Читайте также:
|
|
В религиях выделяются религиозное сознание, деятельность, отношения, институты и организации.
1. Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность,
созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, сильная эмоциональная насыщенность, вера, функционирование с помощью религиозной лексики.
Названные черты свойственны не только религиозному сознанию (искусство - чувственная наглядность, образы фантазии, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках). Но интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера.
Ве́ра - признание чего-нибудь истинным, часто - без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах.
Примеры?
Религиозная вера - это: а) вера в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктами процесса гипостазирования (греч. hypostasis-сущность)- превращение отдельных свойств сторон, отношений в самостоятельные существа и наделение их объективным существованием; Примеры?
б) вера в возможность общения с кажущимися объективными существами, в воздействие на них и получение помощи; Примеры?
в) вера в действительное совершение мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого события; Примеры?
г) вера в истинность соответствующих взглядов, текстов, догматов; Примеры?
д) вера в религиозные авторитеты- «учителей», «пророков», «бодхисаттв», служителей культа. Примеры?
2. Существует два основных вида религиозной деятельности внекультовая и культовая.
Внекультовая осуществляется в духовной и практических сферах.
Духовную деятельность образуют разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений.
К практической деятельности можно отнести производство средств религиозного культа, миссионерство, преподавание богословия в учебных заведениях, пропаганда религиозных взглядов через СМИ. Как правило, во внекультовую деятельность так или иначе проникают и элементы культа.
Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. сultus- уход, почитание). Религиозное сознание предстает в культе прежде всего в виде текста.
Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в виде религиозных образов. В качестве предметов культов выступали вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце и Луна. Многообразные процуессы и явления могут представать в качестве предмета культа и в виде гипостазированных духовных существ-духов, богов, единого всемогущего Бога.
Субъектом культа может быть религиозная группа и индивид.
К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство, культовые предметы.
3. Религиозные отношения складываются в соответствии с религиозным сознанием, а реализуются посредством религиозной деятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.
Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания.
План сознания полагает определенные отношения людей к гипостазированным существам, свойствам и связями, а также верующих друг с другом.
Первые отношения развертываются в плане сознания, однако проявляются в действительных отношениях (напр. Мирянин-священник)
Контакты верующих друг с другом, хотя и имеют отношение к гипостазированным существам, свойствам и связями, но представляют собой действительные взаимоотношение.
4. Религиозные организации
Для работы во внерелигиозных областях создаются институты (напр. «Банк святого духа» в Ватикане), политические, партии, профсоюзы, женские, молодежные формирования.
В религии складываются учреждения культовые и внекультовые.
Внекультовые- это звенья управления внекультовой деятельности (церковный совет, отделы образования, ректораты духовных учебных заведений, ревизионная комиссия), среди культовых упомянем причт, клир, диаконат, епископат.
Типы религиозных объединений:
Церковь - объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, традицией, а не свободным выбором индивида. Как правило, отсутствует контролируемое членство, последователи анонимны. Члены церкви делятся на духовенство и мирян.
Се́кта - термин, используемый для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления. В некоторых источниках понятие «секта» трактуется шире. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии
Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, принципов. С этим связаны настроения избранничества, нередки тенденции к изоляционизму. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим. Подчеркивается равенство членов.
Типология «секта-деноминация-церковь» Рейнгольда Нибура
В 1929 году американский теолог Рейнгольд Нибур добавил в эту схему (секта-церковь) понятие «деноминация».
Деноминация (от лат. denominátio - «переименова́ние») понятие в религиоведении, обозначающее разновидность религиозной организации, находящейся в стадии становления, религиозного оформления. ться из других типов объединений. Деноминация занимает промежуточное положение между церквью и сектой. Ее принципы формируются в оппозиции к церкви и секте. Сохраняя акцент на избранности членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего. Изоляция от мира, замкнутость не считается обязательным признаком истинной религиозности. Членство присутствует, но наблюдается тенденция к соединению с миром, последователи призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации присуща четкая организация, как по горизонтали, так и по вертикали.
От церкви деноминация заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления,
отказ от политики изоляционизма по отношению к государству и обществу,
признает возможность духовного возрождения для любого верующего человека.
С сектой же её сближает относительно небольшой возраст существования, преимущественный упор на религиозной деятельности, в вероучении наличие качественных отличий от традиционных церквей и противопоставление себя им, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.
В то же время в русском языке понятие деноминация временами используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквами обычно именуются основные традиционные деноминации (православная церковь, католическая церковь, древневосточные церкви, англиканская церковь, лютеранская церковь и некоторые другие относящиеся к реформационному протестантизму).
По мнению религиоведа И. Я. Кантерова слово «секта» заключает в себе исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский» вызывают негативные ассоциации и обычно используется полемически или унизительно.
В силу эмоциональной окрашенности религиоведы избегают пользоваться этим термином, предпочитая термины «религиозные группы», «религиозные организации», «религиозные образования», «религиозные течения», «новые религиозные движения».
Слово «секта» зачастую употребляется публицистами и религиозными деятелями (в отношении других религиозных организаций) в уничижительном смысле.
Понятия «секта», «сектантство» и «сектанты» не имеют чёткого научного определения, которое бы обозначало содержание и смысл этих понятий и было бы общепринятым в светском религиоведении.
Не имея научного определения, эти понятия отсутствуют в российском законодательстве. Термин «секта» не употребляется (кроме единичных случаев) в нормативных актах Российской Федерации
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 187 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |