Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Там же, 2, 11, coll. 240—248.

Читайте также:
  1. quot; Против яаычинков. { 2. PG 25, coll. 5C—8B.
  2. Слова огласительные, VI, 2 и VII, 11—РО 33, col, 540 et 617. « LXX, 7 et 8. PQ 42, coll. 349—353.

мир эллинский, внося в нее тем самым элементы, чуждые хри­стианскому преданию, элементы религиозного умозрения и ин­теллектуальной духовности, свойственные миру совершенно иному, миру не евангельскому. Мир совершенно иной—а для александрийских язычников и христиан — тот же. Можем ли мы раз и навсегда определить степень принадлежности христиани­на Церкви, и меру его участия своим мышлением, своими чув­ствами, своими реакциями в жизни мира, в которую он погру­жен? Не следует воображать, будто между христианами и языч­никами существовали непроницаемые стены, а особенно в Алек­сандрии, где как одни, так и другие были носителями одной и той же культуры, участниками одной и той же интеллектуаль­ной жизни. Ориген и Плотин вместе учились у Аммония Сакка-са, основателя неоплатонической школы. Эти два человека друг друга знали и уважали. Порфирий в своей «Жизни Плотина» рассказывает, как однажды Ориген пришел на лекцию Плоти­на. «Он покраснел и хотел встать; Ориген попросил его продол­жать, но тот ответил, что говорить больше не хочется, когда ты уверен в том, что обращаешься к людям, знающим то именно, что и собираешься сказать. Он еще немного продолжил свое рассуждение, а затем встал и вышел» 60. Эти два человека, язы­ческий философ и христианский богослов, в различных религи­озных обрамлениях параллельно развивали одни и те же темы, характерные для духовного аспекта эллинизма: побег, исчезно­вение из мира чувственного. Это небесное путешествие совер­шается не ногами, говорит Плотин, а созерцанием, уподобляю­щим душу Богу, восстанавливающим в ней подобие Ему тем, что возвращает ее в ее отечество, где ждет ее Отец. Порфирий говорит, что возводящим чрез разум озарением Плотин видел того Бога, у Которого нет ни формы, ни сущности, ибо Он пре­бывает по ту сторону ума и умопостижимого... Для него концом и целью было приближение и соединение с тем Богом, Кото­рый над всем. Пока я был с ним, он четыре раза достигал этой цели, благодаря какому-то неизреченному действию, а не по своей собственной силе61. Здесь тот же интеллектуальный мир, почти что тождественный духовный строй как у Плотина, так и у Оригена, как у александрийских созерцателей язычников, так и у созерцателей христиан. Здесь не «заимствования» и «влия­ния», ибо две системы духовности вырабатываются одновремен­но. Это скорее естественная родственность. Одна и та же куль­турная традиция, выражающая себя не только на общем языке, не только в общей «технической терминологии», но в одной и

60 Жизнь Плотина, изданная в виде предисловия к Эннеадам. Собрание Бюде, I, с. 15—16.

в1 Там же, с. 26—27.


той же глубинной позиции по отношению к конечной цели чело­века. Вместо того чтобы христианизировать духовный опыт эл-линов, Климент и Ориген чуть ли не «оспиритуализировали» христианское учение. Но благодаря им эта эллинистическая «духовность», эта интеллектуалистнческая или сверхинтеллек-туалистнческая мистика, раз уже введенная в круг Церкви, бу­дет Ею поглощена, полностью преобразована и превзойдена. По­надобятся целые века борьбы, сверхчеловеческих усилий, чтобы освобождая его от природных пут, от этнических и культурных ограничений, эллинизм этот превзойти, дабы стал он в конце концов вселенской формой христианской Истины, самим язы­ком Церкви. Если эта борьба развернулась главным образом вокруг памяти Оригена, надо сказать, что началась она уже в самой беспокойной и сложной душе великого александрийского учителя. Как на его учение нападавшие, так и учению этому следовавшие, и те и другие в одинаковой мере пытались преоб­разовывать его интеллектуализм, прежде всего в плане догма­тическом, где платоновские концепции кристаллизовались у Оригена в спиритуалистическое учение о предсуществовавших душах, которые деградировали в существование психоматери­альное, но могут снова достичь своего первичного состояния пу­тем созерцания. В своей реакции против оригенизма христиан­ские богословы сохраняют терминологию, свойственную алек­сандрийскому мышлению, но всё дальше и дальше отходят от его исходной точки, общей как для Оригена, так и для Плоти­на. Спасение, как побег из мира, как «мысленное бегство», бу­дет восприниматься как ограниченность, как спиритуалистичес­кое искажение. Ведь действительно речь идет не о том спасе­нии, которое бы из мира вырывало, а о том, которое бы в Сло­ве, ставшем плотью, открывалось бы для тварного мира. Гно-сис, интеллектуальное или сверхинтеллектуальное созерцание всё больше и больше воспринимается как один из необходимых моментов общения людей с Богом, однако от этого он не стано­вится «путем преимущественным», ведущим к обоживающему общению.

В той же Александрии св. Афанасий Великий (293—373) больше говорит о обожении (Oecooig), к которому призваны тварные существа, нежели о Боговйдении. В своем раннем тру­де «Слово против язычников» 62, в котором еще звучат некото-




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав