Читайте также:
|
|
Средневековье – это тысячелетний период, обрамленный в начале и конце такими знаковыми событиями, как разграбление в 476 г. варварами Рима и открытие в 1492 г. Колумбом Америки.
Христианизация многих народов Европы принесла им письменность (так, письменность появилась, например, у славян – 9 век). Появляются школы, создаются первые методики обучения языку. Официальным языком того времени был латинский – язык науки и католической церкви. Поэтому правила латинского языка переносились на другие языки, а индивидуальные особенности национального языка игнорировались. Но латинский язык на тот момент уже был мертвым языком, поэтому изучали его письменную сторону, а не звуки.
В этот период продолжился спор о природе названий – спор реалистов и номиналистов(XI-XII вв.). Реалисты (напр. Ансельм, епископ Кентерберийский) считали, что общие понятия реальны и предшествуют вещам. Сами же понятия, или идеи есть внутреннее слово Бога. Номиналисты (напр., французский философ Пьер Абеляр) считали, что реальны лишь вещи, а название является общим понятием о вещи. Однако значение не отражает вещи, а является ее знаком.
В целом средние века не оказали существенного влияния на развитие языкознания как науки.
Крутой перелом в социально-экономической и духовной жизни Европы произошел в эпоху Возрождения (XV-XVIII вв.). В этой эпохе выделяют три культурных течения: Ренессанс, Реформацию и Просвещение.
(1) Эпоха Ренессанса ознаменована крушением церковной культуры и заменой ее светской, которая опиралась на античность.
(2) Эпоха Реформации подорвала власть Папы и создала простор для развития национальных сил европейских государств.
(3) Эпоха Просвещения связала всю духовную жизнь Европы с рационализмом и наукой.
Эпоха Возрождения в целом – это эпоха первооткрывателей и энциклопедистов: Колумба, Галилея, Коперника Лейбница, Декарта, Ньютона, Ломоносова и т.д. В филологическом мире также наступило возрождение: вновь активно изучаются памятники литературы на греческом и латинском языках, возникает интерес к древнееврейскому языку, получают импульс национальные языки государств. Так, Данте (великий итальянский поэт) создает трактат «О народном красноречии», в котором он выступил в защиту народного итальянского языка.
К другим культурным событиям эпохи Возрождения относятся: начало книгопечатания и необыкновенный энтузиазм в области собирательства языков, культурных ценностей и др.
В целом можно сказать, что в эпоху Возрождения был накоплен большой фактический материал и самых разных языках земли. Этот материал надо было систематизировать. Так появились Сравнительные словари различных языков, в том числе и вновь открытых (в печатном варианте в XVIII-XIX вв.).
Первый Сравнительный словарь выходит в России в 1787-89 гг. (эпоха Екатерины II), автор которого Петр Паллас. В этом словаре был дан перевод русских слов на 200 языков и диалектов Азии и Европы.
Второй словарь выходит в Испании в 1800-1804 гг. под названием «Каталог языков известных народов…», автор – испанский монах Лоренсо Гервес, в котром был дан перевод с 307 языков мира.
Третий словарь выходит в Германии в 1806-1817 гг. «Общее языкознание», авторы – немецкие лингвисты Аделунг и Фатер, в нем содержались указания о 500 языках мира.
Для позднего периода эпохи Возрождения характерно особое философское направление – рационализм, которое в области языкознание выразилось в стремлении рассматривать язык как категорию логики, т.е. наложить на язык определенную логическую схему. При этом если какое-то явление языка выпадало из этой схемы, оно объявлялось несоответствующим требованиям разума и подлежало устранению, потому что логический подход отрицал историю языка. Это подход привел к появлению «Общей и рациональной грамматики», которая вышла в Пор-Рояле [19] в 1660 г. Ее написали два монаха: Клод Лансло и Антуан Арно. Они опирались на рационалистическую философию Рене Декарта. Авторы ставили перед собой задачу: установить общие, универсальные принципы для всех языков мира и размышляли следующим образом:
ü если язык выражает мышление, то категория языка является воплощением логики, поэтому грамматика должна опираться на логику, т.е. она должна быть рациональной, логической;
ü если логика у всего человечества одна, то и грамматика должна быть общей и рациональной.
Грамматика Пор-Рояля создана на материале древнегреческого, древнееврейского, латинского и французского языков. Однако это не сравнительная, не сопоставительная, а логико-типологическая грамматика. Грамматика Пор-Рояля состоит из двух частей: фонетической (рассматривает звуки и буквы) и грамматической (рассматривает морфологические вопросы и синтаксис[20]).
Влияние грамматики Пор-Рояля было очень сильно, дошло до середины XIX века, когда синтаксические категории рассматривались с логических позиций. Этот подход наблюдается в книге Буслаева «Опыт исторической грамматики русского языка» 1858 г.
Философской грамматике (или ее еще называют универсальной грамматикой) были противопоставлены филологические (нормативные) грамматики[21], а затем исторические и сравнительно-исторические грамматики.
Общие источники: лекции, учебник Кодухова «Общее языкознание»
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 335 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |