Читайте также:
|
|
I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству
В Библии содержатся как положительные высказывания об употреблении вина (см. Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), так и строгие предупреждения от злоупотребления им (см. Ис. 5:22). Некоторым категориям лиц в Священном Писании употребление вина и вовсе запрещалось: к примеру, священникам при исполнении богослужебных обязанностей (см. Лев. 10:8-11).
В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов указывается как на лечебные свойства вина (см. 1 Тим. 5:23), так и на пагубность злоупотребления им (см. Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10).
Законодательная традиция Церкви знает каноны, строго осуждающие гнушение вином «не ради подвига воздержания» (см. правила святых апостолов 51 и 53), но также запрещающие злоупотребление спиртными напитками (см. правила святых апостолов 42 и 43).
Когда в середине XIX века в России возникло трезвенное движение, Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина». Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.
Сегодня пьянство является одной из причин преступности и других пороков, пагубных болезней, кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. Церковь обеспокоена сложившейся ситуацией, считая пьянство безусловным злом, а распространенное мнение о том, что систематическое употребление алкоголя не приносит вреда здоровью — препятствием для профилактики алкоголизации. Просветительская работа в этом направлении должна стать основой утверждения трезвости в обществе.
II. Формы и методы деятельности по утверждению трезвости
Утверждение трезвости как вид социального служения Церкви включает в себя профилактику алкоголизма, а также реабилитацию и реадаптацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью. Профилактика алкоголизма как способ утверждения трезвости ведется по трем направлениям.
Первое имеет целью утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности.
Братства, общества, общины трезвости и иные церковные организации способствуют возрождению традиционных семейных отношений и духовно-нравственных ценностей, осуществляют просветительскую деятельность, ведут профилактику алкоголизма, формируя положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвуют в создании трезвой молодежной культуры, оказывают воздействие личным примером, в том числе организуя «дни трезвости» и создавая «территории трезвости».
Второе охватывает работу с лицами, систематически употребляющими алкоголь, и включает в себя просвещение этих лиц, формирование у них мотивации для обращения к специалисту, оказание им социальной и психологической помощи, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций, вовлечение в общинную жизнь, деятельность общественных объединений, клубов (спортивных, военно-патриотических и тому подобных).
Третье подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом, создание домов трудолюбия и центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости, индивидуальное консультирование лиц, страдающих алкоголизмом и их родственников, курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости.
В каждом из этих направлений применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные методы работы. При этом наибольшая эффективность достигается при их разумном сочетании.
Особо необходимо отметить следующие формы и методы реабилитационной деятельности, часто применяемые православными организациями и доказавшие свою эффективность.
1. Обеты трезвости (зароки). Для укрепления в борьбе со страстью люди могут давать обет трезвости. Обет дается человеком с благословения духовника и в надежде на благодатную помощь Божию. Обеты трезвости даются как самими страждущими, так и их родственниками и людьми, занимающимися профилактикой алкоголизма.
2. Индивидуальные консультации для страждущих и их родственников. Консультации проводятся священнослужителями, специалистами или добровольцами, обладающими теоретическими и практическими знаниями о способах преодоления алкоголизма.
3. Групповые беседы со страждущими и их родственниками.Такого рода занятия имеют своей целью формирование и закрепление стремления к трезвой жизни.
4. Курсы или школы по избавлению от алкогольной зависимости. Цикл занятий, который проводится в виде курса лекций или семинаров, имеет своей целью формирование и закрепление мотивации к трезвой жизни и является частью процесса реабилитации.
5. Группы само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни. Группы самопомощи представляют собой организации людей, страдающих алкогольной зависимостью и/или их близких, созданные с целью избавления от недуга пьянства подверженных ему людей.
6. Реабилитационные центры — церковные и церковно-общественные учреждения, в которых оказывается помощь в преодолении зависимости и восстановлении социальных навыков. Реабилитация предполагает изменения, затрагивающие отношение человека к собственному здоровью и психологическому состоянию, к труду, к получению образования, к близким людям и обществу, к нравственным и религиозным ценностям.
Важной частью реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, является помощь их близким, для которых проводятся индивидуальные консультации, групповая работа и беседы священнослужителей и психологов. Реабилитация может быть как стационарной, так и амбулаторной и проводиться в приходских общинах, монастырях и в других местах.
Дата добавления: 2015-01-12; просмотров: 158 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |