Читайте также:
|
|
Политическая риторика – это речевая система, специально приспособленная для оптимального общения в общественно-политической сфере. В основе этого стиля лежит функция воздействия, которая трансформируется в функцию убеждения, поэтому политическая речь – речь убеждающая. В политической речи прибегают, как правило, к двум методам убеждения:
- изложение фактов, которые говорят сами за себя;
- авторская оценка.
Особенности политической риторики определяет организация публичной речи в соответствии с традициями и законами, существующими в стране. Основными формами политической риторики являются правовые акты (конституции, законы, указы, постановления, инструкции, приказы) и публичные выступления политиков. Технологию политической риторики, обеспечивающей речевое взаимодействие личности, общества и государства, определяет государство путем установления свободы слова.
Речевая компетентность для политиков представляет основную часть их деятельности. Кандидаты в политики пользуются принципом «повторяемости сообщений», когда сообщение повторяется много раз для дополнительного воздействия на получателя информации. Содержание этой технологии состоит в том, чтобы преодолеть сопротивление новому и представить новое как известное и полезное.
Управленческая деятельность на политическом уровне состоит из непрерывной цепи речевых действий, отражающих процесс
- выработки и уточнения решений. Рациональная последовательность выработки решения предполагает информационное обеспечение этого процесса. Решение правильно воспринимается исполнителем в случае его ясности, простоты и лаконичности;
- реализации решений в ходе совместной деятельности администрации, организации и общества. Организаторская деятельность по реализации принятых решений включает:
а) доведение задач до исполнителей (решение правильно воспринимается исполнителем в случае его ясности, точности, простоты и лаконичности);
б) планирование;
в) регулирование и координацию;
г) контроль за ходом выполнения поставленных задач.
Политическая риторика использует возможности теории коммуникаций, изучающей проблемы влиятельности и эффективности речи. Эта теория исходит из того, что с лингвистической точки зрения речевая коммуникация происходит как процесс кодирования и декодирования языковых знаков. Если оба участника коммуникации одинаково владеют языковым кодом, то передача мысли должна быть всегда успешной. Однако в политике этого не происходит. Политику приходится предпринимать ряд речевых действий, чтобы убедить общество в действительности изложенных обстоятельств.
Политическая риторика направлена на завоевание, удержание и упрочение власти путем воздействия на массовую аудиторию речевыми средствами со стороны узкого круга элиты, претендующей на эту власть. Наивысшей эффективностью воздействия на речевое поведение в обществе обладают: телевидение; радио; ежедневные газеты. Массовое тиражирование вербальных образцов приводит к их восприятию в качестве эталонных.
Динамика культурных процессов обязывает человека воспринимать и понимать мир, предлагаемый ими. Благодаря их развитию осмысление окружающей действительности происходит по каналам массовой трансляции речевого поведения. Речевая культура в таком случае понимается как вербальное содержание социальной жизни людей и является источником коммуникативного взаимодействия.[13]
1.1. Специфика политической риторики.
Со времен Аристотеля красноречие принято делить на три рода: судебное, совещательное и торжественное. Не следует, однако, понимать это деление так, что судебное относится только к судам, совещательное – к совещаниям, а торжественное – к торжественным случаям. Деление это имеет гораздо более глубокие основания. В своей «Риторике» Аристотель писал: "Слушатель бывает или простым зрителем, или судьей, притом судьей или того, что уже совершилось, или же того, что может совершиться" (Аристотель, 1358b). В зависимости от того, какую позицию занимает слушатель, и строится трихотомия Аристотеля.
Если слушатель выступает судьей того, что уже совершилось, перед нами судебное красноречие. Поэтому судебные речи обвиняют или оправдывают, говорит философ. Это, в самом деле, особый случай, и он может иметь место не только в настоящем суде. Суть именно в том, что события уже свершились и надо принять ту или иную их версию. Причем от слушателей, что для риторики существенно, ход самих событий не зависит.
Если же слушатель выступает «судьей» того, что должно случиться (например, бросает в урну бюллетень), перед нами совещательное красноречие. Дело совещательных речей, говорит философ, склонять или отклонять. Это существенно иной случай. Решая вопрос о том, имел ли место поджог или пожар был случайностью, слушатель не вправе сказать: «Я хочу, чтобы это был поджог, и да будет так!» Но, решая вопрос о выборе президента, слушатель может и даже должен рассуждать следующим образом: «Я хочу, чтобы выбрали моего кандидата, да будет так! Я сам приложу к этому свои силы». Поэтому эмоциональные аргументы получают здесь гораздо большее оправдание, чем тогда, когда мы решаем, что же именно произошло на самом деле.
Третий случай, по Аристотелю, состоит в том, что слушатель является простым зрителем. Назначение торжественной речи, по словам философа, хвалить или порицать. Разумеется, такая речь формирует определенное мнение, на основании которого слушатель в будущем будет поступать так или иначе, но в момент произнесения речи слушатель не стоит перед выбором, от него не требуется никаких действий, и именно поэтому Аристотель выделяет этот случай как самостоятельный. В остальном же торжественное красноречие близко к совещательному, так как обращено только в будущее потенциальное, возможно, очень отдаленное, возможно, размытое. Так, восхваление героя может привести к тому, что слушатель когда-нибудь станет ему подражать. Совещательное же красноречие обращено в актуальное, ближайшее будущее.
Вот яркий пример торжественного красноречия. Перикл произносит речь на могиле павших воинов. При этом он прославляет и пропагандирует определенные политические идеи:
«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражанием другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве их [граждан]» (цитируется по Фукидиду).[14]
Точно так же знаменитое торжественное слово митрополита Иллариона, произнесенное в храме Софии Киевской, не преследуя конкретных политических целей, пропагандирует политическую и нравственную доктрину Руси.
Итак, мы видим, что классификация Аристотеля обнимает самые общие случаи и не связана с тематическим делением, как конкретные виды красноречия: торговое красноречие, судебное (в узком смысле этого слова), военное, академическое. Эти отдельные виды красноречия изучаются так называемыми частными риториками, в отличие от общей риторики, посвященной, соответственно, общериторическим проблемам. Политическое красноречие именно такой частный вид красноречия – это красноречие, относящееся к сфере политики. К какому же из трех родов оно относится?
Как нетрудно догадаться, политическое красноречие – это в первую очередь красноречие совещательное. Сам Аристотель, говоря о совещательных речах, называет их темами финансы, вопросы войны и мира, охраны страны, снабжения ее продовольствием, выработку законодательства. Политическое красноречие обращено в будущее. От воли его слушателей зависит не только принятие решения (скажем, при голосовании), но и в определенной мере общественное поведение (трудолюбие, лень, решимость, мужество, терпение, скепсис – все это персонажи общественной драмы). Поэтому политическое красноречие захватывает и зону красноречия торжественного, направленного на воспитание определенных качеств, на мобилизацию определенных психологических ресурсов. Кроме того, в наше время, когда предвыборные кампании длятся месяцами, возникает и красноречие промежуточного вида – совещательное, ибо, в конечном счете, речь идет о единовременном акте выбора, и в то же время торжественное, так как реальный выбор все-таки далеко. В отдельных случаях, когда речь идет об анализе прошлого, политическое красноречие сближается с судебным, но эта связь слаба.
Итак, политическая риторика изучает красноречие в сфере политики, учитывая специфику рода и вида этого красноречия.
В чем эта специфика?
Риторика может научить, как подбирать доводы, как располагать части риторической речи и какими языковыми средствами эти доводы выражать. Политическая риторика имеет свою специфику в каждом из этих пунктов.
В аргументации политическая риторика должна опираться на соответствующие общие места, которые она заимствует как из политических, так и из других текстов.
В области композиции специфика политического красноречия состоит в разработке системы жанров.
В отношении языковых средств необходимо учитывать сложившиеся речевые формулы и традиции.[15]
Заключение.
Публичное обсуждение и решение различного рода вопросов стало основной причиной зарождения риторики. Не владея искусством слова, человек, выступающий на публику, никогда не сумеет отстоять свою точку зрения, обосновать те или иные принципы, убедить в своей правоте, таким образом, не сумев повлиять на выбор слушателя.
Политическая риторика – это речевая система, специально приспособленная для оптимального общения в общественно-политической сфере. В основе этого стиля лежит функция воздействия, которая трансформируется в функцию убеждения, поэтому политическая речь – речь убеждающая. В политической речи прибегают, как правило, к двум методам убеждения: изложение фактов, которые говорят сами за себя; авторская оценка.
Политическая риторика направлена на завоевание, удержание и упрочение власти путем воздействия на массовую аудиторию речевыми средствами со стороны узкого круга элиты, претендующей на эту власть. Наивысшей эффективностью воздействия на речевое поведение в обществе обладают: телевидение; радио; ежедневные газеты.
Современная политическая риторика достаточно близка к тому, что названо «связями с общественностью» (только в политической сфере), поскольку связи с общественностью ставят целью продвижение в обществе собственных идей, проектов, популяризации кандидатов и т.д.
Политическая риторика исследует конкретные, реально существующие жанры политического общения: политическую публичную речь, интервью, заседания, переговоры, жанры предвыборной агитации, участие в дискуссии и полемике, разные жанры телевизионных и радиовыступлений (предвыборный ролик, дискуссия, программное выступление), разные жанры наглядной политической рекламы (листовки, щиты и т.д.).
Особенности политической риторики определяет организация публичной речи в соответствии с традициями и законами, существующими в стране.
Политической риторике в современной России требуется существенное обновление стиля мысли и речевыражения, которое лишь отчасти началось отказом от старых идеологических догм и заскорузлых форм выражения, но которое не обогатилось активным национальным творчеством с учетом нынешних российских условий развития всего многообразия видов и жанров современной политической речи.
Вообще интерес «возрожденной» риторики к политике остается удивительно незначительным, хотя для риторики генетически и систематически политическая риторика играла всегда особенную роль.
Список литературы:
1. Аристотель. Сочинения. В 4-х томах. Том 2. М., 1978.
2. Волков А.А. Основы русской риторики 1996.
3. Горелов А.А. Политология.2002 М.: Флинта.
4. Н.А. Кащей. Риторика и политика в современном обществе: Монография НовГУ им. Ярослава Мудрого - Великий Новгород. 2005.
5. Образовательный портал Слово. Политика как искусство речи и политическая риторика. Аннушкин В. И. Интернет сайт: http://www.portal-slovo.ru/philology/
6. Риторика: современная методология убеждения/автор-сост. Н.А. Кащей. - Великий Новгород, 2012.
7. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. Общество. Семиотика.Экономика. Культура. Образование. Флинта. Наука.2002.
8. Смирницкий Г.А. Политическая риторика. ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Библиотека. Интернет сайт: http://www.masters.donntu.edu.ua/2010/fknt/smirnitskiy/library/
9. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М.: Никколо-Медиа, 2002.
[1] Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М.: Никколо-Медиа, 2002. С. 4.
[2] Смирницкий Г.А. Политическое красноречие. ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Библиотека. //http://www.masters.donntu.edu.ua/2010/fknt/smirnitskiy/library/
[3] Статья представляет собой переработку вступительных глав к книге «Выборы» (М., 2007), где автором написана теоретическая часть «Политическая риторика: наука – практика – обучение».
[4] Горелов А.А. Политология.2002 М.: Флинта. С. 5.
[5] Н.А. Кащей. Риторика и политика в современном обществе:Монография НовГУ им. Ярослава Мудрого - Великий Новгород. 2005. С.28.
[6] Политология. Курс лекций. Под ред. Марченко М.Н. 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрист, 2003. С. 361.
[7] Политология 1999 г. для вузов С. 362. Интернет сайт:
http://www.avito.ru/moskva/knigi_i_zhurnaly/politologiya_1999g_dlya_vuzov.
[8] Аристотель. Сочинения. В 4-х томах. Том 2. М., 1978. С. 18.
[9] Волков А.А. Основы русской риторики 1996. С. 32 – 40.
[10] Горелов А.А. Политология.2002 М.: Флинта. С. 6 - 7.
[11] Рождественский Ю.В. Словарь терминов. Общество. Семиотика.Экономика. Культура. Образование. Флинта. Наука.2002. С. 70.
[12] Образовательный портал Слово. Политика как искусство речи и политическая риторика. Аннушкин В. И.
[13] Риторика: современная методология убеждения/автор-сост. Н.А. Кащей.-Великий Новгород, 2012. С. 36 – 38.
[14] Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М.: Никколо-Медиа, 2002. С. 13.
[15] Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М.: Никколо-Медиа, 2002. С. 13 – 14.
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 628 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |