они перекочевывали в удобные для отела места. Здесь ставили изгороди для поведения отёла, после чего уходили к горам, к порослям молодой травы. Затем в июле поднимались наверх по долинам, богатым иван-чаем, приближались к гольцам, где благодаря ветрам, было меньше оводов и мошек. Отсюда в конце сентября, следовал обратный путь в узкие долины, к богатым хвощём местам, где устраивали изгороди, в которые днём загоняли молодняк, чтобы сохранить во время гона. В сентябре – откочёвывали в лесные районы. Местами в весенне-летнее время эвенки занимались рыбной ловлей, заготовляли её впрок. Так, в течение года обходили весь бассейн реки или определённую область кочевания. Повседневный присмотр за оленями, вьючение, развьючивание, доение важенок были обязанностью женщин. Мужчины устраивали дымокуры, строили изгороди во время отёла, собирали оленей для перекочёвки. Оленей забивали на мясо очень редко, в исключительных случаях: во время голода, при похоронах и при совершении шаманских обрядов.
Обучение и заездка оленей состояла в следующем: пойманного арканом трёхлетнего оленя крепко привязывали к дереву, где держали без еды 2-3 дня. После этого ослабленное животное навьючивали кладью и включали его в караван, привязывая между опытными оленями. А под верховую езду обычно выбирали зрелого сильного обученного быка, испытанного во вьючной или нартеной езде.
Для присмотра за большим стадом эвенки нанимали работников или содержали сирот-воспитанников. Некоторых оленей отпускали пастись без присмотра. Собирали их только перед перекочевкой. Перекочевки происходили всегда по новым тропам, летом по водоразделам, зимой по рекам, тундрам, с отходом в сторону только на перевалы.
Характерной особенностью оленеводства кольских саамов являлся почти до конца XIX столетия, так называемый вольный выпас. Сущность этого "вольного выпаса" заключается в том, что оленевод ограничивает свои заботы о стаде главным образом периодом осеннего сбора оленей, зимним наблюдением и весенним участием в отельный период. После отела олени, как выражаются саамы, "отпускаются на волю" и в течение всего лета предоставляются самим себе. Подобная система выпаса основана на привычках оленей держаться из года в год в местах, в основном известных хозяевам.
Переход на организованную пастьбу был вызван тем, что мелкие стада саамов приставали к крупным стадам богатых ижемцев и по осени саамам стоило больших трудов отбить своих оленей.
В зависимости от четырех времен года и физиологических свойств оленя находятся годовые занятия саамов - оленеводов. Лето. Вскоре после отела оленей перегоняли на самые лучшие пастбища, где лучший ягель и много травы. Его, таким образом, закармливали перед комариным периодом, в течение которого олени мучительно страдали от всяческой мошки и сильно худели. К осени олени предпочитали пастись на невысоких или плоскогорьях, покрытых некрупным лесом. Здесь кроме сочного ягеля они искали грибы, которые являлись для оленей еще большим лакомством, нежели морошечный цвет. Если грибов много, олени быстро наедались, и пастухам было легко пасти. Но если год был малогрибной, олени в поисках этого лакомства старались бежать вперед, и пастухам стоило больших трудов сдерживать стадо. Осень. С конца сентября и весь октябрь происходил период спаривания. Этот период начинался с попыток хирвасов сбить самок (важенок) в косяк и осуществлять свои супружеские права на них. В конце октября, после окончания случного периода, начинался сбор оленей в одно стадо. Собрав стадо, перегоняли в лесную сторону, к зимнему выпасу, и разбивали на два-три стадо, готовясь к зиме. Здесь же отделяли старых покалеченных и больных оленей для убоя на мясо. Зима. Главная задача оленеводов в зимнее время - уберечь оленей от хищников и не растерять стадо в непогоду. Борьба с волчьей опасностью исстари считалась делом всего общества. Весна. Со второй половины апреля оленевод начинал усиленно готовиться к важнейшему периоду в оленеводческом календаре - отелу. Отел начинался с 10-15 чисел мая и заканчивался в первых числах июня. Главная задача саамов во время отела - сохранить молодняк и этим увеличить поголовье. В порядке подготовки к отелу важенки отбивались от быков и хирвасов и перегонялись в места отела, которые должны были быть защищены от холодных ветров, лишены камней, рек или водопадов и должны были содержать достаточно корма для важенок. Обычно это сухие, ровные площадки, вовсе лишенные леса или с мелким кустарником. Средняя годовая величина приплода должна составлять по отношению к величине стада до отела 35-36 процентов. Одновременно с наблюдением за отелом оленеводы подсчитывали родившихся важенок и бычков. В день рождения теленка его клеймили при помощи вырезания меток хозяина на ушах, но иногда клеймение производили по достижении им двухмесячного возраста.
Хозяйственное значение оленя распространялось на все отрасли саамского труда, и оленеводство с полным основанием должно рассматриваться как основа экономического быта саамов.
Ведущее хозяйственное значение оленя нашло широкое выражение в песнях, сказках и приметах саамов. Весь фольклорный комплекс саамов пронизан сюжетами, связанными с оленем и оленеводством.
Существуют такие приметы, связанные с оленем и оленеводством. Например, если первая важенка, рожающая первый раз, будет долго рожать теленка, все стадо будет долго рожать, и наоборот: олени быстро бегают в стаде - перед погодой или перед волком.
Основу традиционного хозяйства ненцев составляет крупно табунное оленеводство, существующее и сейчас. Большинство исследователей считают, что сформировалось оно в XVIII веке и только в следующем столетии оформилось в современный тип. К началу XIX века у ненцев закончилось формирование крупнотабунного оленеводства. Этот тип хозяйства оказался наиболее приемлемым для тундровых условий, что объясняет сохранение оленеводческого хозяйства вплоть до наших дней. Сложившаяся система оленеводства с течением времени практически не изменилась, став традиционной. Олени круглый год содержались на подножном корме. Зимой они питались ягелем, а летом в основном зеленой травой и молодыми побегами кустарников. Подкормка их в кочевых хозяйствах в прошлом не производилась. Только иногда в чумах выращивали телят, брошенных важенками. За такими телятами — авками — обычно ухаживали дети.
Обязательным элементом содержания крупных стад стали сезонные перекочевки. Примерно в марте начинали движение к северу, нередко до берегов моря, где олени меньше страдали от гнуса; в августе шли обратно к югу ближе к границе тайги, где деревья сдерживали зимние ветры и снег был более рыхлым: оленям проще добывать себе корм.
В XVIII—XIX веках у оленеводов сложились определенные маршруты кочевания, которые не изменялись до последнего времени. Кочевать начинали обычно небольшими переходами — по 10— 15 км в день. Чем больше было стадо, тем быстрее оно вынуждено было двигаться, поскольку корма оленям в одном месте хватало ненадолго. Ямальские ненцы имели самые протяженные маршруты кочевания — от 500 до 1000 км. Поскольку некоторые стоянки продолжались несколько дней, особенно долгими они были во время отела, общее время сезонной перекочевки составляло 2—3 месяца. В кочевании не участвовала незначительная часть населения, занятого охотой и рыболовством.
Кочевой караван — аргиш состоял из нарт, построенных в определенном порядке. Сначала нарта хозяина, затем нарта для священных предметов, женская нарта, несколько грузовых нарт с одеждой и прочим имуществом. На последних нартах везли жерди для чума и доски для покрытия пола. Впереди аргиша пастухи на легких ездовых нартах гнали стадо, направляя его в нужную сторону. Для управления упряжками оленеводы использовали хорей — длинный шест, выточенный из березы, с круглой костяной насадкой на конце, предохраняющей круп оленей от повреждений.
Основным орудием труда был и остается тынзян — аркан для ловли оленей, сплетенный из тонких полосок кожи. Петля на аркане затягивается с помощью костяного блока, имеющего два отверстия.
Оленеводы, имевшие стада средней величины, пасли их сами. На лето несколько таких семей объединялись, чтобы общими усилиями следить за оленями в период, когда много гнуса. Богатые оленеводы, имеющие несколько тысяч оленей, нанимали в помощники своих более бедных родственников. Не совсем верно оценивать эту социальную форму как угнетение бедноты. Часто это было проявлением заботы об обедневших сородичах: они получали чум, одежду, пищу, избавляясь от угрозы голодной смерти. Крупных владельцев, впрочем, было немного.
С XIX века довольно большую роль стали играть пастушеские лайки. До этого собаки ненцами практически не применялись. Их появление связано, очевидно, с ростом оленьих стад, когда людям потребовались помощники. Большое стадо обычно пасли два оленевода и несколько собак. В обыденных, спокойных условиях олени держатся вместе, и пастухи только наблюдают за ними. Зимой пастухи время от времени объезжают стадо по кругу, определяя по следам, все ли оно в сборе. Ушедших оленей искали и возвращали.
Другой важный период — время отела — приходился на весну. На это время самцов часто отделяли от важенок и прошлогодних телят. Для отела выбирались холмистые места на берегах рек или озер, защищенные от ветра, где южные склоны холмов уже освободились от снега. Отел проходил в апреле-мае, когда погода очень переменчива. Это требовало повышенного внимания со стороны оленеводов, так как неблагоприятные погодные условия могли при вести к значительным потерям. Летом основная проблема оленеводства — гнус. Поэтому в летнее время оленей держат вблизи морского побережья или горных кряжей, где ветер сдувает гнус.
Поздней осенью проходит период забоя оленей для получения мяса и шкур. В течение года оленей также забивают, но в небольшом количестве — по мере потребностей хозяйства оленеводов. После осеннего забоя стадо сокращалось примерно на 25%. Забивались главным образом старые и больные ездовые олени, бесплодные важенки, часть подросших телят. Такой массовый забой, разумеется, проводился только в крупных стадах, при наличии возможностей сбыта или сохранения продукции. Бедные оленеводы старались своих оленей не забивать, заботясь об увеличении поголовья. Кроме того, там, где была возможность добыть диких оленей, домашних также старались сохранять.
Несмотря на высокий уровень развития оленеводства, ненцы сохраняли и другие виды хозяйственной деятельности — охоту и рыбную ловлю.
На первом месте у ямальских охотников стоял в прошлом промысел дикого оленя. Способы его добычи были разнообразными. Применялся, например, ныне забытый коллективный способ охоты «загоном». Стадо диких оленей загоняли в коридор из махавок, сделанных из гусиных крыльев, привязанных к шестам. До начала XX века проводилась в период гона охота с оленем-манщиком. Домашний олень с укрепленной на рогах ременной петлей подпускался к стаду диких оленей, навстречу ему выходил самец и вступал в поединок с пришельцем, защищая свои права на важенок. Во время боя ременная петля запутывалась в рогах дикого оленя, и он оказывался привязанным к домашнему. Тогда охотник мог приблизиться на удобное расстояние и стрелять. Известна была охота с помощью луков-самострелов, установленных на оленьих тропах.
Очень эффективна была охота на переправах, так называемая поколка. Дикие олени в ходе миграций пересекали реки в одних и тех же местах. Здесь их подстерегали охотники. Когда олени входили в воду, охотники выплывали на лодках и кололи оленей копьями, точнее — хореями со специально надетыми железными наконечниками. Ниже по течению другая группа людей вылавливала убитых оленей и обрабатывала туши. Такая охота давала запас мяса и шкур на долгое время.
Среди пушных зверей наиболее частой добычей на Ямале был песец. Его ловили с помощью деревянных ловушек — пасти и кулёмы. Позже стали преобладать железные капканы, купленные у русских купцов. На ровной открытой местности практиковалось также преследование или коллективный загон песцов на оленьих упряжках. Такими же способами, но гораздо реже, добывали лисиц. Зимой в лесных районах ненцы охотились на белку, горностая и росомаху. Благодаря торговым связям с Россией в тундре появились ружья, которые вытеснили луки и копья.
Значимой для ненцев всегда была охота на птиц. Наиболее важным был весенний промысел линных уток и гусей. Птицы в этот период не могут летать, и часть охотников выгоняют их на открытое пространство, а другие бьют дичь палками либо ловят руками. Таким способом заготавливают много гусей и уток, часть добычи запасают впрок.

Поселения и жилища
Стойбища эвенков были зимой немноголюдными, состояли из одно-двух чумов. Весной на совместные стоянки собирались до 10 хозяйств, а в случае праздников собирались эвенки с окрестных стойбищ, и некоторое время кочевали вместе. Чумы обычно располагались по кругу, в середине которого раскладывались дымокуры для оленей.
Основное жилище эвенков – переносной конический чум с каркасом из 40 шестов, крытый летом берестой, зимой – ровдугой. Строение дю (чума). Сначала ставили остов чума из гладко обструганных жердей. Обычно это три, четыре жерди, которые обвязывают вверху тонкими корнями или тальниковыми прутьями. Затем на них накладываются другие жерди, тоже гладкие и без сучьев. Общее количество жердей от 26 и выше, в зависимости от размеров чума и количества людей, проживающих в этой семье. Затем накрывали нижнюю часть чума покрытием (летом оно тонкое ровдужное или берестяное), предварительно привязав один конец покрытия к остову чума, а второй конец — после, натягивая его.
На концах покрытия имелись тесемки для привязок. После этого натягивали верхнюю часть покрышки, которая закреплялась жердочкой с обеих сторон покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки устанавливали на противоположной стороне от дверей.
Внутри чума расположение, следующее: слева от дверей находилось женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами. По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья, и других мелких работ в берестяных коробках или меховых сумках (игольницы, нитки из сухожилий, различные лоскутки, бисер, ножницы, дощечки для кройки меха и др.) Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. В центре чума устраивали очаг. Над ним на горизонтальной жерди подвешивали чайники и котлы. За костром, напротив двери, было расположено место для гостей — малу, а когда их не было, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимался своими делами. Рядом с правой или левой стороны хранились боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты.
Летом в чуме костер обычно не разжигают, только кладут дымокур, а еду варят на улице у большого костра. Только в дождливую погоду, когда становится прохладно, иногда разжигают костер в чуме.
Иногда эвенки устраивали корьевое жилище (голомо) – коническое сооружение из плах и крытое корой лиственницы. Для тепла голомо обкладывали осенью дерном или землей, а зимой еще и снегом.
Как и у других народов Севера, община у Кольских саамов совпадала с поселением. Это, в частности, отражалось в том, что и община, и поселение назывались - сыййт. Ее размеры колебались от 60-70 до 200-300 человек. Зимой с декабря по апрель саамы жили в зимних погостах (таллъв-сыййт). В остальные времена года жили группами семей, постоянно перекочевывая.
Традиционные типы жилища саамов – каркасная постройка пирамидальной формы – вежа, срубная однокамерная постройка с плоской крышей, крытой дерном, переносная коническая постройка из жердей, покрываемая парусиной. Остов вежи состоял из 4 деревянных выгнутых дуг, имеющих в загнутых и несколько утолщенных верхних концах круглые отверстия. Горизонтальное древко вставлялось в эти отверстия и соединяло дуги попарно. Нижние, слегка заостренные концы дуг устанавливались в углублениях в земле либо укреплялись в срубе из 3–4 венцов. Известна
также конструкция вежи с прямыми, а не дугообразными жердями. Для придания каркасу большей прочности в верхней части укреплялись еще 2 жерди, параллельные. Остов крыли жердями или досками, корой, дерном. Наверху оставляли дымовое отверстие. Дверь смотрела на юг. В противоположной входу стороне, где в прошлом находилась священная дверь, в XIX в. делали небольшое окно, затянутое рыбьим пузырем, брюшиной или слюдой. Посредине жилища находился очаг с приспособлением для подвешивания котлов. Пространство между очагом и входом служило для хранения дров, а также для различных женских занятий. В передней части располагалось «чистое место». Боковые места предназначались для сна и устилались березовыми и еловыми ветками. Если в постройке жили 2 семьи, то одна из них занимала правую, а другая – левую половину. Вежа могла быть постоянной или переносной. Переносные покрывали летом берестой, зимой – оленьими шкурами.
Во время перекочёвок саами использовалась переносное жилище — кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр. В жилище обычно обитали 1—2 семьи. Напротив, входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место. К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.
Поселение ненецких оленеводов – стойбище – состояло из нескольких чумов (мя), которые принадлежали родственным семьям.
Чум был своеобразной метафорой мира. Он не только защищал человека от ветра и холода, но и являлся воплощением мирового устройства. Чум, как и мир, делится на две части – «си» и «ва ав». «Си» - священная часть чума, расположенная напротив входа. Половина «ва ав» символизирует подземный мир. Здесь на подушке старшей по возрасту, женщины находилась «хозяйка чума», домашний святой – мяд пухуця. Это небольшая куколка, которую одевали в паницы – женские шубы из оленьих шкур. Когда кто-нибудь из семьи заболевал, мяд пухуця могла предсказать исход болезни. Куклу поднимали, и, если она казалась легкой, больному суждено было выздороветь, если тяжелой – умереть. В благодарность за исцеление для мяд пухуця шили еще одну паницу.
Разделение чума на две половины было очень важным, на нем был основан своеобразный «домашний этикет». Женщине категорически запрещалось переступать границу, отделяющую «си» - священную часть чума. Женщина у ненцев считалась «нечистым» существом, поэтому существовало много правил и запретов, которые она должна была соблюдать. Ей запрещалось пользоваться так называемыми мужскими предметами – инструментами для строительства нарт, охотничьим снаряжением, одеждой и т.д. Если женщина случайно ставила свои пимы рядом с мужскими, брала в руки какой-либо мужской предмет, они считались оскверненными. Это сулило неудачу на охоте или в других делах. Существовал специальный обряд «очищения» оскверненных предметов.
Традиционным жилищем ненцев является чум. На языке ненцев чум называется – «мя». Он имеет коническую форму, которая хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. Крутая поверхность чума является наиболее приемлемой, так как с поверхности чума снег скатывается легко, не задерживаясь.
Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие. Чум состоит из 40-45 (иногда из 50) шестов в зависимости от размеров чума. Два шеста, являются основными они на некотором расстоянии от верхнего конца, имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка, и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке основные шесты перекрещивают несколько ниже верёвочного кольца, в которое затем продевают другие шесты чума.
Для покрытия чума ненцы используют покрышки (нюки), которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние (мюйко) покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние (ея) покрывают мехом наружу. Для пошива используют около 60 шкур. Служат покрышки обычно много лет, заменяют их по мере необходимости.
Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины. Прежде всего, выбирается место с учетом времени года. Зимой чум ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых.
Устанавливают чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Потом на место постелей расстилают циновки из трав и прутьев. Затем устанавливаются шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (сымзы) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – ноки. Таким образом, чум ставится за 30 – 40 минут.
Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест (есенабць). К основанию чума подгребают снег, а летом – землю, чтобы в чум снизу не проникал ветер. Края покрышек должны заходить один за другой. Край одной из внешних покрышек образует вход в чум. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину.
В летний период ненцы на покрытие чума использовали старые оленьи шкуры или берестяные покрышки. Современные ненцы летом проживают в чумах, покрытых брезентом или другими прочными фабричными тканями.
В чуме большое значение имел очаг, и доброе пожелание звучало так: «Пусть не гаснет огонь в вашем чуме». Это пожелание было символическим, оно означало «пусть не закончится ваш род». Сейчас вместо очага используют переносные железные печки - «буржуйки», а для освещения используют керосиновые светильники.
Кроме очага, ещё очень значимыми элементами являются дверной вход и сымзы (центральный внутренний шест). Вход разделял две сферы: жилое и нежилое, дикое и домашнее. С этим был связан ряд поверий. Так, детям нельзя сидеть или стоять при входе: говорили, духи тебя застрелят. Умершего никогда не выносили через вход, чтобы его вынести поднимали покрытия, а в свадебном обряде вход служил преградой для жениха и его родственников: они должны были просунуть лоскут сукна через вход в чум невесты. Все эти поверья объяснялись тем, что против входа находилось место, где обитали духи.
Сымзы - часть приспособления для подвешивания котла над котлом. Место между сымзы и очагом огораживало священное место в чуме. Пространство между сымзы и очагом не разрешалось переступать женщина. Во время камлания около сымзы сидел шаман, вокруг шеста обносился его бубен.
Место противоположное от входа в чум называется «синя». Там находится мужская половина, где хранятся мужская обувь, инструменты, боеприпасы. В центре чума место для очага (ту мю). Справа и слева от него располагается постель (ваав), это одеяла (тон') и подушки, уложенные на шкуры вдоль стены чума. В комплект каждого чума входит полог (есер), сшитый из легкой ткани, он служит на время сна.
Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду. Женщины могут находиться с любой стороны от огня, но по традиции не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев это может принести зло мужчине и его вещам.
Одежда
Традиционная одежда эвенков. Верхняя одежда эвенков отличалась большим многообразием. Основным материалом для эвенкийской одежды служит шкура северного оленя — серо-коричневого цвета, белого с темным, реже — белого цвета. Применяли также кожу лося. Для отделки использовали также белую шкуру оленя и белый камус. Проследим исторические особенности одежды у эвенков. Интересно отметить, что одежда коренного населения соответствует климатогеографическим особенностям местности (подтверждение тому «фраки»). Определенное место жительства, разные климатические условия, а также различные виды их хозяйственной деятельности наложили свой отпечаток на своеобразие традиционного костюма. Для народов севера была характерна двойная меховая одежда глухого покроя.
Одежда — одинаковая для мужчин и женщин — была распашная и именовалась в литературе обычно «фраком». Делали ее из одной целой некроеной шкуры таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части шкуры представляли собою узкие полки. В верхней части шкуры делали вертикальные надрезы-проймы для вшивания рукавов, на плечах располагали швы. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода.
Шили одежду из ровдуги и оленьих шкур мехом наружу. Рукава делали узкие, с узкими проймами и ластовицами, с обшлагами и пришивными рукавицами. Подол одежды сзади выкраивали мысом, и он был длиннее, чем перед. По подолу одежды, по полам вниз от пояса, на спинке от плеча вдоль проймы рукава пришивали длинную бахрому из козьей шерсти, по которой скатывалась дождевая вода. Одежду украшали мозаикой из меховых полосок, бисером и полосками из окрашенной ровдуги и тканей.
Мужская и женская одежда различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, у женского -прямой. Позднее эту одежду стали шить только из ровдуги в сочетании с ситцевыми тканями. Одежда эвенков кроилась также из одной целой шкуры, но со сходящимися полами и с двумя узкими прямоугольными клиньями, вшитыми на спине от пояса вниз до подола.
Самой распространенной одеждой у всех групп эвенков была так называемая «парка». Парка - (порхы, порга), верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов Сев. Сибири; утепленная куртка. Носили ее как мужчины, так и женщины. Шили ее из оленьих шкур. Она была короткой, с прямыми сходящимися полами, завязывающимися на завязки, с отдельно выкроенной спинкой в талию; поэтому же покрою делали одежду из ровдуги и сукна. Меховая парка не имела никаких украшений; одежду из сукна украшали аппликацией в виде полосок ткани и рядов медных пуговиц; ворот парки был большей частью круглый на вздержке или же к нему пришивали отложной воротник. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей, либо одевался «нэл».
Много фантазии и изобретательности вносили эвенкийки в украшение традиционных нагрудников нэл, являющихся важной как конструктивной, так и декоративной частью тунгусского костюма. Он служит для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевается под кафтан, на шею и свисает до самого живота. Особой красотой отличается женский нагрудник. Он широкий /вверху шире, чем внизу/, закрывает по ширине всю грудь и имеет резко выраженный вырез горловины. Суконная аппликация и бисерная вышивка у ворота и на поясной части образуют геометрические симметричные фигуры, оканчивающиеся цветными акцентами не груди. В колорите вышивки бисером преобладают гармонически сочетающиеся цвета — белый, голубой, золотистый, розовый. Между белыми, золотистыми и голубыми полосами бисера прокладываются более узкие черные, оттеняющие и разделяющие их. Следует отметить, что нагрудник как часть тунгусской одежды уходит в глубокую древность — в первое тысячелетие до н.э. В раскопках не Ангаре, произведенных А.П. Окладниковым, на костяке сохранились следы ракушек, нашитых когда-то на одежде. Расположение их полностью совпадает с формой нагрудника и орнаментом его у современных эвенков.
Обувью служили олочи из кожи, сукна или ровдуги летом и оленьего меха зимой. Самой же распространённой обувью являлись и являются унты (от эвенкийского " унта" обувь, или иное название «торбасы»), меховая обувь у народов Севера и Сибири.
Наиболее распространенным видом головного убора эвенков был капор, ее носили как женщины, так и мужчины. Летние шили из ровдуги, сукна, зимние из меха оленя, лисы, белки, росомахи.
За время, в которое саамы стали исторически известны, одежда их претерпела значительные изменения. Изменения эти происходили последовательно, в зависимости от климата и местных сырьевых ресурсов, развития социальных отношений и выработки новых эстетических вкусов, в процессе общения с соседними народами.
Традиционная одежда саамов мало дифференцирована в зависимости от пола и возраста человека. Обрядовая (свадебная, погребальная) отличалась светлыми тонами меха и сукна. Зимой мужчины и женщины носили пеццк (печок) – верхнюю глухую одежду из оленьих шкур мехом наружу. Известна более древняя, чем печок, одежда саамов — торк, или торка (с.-саамск. dorka). В отличие от печка, который шили мехом наружу, торк шили мехом внутрь из оленьих либо овечьих шкур. Торк иногда одевали под печок. Женский пеццк украшали по вороту, подолу и обшлагам цветным сукном и бисером. В конце XIX в. вместо традиционной юпы – глухой суконной одежды прямого покроя со стоячим воротником – обычными становятся у мужчин кафтан, у женщин – сарафан, кофта и передник. К нижней плечевой одежде относится рубаха туникообразного покроя, с прямым воротом. Короткие штаны (натазники) из дубленой оленьей кожи носили мужчины, реже – женщины. Непременным атрибутом одежды был пояс – мужской кожаный и женский, плетенный из шерсти. Мужчины на поясе носили большой нож с загнутым острием для колки дров, снятия наледи с кережи, разделки оленя и т.д., пороховницу, принадлежности для добывания огня, обереги (медвежьи зубы, медные колечки). На женский пояс подвешивали игольницы, наперсток, ножницы, обереги.
Обувь саамы изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Некоторые виды обуви изготовлялись из нерпичьих или тюленьих шкур. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Она могла быть высокой, с доходящими до паха голенищами или низкой, чуть выше щиколотки. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки. Зимние высокие сапоги яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги - в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни. Носили также вязанные из овечьей шерсти чулки без ступни – мужчины – однотонные, женщины – полосатые, и летние рукавицы.
Зимние рукавицы из оленьих шкур мехом наружу окантовывали сукном. Богато декорировали бисером, сукном, мехом головные уборы: девичья перевязка в виде берестяного цилиндра, обтянутого красным сукном; женский – типа русского кокошника – также из бересты и сукна. Зимой женщины носили трийвок. Поверх головных уборов женщины и девушки надевали платок, завязывая его под подбородком. Мужские головные уборы. Старинные головные уборы конусообразной формы шили из шкуры или сукна либо вязали, как правило, в разноцветную полоску. Головные уборы различных локальных групп отличались большим разнообразием и служили важнейшим этнодифференцирующим признаком. После переселения на Кольский п-ов в конце XIX в. гр. коми-ижемцев и ненцев у саами получили распространение малица, совик, пимы, липты, тоборки.
Ненцы. В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек - у которого есть про запас вторая одежда.
Рассмотрим мужскую одежду ненцев. Прежде всего, это малица. Малица – мужская глухая (без разреза) одежда, сшитая из телячьих шкур (осенних) мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём передняя часть делается несколько короче. Малица во всех районах расселения ненцев имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. При помощи продёрнутой тесёмки можно сужать или расширять отверстие, обрамляющее лицо. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). При этом считается красивым для верха капюшона тёмный или чёрный мех. Изредка по краю капюшона пришивается опушка из густошерстного белого оленьего меха для тепла, обычно применяется мех бобра.
К рукавам малицы наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. По подолу малицы идёт опушка. Обычно она делается из шкуры осеннего телёнка или летней шкуры взрослого оленя (мех короткий и невысокого качества).
Над опушкой подола подшивается одна-две полоски сукна (жёлтого, красного или зелёного цвета), иногда по подолу вставляется узор из сочетания белого и тёмного меха.
Покрой малицы – довольно широкой в верхней части – и особый покрой рукавов, образующих широкую пройму, позволяет ненцу, не снимая одежды, вынуть руки из рукавов и под малицей набить трубку и т.д. поскольку малицу носят с поясом, причём поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом. Там держат кисет с табаком, трубку и проч.
Для предохранения малицы от сырости, грязи и солнца с давних пор многие ненцы носят поверх малиц маличные рубахи из сукна или иной плотной материи разных цветов. По покрою маличная рубаха сходна с малицей – перед и спина сшиваются из целых кусков и слегка расширяются книзу; перёд немного короче спины; рукава – значительно шире к проймам, с ластовицами.
Важный атрибут национальной ненецкой мужской одежды пояс мужской (Ни), главной функцией которого является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает малицу. Кроме того, пояс даёт чувство собранности и в то же время лёгкости. Если мужчина подпоясался – значит, его ждут дела, он готов к любой работе. И в течение всего дня он не будет снимать пояса. В тундре редко можно увидеть мужчину без пояса. Пожалуй, только во время еды. И то пояс лежит рядом.
В морозы, пургу поверх малицы ненцы одевают совик. Совик– меховая одежда с капюшоном, надеваемая на малицу. Одевается, как малица, через голову, носится без пояса. Совик шьют мехом наружу, ворсом вниз из зимнего или осеннего меха взрослых оленей.
Покрой совика несколько отличается от покроя малицы. Он не имеет рукавиц, но имеет капюшон, часто с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или из двух песцовых хвостов. Капюшон совика делается одинарным и кроится из той же шкуры, которая идёт на шитьё верхней части спины. Характерно, что часть шкуры с головы оленя образует затылочную часть капюшона, будучи выкроенной вместе со спинкой.
Штаны мужские, меховые – верхняя зимняя одежда, которую шили из пыжика (шкуры телёнка в возрасте до одного месяца) или пашин телёнка мехом к телу. Прежде их всегда шили из шкуры хора или быка (т.е. оленя-самца). На изготовление меховых штанов идёт короткошёрстная шкура.
Верхняя часть штанов разреза не имеет, на талии они поддерживаются с помощью вздержки из ровдуги. Иногда ремешок просто пришивают и завязывают. Сшитые как натазники, штаны в нижней части имеют надставки в виде штанин, которые спускаются значительно ниже колена и заправляются в меховые чулки. От пояса опускаются два ремешка (часто с колечками), к которым привязывают обувь.
Летом штаны шьют из ровдуги (замши) или носят покупное трикотажное бельё.
На ноги ненцы одевают, прежде всего, чижи – высокие, до паха, меховые чулки, позволяющие всегда держать ноги в тепле. Их шьют из телячьих зимних шкур мехом внутрь. Мех наполовину обстригается. Их пошив осуществляется из трёх кусков: голенища, подошвы и носка. Поверх надевается обувь пимы или тобаки. Чижи украшаются красивым национальным орнаментом.
Мужские и женские чижи очень похожи. Только женские чулки отличаются покроем, орнаментом и высотой: они короче. Под коленом их не подвязывают: они привязываются ремешками к поясу.
Поверх меховых чулок мужчина одевает тобаки – разновидность ненецкой обуви. Шьются тобаки из тёмного камуса, мехом наружу, но без всяких узоров. Тобаки употребляются в качестве будничной зимней рабочей обуви. Выходные тобаки выглядят более красочно, так как дополнительно украшаются полосками белого камуса и цветного сукна.
Покрой тобаков сходен с покроев пимов (они, как и пимы, выше колен – до паха), однако головки шьются отдельно.
Шапка мужская - традиционный меховой головной убор. Различают несколько видов мужских шапок: простые, нарядные и парадные. Простые шапки шились без украшений. Они предназначались для постоянного ношения. Их носили мужчины, мальчики-подростки, юноши. По покрою мужские шапки шились немного шире кверху и ниже, чем женские. Дети носили такие же шапки, но меньших размеров. В зависимости от возраста ребёнка.
Парадные цилиндрические шапки предназначались только для мужчин и были двух видов: обычная в виде цилиндра; сверху на боковые швы и вокруг донышка нашивались узкие полоски сукна трёх традиционных цветов (красного, жёлтого, синего или зелёного) шириной в указательный палец.
Вторая разновидность мужской парадной шапки – это шапка с круглым (цилиндрическим) донышком и с удлиненными украшенными ушами («с ногами шапки»), с прошивками из полосок меха белого или тёмного цветов и сукна разных цветов. При надевании эти уши, скреплённые медной цепочкой, откидываются назад.
Такие парадные шапки обычно носили мужчины среднего, а иногда и старшего возраста. А для юношей и молодых мужчин шили шапки в виде цилиндра с длинными ушами из белого пыжика. В традициях ненцев белый мех придавал шапке и всей одежде парадность и торжественность.
Ягушка (паница) - женская верхняя зимняя одежда. В отличие от мужской имеет разрез спереди. В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.
Ягушка имеет подклад из зимней или летней постели мехом внутрь.
Женская верхняя одежда носится обычно с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую.
Летом ненки надевают поношенные, с вытертым мехом зимние ягушки без подкладки или шьют суконную, по покрою сходную с зимней одежду. Основные детали летней ягушки могут быть красного и зелёного цветов, а полочки, подол и обшлага рукавов синего и чёрного. Пожилые ненки носят летние ягушки чёрного цвета, скромно украшенные нашитыми полосками жёлтого или красного сукна.
Штаны женские, меховые – нижняя зимняя одежда из короткошерстной хорошо выделанной шкуры взрослых оленей мехом внутрь. Имеют надставные штанины, спускающиеся несколько ниже колен. Нижние части штанин заправлялись в меховые чулки, которые в свою очередь заправляются за голенища обуви.
На талии штаны поддерживаются с помощью замшевого ремешка, пришитого к верхней их части. К этому ремешку прикреплялись два кольца для подвязывания обуви.
Летом ненецкие женщины носят ровдужные штаны, по покрою аналогичные зимним. В настоящее время вместо них часто носят матерчатое или трикотажное бельё.
Шапка женская – головной убор ненецкой женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок.
Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими.
Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше.
Встречаются также пыжиковые шапки, сшитые из четырёх конусообразных кусков, сходящихся на макушке и имеющих длинные уши. Концы ушей бывают украшены орнаментом из камуса и копытцами новорождённых телят. Чтобы шапка крепче держалась, рядом с основанием ушей спереди пришивают тесёмки или ленты, которые завязывают под подбородком.
В некоторых районах Ямала имеет распространение в качестве женского головного убора необыкновенно красивая шапка капора с пышной опушкой из песцовых хвостов или белого оленьего меха.
Пимы женские – ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Пимы - очень удобная при долгой ходьбе, тёплая и лёгкая обувь. Состоят пимы из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу. На женские пимы расходуется около восьми камусов.
Обязательный важный атрибут национальной одежды ненецкой женщины – пояс. Пояса бывают зимние и летние. Зимний пояс был самотканым, его плетут из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца, диаметром до 20 см. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. В прошлом пряжки женских поясов достигали значительного размера (до 3-4 метров в длину) и веса.

Социальная жизнь
По преданиям предки эвенков жили родами. Каждый род имел собственное название, бывшее иногда именем предка. Роды были экзогамны. Каждый род владел «речкой», т.е. имел собственную территорию. Члены одного или нескольких родов устраивали коллективные охоты на дикого оленя или лося. Добыча делилась поровну между участниками охоты.
Высшим органом управления рода было родовое собрание, состоящее из взрослых мужчин и женщин – глав семейств. На собрании решали все важные хозяйственные и общественные дела рода: принимали и усыновляли чужеродцев, решали вопросы войны и мира, кровной мести, судили за проступки. Собрания обычно приурочивались ко времени выполнения разных обрядов. На них присутствовали и шаманы рода. Роды эвенков входили в более крупные объединения – племена. Роды одного племени имели общую территорию, находившуюся во владении всего племени, были тесно связаны брачными отношениями и интересами обороны от внешних врагов.
Причинами войны были: похищение женщин, кровная месть, иногда споры из-за угодий и попыток захватить имущество, оленей и т.п.
Каждый член рода был и охотником, и воином. Военному искусству учили с детства, состязаться в беге, в прыжках, в стрельбе из лука, фехтовать мечами и уметь увертываться от стрел.
При организации военного похода выбирали предводителя из наиболее сильных и лучше всех владевших военным искусством мужчин. Предводитель набирал себе дружину из охотников-воинов рода. В дружине часто были и старики, которые должны были давать советы и участвовать в переговорах, для ухода за раненными. Также в отряде был шаман, который боролся против злых духов, таким образом, защищая отряд.
При приближении врага, чумы ставили по кругу и перед каждым из них делали изгородь, из-за которой отстреливались. Все деревья вокруг стойбища стесывались, чтобы даже ночью, на белом фоне было заметно появление неприятеля.
Взятых в плен врагов мужчин убивали, а женщин и детей превращали в рабов, заставляя выполнять хозяйственные работы. Но иногда победители женились на пленных женщинах.
Социальный строй эвенков в XVII в. может быть определен как патриархально-родовой. Олени составляли собственность отдельной семьи, экономически уже в значительной степени обособившихся.
Характер семей был различен. Наряду с большими патриархальными семьями, насчитывавшими несколько десятков членов, владевших сравнительно крупными стадами, существовали и малые семьи.
Род продолжал входить в состав племени. Племена были как кровные, так и экзогамные. Во главе родов стояли старшие по возрасту люди, во главе племени стояли военные предводители, иногда сравнительно молодые люди.
С приходом русских, развитием торговых отношений, концентрацией оленей в отдельных хозяйствах вели к разложению натурального хозяйства эвенков и разрушались прежние родоплеменные отношения. Истощение пушных богатств, особенно соболя, и расширение территории, занимаемой оседлым населением, вызывали переход эвенков из одних районов в другие, что неизбежно приводило к образованию общин, состоящих из представителей разных эвенкийских родов, племен и даже народов. Таким образом, образовываются общины, принадлежащие к разным родам. Все более стал распространятся индивидуальный труд. В XIX начале ХХ в. обычной хозяйственной единицей у эвенков была уже индивидуальная семья. Существовало строгое разделение труда между мужчиной и женщиной. Мужчина добывал пищу и следил за стадом, все остальные работы выполняла женщина.
У эвенков существовало несколько типов браков: брак с уплатой калыма, обмен женщинами, брак с отработкой. Свадебный обряд состоял из сватовства, передачи калыма и свадьбы. Между сватовством и свадьбой часто бывали промежутки до года, во время которого готовили приданное невесты, обычное равное калыму.

Для ненцев характерен отцовский (патриархальный) род (еркар), помимо собственного имени обладающий собственной территорией (рыболовные, охотничьи, частично пастбищные угодья), жертвенными местами и кладбищем. При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэсы) – объединение семей, где мужчины были из одного рода, а женщины из разных. В условиях экзогамии молодой человек должен был искать будущую жену в другом роде. Обычно вопрос жениться сына решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размере выкупа и приданого. Свадьба включала имитацию похищения невесты.
Основной ячейкой социальной структуры у Кольских саамов в конце XIX — начале XX в. была община (саам, сыййт). Ее главными признаками были: четкая локализация на местности (общее зимнее поселение и общие промысловые угодия), общность хозяйственно-экономической и духовной жизни, существование определенной внутренней структуры, а также элементов общинного самосознания.
Для сыййта характерен постоянный состав жителей, хотя он и был при этом открытой социальной структурой, допускавшей инкорпорацию новых членов. Основными подразделениями сыййта были семьи, а также временные и постоянные производственные коллективы, объединявшиеся как по территориальному, так и по родственному признаку. Взаимоотношения его членов были основаны на взаимопомощи и кооперации.
Территория каждого погоста состояла из угодий, представлявших основу традиционного комплексного хозяйства. В угодья входили: озера, охотничьи территории, оленьи пастбища, участки приморской береговой территории. Своеобразным центром всей этой территории в западных и центральных районах Кольского полуострова был зимний погост (таллъв-сыййт), в котором саамы жили с декабря по апрель. В остальную часть года община распадалась на группы семей, совершавшие небольшие перекочевки по традиционно сложившемуся маршруту. В ядро совместно кочевавшей группы входили несколько родственных, «братских семей». Сыййт располагал в пределах своей промысловой территории общины разветвленной сетью сезонных мест. В наследственном владении одной или нескольких семей могло быть 4-5 сезонных мест. Архаичная модель функционирования общины у западной и центральной групп Кольских саамов сохранялась вплоть до 1920-х годов. Население сыййта то расходилось по промысловым угодьям, то собиралось вместе. Таким образом, можно говорить, что у этих саамских групп существовала двухступенчатая структура общины: первую из них представлял сыййт, совпадающий с общим зимним поселением и включающий все его население, вторую - хозяйственные группы, на которые сыййт распадался на весенне-осенний период и которые можно рассматривать как субобщины.
Во второй половине XIX — начале XX в. в пользовании сыййта были и оленьи пастбища. В оленеводстве существовали глубокие традиции кооперации как между членами одной общины, так и между соседними погостами. Важную роль во внутриобщинной жизни сыййта и в регулировании отношений с другими сыййтами и представителями (органами) русской администрации играло собрание глав домохозяйств — сход (сходт, собэр, суййм, norros). В сходе обычно принимало участие все мужское население, но правом решающего голоса обладали только главы семей. В компетенцию схода входили, прежде всего, важные вопросы хозяйственного характера: регулирование пользования промысловыми угодьями, перераспределение семужьих тоней между семьями, строительство рыболовных заколов, соблюдение территориальных интересов сыййта, а также рассмотрение вопросов, касающихся семейной жизни: раздел наследства, изменение тамг, адоптация приемных детей. В случае конфликтов, краж, присвоения чужих оленей собрание выступало как судебный орган. Возложенные на сыййт податные обязательства также обсуждались на сходе.
В литературе и архивных источниках нет сведений о делении саамского общества на роды: не приводятся их названия и состав. В саамском языке отсутствует и специальный термин для понятия "род". Понятие родства выражается заимствованным из русского языка словом "родт", которое обозначает у саамов достаточно широкий круг родственников как по отцовской, так и по материнской линии.
Эндогамные брачные ареалы Кольских саамов в XIX - начале XX в. представляли собой совокупность погостов, связанных устойчивыми брачными связями, и характеризовались значительным удельным весом эндогамных браков (от 75 до 85%).
В конце XIX - начале XX в. для саамов Кольского полуострова были характерны как малые (нуклеарные) семьи, так и семьи расширенного типа (или неразделенные). Средняя численность малой семьи варьировала. Так, средняя численность малой семьи в западных погостах была несколько выше, чем в восточных, у терских саамов.
Неразделенные типы семьи к началу XX в. были распространены преимущественно в западных и центральных районах полуострова, составляя от 40 до 60% всех семей. Среди них преобладали семьи расширенного типа с прямой линией родства брачных пар. Большая семья называлась шурр пирас. В ней, как правило, главенствовал отец, а в братской семье — старший брат. Братская семья в основном была двухпоколенной, а отцовская - трехпоколенной.
Саамская семья была владельцем всего оленьего стада, но в нем обычно выделялись олени, принадлежавшие отдельным членам семьи.
Одним из традиционных путей формирования личного имущества были дарения, приуроченные к наиболее важным, социально-значимым моментам в жизни человека: рождению, крещению, появлению первого зуба. Принадлежавшие девушке олени выделялись первоначально в стаде ее родителей, а после замужества - в стаде ее супруга и маркировались ее личной тамгой. При расторжении брака женщина сохраняла права на таких оленей и вместе с ними возвращалась в дом родителей.
Для обозначения прав собственности очень широко использовались тамги (muhm), которые ставились на карбасы, весла, кережи, шесты, домашнюю утварь. Широко применялось клеймение убитого зверя, временно оставленного на месте промысла. Важнейшая сфера применения тамг - маркировка оленей, являвшихся собственностью того или иного лица. В качестве юридических знаков, подписей тамги служили для оформления официальных документов. Обладателями тамг были не только мужчины, но и женщины.
Существование и развитие тамг тесно связано с отношениями собственности, институтом наследования, кругом родственных связей. Основная линия наследования тамг - от отца к младшему сыну. Старшие сыновья, выделяясь, несколько видоизменяли основное клеймо. Об изменении тамг ставили в известность соседей, а иногда для этого требовалось разрешение сыййта.
В целом можно говорить о том, что у саамов в конце XIX - начале XX в. на территориально-соседском и семейном уровнях продолжал действовать полный комплекс социальных связей: производственных и территориальных, по родству и свойству, отношений по обеспечению территориальной целостности общины и взаимодействию с русской администрацией, соседских и межличностных, который и обеспечивал полнокровную жизнедеятельность саамского общества.




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 47 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оленеводы, жители циркумполярного мира.| ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав