Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Читайте также:
  1. А. монополия одной идеологии
  2. В) монополия
  3. Внутривидовая конкуренция и регуляция численности популяции
  4. Внутривидовая конкуренция и регуляция численности популяции.
  5. Вопрос 7. Чем отличается «естественная» монополия от чистой монополии.
  6. Вопрос 8. При каких обстоятельствах монополия будет проводить ценовую дискриминацию.
  7. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
  8. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
  9. Закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренция с другими индивидами - это статус
  10. Конкуренция

 

У России есть только два веpных союзника. Это ее аpмия и ее флот.

Госудаpь Импеpатоp Александp III

 

ХОД МИРОВОЙ ИСТОРИИ извилист и непредсказуем. Вопреки распространенному мнению, ее течение не есть результат "борьбы добра и зла". Это заблуждение, утверждающее нравственный дуализм, а проще сказать - равняющее Всеблагого Бога с Его падшим творением, низверженным херувимом, превратившимся в мрачного демона, - доныне служит первоосновой множества пагубных недоразумений и ошибок во всех областях человеческой жизни.

Силы добра неизмеримо превышают возможности зла. Причины всех земных нестроений в том, что зло - именно зло - борется с добром, пытаясь разрушить промыслительное Божественное устроение мира, которое по милости Божией должно завершиться полным искоренением грехов и страстей. И если бы человек, почтенный от Господа превыше всякой земной твари, обладающий богоподобной свободой - свободой нравственного выбора - не злоупотреблял ею, произвольно склоняясь на соблазны зла, не было бы в мире места темной силе и простора для ее действий на земле.

Разумение своей нравственной немощи побуждает человека стремиться к исправлению. Когда это стремление к чистоте и святости овладевает целым народом, он становится носителем и хранителем идеи столь высокой, столь сильной, что это неизбежно сказывается на всем мироустройстве. Такова судьба русского народа. В этом положении народ и его государство неизбежно подвергаются испытаниям самым тяжким, нападкам самым безжалостным и коварным. Такова судьба России.

Тяжел и тернист исторический путь нашей Родины. Его десять столетий изобилуют войнами и смутами, нашествиями иноплеменников и интригами иноверцев. Заявляя о своем стремлении воплотить в жизнь религиозно-нравственные святыни веры, Россия неизбежно становилась поперек дороги тем, кто, отвергая заповеди о милосердии, нестяжании и братолюбии, рвался устроить земное бытие человека по образцу звериной стаи - жестокой, алчной и беспощадной.

Сегодня нам как никогда важно понять, что все происходящее ныне со страной есть лишь эпизод в этой многовековой битве за Россию как за духовный организм, хранящий в своих недрах живительную тайну религиозно осмысленного, просветленного верой жития. Осознав себя так, сумеем преодолеть тот страшный разрыв - болезненный и кровоточащий, - что стал следствием второй, Великой русской Смуты, вот уже более семидесяти лет терзающий нашу землю и наш народ. Мы больше не можем позволить себе делиться на "белых" и "красных". Если хотим выжить - надо вернуться к признанию целей столь высоких, авторитетов столь бесспорных, идеалов столь возвышенных, что они просто не могут быть предметами спора для душевно здравых, нравственно полноценных людей. Таковы святыни веры. Не зря на протяжении веков именно Церковь являлась первой мишенью губителей России. В последнее время мы так увлеклись безудержным "миролюбием" (напоминающим, к сожалению, при ближайшем рассмотрении паралич державной воли), что нелишним, пожалуй, будет напомнить читателям, как из века в век плелись заговоры против нашей страны.

Итак, немного истории.

На рубеже IX - X веков по Рождестве Христовом в среднем течении Днепра сложился союз славянских племен, ставший впоследствии основой русской государственности. В 988 году крещение Руси великим князем киевским Владимиром ознаменовало собой рождение Русской Державы - централизованной, объединенной общей верой, общими святынями, общим пониманием целей и смысла человеческого бытия.

В 1054 году христианский мир испытал страшное потрясение: от вселенской полноты Православной Церкви отпал католический Запад, прельстившись суетой и обманчивой славой мирского величия. Русь сохранила верность Православию, презрев политические выгоды и соблазны ради подвижнических трудов и даров церковной благодати. С этого момента берет свое начало не прекращающаяся по сию пору война против России.

Русскому народу пришлось воевать без конца: уже с 1055-го по 1462 год историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях. С 1240-го по 1462-й почти ни единого года не обходилось без войны. Из 537 лет, прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось 134 года воевать против различных антирусских союзов и коалиций, причем, одну войну она вела с девятью врагами сразу, две - с пятью, двадцать пять раз пришлось воевать против трех и тридцать семь - против двух противников.

Подавляющее число русских войн всегда были войнами оборонительными. Те же, которые можно назвать наступательными, велись с целью предотвращения нападений и для уничтожения международных разрушительных сил, с конца XVIII века непрестанно грозивших Европе страшными потрясениями.

Мужество и стойкость, военные и государственные таланты, проявленные нашим народом в ходе этой многовековой битвы, не знают себе равных. За четыреста лет территория России расширилась в четыреста раз! Молдавские господари и грузинские цари, украинские гетманы и владыки кочевых народов Средней Азии смиренно просили - иные по сто лет кряду - о принятии в российское подданство, "под высокую руку" русского царя.

Были и завоевательные походы. Тогда, когда терпеть коварство и жестокость соседей уже не хватало сил. Только с пятнадцатого по восемнадцатое столетие восточные соседи Руси - татары и турки - захватили в полон и обратили в рабство около пяти миллионов русских. А сколько еще погибло во время хищнических набегов! В одной лишь Казани, взятой русскими войсками после упорного штурма в 1552 году, томилось сто тысяч русских пленников. Еще в начале семнадцатого века на большинстве французских и венецианских военных галер гребцами были русские рабы, обреченные на пожизненный каторжный труд.

И все же, несмотря на беспрерывные набеги и страшное военное напряжение, в котором из века в век находился русский народ, Русь росла и крепла. В 1480 году европейская Россия имела население в два миллиона человек (в девять раз меньше тогдашней Франции). В 1648 году, когда русские первопроходцы открыли водный путь из Северного Ледовитого океана в Тихий, до предела раздвинув восточные границы России, ее население насчитывало 12 миллионов жителей (против 19 миллионов во Франции). В 1880 году число подданных Российской Империи превысило 84 миллиона, в два с половиной раза превзойдя ту же Францию. Накануне первой мировой войны Россия имела 190 миллионов, и не будь социальных катастроф, непрестанно сотрясавших ее в последующие десятилетия, уже в 1950 году, по подсчетам демографов, население России перевалило бы за 300 миллионов.

Такова огромная жизненная мощь русского народа, наглядно явившая себя на просторах Святой Руси. Страшная и непонятная для чужого, холодного внешнего наблюдателя, она охотно раскрывает свои секреты всякому, вопрошающему с любовью и надеждой, приходящему за поддержкой и помощью, наукой и вразумлением. Секрет прост: в основание внешнего величия и силы русский гений положил несокрушимый "камень веры", многовековой опыт духовного единства, заботливо лелеемый Православием, как зеница ока оберегаемый Русской Церковью. Опыт личного благочестия, неопровержимое внутреннее свидетельство о правде Божией воспламеняли верой и мужеством сердца русских ратников на поле боя, русских подвижников в дальних скитах и убогих келиях, русских князей в делах государственного управления.

Не раз составляли враги России хитроумные планы ее порабощения. Вот лишь несколько примеров того, как предполагалось уничтожить ненавистную, непокорную страну.

Самым верным способом для этого сочли лишить Россию ее религиозной самобытности, ее православных святынь, "растворив" их в западном католичестве. Еще при святой равноапостольской княгине Ольге, в середине Х века, посылает Рим первых послов в Россию. С предложением о "соединении" обращался к русским князьям папа Климент III в 1080 году. В 1207-м папа Иннокентий в новом послании к русским людям писал, что он не может "подавить в себе отеческие чувства" и "зовет их к себе".

Оставшиеся без ответа, "отеческие чувства" Ватикана проявили себя в организации мощного военного давления на западные рубежи Руси. Ловкостью и политическими интригами сосредоточив в своих руках духовную и светскую власть над Европой, папы в XIII столетии всеми силами пытаются воспользоваться несчастным положением разоренной монголами Руси: против православной страны они последовательно направляют оружие датчан, венгров, военизированных монашеских католических орденов, шведов и немцев. Еще в 1147 году папа Евгений III благословил "первый крестовый поход германцев против славян".

Не брезгует Запад и антирусскими интригами при дворе Батыя - не случайно одним из советников хана является рыцарь Святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен. В 1245 году ездил в Великую Монголию с поручением от папы Иннокентия IV к самому Великому хану минорит Иоанн де Плано Карпини, в сопровождении двух доминиканских монахов: Асцелина и Симона де Сен-Кента. Голландский монах Рюисброк был послан в Каракорум к хану Менгу владыкой Франции Людовиком IX. Европейские государи были как нельзя больше заинтересованы в продолжении татарских набегов на Русь: "Будем осмотрительны, - писал английскому королю император Фридрих III Штауфен. - Пока враг губит соседа, подумаем о средствах самообороны".

Цинизм "просвещенной Европы" непередаваем: когда очередные попытки натравить монголов на Русь провалились благодаря дипломатическим талантам Александра Невского, папа, ничтоже сумняшеся, в 1248 году предложил тому же Александру союз против хана - с условием, конечно, что князь признает главенство Ватикана. Так, ложью, лестью и насилием пытаются искоренить в Европе "русский дух".

И все же, вопреки всему, Русь выстояла, отразив восточные орды кочевников и западные - крестоносцев. Выстояла, окрепла и возмужала. Однако, желающие еще и еще pаз испытать ее пpочность не пеpеводились.

В 1564 году, например, в Россию приехал попытать счастья на русской службе некто Генрих Штаден, сын бюргера из небольшого вестфальского городка. Он пробыл в "стране московитов" 13 лет, нужды не знал, занимался в Москве шинкарством, водил обширные знакомства и в 1576 году беспрепятственно вернулся на родину. Тут-то и началось самое интересное.

Два следующих года Штаден провел в эльзасском замке Люцельштейн, принадлежавшем пфальцграфу Георгу Гансу, где терпеливо и тщательно разрабатывал... план захвата и уничтожения русского государства. План этот - надо отдать ему должное - задуман был смело и широко, с глобальным политическим размахом. В антирусскую коалицию предполагалось вовлечь Пруссию, Польшу, Ливонию, Швецию и Священную Римскую Империю. На аудиенциях у императора и заседаниях рейхстага воинственный пфальцграф добивался создания могучего флота в Балтийских водах с целью нападения на русские владения. Генрих Штаден привлекался к проекту в качестве советника, эксперта и консультанта "по русским вопросам".

"Ваше римско-кесаpское величество, - писал он, - должны назначить одного из братьев Вашего величества в качестве государя, который взял бы эту страну (Россию - прим. авт.) и управлял бы ею... Монастыри и церкви должны быть закрыты. Города и деревни должны стать свободной добычей воинских людей..." Далее Штаден разрабатывает подробный план захвата и оккупации Руси при движении на Москву с севера.

"Отправляйся дальше и грабь Александровскую слободу, - рекомендует автор, - заняв ее отрядом в 2000 человек... За ней грабь Троицкий монастырь". Затем, по его мнению, окруженная "Москва может быть взята без единого выстрела". Чтобы закрепить победу и лишить русских людей традиционного харизматического руководства, царя Иоанна "вместе с сыновьями, связанных как пленников, необходимо увезти" подальше от родной земли.

Не правда ли, у создателей плана "Барбаросса" были весьма достойные предшественники?

Не прошло и трех десятилетий после неудачи этого глобального предприятия, как нашлись охотники попользоваться русской смутой, ставшей результатом затяжного династического кризиса. На этот раз за дело взялись признанные профессионалы - иезуиты, монахи католического "общества Иисуса", прекрасно понимавшие, что основа русской мощи находится в области духовной, религиозно-церковной. Размыть, пошатнуть ее с помощью так называемой "унии", то есть присоединения русской Церкви под власть папы римского - таков был их главный замысел.

Внешне Русь являла собой печальную картину разброда и хаоса. Зная, однако, как обманчив этот русский хаос, отцы-иезуиты дали своему воспитаннику, самозванцу Лжедмитрию I, занимавшему в то время русский престол, следующие инструкции:

"... - Самому государю заговаривать об унии редко и осторожно, чтобы не от него началось дело, а пусть русские первые предложат о некоторых неважных предметах веры, требующих преобразования, и тем проложат путь к унии;

- Издать закон, чтобы в Церкви русской все подведено было под правила Соборов и отцов греческих, и поручить исполнение закона людям благонадежным, приверженцам унии: возникнут споры, дойдут до государя, он назначит Собор, а там можно будет приступить к унии;

- Намекнуть черному духовенству о льготах, белому о наградах, народу о свободе...

- Учредить семинарии, для чего призвать из-за границы людей ученых, хотя и светских..."

Вам это ничего не напоминает? Похоже, идеологи перестройки поменяли только терминологию. Впрочем, тактика лицемерия и коварства всегда одна и та же...

Прошло еще триста лет. В отношении Запада к России мало что изменилось, разве что ее враги - явные и тайные - обрели силу и власть, позволившие ставить вопрос об уничтожении русской государственности и включении порабощенной страны в систему международной наднациональной диктатуры. Соответственно изменились идеологические, политические, экономические методы достижения целей. И вот на свет появился любопытнейший документ.

Он широко известен миру под названием "Протоколы сионских мудрецов". Пожалуй, ни один документ не вызывал за последние восемьдесят лет столь яростных споров. Да и немудрено - в нем детально и одновременно сжато изложен план завоевания мирового господства столь циничный и подлый, преисполненный столь явного презрения к человеку и откровенного поклонения злу, столь искусно составленный, что не хочется верить в существование организации, в недрах которой могла найти свое воплощение эта страшная идея.

Одни историки безусловно признают подлинность "Протоколов". Другие - столь же безусловно ее отрицают. Я далек от того, чтобы становиться арбитром в этом споре. История появления "Протоколов" довольно путаная. Впервые они увидели свет в широкой печати, когда в 1905 году русский духовный писатель С.А. Нилус включил их в свою книгу "Великое в малом".[1]

Это дало впоследствии повод утверждать, что "Протоколы" фальсифицированы царской охранкой, чтобы свалить вину за разгоравшуюся революцию на несуществующие "темные силы". Обвинение, однако, не соответствует действительности хотя бы потому, что первые сто экземпляров "Протоколов" были отпечатаны на гектографе (прокурором московской синодальной конторы, камергером Ф. П. Сухотиным) уже в 1895 или 1896 году. Годом позже "Протоколы" были размножены в губернской типографии по заказу А. И. Клеповского, состоявшего тогда чиновником особых поручений при Великом Князе Сергее Александровиче. Как бы там ни было, до конца непроясненным остается вопрос, как они вообще попали в Россию. Нам, впрочем, интересно другое: подлинны "Протоколы" или нет, но восемьдесят лет, прошедших после их опубликования, дают обильный материал для размышления, ибо мировая история, словно повинуясь приказу невидимого диктатора, покорно прокладывала свое прихотливое русло в удивительном, детальном соответствии с планом, изложенным на их страницах. Не миновала на этот раз общей участи и Россия.

Судите сами.

"Наш пароль - сила и лицемерие, - провозглашают анонимные авторы документа. - Насилие должно быть принципом, хитрость и лицемерие - правилом... Чтобы скорее достигнуть цели, нам необходимо притвориться сторонниками и ревнителями вопросов социальных... особенно тех, которые имеют задачей улучшение участи бедных; но в действительности наши стремления должны тяготеть к овладению и управлению движением общественного мнения... Действуя таким образом, мы сможем, когда пожелаем, возбудить массы. Мы употребим их в качестве орудия для ниспровержения престолов (Россия) и для революции, и каждая из этих катастроф гигантским шагом будет подвигать наше дело и приближать к цели - владычеству над всей землей".

Первейшее основание успеха "мудрецы" видят в том, чтобы разрушить и осквернить национальные святыни народа. "Нам необходимо подорвать веру, вырвать из ума людей принцип Божества и Духа, и все это заменить арифметическими расчетами, материальными потребностями и интересами... Священничество мы позаботились дискредитировать... С каждым годом влияние священников на народы падает - повсюду провозглашаются свободы: следовательно, только какие-нибудь годы отделяют нас от момента полного крушения христианской веры, самой опасной для нас противницы..."

Тем, кому памятна страшная разрушительная роль, сыгранная средствами массовой информации в нашем недавнем прошлом, небезынтересно будет ознакомиться со следующими строками, написанными "сионскими мудрецами" сто лет назад: "Если золото первая сила в мире, то пресса - вторая. Мы достигнем нашей цели только тогда, когда пресса будет в наших руках. Наши люди должны руководить ежедневными изданиями. Мы хитры, ловки и владеем деньгами, которыми умеем пользоваться для достижения наших целей. Нам нужны большие политические издания - газеты, которые образуют общественное мнение, уличная литература и сцена. Этим путем мы шаг за шагом вытесним христианство и продиктуем миру, во что он должен верить, что уважать, что проклинать. С прессой в руках мы можем неправое обратить в правое, бесчестное в честное. Мы можем нанести первый удар тому, до сего дня еще священному учреждению - семейному началу, которое необходимо довести до разложения. Мы тогда уже будем в состоянии вырвать с корнем веру в то, пред чем до сего времени благоговели... и взамен этого воспитать армию увлеченных страстями.... Мы можем открыто объявить войну всему тому, что теперь уважают и перед чем благоговеют еще наши враги.

Мы создали безумную, грязную, отвратительную литературу, особенно в странах, называемых передовыми... Мы затронули образование и воспитание, как краеугольные камни общественного быта. Мы одурачили, одурманили и развратили молодежь..."

Для приверженцев конкретных фактов скажем, что "Протоколы" предсказали мировые войны, политическую форму устроения государств на десятилетия вперед, ход развития мировой экономики, черты кредитно-финансовой политики и множество других деталей жизни "мирового сообщества" с потрясающей точностью. Вот картина политической гибели независимого национального государства, описанная "Протоколами" в конце прошлого века. Сравните ее с тем, что происходит сейчас в России.

"Когда мы ввели в государственный организм яд либерализма, вся его политическая комплекция изменилась: государства заболели смертельной болезнью - разложением крови. Остается ожидать конца их агонии. От либерализма родились конституционные государства..., а конституция, как вам хорошо известно, есть ничто иное как школа раздоров, разлада, споров, несогласий, бесплодных партийных агитаций - одним словом, школа всего того, что обезличивает деятельность государства. Парламентская трибуна не хуже прессы приговорила правительства к бездействию и к бессилию... Тогда мы заменили правительство его карикатурой - президентом, взятым из толпы, из среды наших креатур...

Все государства замучены, они взывают к покою, готовы ради мира жертвовать всем; но мы не дадим им мира, пока они не признают нашего интернационального Сверхправительства открыто, с покорностью".

Выводы каждый разумный человек сделает сам. Со своей стороны отмечу, что разрушительные принципы, отраженные в цитированных выше документах не только не устарели, но получают уточнение и развитие до наших дней. Причем, порой это происходит вполне открыто, на самом высоком политическом уровне.

Пережив революцию и страшную братоубийственную бойню гражданской войны, ужас массовых репрессий и террор коллективизации, Россия явила на полях второй мировой - Великой Отечественной войны чудеса героизма и мужества, спасая своих западных союзников. Казалось бы, времена взаимной враждебности должны были уйти в прошлое, отступив перед скрепленным великой кровью новым союзом. Но нет. Не успел стихнуть гул последних боев, как западные союзники круто изменили свое отношение к России. Самостоятельная и сильная - она никому не была нужна.

"Посеяв в России хаос, - сказал в 1945 году американский генерал Аллен Даллес, руководитель политической разведки США в Европе, ставший впоследствии директором ЦРУ, - мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. Отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддеpживать и поднимать так называемых твоpцов, котоpые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности.

В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: все это мы будем ловко и незаметно культивировать...

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище. Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества".

Оглянемся вокруг: какие еще доказательства нужны нам, чтобы понять, что против России, против русского народа ведется подлая, грязная война, хорошо оплачиваемая, тщательно спланированная, непрерывная и беспощадная. Борьба эта - не на жизнь, а на смерть, ибо по замыслу ее дьявольских вдохновителей уничтожению подлежит страна целиком, народ как таковой - за верность своему историческому призванию и религиозному служению, за то, что через века, исполненные смут, мятежей и войн, он пронес и сохранил святыни религиозной нравственности, сокровенное во Христе понимание Божественного смысла мироздания, твердую веру в конечное торжество добра.

"Из тайных скопищ безбожных исторгся вихрь мятежа и безначалия, и против державы Российской особенно дышит яростно с шумом и воплями, как против сильной и ревностной защитницы законной власти, порядка и мира", - еще в середине прошлого века предупреждал митрополит Московский Филарет, прозирая грядущую великую брань. Сегодня пришло время подводить итоги и предъявлять к оплате копившиеся веками счета. Позор нам и вечное проклятие потомков, если мы не сумеем сделать должных выводов из горького исторического опыта, заболтаем Россию, утопив ее в словесном мусоре заседаний, собраний, митингов и конференций. Не приведи, Господи!

Пора научиться жить, надеясь лишь на Бога да на себя. Тяжелую и трудную, но жизненно необходимую работу по возрождению России никто не сделает за нас. Настал час вспомнить слова Государя Императора Александра III, на смертном одре сказавшего наследнику-цесаревичу: "Знай - у России нет друзей. Нашей огромности боятся..." В своем завещании державный вождь России сто лет назад сказал многое, к чему стоило бы сегодня прислушаться всем, кому небезразлична русская судьба. Вот что услышал Николай II из уст умиравшего отца:

"Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе царство, Богом мне врученное... Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц.

Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России... Ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед престолом Всевышнего. Будь тверд и мужественен. В политике внешней - держись независимой позиции. Избегай войн. В политике внутренней - прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства".

Дай нам Бог понять, наконец, всю меру нашей сегодняшней ответственности, всю важность момента, весь ужас катастрофы, ожидающей нас, если мы не найдем в себе сил противостоять яростным порывам зла, терзающим страну. Молюсь об этом крепко и крепко верю - Россия вспрянет ото сна! Аминь.


[1] Сегодня переиздание книги вышло "усеченным", соответствующие главы просто выброшены.

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

1. Сущность и виды конкуренции.

2. Сущность, формы и виды монополии.

3. Антимонопольное регулирование экономики.

 

1. Сущность и виды конкуренции

Конкуренция – это экономическая борьба между субъектами хозяйственной деятельности за наиболее выгодные условия производства и реализации продукции.

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях (которые могут быть положительными и отрицательными).

Положительные функции конкуренции:

- она способствует достижению сбалансированности между общественными потребностями и общественным производством в рыночной экономике;

- стимулирует снижение затрат производства, способствует рациональному использованию ресурсов, а также повышению эффективности хозяйственной деятельности;

- стимулирует повышение качества продукции, диверсификацию производства (расширение производства в смежные отрасли);

- способствует формированию объективной рыночной цены на товары и услуги.

Отрицательные функции конкуренции:

- она сопровождается дополнительными расходами, не связанными с процессом производства, а направленными на ведение экономических войн (рекламные и пиар-кампании, и т.д.);

- она сопровождается разорением некоторых предприятий, социальным неравенством населения.

Конкуренция может осуществляться в следующих формах:

1. В зависимости от объектов и цели конкуренции:

а) внутриотраслевая конкуренция (осуществляется за лучшие условия производства и сбыта аналогичных товаров);

б) межотраслевая конкуренция (осуществляется за условия производства и сбыта товаров разных отраслей, за более выгодные условия вложения капитала).

2. В зависимости от методов осуществления конкурентной борьбы:

а) ценовая конкуренция (осуществляется путем изменения ценовой политики предприятий);

б) неценовая конкуренция (на основе рекламы, пиара, маркетинга, повышения качества продукции, сервисного обслуживания).

3. В зависимости от степени легальности конкурентной борьбы:

а) добросовестная конкуренция (осуществляется с соблюдением норм и правил рыночной экономики);

б) недобросовестная конкуренция (осуществляется на основе промышленного шпионажа, подкупа, подделки продукции, сокрытия дефектов, обмана потребителей, махинаций с деловой отчетностью).

Формы конкуренции изменяются вместе с изменением рыночных отношений. Различают совершенную (свободную) конкуренцию и несовершенную конкуренцию.

Свободная конкуренция характеризуется следующим:

- небольшие размеры предприятий и их многочисленность, ни одно из них не может воздействовать на рынок;

- однородность выпускаемой продукции;

- свободный доступ в отрасль, на рынок для новых хозяйствующих субъектов;

- полная прозрачность рынка – все его участники располагают полной информацией о рынке;

- совершенная подвижность факторов производства, свободный перелив капиталов.

Несовершенная конкуренция характеризуется следующим:

- господствующее положение на рынке занимает ограниченное число компаний, которые существенно влияют на цены и другие факторы рынка;

- продукция дифференцирована, и это существенно влияет на выбор покупателя, взаимозаменяемость и одинаковость продукции отсутствует;

- существуют значительные ограничения для доступа новых товаропроизводителей на рынок.

Несовершенная конкуренция существует в трех формах: монополистическая, олигополистическая и монополия.

Монополистическая конкуренция предполагает достаточно большое количество продавцов, но с уникальной продукцией небольших объемов.

Олигополия означает присутствие на рынке немногочисленного количества продавцов с большими объемами продаж.

Монополия предполагает наличие единственного производителя с единственным видом продукции.

Конкуренция между хозяйствующими субъектами на рынке зачастую приводит к образованию монополий.

 

 

2. Сущность, виды и формы монополии

Монополия – это исключительное право хозяйствующего субъекта на осуществление хозяйственной деятельности; это господство хозяйствующего субъекта в определенной сфере на основе владения каким-либо преимуществом, обеспечивающим получение его владельцу исключительных экономических выгод.

Причины возникновения монополий:

- концентрация производства – увеличение объемов производства за счет дополнительных вложений капитала;

- централизация производства – слияние мелких и средних предприятий в единое целое (покупка за бесценок обанкротившихся предприятий, создание акционерных обществ);

- экономическая политика государственного протекционизма, обеспечивающая хозяйствующему субъекту режим наибольшего благоприятствования.

Количественные и качественные признаки монополии:

1) доля компании на рынке составляет 50% объемов производства и более (по украинскому законодательству – 35% и более);

2) усложнение проникновения на рынок новых предприятий;

3) имеет место изменение цен, не связанное с колебанием спроса и предложения на товар, с техническим прогрессом;

4) норма прибыли одного предприятия значительно превышает среднюю норму прибыли в отрасли.

Монополия выполняет как положительные так и отрицательные функции в экономике.

Положительные функции монополии:

- большие объемы производства способствуют снижению себестоимости продукции и увеличению ее предложения на рынке (за счет т.н. «эффекта масштаба производства»);

- монополия, которая владеет большими объемами финансовых ресурсов, стимулируют НТП, что способствует повышению качества выпускаемой продукции;

- монополии более устойчивы в условиях кризисов, что способствует снижению безработицы и социальной напряженности в обществе.

Отрицательные функции монополии:

- установление высоких цен на продукцию монополистов;

- оказание давления на государственную внутреннюю и внешнюю политику;

- способствует неэффективному использованию ресурсов, т.к. уничтожает конкуренцию.

Виды монополий:

1) естественная монополия возникает как результат технических условий производственного процесса, когда требуется концентрация средств производства (связь, транспорт, ЖКХ);

2 ) закрытая монополия – отрасль или предприятие, защищенное от конкуренции юридическими ограничениями (патентами, авторскими правами и т.д.);

3 ) открытая монополия – это фирма, которая является единственным поставщиком определенного продукта или услуги;

4) государственная монополия возникает вследствие того, что государство создает привилегированные условия для производственной деятельности определенных предприятий и защищает их от конкуренции.

Основные формы монополий:

- картель – объединение нескольких предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленную продукцию, производственную и коммерческую самостоятельность, но при этом договариваются о доле каждого в общем объеме производства, о цене и рынках сбыта;

- синдикат – объединение предприятий одной отрасли, которые сохраняют производственную самостоятельность, собственность на средства производства, но теряют коммерческую самостоятельность, собственность на готовый продукт; синдикаты существуют преимущественно в торговой сфере;

- трест – объединение предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и готовый продукт, т.е. объединяют производство, сбыт, финансы и управление;

- концерн – объединение промышленных, торговых, транспортных предприятий, банковских учреждений, которые теряют собственность на средства производства и готовый продукт, а главная фирма осуществляет контроль за другими участниками объединения;

- конгломерат – форма монополистических объединений, возникшая вследствие поглощения прибыльных предприятий взаимосвязанных отраслей (например, гостиничное хозяйство, телефонная связь, автопрокатные станции и т.д.).

Существуют следующие модели монополии:

- монопсония – монополия одного покупателя на рынке товара;

- олигопсония – монополия группы покупателей;

- дуополия - монополия двух поставщиков товара;

- билатеральная монополия - противоборство единственного поставщика и единственного потребителя данного товара.

Итак, монополия усложняет конкуренцию, ограничивает экономическую свободу фирм, что может негативно отразиться на качестве производимых товаров и услуг.

 

3. Антимонопольное регулирование экономики

С целью защиты конкурентной среды в экономике государство проводит антимонопольную политику. Антимонопольная политика – это система мер, направленных на предупреждение, ограничение или пресечение деятельности монополий, а также на создание соответствующего законодательства.

Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления:

1.Разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;

2.Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

Первые антимонопольные законы были приняты в Канаде (1889) и США (1890). Широкую популярность получил принятый в США в 1890 году закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, монопольные сговоры компаний, соглашения между ними, ограничивающие предпринимательство. В 1914 г. был принят закон Клейтона, который запретил ценовую дискриминацию потребителей, поглощения одной компанией других путем покупки их активов, создание директоратов нескольких компаний.

Различают американскую и европейскую модели антимонопольной политики. Главной их целью является создание конкурентной среды, поддержка малого бизнеса и ограничение власти монополий.

Американская модель антимонопольной политики строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий её деятельности. Сторонники такого подхода считают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными и с общественной точки зрения и должны попадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.

Европейская модель антимонопольной политики запрещает не саму монополию, а лишь злоупотребление монопольной властью. Антимонопольное законодательство в данном случае направлено на контроль за регистрацией картельных соглашений. Законы запрещают соглашения о разделе рынка, о фиксированных ценах. Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.

В последнее десятилетие различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не только на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.

Специфической является японская модель антимонопольной политики. Органы регулирования обычно не принимают официальных решений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в «трудных" случаях». Так, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд иен и выше должны ежегодно представлять в Комиссию отчет о своем участии в деятельности других компаний и отчет о предполагаемых слияниях. В действительности фирмы консультируются неформальным образом с Комиссией прежде, чем предпринять какие-либо действия (слияния, участия).

В Украине действует Закон «О защите экономической конкуренции», принятый в 2002 г. Монопольное положение предприятий на рынке определяется Антимонопольным комитетом.

В случае нарушения антимонопольного законодательства применяются следующие меры:

- принудительное разделение монопольных структур, выделение из их состава самостоятельных предприятий;

- наложение штрафов, применение санкций, мер административной ответственности за нарушение норм и правил антимонопольного законодательства;

- запрет на слияние, поглощение предприятий, покупку акций других предприятий;

- установление государственными антимонопольными органами цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий (или ценовых ограничений).

Общий итог демонополизации в Украине таков: в начале 1990-х г.г. доля монопольного сектора в национальной экономике была практически стопроцентной, в настоящее время она превышает 40% ВВП. Остаются неэффективными механизмы государственного регулирования естественных монополий, не соответствуют экономическим расчетам цены и тарифы на их услуги.

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
БИТВА ЗА РОССИЮ| Понятие синапса. История развития представлений о синаптической передаче.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.033 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав