Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Великое княжество Литовское.

Читайте также:
  1. В 1521 г. в состав Московского государства окончательно вошло Рязанское княжество.
  2. Великое княжество Московское.
  3. ВОПРОС№3:Великое переселение народов. Расселение индоевропейцев. Балты и славяне на территории современной Белоруссии.
  4. Киевское княжество
  5. Московское княжество
  6. Новгородское княжество
  7. Новгородское Княжество.
  8. Первые самостоятельные акции Петра: Азовские похо­ды и Великое посольство.
  9. По С. Кокориной. Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений
Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

В пору расчленения древнерусского государства на землях между Неманом и Двиной начало складываться самостоятельное Литовское княжество. Набеги литовских войск стали угрожать Полоцку, Пинску, Берестою.

Положив предел завоеваниям немцев, Ольгерд и Кейстут собрали народ под своей властью, можно сказать, всю Южную и Западную Русь, освободив ее от владычества татар и дав ей единую сильную власть. Очень важно было, что власть эта была русской по культуре и приемам. В результате военных и дипломатических успехов Гедимина и Ольгерда великое княжество Литовское превратилось в конце XIV века в обширное государство, которое простиралось от Балтийского до Черного моря.

В этом государстве западнорусские земли составляли 0,9 всей территории, и огромное большинство населения было русским. Поразительно быстрые и легкие успехи великих князей литовских объясняются как тем, что западнорусские земли охотно признавали власть Литвы, чтобы избавиться от власти татар, так и тем, что, присоединяясь к Литве, русские области ни в какой мере не испытывали национального или религиозного гнета или какой-либо ломки в строе и характере местной жизни. В большинстве западнорусских земель сначала оставались на своих местах прежние князья - Рюриковичи, признавшие над собой верховную власть великого князя Литовского; в некоторых областях их заменили литовские князья - Гедиминовичи, но за исключением этого, никаких существенных перемен не происходило.

«Литовская верховная власть была совершенно чужда тенденции к нивелировке областной жизни...», «мы старины не рухаем, а новин не уводим» - провозглашали великие князья литовские, подтверждая старые права земель, находившихся под их верховной властью» (Лаппо). Таким образом, существенной чертой государственного строя Великого княжества Литовского был его федеральный характер. Русское культурное влияние все более усиливалось в Литве, и сами Гедиминовичи постоянно обрусевали, некоторые из них и крестились в "русскую веру". Понятно, что литовцы испытывали на себе сильнейшее влияние русской гражданственности; и они подчинялись ему охотно, потому что соединение того и другого народа под одною властью совершалось исподволь и без острой вражды. Литовско-русское княжество, казалось, должно было стать сплошь православно-русским государством.

Однако в конце XIV века Литовско-русскому государству пришлось пережить тяжелый и опасный национально-политический кризис.

После смерти Ольгерда (1377г.) в Литовской великокняжеской семье начались раздоры и борьба за власть. Великим князем стал один из сыновей Ольгерда, хитрый и жестокий Ягайло, который погубил своего дядю Кейстута, но встретил сопротивление некоторых областных князей, своих братьев.

Великий князь Ягайло принял предложение поляков жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву, разрешив противоречия, стоящие между этими государствами: борьба за русские земли Волынь и Галич и общее противостояние немцам, которые угрожали обоим государствам. Ягайло согласился на все языческую Литву, и заключил в 1385 – 1386 годах Кревскую унию, которая предусматривала включение Великого княжества Литовского в состав Польского королевства.

Уния же 1386 года, сделавшая правительство княжества католическим, поставила в Литве рядом с православием римскую веру, ему враждебную. Православие преобладало в Литве численно; католичество же стало там господствующим исповеданием, потому что государь Литовский сам его принял и обязался его распространять. Таким образом, в Литовском государстве появилась возможность религиозной вражды и столкновений из-за веры.

Ягайло и его двор не только окатоличились, но и ополячились. Так как народное большинство в старой Литве и вся Русь не хотели отставать от своих прежних привычек и обычаев, то неизбежно возникла вражда культурная и национальная вот эта-то вражда и была тяжелым последствием унии.

С конца 80-х гг. XV в. русские князья верхнеокских областей один за другим переходят под власть великого князя Московского, и по договору 1494 г. великий князь Литовский Александр (1492-1506 гг.) должен был признать переход к Москве «отчин» князей Новосильских, Одоевских, Воротынских, Белевских, Вяземских и др. В 1500 г. последовало отпадение князей и областей Черниговских и Новгород-Северских, и по договору 1503 г. великое княжество Литовское должно было уступить Москве еще 19 городов с их областями.

Военно-политическое положение великого княжества Литовского в конце XV века становится тем более затруднительным, что последнее испытывало натиск враждебных соседей с двух сторон: с востока его теснила Москва, а с юга на его границы производили опустошительные набеги крымские татары. Под натиском крымцев южные пределы Литовско-Русского государства отступили на север, и широкая полоса причерноморских морских степей оказалась во владении крымской татарской орды (под суверенитетом турецкого султана).

При Сигизмунде (1506-1544), который был великим князем Литовским и королем Польским, Москва продолжала свой натиск на великое княжество, стремясь оторвать от него земли с русским населением. В результате войны 1512-1514 гг. Литва потеряла Смоленск, который великий князь Московский взял и удержал за собой не без сочувствия и поддержки значительной части местного населения.

17)

Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.

Наиболее авторитетной и популярной в исторической науке является теория, впервые обосновано изложенная в 1869 году в докторской диссертации В. С. Иконникова[1]. Согласно данной точке зрения в явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года — начала 1524 старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем[2] (первое, адресованное дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину, посвящено проблемам летосчисления и астрологии; второе, адресованное великому князю Московскому Василию III Ивановичу, — правильному совершению крестного знамения и проблеме распространения мужеложства):

Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя: «Не преступай, царю, заповѣди, еже положиша твои прадѣды — великий Константинъ, и блаженный святый Владимиръ, и великий бого избранный Ярославъ и прочии блаженнии святии, ихьж корень и до тебе»[3].

Наряду с этой, существуют и иные точки зрения о времени генезиса и авторстве идеи «Москва — третий Рим». В частности, — мнение, что в действительности впервые концепция была выдвинута несколько ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» (1492 год), Филофей же лишь «обосновал» её в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.

Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца XV — начала XVI вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и многие другие (например "коробочка из слоновой кости, якобы принадлежавшая римским цезарям) присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху и целым рядом иных текстов. Характерно, что в киевских текстах об этих «подарках» нет и упоминания. Аналогично, «шапка» — изделие гораздо позднего периода, наиболее вероятно татарской работы, «яблоко и крест» на которой появились не ранее XVI в.

Радикальную критику концепции средневекового происхождения теории «Москва — третий Рим» дал Н. И. Ульянов[6]. Согласно его точке зрения, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II, то есть связана с «восточным вопросом» и развитием русского империализма Нового времени.

Третий Рим

Таким новым сосудом, новым Третьим Римом и является Москва. — Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба царя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание ханств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение трёх легенд: а) о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха (офиц. ссылка — в 1547 г.); б) о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа, и в) о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам. Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать. Литературное выражение мысль эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, в посланиях к вел. князю Василию III, дьяку Мисюрю Мунехину и Иоанну Грозному. Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии; в том же духе действовала и Венеция. Теория Третьего Рима до конца XVII ст., а именно до войн с Турцией, не выходила из сферы отвлечённых вопросов: но и позже она никогда не получала характера определенной политической программы, хотя некоторое отражение её и слышится: более слабое — в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском полуострове, более сильное — в воззрениях славянофилов.

18)

 

Правление Бориса Годунова. Начало Смутного времени

К концу царствования Ивана Грозного страна была изнурена до предела опричным террором и неудачной Ливонской войной. К тому же иссякала древняя династия Рюриковичей. Своего старшего сына Ивана Грозный убил в припадке гнева; младший сын Дмитрий еще не вышел из младенческого возраста; средний, Федор, был болезненным, слабоумным человеком. Именно он в 1584 г. после смерти отца взошел на русский престол. Реальным же правителем государства при нем стал умный и ловкий боярин Борис Годунов. В 1591 г. трагически погиб Дмитрий, сосланный Годуновым в г. Углич (по слухам, был зарезан по его приказу). Т.о., после смерти Федора Годунов оказался единственным реальным претендентом на престол, и в 1598 г. Земский собор избрал его царем. Борис вел осторожную, продуманную политику. Внутри страны он всячески поддерживал поместное дворянство. Еще в конце правления Ивана Грозного 1581 — 1582 гг. объявляются "заповедными", т.е. в эти годы временно запрещался переход крестьян. В 1597г. правительство Годунова обнародовало указ об "урочных летах" — пятилетнем сроке сыска беглых крестьян, а также указ, по которому люди, попавшие в долговую кабалу (кабальные холопы) и служившие по вольному найму (добровольные холопы), прикреплялись к своему хозяину до его смерти. Эти

меры, обеспечившие феодалов рабочей силой, привели к экономической стабильности, но сделали обстановку в стране взрывоопасной.

Во внешней политике Борис избегал авантюр, стремясь поддерживать мир и согласие с соседями Руси. В 1589 г. он учредил патриаршество в русской церкви, сделав ее тем самым независимой от константинопольских патриархов. Относительно спокойный ход событий был прерван неурожаями и страшным голодом в 1601 — 1603 гг. Доведенное до отчаяния население во всех своих бедах винило нового царя. С 1603 г. по Руси стали распространяться слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия — законного наследника русского престола.

В 1603 г. в Речи Посполитой появляется Лжедмитрий — беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он получил мощную поддержку от врагов Руси — римского папы, короля Речи Посполитой Сигизмунда III, польско-литовских магнатов и шляхты. Когда в 1604 г. Лжедмитрий во главе небольшого отряда перешел границу на юго-западе Руси, его поддержало и русское население, тем более что в этом регионе скапливалось множество беглых крестьян и холопов. В апреле 1605г. скоропостижно скончался Борис. Его шестнадцатилетний сын Федор не смог организовать сопротивления самозванцу. Войска переходили на сторону Лжедмитрия, бояре, ненавидевшие Годуновых, оказывали ему поддержку. В июне в Москве произошел переворот, самозванец занял столицу.

Став царем, Лжедмитрий должен был рассчитаться с теми, кто оказывал ему поддержку. В то же время крестьянство ждало от нового царя ослабления крепостного права; дворянство — его усиления; бояре же стремились управлять Дмитрием, как марионеткой. Удовлетворить всех Лжедмитрий, естественно, не мог. 17 мая 1606 г. в Москве начались волнения, которыми сумели воспользоваться бояре. Убив Лжедмитрия, они посадили на престол своего царя — Василия Шуйского, который обязывался без суда на бояр опалы не налагать и родовых вотчин не отбирать.

Борьба различных слоев населения против боярского царя началась уже в 1606 г. Ее возглавил Иван Болотников, бывший боярский беглый холоп, обладавший талантами вождя и полководца. Войско Болотникова состояло в основном из крестьян, холопов, посадских людей, казаков. По мере приближения к Москве в него вливались и дворяне, недовольные боярством. Однако вскоре выяснилось, что противоречия между крепостниками-дворянами и антикрепостнически настроенными народными массами куда сильнее. Накануне решающего сражения под Москвой в декабре 1606 г. значительная часть дворян во главе с рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым перешла на сторону Шуйского, что обеспечило царю победу. Войско Болотникова отступило к Туле, было там осаждено и в июне 1607 г. капитулировало. Болотников и часть восставших были казнены.

Однако Смута продолжалась. В 1607 г. на юго-западной окраине Руси появился новый Лжедмитрий. Несмотря на полную свою незначительность, этот самозванец, бывший игрушкой в руках польской шляхты, получил на Руси значительную поддержку населения, недовольного Шуйским. В 1608 г. Лжедмитрий II подошел к Москве и стал лагерем в Тушино (отсюда и прозвище "Тушинский вор"). Началось противостояние боярского царя и самозванца, дестабилизировавшее хозяйство и политический строй Руси.

20)

Первое ополчение. Избрание Владислава не принесло желаемого мира. Напротив, страна оказалась на краю гибели. Государственность была разрушена. Общество расколото на враждебные лагери. Преобладали рознь, сословный эгоизм. В сердце России, Москве, стоял польский гарнизон, страной управляло марионеточное правительство. Приближалась к концу осада изнемогавшего Смоленска. Свержение Шуйского освободило руки шведскому королю

Карлу IX, противнику Сигизмунд а III. Шведы оккупировали значительную часть северо-запада России.

В эти трагические месяцы «безгосударева времени» огромную роль сыграли церковь и церковные деятели, прежде всего патриарх Гермоген, а позднее настоятель Троице-Сергиева монастыря Дионисий. Патриарх возглавил национально-религиозные силы, и первый, ссылаясь на нарушение польской стороной договоренности (прежде всего о православии государя и уходе «литовских людей» за пределы государства), освободил подданных от присяги Владиславу и призвал к сопротивлению.

Церковь дала национально-освободительному движению национальную идею — защиту православия и восстановление православного царства. Вокруг этой идеи началась консолидация здоровых сил общества. Решающую роль в освободительном движении сыграла земщина, традиции которой, как оказалось, не были подорваны предыдущими царствованиями. В 1610—1611 гг. земские миры выступили силой организующей и, по сути, государственной. Вдохновляемые позицией Гермогена, которого, по преданию, за неуступчивость польская партия уморила «гладом» в 1612 г., и грамотами Дионисия, земщина призывами «стояти заодно» объединила патриотические силы, привлекла и материально обеспечила дворян, других служилых людей и отряды «вольных казаков» — реальную воинскую силу, которая могла изгнать интервентов.

В стране созревает идея созыва всенародного ополчения. Его созданию способствовала гибель в декабре 1610 г. Лжедмитрия П. Отряды вольных казаков под предводительством И. Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого присоединились к дворянским отрядам Прокопия Ляпунова и образовали Первое ополчение. Ляпунов, призывая всех воинских людей принять участие в освобождении Москвы, сулил «волю и жалованье».

Весной 1611 г. ополчение осадило Москву, заняв часть города. Накануне его появления, в марте, в столице вспыхнуло восстание. Завязались упорные бои на улицах. Активным участником восстания стал Д. М. Пожарский, который был ранен и вывезен в свою нижегородскую вотчину. Не имея сил для того, чтобы справиться с москвичами, поляки выжгли посад.

Ополчение создало высший временный орган власти страны — Совет всей земли. Но действовал он нерешительно, скованный внутренними разногласиями и взаимными подозрениями. Казаки плохо ладили с дворянами. Дворяне опасались казаков, видя в казачьих станицах пристанище для беглых, а в самих казаках — соперников по службе.

Ляпунов хотел силой навести порядок. Известия о будто бы совершенной им расправе над казаками переполнили чашу терпения. 22 июля 1611 г. вызванный на казачий круг Ляпунов был убит. Смерть Ляпунова привела к распаду Первого ополчения. Дворяне покинули подмосковный лагерь. Казаки Трубецкого и Заруцкого продолжили осаду, но они не были достаточно сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.

Эти события совпали с падением Смоленска в начале июня 1611 г. Сигизмунд III открыто объявил о своем намерении сесть на московский престол. Активизировали свои действия и шведы. 16 июля был занят Новгород, власти которого пошли на соглашение с Карлом IX, предусматривавшее избрание царем его сына принца Карла-Филиппа. Казалось, что страна на краю пропасти: не случайно самые распространенные публицистические жанры этого времени — «плачи» о погибели Русской земли.

 

Второе ополчение. Но земщина вновь показала свою способность к возрождению. В провинциальных городах началось движение за организацию Второго ополчения. Осенью 1611 г. староста нижегородского посада Кузьма Минин обратился с призывом пожертвовать всем ради освобождения России. Под его началом городской совет собирал средства для призыва ратных людей. В истории организации Второго ополчения было всякое. Но самое поразительное — патриотический порыв, готовность к самопожертвованию, охватившие массы. Был избран и воевода, отличавшийся «крепкостоянием» и внутренней честностью, — Д. М. Пожарский. Последний вместе с «выборным человеком» Кузьмой Мининым возглавил новый Совет всей земли.

Второе ополчение не сразу выступило к Москве. Поднявшись вверх по Волге, оно более четырех месяцев простояло в Ярославле, завершая организацию правительства и основных приказов. Это необходимо было, чтобы, во-первых, опираясь на менее разоренные северные города, собраться с силами и средствами и, во-вторых, договориться с вольными казаками. Судьба Ляпунова была еще слишком памятна, чтобы игнорировать важность подобной акции.

Между тем в подмосковных «таборахV произошел раскол. Честолюбивый И. Заруцкий, мечтавший о самостоятельной роли, ушел со своими сторонниками в Коломну, где находилась Марина Мнишек и ее сын от Лжедмитрия II, Иван-«воренок», по определению современников. Имя Ивана Дмитриевича, «законного» наследника престола, давало Заруцкому желаемую свободу действий и независимость.

Оставшаяся часть вольного казачества одно время присягнула очередному Лжедмитрию III, объявившемуся в Пскове. Однако самозванческая идея сильно скомпрометировала себя, и казаки скоро отступили от «псковского вора».

В августе 1612 г. Второе ополчение пришло под Москву. В сентябре подмосковные воеводы договорились Москву «доступать» вместе и «Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости». Было образовано единое правительство, выступавшее отныне от имени обоих воевод, князей Трубецкого и Пожарского.

Еще до этого, в 20-х числах августа, ополченцы отразили попытку гетмана Хоткевича освободить осажденный польский гарнизон. Однако поляки упорствовали. Им было жалко расставаться с богатой добычей, награбленной в Москве. Сильно надеялись они на помощь короля. Но Сигизмунд III столкнулся с целым рядом трудностей: шляхта, в частности, опасаясь самодержавных устремлений короля, усиленных ресурсами Москвы, ограничивала его силы. Сигизмунд III отступил. Польские и литовские люди изнемогали. 22 октября был взят Китай-город. Четыре дня спустя, 26 октября, капитулировал кремлевский гарнизон. Москва была освобождена.

Земский собор 1613 г. Избрание Михаила Романова на царство. Тотчас же после освобождения правительство Трубецкого и Пожарского созвало в Москву выборных из всех городов и из всякого чина людей «для земского совета и для государственного избрания». В истории сословного представительства Земский собор 1613 г. — самый представительный и многочисленный из всех, какие только собирались в XVI—XVII вв. На нем оказались выборные от дворянства, посада, белого духовенства и, по-видимому, черносошного крестьянства. Большую роль в деятельности собора играли казаки.

Главным вопросом был вопрос об избрании государя. В результате острых споров наиболее приемлемой оказалась кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Он стал реальным претендентом на престол не потому, что был лучше, а потому, что устроил в конечном счете всех. «Миша-де Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден», — якобы писал Ф. Шереметев, выдавая аристократические мечтания знати о слабом государе. В отличие от других претендентов, М. Романов был относительно «нейтрален»: не успев ничем проявить себя, он позволял связывать с собой все мечты и чаяния о преодолении Смуты. Подобно тому как некогда имя царя Дмитрия воплощало в себе целую легенду, так и Романов был олицетворением программы возвращения к «старине и покою», примирению и компромиссу всех общественных сил. Своей родственной связью с прежней династией Михаил Федорович более всего воплощал идею возврата к старине.

История рода Романовых также способствовала выбору. Для аристократии они были свои — почтенный старомосковский боярский род. Пользовались Романовы, благодаря тушинскому патриаршеству Филарета, популярностью среди вольного казачества — им не приходилось опасаться репрессий, связанных с пребыванием в лагере Лжедмитрия П. Поскольку тот же Филарет был в числе великих послов, отправленных под Смоленск вести переговоры об избрании Владислава, спокойны были и сторонники королевича.

Однако до последнего момента стороны готовы были оспаривать престол. Решающим оказалось давление вольного казачества, которое преобладало на момент избрания в Москве и, по сути, заставило аристократию и духовенство поспешить с выбором.

Но некоторым сведениям, при вступлении на престол в феврале 1613 г. Михаил Федорович дал обязательство не править без участия Земского собора и Боярской думы. Подобное было вполне вероятно — уже сложилась своеобразная традиция воцарения, обставленная целым рядом условий. Другой вопрос, что идеалы старины вошли в столкновение с самой идеей ограничения самодержавия и в последующем ограничительная запись никак не проявляет себя.

22)

Реформы патриарха Никона и церковный раскол

Православная церковь играла огромную роль в жизни русского общества. В руках церкви сосредоточились обширные земельные владения, в которых проживали сотни тысяч крестьян

Драматические события произошли в Русской православной церкви в 17 веке. Давно было ясно, что используемые в богослужебной практике книги искажены неудачными переводами, ошибками. Ещё Стоглавый собор 1551 года проверить и сличить церковные книги с оригиналами.

Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Усилить влияние церкви на прихожан. Расширение связей с Украиной и православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире.

40 годы 17 века. В Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли многие видные церковные деятели, среди них были нижегородцы Никон и Аввакум. Они выступали против нововведений.

Никон сделал стремительную карьеру. Сын мордовского крестьянина принял монашеский постриг на Соловецких островах. Становиться игуменом, знакомиться с царем Алексеем Михайловичем и пользуется его поддержкой. В1652 году избирается московским патриархом.

Патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. Образец – греческие правила и обряды. По распоряжению Никона развернулось истребление прежних богослужебных книг, публично уничтожались старинные иконы. Предписано было креститься троеперстием вместо двоеперстия. Спорили как совершать крестный ход – по солнцу или против солнца. Первоначально расхождения между сторонниками старой веры и нововведений не выходили из круга церковнослужителей. Но очень быстро раскол охватил широкие слои населения. Реформы проводились в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и церковных деятелей. Они боялись, что перемены в церкви окончательно подорвут её авторитет в народе.

Произошел раскол в русской церкви:

· Официальная православная церковь.

· Старообрядчество.

Приверженцы старых порядков отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к прежним порядкам. Их называли старообрядцами, возглавил это движение фанатичный протопоп Аввакум. Движение старообрядцев-раскольников ширилось. Они уходили в леса, не подчинялись ни официальной церкви, ни властям. Раскольничьи скиты появлялись на Урале, в Сибири. Там жили тысячи семей. Протопоп Аввакум обличал церковные и светские власти, резко обвинял царя.

В среде раскольников хранили и переписывали древние книги. В их среде осуждалось пьянство, курение, почитались семейные устои. Многие сумели разбогатеть.

Предводители старообрядчества - Аввакум и его единомышленники провели 14 лет в земляной тюрьме в Пустозерске, после чего сожжены заживо. И фанатично настроенные расколоучители призывали прихожан к самосожжению как средству крещения огнем, погибли тысячи людей. Соловецкое восстание 1668-1676гг. – яркий и мощный протест против реформы. Из 600 защитников монастыря –старообрядцев и разинцев в живых осталось – 50.

Патриарх Никон явно переоценил свои силы и влияние. В 1666 году, смещен с поста патриарха и сослан в Ферапонтов монастырь, умер в 1681 году.

42) Военный коммунизм - это экономическая и социальная политика Советского государства в условиях разрухи, гражданской войны и мобилизации всех сил и ресурсов на оборону.
В условиях разрухи и военной опасности Советское правительство начинает осуществлять мероприятия по превращению республики в единый военный лагерь. 2.09.1918 г. ВЦИК принял соответствующее постановление, провозгласив лозунг «Все для фронта, все для победы над врагом!».

Начало политики военного коммунизма положили два основных решения, принятых в начале лета 1918 г.- о реквизициях зерна в деревне и о широкой национализации промышленности. Кроме транспорта и крупных промышленных предприятий, была национализирована средняя промышленность, и даже большая часть мелкой. ВСНХ и созданные при нем главки строго централизовали управление промышленностью, производство и распределение.
Осенью 1918 г. была повсеместно ликвидирована свободная частная торговля. Она была заменена централизованным государственным распределением, через карточную систему. Сосредоточение всех экономических функций (управление, распределение, снабжение) в государственном аппарате вызвало рост бюрократизма, резкое увеличение численности управленцев. Так начали складываться элементы командно-административной системы.
11 января 1919 г. - Декрет СНК о продовольственной разверстке (мера, ставшая главной причиной недовольства и бедствий крестьянства, усиления классовой борьбы и репрессий на селе). На продразверстку и дефицит товаров крестьяне отреагировали сокращением посевных площадей (на 35-60%) и возвращением к натуральному хозяйству.
Провозгласив лозунг "Кто не работает, тот не ест", Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию населения для выполнения работ общегосударственного значения: лесозаготовительных, дорожных, строительных и т.д. Мобилизация на трудовую повинность граждан с 16 до 50 лет приравнивалось к мобилизации в армию.
Введение трудовой повинности повлияло на решение проблемы заработной платы. Первые эксперименты Советской власти в этой области перечеркнула инфляция. Чтобы обеспечить существование рабочего, государство пыталось компенсировать зарплату «натурой», выдавая вместо денег продуктовый паек, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости. В зарплате была введена уравниловка.
Вторая половина 1920 г. - кульминация военного коммунизма - бесплатный транспорт, жилье, коммунальные услуги. Логическим продолжением этой экономической политики стало фактическое упразднение товарно-денежных отношений. Сначала была запрещена свободная продажа продовольствия, затем других товаров народного потребления. Однако, несмотря на все запреты, нелегальная рыночная торговля продолжала существовать.
Таким образом, основными целями политики военного коммунизма были предельная концентрация людских и материальных ресурсов, их наилучшее использование для борьбы с внутренними и внешними врагами. С одной стороны, эта политика стала вынужденным следствием войны, с другой - она не только противоречила практике любого государственного управления, но и утверждала диктатуру партии, способствовала усилению партийной власти, установления ею тоталитарного контроля. Военный коммунизм стал методом построения социализма в условиях гражданской войны. В какой-то мере эта цель оказалась достигнута - контрреволюция оказалась разгромлена.
Но все это привело к крайне негативным последствиям. Была уничтожена первоначальная тенденция к демократии, самоуправлению, широкой автономии. Созданные в первые месяцы Советской власти органы рабочего контроля и управления третировались, уступали место централизованным методам; коллегиальность была заменена единоначалием. Вместо обобществления совершилось огосударствление, вместо народной демократии установилась жесточайшая диктатура, причем не класса, а партии. Справедливость оказалась подменена уравнительностью.

25)

Внутренняя политика Екатерины II сводилась к укреплению абсолютистского государства и поддержке его опоры — дворянства. Экономическую основу дворянства можно было усилить только поощрением дворянского землевладения. Для этого практиковалась раздача помещикам государственных и дворцовых крестьян. При Екатерине II фонд государственных крестьян существенно пополнился за счет секуляризации церковных земель в 1764 г. Правительство укрепляло дворянские хозяйства, предоставляя помещикам денежные ссуды под небольшие проценты и на длительные сроки. Дворяне получили возможность заниматься хозяйством по манифесту Екатерины II “О вольности дворянской” (1762) . Служба для них стала не обязательной. Еще более усиливали власть над крепостными указы 60-х гг. Так, по указу 1765 г. помещики получили право ссылать крестьян на каторгу. В 1767 г. крестьянам запретили жаловаться на своих господ. Крепостничество времен Екатерины II достигло апогея. Крепостные почти не отличались по правовому положению от рабов. При этом Екатерина выступала сторонницей просветительских взглядов XVIII в., состояла в переписке с Вольтером и Дидро. Эта противоречивость — типичная черта “просвещенного абсолютизма” 60 – 80-х гг., когда в Европе распространялись идеи о “союзе государей и философов”. Период “просвещенного абсолютизма” был временем заигрывания монархов с просветителями, временем очень робких реформ, не затрагивающих основы феодально-абсолютистского строя. Типичным маневром в этом духе стал созыв Екатериной в 1767 г. комиссии по составлению нового Уложения. К выборам Уложенной комиссии привлечены дворяне, купцы и государственные крестьяне. Никакого расширения политических прав свободных слоев населения, не говоря уже о крепостных, Екатерина не предусматривала. В конце 1768 г., воспользовавшись начавшейся войной с Турцией, Екатерина прервала работу комиссии, и больше ее не возобновляла.

Для европейских монархов был характерен резкий отход от идей “просвещенного абсолютизма” и переход к реакции после французской буржуазной революции. Реакция Екатерины II началась раньше и была ответом на крестьянскую войну Пугачева в 1773 – 1775 гг. В 1775 г. Екатерина проводит губернскую реформу. Империя разделена на 50 губерний, во главе поставлены генерал-губернаторы, в их руках сосредоточивалась вся полнота власти — государственная, административная и т. д. Даже выборные должности находились под контролем местной администрации. Губернская реформа, носившая полицейско-бюрократический характер, была распространена и на окраины. В эти же годы ликвидирована Запорожская Сечь и остатки автономии в Левобережной Украине. Укреплению абсолютизма послужили и обнародованные в 1765 г. жалованные грамоты дворянству и городам. Жалованная грамота дворянству закрепила за ним все права и привилегии, сложившиеся ко 2 пол. XVIII в. Дворяне получили право организации уездных и губернских дворянских обществ (под контролем губернской администрации). Жалованная грамота городам предоставляла городскому собранию, в состав которого могли входить те, кто обладал высоким имущественным цензом, право выбирать органы городского самоуправления. Но и эти органы находились под контролем местной администрации.

К концу XVIII в. благодаря жесткой и последовательной политике Екатерины II абсолютистская монархия в России заметно укрепилась.

 

Основные внешнеполитические задачи

 

Екатерина II (1762 – 1796) проводила весьма энергичную внешнюю политику, в итоге оказавшуюся успешной для Российского государства. Ее правительство решало три главные внешнеполитические задачи. Первая сводилась к тому, чтобы выйти к берегам Черного моря и закрепиться там, обезопасить южные границы государства от Турции и Крыма. Рост товарности сельского хозяйства страны диктовал необходимость обладания устьем Днепра, через которое можно было экспортировать аграрную продукцию. Вторая задача требовала продолжать воссоединение украинских и белорусских земель. Третья — возникла перед правительством Екатерины уже в 90-х гг. в связи с французской буржуазной революцией 1789 – 1794 гг. Борьба с революционной Францией последовательно проводилась в жизнь Екатериной.

 

Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг.

В 60-х гг. в Европе происходила сложная дипломатическая игра. Степень сближения тех или иных стран определялась силой противоречий между ними. Наиболее сильные противоречия у России возникли с Францией и Австрией. Последняя боялась усиления влияния России на Балканах и в Польше. В сентябре 1768 г., подстрекаемая Францией и Австрией, Турция объявила войну России. Военные действия велись в Причерноморье и на Кавказе. Русская армия исключительно успешно провела эту войну. Летом 1770 г. в Молдавии русские войска под командованием Румянцева с разницей в несколько дней одержали две блестящих победы над численно превосходящими силами противника — у реки Ларга и у реки Кагул. На Кавказе также достигнут успех: турки оказались отброшены к Черноморскому побережью. Летом 1770 г. русский флот под командованием Спиридона нанес сокрушительные поражения туркам в Хиосском проливе и Чесменской бухте. В 1771 г. русские войска заняли Крым. Суворов одержал победу под Козлуджей. Румянцев переправился через Дунай и двинулся на Балканы. Турция капитулировала. В 1774 г. в Кючук-Кайнарджи подписан мирный договор, по которому России отходили земли между Бугом и Днепром, включая морское побережье, крепости в Крыму, а Крымское ханство объявлено независимым. Торговый флот России получил право свободного плавания через проливы. Кабарда была присоединена к России.

Русско-турецкая война 1787 – 1791 гг.

Основным вопросом внешней политики в 80-х гг. был крымский. Дипломатическая борьба вокруг него не прекращалась. В ответ на происки турецкого правительства русские войска в 1783 г. заняли полуостров. Еще более серьезные трения с Турцией возникли из-за Закавказья. Борясь с турецким владычеством, грузинский царь Ираклий II признал в 1783 г. протекторат России над Грузией. Русские войска вступили в Грузию. Турция не признала этого решения. В 1787 г. она предъявила России ультиматум с целым рядом неприемлемых требований. Ультиматум отвергнут, и началась вторая русско-турецкая война (1787 – 1791). Она протекала в трудной для России международной обстановке. В это время оформился союз Англии, Пруссии и Голландии, направленный на подрыв позиций России на Балтике. Эти страны спровоцировали Швецию, и воина с ней в 1788 – 1790 гг. ослабила силы России на юге. Поддержку России в это время оказывала только Австрия, и то лишь незначительными силами. Тем не менее, и эта война показала превосходство русского оружия. С блеском развернулся полководческий талант Суворова. В 1787 г. он наносит поражение туркам при осаде ими Кинбурна, затем в 1788 г. берет мощную крепость Очаков. В 1789 г. Суворов одержал две убедительные победы над многократно превосходящим в численности противником — у реки Рымник и под Фокшанами. Взятие им в

1790 г. неприступной дотоле крепости Измаил существенно приблизило заключение мира. Одновременно русский флот под командованием адмирала Ушакова нанес несколько поражений туркам в Керченском проливе, затем у островов Тендра и Калиакрия. В декабре 1791 г. в Яссах подписан мирный договор, установивший границу между Россией и Турцией по Днестру. Россия получила Очаков и Крым, но выводила свои войска из Грузии.

Разделы Польши

Вторая внешнеполитическая задача — присоединение к России украинских и белорусских земель — решалась правительством Екатерины путем так называемых разделов Польши, которые совершались совместно с Пруссией и Австрией. По первому разделу в 1772 г. к России отошла часть белорусских и украинских территорий; Пруссия получила Поморье и часть Великой Польши; Австрия – Галицию. Второму разделу Польши предшествовало нарастание в связи с революцией во Франции революционных настроений в Европе и, в частности, в Польше. В 1791 г. там была введена конституция, которая, несмотря на ряд недостатков, была прогрессивной и вызвала раздражение монархов. В 1793 г. Россия с Пруссией совершили второй раздел: Россия получила Белоруссию и Правобережную Украину; Пруссия — коренные польские земли. Конституция 1791 г. отменена. Второй раздел вызвал восстание в Польше (1794) во главе с Т. Костюшко. Восстание подавлено, и это повлекло за собой третий раздел Польши: России отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и Западная Волынь: к Австрии и Пруссии отошли исконно польские земли. В результате разделов Речь Посполитая как государство перестала существовать.

Французская революция 1789 – 1794 гг. и Екатерина II

Третья внешнеполитическая задача — борьба с революционной Францией — только начиналась решаться при Екатерине II. Последовательное продолжение она получила при царствовании ее сына Павла I. Но и Екатерина заняла враждебную позицию по отношению к революционной Франции, щедро поддерживала французских эмигрантов-роялистов, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против Франции и в 1791 г. заключила союз со Швецией и Англией для совместной интервенции против нее. К походу во Францию готовился 60-тысячный корпус Суворова, но ее смерть помешала этому. Тем не менее, русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровождалась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.

28... условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права.Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности.Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы. Герцен подчеркнул то общее, что соединяло западников и славянофилов — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу” (“Былое и думы”).Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.

 

36...социальный взрыв 9 января 1905 г.собрание русских фабрично-заводскихрабочих петербурга,организовало шествие к зимнему дворцу,чтобы обратить внимание на на нужду и безысходность жизни низших слоев,страна была разорена,россия идёт к гибели. Промышленный спад, расстройство денежного обращения, неурожай и огромный государственный долг, выросший со времен Русско-турецкой войны, влекли обострение необходимости реформирования деятельности и органов власти. Прекращение периода существенной значимости натурального хозяйства, интенсивная форма прогресса промышленных методов, уже для XIX века потребовали радикальных новаций в администрировании и праве. Вслед за отменой крепостного права и преобразованием хозяйств в предприятия промышленности требовался новый институт законодательной власти.Революция, безусловно, дала дополнительный импульс процессу буржуазной модернизации России, но он был не настолько силен, чтобы коренным образом изменить обстановку в стране и заставить власть извлечь из революции все необходимые уроки и продолжить новый тур больших реформ, начавшийся в 1905 г., но так и оставшийся незавершенным. Конечно, революцию 1905-1907 гг. нельзя отнести к числу самых кровавых и разрушительных мировых социальных катаклизмов, хотя нельзя сбрасывать со счетов ни ее человеческие жертвы, ни тот материальный ущерб, который был нанесен экономике страны в результате многочисленных забастовок, терроров, демонстраций, стычек и восстаний.

37...под давлением обстоятельст император подписао манифест 17 окт.1905г.документ предлогал колоссальный сдвиг страны в сторону демократии,конституционной манархии. вводились демокр.свободы-свобода печати,свободы собраний и союзов,совести,неприкосновенность личности...Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др.

 

38...Реформа местного самоуправления. Столыпин высоко оценивал роль земств и поэтому намечал распространить земские учреждения на многие губернии, где они не действовали по целому ряду причин, и подвести под них фундамент в виде волостного земства на смену отживших свой век волостных сходов. Дума охотно поддержала его, однако Государст­венный совет занял противоположную позицию. Столыпин обратился к Николаю II с просьбой прервать работу обеих палат на три дня, чтобы за это время правительство срочно приняло новый закон. Заседания Думы были приостановлены и закон принят. Однако данная процедура явно противоречила законному порядку принятия законов, что продемонстрировало пренебрежение государственной власти к своим собственным учреждениям. Это привело к расколу между правительством и даже самыми умеренными либералами. Столыпин потерял поддержку Николая II, которому явно претило иметь столь активного министра, обвиненного крайне правыми противниками в желании “экспроприировать всех помещиков вообще” с помощью аграрной реформы...Реформы в промышленной сфере-Ключевым вопросом реформ явился рабочий вопрос. Он так же как и крестьянский, достался Столыпину в наследство от революции 1905-1907 гг. Интересно отметить, что до этого не только царизм, но и буржуазия отрицала его существование. Непризнание этого было равнозначно признанию несостоятельной политики опоры на крестьянскую общину. Революция развеяла все сомнения...--Столыпин проводил аграрную политику в России, которая при сохранении помещичьего землевладения способствовала развитию сельского хозяйства по капиталистическому пути. Еще 12 августа 1906 г. последовал указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской семьи). 27 августа был издан новый указ – о порядке продажи казенных земель, 19 сентября – о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность Николая II), а 19 октября того же года последовал указ, разрешавший Крестьянскому банку выдавать крестьянам ссуды под залог надельной земли. Таким образом, был создан национальный земельный фонд, который позволил развернуть широкую программу переселения земледельцев из зон аграрного перенаселения в более пустующие районы (в основном из центральной части Европейской России на Восток). В октябре 1906 г. последовал указ, уравнявший крестьянство в правах со всеми остальными сословиями в отношении государственной и военной службы, поступления в учебные заведения. Указом 9 ноября 1906 г. крестьянам было разрешено выходить из общины без ее разрешения и без высоких выкупных платежей. Тем самым государство отказывалось от политики поддержки общины и переходило к поддержке мелкого земельного собственника. Такая мера неизбежно вела к разорению значительной части крестьянства и обогащению другой его части. Но она вела к появлению полноценного субъекта рыночной экономики, которым мог стать лишь тот, кто выдержал жестокую конкуренцию. Основной смысл аграрной реформы сводился к созданию в деревне крепкого единоличного собственника (кулака) и расчистке пути для развития капитализма в деревне. По указу 9 ноября каждому крестьянину разрешался выход из общины, по закону 1910 г. выход стал обязательным. И вот несколько пунктов из Указа от 9 ноября 1906 года:

42...Внутренняя политика Советского государства времен гражданской войны получила название «политики военного коммунизма». Термин «военный коммунизм» был предложен известным большевиком А.А. Богдановым еще в 1916 г. В своей книге «Вопросы социализма» он писал о том, что в годы войны внутренняя жизнь любой страны подчинена особой логике развития: большая часть трудоспособного населения уходит из сферы производства, ничего не производя, и много потребляет. Возникает так называемый «потребительский коммунизм». Значительная часть национального бюджета при этом расходуется на военные нужды. Это неизбежно требует ограничения в сфере потребления и контроля государства за распределением. Война также приводит к свертыванию демократических институтов в стране, поэтому можно сказать, что военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени.Другой причиной складывания этой политики можно считать марксистские воззрения большевиков, пришедших к власти в России в 1917 г. Маркс и Энгельс детально не прорабатывали черты коммунистической формации. Они считали, что в ней не будет места частной собственности и товарно-денежным отношениям, а будет уравнительный принцип распределения. Однако при этом речь шла об индустриально развитых странах и о мировой социалистической революции как о единовременном акте. Игнорируя незрелость объективных предпосылок социалистической революции в России, значительная часть большевиков после Октябрьской революции настаивала на немедленном осуществлении социалистических преобразований во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономике. Возникает течение «левых коммунистов», наиболее ярким представителем которых был Н.И. Бухарин.Сущность политики- Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Основой «военного коммунизма» были чрезвычайные меры в снабжении городов и армии продовольствием, свертывание товарно-денежных отношений, национализации всей промышленности, включая мелкую, продразверстка, снабжение населения продовольственными и промышленными товарами по карточкам, всеобщая трудовая повинность и максимальная централизация управления народным хозяйством и страной в целом.Последствия «военного коммунизма» невозможно отделить от последствий гражданской войны. Ценой огромных усилий большевики методами агитации, жесткой централизации, принуждения и террора сумели превратить республику в «военный лагерь» и победить. Но политика «военного коммунизма» не привела и не могла привести к социализму. К концу войны стала очевидной недопустимость забегания вперед, опасность форсирования социально-экономических преобразований и эскалации насилия. Вместо создания государства диктатуры пролетариата в стране возникла диктатура одной партии, для поддержания которой широко применялись революционный террор и насилие.

Народное хозяйство было парализовано кризисом. В 1919 г. из-за отсутствия хлопка почти полностью встала текстильная отрасль. Она давала всего 4,7% продукции довоенного времени. Льняная промышленность давала только 29% от довоенного.

Разваливалась тяжелая промышленность. В 1919 г. все домны страны потухли. Советская Россия не производила металла, а жила запасами, унаследованными от царского режима. В начале 1920 г. удалось запустить 15 доменных печей, и они давали около 3 % металла, выплавлявшегося в царской России накануне войны. Катастрофа в металлургии сказалась на металлообрабатывающем производстве: сотни предприятий закрывались, а те, что работали, периодически простаивали из-за трудностей с сырьем и топливом. Советская Россия, отрезанная от шахт Донбасса и бакинской нефти, испытывала топливный голод. Основным видом топлива стали дрова и торф. Промышленности и транспорту не хватало не только сырья и топлива, но и рабочих рук. К концу гражданской войны в промышленности было занято менее 50% численности пролетариата в 1913 г. Существенно изменился состав рабочего класса. Теперь его костяк составляли не кадровые рабочие, а выходцы из непролетарских слоев городского населения, а также мобилизованные из деревень крестьяне.

Жизнь заставляла большевиков пересмотреть основы «военного коммунизма», поэтому на Х съезде партии военно-коммунистические методы хозяйствования, базировавшиеся на принуждении, были объявлены отжившими.

45...Став правящей, большевистская партия вступила на пуп, соединения с государством. Это привело к подчинению государственных структур партии. Партийные органы стали подменять советские органы. Этот процесс шел параллельно с тенденцией превращения диктатуры пролетариата в диктатуру партии. В условиях однопартийной системы Советы превратились в придаток партии.Теперь Ленин в центр политической системы уже ставит не Советы, а коммунистическую партию как руководящую и ведущую силу общества. Советы же оказываются лишь рычагом в руках партии для управления государством. Так возникает теоретическое обоснование монопольной власти партии, не ограниченной никакими сроками.После окончания гражданской войны стали формироваться начала авторитарного политического режима. Между тем в 20-е гг. народное хозяйство в своей основе оставалось рыночным, подверженным колебаниям. Это вело к воз­никновению в партии группировок, борьба которых способна была парализовать авторитарный режим. Объективно возникало противоречие между авторитарным режимом и плюралистической экономикой.Однако И.В.Сталин начал целенаправленную борьбу за власть еще до смерти Ленина и уже в 1925 г. завоевал положение не только официального, но и «неформального» вождя. В конце 20-х гг. внутри партии Сталин одерживает победу над своими политическими противниками. В стране формируется тоталитарный режим, основные черты которого сложились в 30-е гг:

однопартийность;

официальная идеология;

исключительное право государства на руководство всеми средствами массовой информации для распространения официальной идеологии;

абсолютная власть верховного правителя;

административно-командная система экономики:

террор.

Возникновение тоталитаризма связано прежде всего с трудностями

модернизации, перехода общества к индустриальной стадии развития, с

попытками правящей элиты преодолеть эти трудности путем "чрезвычайщины" —

огосударствления, сверхбюрократизации, униформенной политизации и

милитаризации всего общества. Сущность тоталитаризма заключается в том, что

в результате указанных процессов устанавливается бюрократическая (военно-

бюрократическая) диктатура, фактически отражающая интересы государственного

(партийно-государственного) аппарата, а также - отчасти — интересы

представителей разного рода маргинальных групп, деклассированных элементов,

из которых в значительной степени этот аппарат формируется и которые им

подкармливаются.

 

49...К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию, вышла за границы своего исторического времени. Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего, она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно соперничал с Западом - в сфере военных технологий.

Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. Одновременно громадный рост образованности и информированности народа за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались..Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство.

Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведённого продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов. Однако, в конечном счёте, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические интересы номенклатуры, советского правящего класса.

Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части общества.

 

В условиях монопольного господства в обществе одной партии, КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата, перемены могли начаться только «сверху». Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление этих перемен.

 

Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия каких - либо мер по оздоровлению экономики предлагались новые формы «социалистического соревнования». Громадные средства отвлекались на многочисленные «стройки века», подобные Байкало-Амурской магистрали.

К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию, вышла за границы своего исторического времени. Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего, она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно соперничал с Западом - в сфере военных технологий.

Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. Одновременно громадный рост образованности и информированности народа за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.

Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство.

Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведённого продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов.

Однако, в конечном счёте, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические интересы номенклатуры, советского правящего класса.

Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части общества.

В условиях монопольного господства в обществе одной партии, КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата, перемены могли начаться только «сверху». Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя ответственность за осуществление этих перемен.

Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия каких - либо мер по оздоровлению экономики предлагались новые формы «социалистического соревнования». Громадные средства отвлекались на многочисленные «стройки века», подобные Байкало-Амурской магистрали.

 

Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь



Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 11 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2022 год. (0.104 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав