Читайте также:
|
|
Зарубежная модель уполномоченного экономического оператора основана на партнерстве таможенной службы и участника внешнеэкономической деятельности. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли требуют максимально прозрачного ведения бизнеса, полного доступа (в том числе электронного в режиме реального времени) таможенной службы к коммерческой документации и финансовой отчетности уполномоченного экономического оператора. Взаимодействие с таможенными органами строится, прежде всего, на технологии электронного обмена сведениями. Государство предоставляет лицу, получившему статус уполномоченного экономического оператора, привилегированное положение, устанавливая ряд таможенных льгот по сравнению с общим порядком таможенного оформления: сокращение числа передаваемых в таможенные органы сведений; сокращение объема проводимого фактического и документального контроля; приоритетное проведение контрольных мероприятий в случае проведения таможенными органами фактического контроля; право требовать отдельного места (территории) для проведения таких контрольных мероприятий и др.[8]
Первая в своем роде программа, определяющая объем и рамки добровольного взаимодействия между таможней и бизнес - сообществом появилась в Соединенных Штатах в ноябре 2001 года под названием CustomsTrade Partnership Against Terrorism (далее – С-ТРАТ). Программа позволяет создать условия для безопасной торговли посредством предоставления исключительных преимуществ компаниям, добросовестно исполняющим установленные требования безопасности. Применительно к практике Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь (далее – ТС) следует отметить, что аналог американской программе также предусмотрен и в таможенном законодательстве трех стран-участниц и представляет собой институт уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО). По сути эти две программы являются практически тождественными ввиду одной и той же преследуемой цели. Однако, разумеется, имеет место ряд различий, на которых целесообразно остановиться.
Для начала следует обратить внимание на новшество института УЭО в Таможенном союзе относительно США, которое, несомненно, сказывается и на несовершенстве законодательной основы функционирования института. Такой субъект как уполномоченный экономический оператор начал юридически действовать лишь с 2012 года, хотя концептуально был обозначен еще в 2010 году. То есть программа C-TPAT практически в 7 раз старше своего аналога в ТС. Одним из важнейших отличий является перечень субъектов, имеющих право претендовать на получение специальных упрощений. Если в США он весьма объемный и включает в себя всех участников, задействованных в движении товаров (производителей, перевозчиков, импортеров, продавцов)[9], то законодательством ТС этот круг заметно сужен до декларанта товара, то есть до экспортера или же импортера.[10] Условия получения статуса УЭО или условия присоединения к C-TPAT – следующее заметное различие в практике рассматриваемых государств. Особого внимание заслуживает условие необходимости внесения обеспечения уплаты пошлин, предусмотренное для участников внешнеэкономической деятельности, претендующих на получение статуса УЭО в Таможенном союзе, размер которого составляет 150 тысяч евро для лиц, осуществляющих производственную деятельность, и 1 миллион евро – для всех остальных. Несмотря на то, что обеспечение может вноситься не только непосредственно денежными средствами, а еще и при помощи банковской гарантии, поручительства, залога имущества, тем не менее, это в любом случае несет немалые денежные затраты. В США не предусмотрено аналогичных финансовых издержек, кроме того основная часть условий сконцентрирована именно в области подтверждения требований безопасности, к числу которых относятся требования по обустройству помещения, где будет находиться товар, требования по идентификации сотрудников в целях недопущения несанкционированного доступа в складские помещения и т.д.[11]
Что касается самих упрощений, которыми вправе пользоваться члены этих двух аналогичных программ, то американские компании получают упрощенный доступ к процедуре таможенного контроля, существенное сокращение таможенных проверок, первоочередный порядок при таможенном оформлении, конкурентное преимущество. Уполномоченные экономические операторы в ТС наделены правом использовать такие специальные упрощения, как хранение товаров непосредственно на территориях самого оператора, осуществление выпуска товаров до подачи декларации на них, возможность совершения таможенных операций на территориях УЭО, возможность применения предварительного, неполного и периодического декларирования. Отдельным пунктом следует рассмотреть основания прекращения действия специального статуса в этих государствах. Так в США компания исключается из программы C-TPAT при выявлении следующих правонарушений: несоответствие установленным программой требованиям безопасности, контрабанда, конфискация наркотиков, не предоставление требуемой конфиденциальной информации. В Таможенном союзе такими основаниями являются следующие: несоблюдение установленных условий, неоднократное привлечение оператора к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела (если сумма наложенных штрафов в совокупности составила 500 тысяч рублей), привлечение к уголовной ответственности. Как можно заметить, эти условия очень схожи между собой, однако имеется существенно различие и в этой области, которое заключается в возможности возвращения утерянного правового статуса. В США такое возобновление возможно после совершения корректирующих действий, направленных на реабилитацию участника ВЭД. В ТС же оговорен определенный срок, по истечению которого можно вновь подать заявление о включении в реестр, который составляет 3 года.
Еще одним существенным вопросом, на который стоит обратить внимание, является вопрос взаимного международного признания программ. К сожалению, в ТС этот вопрос пока еще не решен, и статус УЭО распространяется лишь на то государство, в котором было выдано соответствующее свидетельство, в то время как в США активно ведется работа в этом направлении и на 2014 год подписано соглашение о взаимном признании с Японией, Канадой, Новой Зеландией, Иорданией, Кореей, Европейским союзом и Тайванем.
В качестве успешного примера по внедрению института УЭО в практику внешнеэкономической деятельности следует рассмотреть Федеративную Республику Германия, которая традиционно является инициатором принятия прогрессивных нормативных правовых актов в области внешней торговли Европейского союза. Сильной стороной германской экономической системы является сочетание экономической свободы и достаточно простых для функционирования бизнеса административных процедур в сочетании с активной ролью государственных институтов в стимулировании развития инноваций, а также формировании национального рынка инноваций.
Концепция УЭО обрела твердую правовую основу в ЕС после принятия Европейским парламентом и Советом ЕС Регламента (ЕС) № 648/2005 от 13 апреля 2005 г. После утверждения данного закона были внесены изменения в Таможенный кодекс Европейских сообществ 1992 г., касающиеся стандартов безопасности. Понятие УЭО было также закреплено в праве ЕС.
Регламент утвердил такие важные аспекты, как:
- единообразие в осуществлении мер таможенного контроля всеми странами-участницами ЕС;
- преобладание выборочного таможенного контроля с использованием системы управления рисками (СУР);
- электронный обмен данными между таможенными органами о возможных рисках;
- предварительное информирование таможенных органов о товарах, которые перемещаются на/с таможенной территории ЕС;
- возможность предоставления статуса УЭО экономическим опера торам, которые выполнили ряд необходимых требований (критериев) и были признаны надежными партнерами с точки зрения осуществления деятельности в таможенной сфере.
В рамках развития института уполномоченного экономического оператора в Германии были внесены целью дополнения в каталог индикаторов риска для участников ВЭД, а также разработан единый алгоритм оценки рисков, связанных с деятельностью участников ВЭД. Такой алгоритм получил название COMPACT (Compliance Partnership Customs and Trade)
Изменения основывались на современных методах анализа рисков и выборочного контроля. В данном контексте риски определяются как факторы, противоречащие целям таможенных органов и таможенному законодательству при перемещении товаров между таможенной территорией ЕС и третьими странами.
Основными элементами COMPACT-модели для УЭО являются методы отображения (индикации) рисков, описанные в техническом регламенте, а также рекомендации по стандартам и критериям. Предприятие, желающее получить статус УЭО, должно внедрить системы и процедуры, указанные в Таможенном кодексе Сообщества и в рекомендациях по стандартам и критериям, а также выполнить все названные там условия и требования.
COMPACT-модель используется как вспомогательный инструмент для определения соответствия экономических операторов стандартам безопасности, а также при проведении таможенными органами предварительного аудита с целью принятия решения о присвоении статуса УЭО и предоставлении ряда упрощений и преимуществ.
В Европейском Союзе существует 3 уровня УЭО, и соответственно, 3 вида сертификата о присвоении статуса УЭО: Таможенно-правовые упрощения (AEO C - AEO-Customs Simplifications). Сертификат такого типа может быть выдан любому экономическому оператору, зарегистрированному на территории ЕС, который выполняет такие критерии, как соблюдение таможенного законодательства, надлежащее ведение бухгалтерии, платежеспособность. Владелец данного сертификата пользуется следующими льготами: - более простой доступ к таможенно-правовым упрощениям - минимизация мер физического таможенного контроля (таможенного досмотра) и проверки документов; первоочередной порядок выпуска при таможенном оформлении; по заявлению участника ВЭД меры контроля могут быть осуществлены в ином месте, а не на таможне.
Безопасность (AEO S - AEO-Security-Safety). Сертификат о присвоении статуса УЭО «Безопасность» может быть выдан любому экономическому оператору, зарегистрированному на территории ЕС, при выполнении таких критериев как соблюдение таможенного законодательства, надлежащее ведение бухгалтерии, платежеспособность, а также внедрение соответствующих стандартов безопасности, которые описаны в Рекомендациях.
Владелец данного сертификата пользуется следующими льготами и упрощениями: предварительное оповещение о проведении проверки; суммарные импортные и экспортные декларации с меньшим объемом; минимизация мер физического таможенного контроля (таможенного досмотра) и проверки документов; первоочередной порядок выпуска при таможенном оформлении; по заявлению участника ВЭД меры контроля могут быть осуществлены в ином месте, а не в таможенном органе.
Таможенно-правовые упрощения/Безопасность (AEO F – AEO Customs-Simplifications/Security-Safety). Такой комбинированный сертификат, как и предыдущие, может быть выдан любому экономическому оператору, зарегистрированному на территории ЕС, который соответствует таким критериям, как соблюдение таможенного законодательства, надлежащее ведение бухгалтерии, платежеспособность и внедрение соответствующих стандартов безопасности.[12]
Обладатель данного сертификата может пользоваться всеми теми льготами и упрощениями, которые предоставляются УЭО уровней «Таможенно-правовые упрощения» и «Безопасность». Т. е. предприятие имеет возможность использовать максимальные возможности по упрощению таможенных процедур и соблюдать минимальные требования по предоставлению обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе/вывозе и транзите товаров.
В заключение отметим, что внедрение рассматриваемых институтов имеет важнейшее значение как для снижения таможенных рисков, так и для совершенствования взаимоотношений в векторе «таможня-бизнес». Разумеется, зарубежная практика более эффективна и совершенна в этом вопросе по сравнению с практикой ТС, что проявляется и в количестве субъектов, принимаемых участие в рассматриваемых программах. Институт в ТС должен пройти свой путь совершенствования, опираясь на передовую международную практику.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 266 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |