Читайте также:
|
|
Характерными называются вариации, наделенные ярким индивидуальным обликом, выраженным в индивидуальной мелодии, фактуре, ритме. Частный случай этих вариаций составляют жанрово-характерные вариации, индивидуальность которых определяется присутствием какого-либо конкретного жанра: скерцо, романса, фуги, марша, менуэта, мазурки. Историческое место характерных вариаций очень широко: от вариационных сюит XVI—XVII вв. (Павана — Гальярда, Пассамеццо — Сальтарелла, Падуана — Интрада и т.д.) через отдельные вариации и циклы вариаций венских классиков (заключительные — в циклах Моцарта, целые циклы — в ор.34, 120 Бетховена) к вариационным сюитам романтика Шумана и контрастным вариациям Прокофьева и Веберна в XX в.
Свободными называются вариации, отступающие от темы в отношении формы (структуры), обычно — и от тональности. Название «свободные» применяется главным образом к вариациям XIX, затем XX вв., когда структурные изменения становятся принципом организации вариационных форм. Отдельные свободные вариации обнаруживаются у венских классиков в ряду строгих вариаций. Нередко происходит сочетание свободных н характерных вариаций — у Шумана, Чайковского, Рахманинова. Но встречается также сочетание характерных и строгих вариаций, наблюдаемое у Брамса, — в оркестровых Вариациях на тему Гайдна, в финале 4 симфонии.
Форма свободных и характерных вариаций полностью сложилась в самом начале XIX в. у Бетховена — в 6 вариациях F-dur для ф.-п. ор. 34 (1802). Признаками характерности стали: ритм скачки во 2-й вар., «Тempo di Мinuetto» 4-й вар., «Мarcia» 5-й вар., ритм пасторали в 6-й вар. Признаками свободы — модулирующий тональный план (по терциям вниз — F-D-В-G-Еs-С, F), контраст метров и темпов. Идея характерных и свободных вариаций закрепилась в грандиозном цикле бетховенских «33 вариаций на вальс Диабелли» С-dur ор. 120, где вальс преобразовался в марш,
c. 147
различные имитационные пьесы, скерцо, эхо, скерцандо типа экоссеза, фугетту, фугу, менуэт, куда была введена цитата из партии Лепорелло «День и ночь изволь служить». < … >
Выдающийся пример вариаций характерных и строгих составляют «Вариации для оркестра на тему Й. Гайдна » В-dur Брамса ор. 56а (темa заимствована также из вариационной формы — II ч. Дивертисмента В-dur Гайдна на «Хорал Св. Антония»).
Намеренно применив строгую классическую форму — 8 вариаций с кодой на неизменную структуру и тональность (с заменой на одноименный лад), Брамс в то же время предоставил себе полную свободу мелодического творчества, как в главных, так и в контрапунктических голосах. Широко внедряя новомелодический метод развития (термин В. Цуккермана), свойственный характерным вариациям, композитор ввел в 12 вариациях целых 12 превосходных мелодий, насытив доотказа музыкальную ткань романтическим мелосом. Тема «Хорала Св. Антония» привлекла Брамса тем же, чем и Гайдна, — оригинальной неквадратностью структуры: 5 + 5; 4 + 4; 4 + 7. < … >
c. 150 < … >
Примеры характерных вариаций в XX в. — II ч. 3 фортепианного концерта Прокофьева, в тональной технике (е-moll), II ч. Симфонии ор.21 и Вариации для оркестра ор.30 Веберна (в додекафонной технике). Случаи масштабных свободных вариаций представляют собой несколько симфоний Локшина — 2-я, 4-я, 7-я, 11-я. < … >
8.6. Вариантная форма
Вариантность — метод тематического развития, создающий разновидности темы путем обновления каких-либо мелодических оборотов, с возможным расширением или сокращением структуры.
Вариантная форма основана на объединении нескольких тематических вариантов, без деления на тему и ее варианты: первое проведение темы — это первый ее вариант.
Вариантный метод развития связан с вокальностью, песенным мелосом, метрико-структурной свободой. В XIX в. он отвечает культу мелодии, наиболее характерен для Шуберта, Малера, композиторов русской школы — Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова. В XX в. он корреспондирует с ритмическим принципом нерегулярности, при этом особенно присущ наследникам русской традиции — Стравинскому, Прокофьеву, Шостаковичу, Слонимскому, Тищенко, Денисову, Щедрину и др. Вариантная форма в XIX в. основывается на широкой протяженнной теме, в XX в. в ее развитие вовлекаются и попевки, мотивы. Вариантность особенно естественна для вокальной музыки, и ее использование в инструментальной сфере носит часто отпечаток вокально-песенной мелодики.
Вариантная форма чаше всего выступает как часть или раздел какой-либо другой формы — отдельный номер оперы или балета, часть трехчастной формы, партия сонатной формы и т.д.
c. 151
Классическим образцом вариантной формы XIX в., представляющим собой автономную форму оркестрового вступления к опере, является «Рассвет на Москве-реке» из «Хованщины» Мусоргского. 10 вариантов темы располагаются по плану трехчастной формы с кодой.
Первый вариант — мелодия типа русской протяжной песни, Е-dur, 4 тт. В дальнейших вариантах протяженность увеличивается, в коде между фразами появляются длительные промежутки. Тональный план разомкнут, в соответствии с идеей «рассвета» устремлен к тональности Сis-dur. Общий план вариантной формы таков (промежутки в коде не учитываются):
экспозиция середина реприза кода
4т, 4т 5т, 6т, 7т, 7т 7т, 9г. 4, 9 (2, 2, 2, 3) 4, 3, 5т.
Е, cis D, D, дис., дисс. Fis, Fis Gis
Пример вариантной формы (из 5 вариантов), также на основе темы протяжного русского склада,— Побочная партияI ч. 6 симфонии Прокофьева. < … >
Типичную для XX в. вариантность, когда автор работает внутри вариантов с мотивами и фразами, можно видеть в «Танце кормилиц» из «Петрушки» Стравинского.
На основе народной песни «Во пиру была» («Вдоль по Питерской») композитор создает вариантную форму из 5 различных проведений темы (первая часть трехчастной формы), а в репризе (синтетической) — вариантную форму из 2-х вариантов. В вариантах меняется количество составляющих фраз (2—3—4), имеются повторы и замены фраз, меняется количество тактов — 3, 4, 6 тт. Варианты 1—5-й образуют экспозицию, 6—7-й — репризу трехчастной формы.
c. 152 < … >
8.7. Двойные и многотемные вариации
Двойные и многотемные вариации существуют в том же историческом диапазоне, что и вариации на одну тему. Еще на заре чистого инструментализма, в гальярдах Берда и Булла встречались вариации на 3 темы. Число разных тем известно от 2-х до 7-ми (7 тем — в Пассакалии Шнитке для оркестра). Темы в одной вариационной форме чаще всего неравноправны, различны по их функциям.
c. 154 < … >
Приемы варьирования в двойных и многотемных вариациях — те же, что и в однотемных, соответственно стилю эпохи и стилю композитора: у Гайдна, Бетховена — фигурационные, у русских композиторов — на выдержанную мелодию, с перегармонизациями, с развитием побочных голосов. Новая возможность в неоднотемных вариациях — контрапункт тем, двух и более. Расположение вариаций на две и более темы, — в основном, двух видов: 1) попеременные вариации на разные темы, 2) группы вариаций на каждую тему.
< … >
Классический пример 2-темных вариаций — во II ч. с-moll из Симфонии Es-dur № 8 (103) Гайдна.
2-я тема производна от 1-й, но имеет характер контрастного Трио в одноименной тональности С-dur. Обладая строением типичной тройной трехчастной (сложной) формы, с фигурационными вариациями составных частей при их повторениях, II ч. не замыкается начальной темой (А), а останавливается на второй (В), с кодой, приобретая разомкнутый ладовый план с-moll — С-dur. Расположение вариаций — попеременное. Схема формы II ч. такова:
А В (трио) А1 В1 (трио) А1 В1 (трио) Кода
пр. З-ч. пр. З-ч. пр. З-ч. пр. З-ч. пр. З-ч. пр. З-ч.
с moll С-dur с moll С-dur с-moll С-dur С-dur
Весьма типичные для Гайдна двойные вариации в рамках двойной трехчастной формы можно видеть в I ч. 23 (48) сонаты С-dur для ф.-п. Здесь 2-я тема с-moll (средняя часть сложной трехчастной формы) — это слышимый минорный вариант 1-й темы С-duг, при этом — с иной структурой: вместо простой трехчастной формы — период со связкой. Обшая схема формы — замкнутая: А В А1 В1 А1 (Кода).
Этап в развитии мирового симфонизма составила «Камаринская» Глинки, имеющая форму двойных вариаций. Использовав материал двух русских народных песен — протяжной свадебной «Из-за гор» и плясовой «Камаринская» — в рамках симфонической традиции, композитор сделал громадное художественное обобщение: возвел на симфоническую
c. 155
эстраду известнейшую бытовую песню «Камаринская» [см. об этом: Цуккерман В. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. ― М., 1957. ― Гл. I-II]; воплотил в оркестровой композиции типичный для русского фольклора контраст протяжной и плясовой, одновременно — единство двух сторон русского характера — «то разгулье удалое, то сердечная тоска» (Пушкин); ввел в общеевропейское симфоническое мышление новую концепцию, идущую не от конфликтов драмы и «отрицаний отрицаний» риторики и диалектики, а от философии фольклорного искусства, также и русского народного творчества, исповедующей позитивность красочных контрастов бытия. С этим свойством позитивности простого контраста связан и характер новаторской композиции «Камаринской» (двойные вариации), стоящей в стороне от традиционной европейской сонатной формы и сонатного мышления.
Краткая схема формы:
Вст. «Протяжная» св. «Плясовая» св. «Протяжная» св. «Плясовая» + Кода
10 т. Тема (6 т.) + 3 вар. 10 т. Тема (6 т.) + 13 вар. 6 т. Т + 2 вар. 12 т. 14 вар. + 3 вар.
d-moll F-dur D-dur → d-moll d→F F-dur B-dur/D-dur D-dur
В крупном плане видна оригинальная обращенность тем по их значению: ведущая тема — «Камаринская», соответствующая названию произведения, в главной тональности D-dur, идет второй, а подчиненная — протяжная «Из-за гор» F-dur идет первой. Расположение вариаций — группами на каждую тему. Примечателен остаток традиции Трио в разделе В-dur, с солированием деревянных духовых, в тональности VI н., но заполненной вариациями на главную тему. Виден и преобладающий метод развития — строгие вариации на выдержанную мелодию: в протяжной — всюду, в плясовой — по большей части.
Подлинно симфонична в «Камаринской» Глинки одна тематическая особенность, послужившая импульсом к созданию произведения, — «случайно» найденная автором общность между протяжной и плясовой. Общность эта равносильна производному контрасту в классической сонатной форме. Глинка обыгрывает ее в композиции, совершая «тематическую модуляцию» от «Камаринской» к «Из-за гор».
c. 156
8.8. Вариации с темой в конце
Появление вариаций с темой в конце говорит об отходе от классического риторического мышления в области музыкальных форм, требовавшего установления темы в начале, с последующим развитием. Один из прецедентов известен в музыке барокко: вариационная хоральная кантата с размещением чистого хорала в качестве последнего номера. Вариации с темой в конце, появившись на исходе XIX в., затем стали все больше закрепляться в XX в., из-за чего в главе «Классические инструментальные формы» они рассматриваются лишь для компактности изложения.
Наиболее значительные произведения в форме вариаций с темой в конце — Симфонические вариации «Иштар» Энди (1896), 3 фортепианный концерт Щедрина с подзаголовком «Вариации и тема» (1973), Фортепианный концерт Шнитке (1979), «Размышление на хорал И.С. Баха "И вот я пред троном Твоим"» Губайдулиной (1993). К ним может быть прибавлена Пассакалия из 1 скрипичного концерта Шостаковича (1948) — см. наш анализ в разделе «Вариации на basso ostinato». < … >
c. 157 < … >
Классические инструментальные формы в основном сохранились и в XIX в. В XX в., с перерождением классической гармонико-метрической основы формообразования, сохранили значение их общие принципы: функциональность частей в форме, принципы репризности, трех-частности, вариационности, удержались архитектонические схемы (рондо, сонатность и др.), укрепилась тематическая основа музыкальной композиции.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 518 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Третья основа: Познание вашего пророка | | | Вступление |