Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Атрибуты и свойства материи

Читайте также:
  1. I Кислотно-основные свойства.
  2. I Кислотные и основные свойства
  3. I. Основные свойства живого. Биология клетки (цитология).
  4. I. ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ИЗУЧАТЬ СТОРОНЫ И СВОЙСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА?
  5. I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МИОКАРДА
  6. А ты волшебник? Проверь себя! 42 свойства волшебника!
  7. Актуальность и проблематика детектирования NO, продуцируемого в организме. Спектральные свойства NO, требуемые аналитические параметры и выбор аналитического диапазона.
  8. Алгоритм и его свойства
  9. Алгоритм и требования к алгоритму (свойства алгоритма )
  10. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма

 

1. Индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении, – это …

а) субъекты истории;

б) объекты истории

в) политические партии;

г) философы.

 

2. Содержание понятия «Интерес» с точки зрения материалистического понимания общества – это:

а) желание, склонность, расположение, испытываемые людьми;

б) причина, стимулирующая деятельность индивидов, общностей, обусловленная прежде всего их положением в системе общественных отношений;

в) субъективное отношение человека к предметам и явлениям действительности;

г) польза, выгода, корысть.

 

3. Суждение, в котором раскрывается сущность народа с позиций идеалистического подхода к обществу. Народ – это:

а) толпа;

б) все население данной страны;

в) трудящиеся классы;

г) классы, слои и социальные группы, которые содействуют общественному прогрессу;

 

4. С точки зрения материалистического понимания общества, поступки людей определяются

а) традициями;

б) религиозными взглядами;

в) природными условиями;

г) божественным предопределением;

д) интересами.

 

5. Из допущения, что общественное развитие целиком определяется сознанием и волей великих людей, следует, что …

а) исторический процесс совершается закономерно

б) общественная жизнь не имеет объективных законов

в) развитие общества невозможно

г) ход истории заранее предопределен и неизбежен

 

6. Сущность человека состоит в том, что:

а) его поведение определяется биологическими законами;

б) это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение;

в) решающее влияние на поведение человека оказывает инстинкт;

г) человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы;

д) его поведение полностью предопределено его генотипом.

 

7. Суждение, наиболее полно раскрывающее содержание понятия «личность»:

а) человек и личность – это тождественные понятия;

б) человек – это антропологическое понятие, а личность – социальное;

в) человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью;

г) главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание;

д) личность – это общественно развитый человек.

 

8. Субъективно-сознательный признак, характеризующий народ как объективно складывающуюся социальную общность, - это

а) содействие общественному прогрессу

б) создание материальных ценностей

в) общая идея и судьба, цементирующая народ в целостность

г) признание общих авторитетов.

 

9. Возможности народа в социальной деятельности:

а) безграничны;

б) ограничены.

 

10. Индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому принадлежит, в процессе:

а) служения Богу;

б) социализации;

в) адаптации;

г) иррациональности поведения.

 

 

 

Атрибуты и свойства материи

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.[11]

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

·физическая;

·химическая;

·механическая;

·биологическая;

·социальная.

Универсальными свойствами материи являются:

·несотворимость и неуничтожимость

·вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

·материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

·детерминированность всех явлений

·причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

·отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

·Закон единства и борьбы противоположностей

·Закон перехода количественных изменений в качественные

·Закон отрицания отрицания

 

6. Движение – это способ существования материи. Материальный мир противоречив, он представляет собой единство в многообразии. Он един, ибо нет в этом мире ничего, кроме существующей известным образом и развивающейся по оп­ределенным законам материи. Он многообразен, ибо материя не существует иначе, как в многообразии своих систем и образований. Эта внутренняя противоречивость, как способа бытия материи, и находит свое выражение в категории движения. Движение в философ­ском значении – это атрибут, способ существования материи, выражающий её проти­воречивость.

Пространство как атрибут ма­терии характеризует многообразие мира со стороны сосуществования, расположенности материальных объектов, выступает как форма статического многообразия. Пространство – это форма существования материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Время характеризует многообразие мира со стороны следования и длительности существо­вания материальных явлений, выступает как форма динамического многообразия. Время – это форма существования материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.

7Бытие и небытие. Интересными моментами являются некоторые точки зрения на соотношение бытия и небытия. Здесь небытие не отрицается как в учении элеатов. Наоборот, этой сфере придается основополагающая онтологическая роль и значение. Небытие рассматривается:

- как отрицательное бытие: бытие как полное отсутствие чего-либо вообще, бытие как равное ничто;

- как позитивное превосходство небытия над бытием (как, например, постулирование абсолютной свободы в философии Н.Бердяева);

- небытие – как лишь другая форма бытия: что-то было, но потеряло свою определенность, перестало быть тем, чем было, но совсем не исчезло, а превратилось во что-то другое ("стали мы и землей, и травой" – поется, например, в одной песне о войне). Вместе бытие и небытие и составляют вечность.

В данном понимании диалектика бытия и небытия может быть представлена в следующей интерпретации:

- небытие первично и абсолютно; небытие беспредельно во всех отношениях;

- небытие небытия есть бытие;

- бытие вторично и относительно, абсолютного бытия нет;

- выражением неустойчивости бытия является время, т.к. все существующее существует во времени, все возникает и погибает, переходит в небытие;

- возникновение и гибель не равномощны: все возникает на время, а погибает навечно;

- главной характеристикой бытия, его свидетельством (атрибутом) является его абсолютная гибельность.

- бытие первично, а осознание бытия – вторично. Основа осознания – память. Благодаря памяти сознание получает статус субстанции (видимость некоей постоянной).

- осознаная гибельность бытия является страданием. Страдание заставляет сознание измысливать наличие Бога, наличие вечности, абсолюта. Так возникает религиозное в своей сущности сознание, которое и придает бытию вечность в форме Абсолюта, Бога. Но материалистическая философия утверждает, что Бога нет. Поэтому возникает сознание небытия. Оно усиливает страдания и перерастает в ужас перед бытием. Здесь и должна вступать в свои права философия. Этому ужасу сознания она призвана противопоставить "мужество небытия". Последнее обозначает – мужество быть, существовать несмотря ни на что. Знать, что все проходит, и в то же время не впасть в ужас перед небытием – этому должна учить подлинная философия. Небытие окружает нас со всех сторон, оно знает, что мы – его добыча, и что нам от него никуда не уйти. Небытие невидимо, оно прячется за спину бытия, но оно крадется за нами попятам и убивает нас руками бытия. Каждое мгновение бытия немедленно становится прошлым, а значит небытием. Бытие же стремится вперед, не разбирая пути (все более высокие скорости, все дальше прогресс). Стремительный бег бытия характеризует желаемое убегание от небытия. Но как бы бытие не стремилось к этой цели, конечная цель – все равно неизбежное небытие. При таком пессимистическом, но вполне реальном раскладе еще более актуальной становится задача: прожить жизнь содержательно, со смыслом, как можно более полно утвердить себя в бытии, сделать свою жизнь счастливой, приятной и радостной. Философия берет на себя смелость помочь человеку осознать самого себя, выбрать тот путь и ту жизнь, которую он считает правильной и возможной.

8 Все, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий, атрибутов. Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки. В философии категории – это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности (бытия), которая дана человеку в его ощущениях, но существует независимо от них. Свойства материи, без которых она не может существовать, называются атрибутами. Бытию присущи такие атрибуты, как движение, пространство, время, отражение, системность, развитие, которые могут быть абсолютными и/или относительными и неразрывно связаны между собой. Мир находится в постоянном движении. Движение – это способ существования сущего. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, в также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Быть в движении – значит изменяться. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир реального бытия слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, которые взаимосвязаны в макро- и микромире. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо – оно абсолютно, непреложно и всеобще; поскольку движение проявляется в виде конкретных форм – оно вместе с тем и относительно. Формы и виды движения многообразны, каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция, или материя. Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отсчета – другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения сущего всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении состояния движения, а также в форме равновесия явлений и относительного покоя. Покой – это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Отсутствие движения – покой – всегда имеет только видимый и относительный характер. Обрести абсолютный покой значит перестать существовать.
Все материальные тела имеют определенную протяженность – длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены относительно друг друга, составляют части то или иной системы. Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей; это форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства. Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время – это форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем; это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени. Пространство и время – это всеобщие формы существования, координации материальных объектов. Всеобщность этих атрибутов бытия заключается в том, что они – формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно – направление от прошлого через настоящее к будущему. Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания человека. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени, так же, как и движения. Огромный вклад в разработку научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей внес Н. И. Лобачевский. Он выдвинул идею неэвклидовой геометрии и пришел к выводу: свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными. А созданная в ХХ веке А. Энштейном теория относительности вскрыла конкретные связи пространства и времени с движущейся материей и друг с другом, выразив эти связи строго математически в законах специальной и
общей теории относительности. Одним из выражений связи пространства и времени с движением материи является тот факт, обнаруженный теорией относительности, что одновременность событий не абсолютна, а относительна. Для осмысления этого факта также используется понятие системы отсчета, относительно которой ведется наблюдение.

9.Время (философское представление) — анизотропическое условие смены состояний в материальнойдействительности, в онтологии аналогичное физическому времени, в экзистенциальном представлении —экзистенциальным идеям «прошлого», «настоящего», «будущего». Одним из первых философов, которые начали размышлять о природе времени, был Платон. Время - он характеризует в своем трактате Тимей как «движущееся подобие вечности». Оно является характеристикой несовершенного динамического мира, где нет блага, но есть лишь стремление им обладать. Время, таким образом, обнаруживает момент неполноты и ущербности (никогда нет времени). Вечность, напротив, является характеристикой статического мира богов. Аристотель развил это понимание времени, определив его как «меру движения». Такое толкование было закреплено в его «Физике», и оно заложило основу естественнонаучного понимания времени

10. Простра́нство на уровне повседневного восприятия интуитивно понимается как место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости-дальности, понятие направления, как арена событий и действий, универсально содержащая все места и вмещающая объекты и структуры; иногда — как специфическое место, в значительной мере определяющее сущность происходящих в нём событий.

11. В научном познании были разработаны две основные концепции пространства и времени, которые получили название субстанциональной и реляционной. В рамках первой пространство и время понимаются как самостоятельные, существующие независимо от материи субстанции, внутри и на фоне которых происходят все движения и взаимодействия вещей. В науке эта концепция представлена абсолютным пространством и временем механики Ньютона. Вторая концепция связывает свойства пространства и времени с отношениями между материальными системами и явлениями. Эта концепция, как уже отмечалось, отстаивалась Аристотелем, позднее - Лейбницем, в современной трактовке она соответствует тем понятиям пространства и времени, которые были разработаны в теории относительности Эйнштейна.

12. Итак, субстанциальная концепция рассматривает абсолютное время и абсолютное пространство как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они являются как бы ареной - системой отсчета, в которой находятся все вещи и протекают все явления. Но эта арена может существовать и без вещей и по сути не взаимодействует с ними.

13. В начале XX в. на смену ньютоновской механике пришла теория относительности Эйнштейна, которая отказалась от понятий абсолютного пространства и времени. Для Эйнштейна время и пространство определяются свойствами и отношениями вещей и структурой Вселенной в целом. В реляционной концепции вне отношений между различными материальными объектами и процессами пространства и времени не существует.

14.




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав