Читайте также:
|
|
Если хотите с утра быть готовым к встрече с неприятностями, начинайте день с гимнастики. На сон грядущий учите иностранный язык.
Раз в неделю: приводите в порядок свои вещи, данные, ценности. Занимайтесь теоретической подготовкой по выживанию и тренировкой психики: читайте пособие и приводите свою жизнь ему в соответствие, упражняйте самообладание, ставьте голос, воображайте критические ситуации и продумывайте свои действия в них.
Раз в месяц: обновляйте запасы воды в жилище.
Раз в три месяца: проверяйте состояние всех карманов, пуговиц, дверных замков, оконных защёлок, сигнализации, подручного оружия; перетряхивайте свои запасы; приятно напоминайте о себе всем друзьям и родственникам.
Раз в год: проверяйте свою концепцию выживания в городских джунглях, или в лесу, или в пустыне и всё такое: отправляйтесь куда-нибудь путешествовать налегке.
Автор/источник: Бурьяк А. В.
Теория и история хореографического искусства
Теория хореографии анализирует своеобразие хореографического искусства как особой формы художественной деятельности, изучает законы ее развития, стили, жанры, структурные построения, язык и другие выразительные средства. История хореографии изучает процессы развития хореографии, выявляет их особенности на разных исторических этапах.
Раздел I. Происхождение и виды хореографического искусства. Тема 1. Искусство как форма отражения действительности Искусство берет свое начало в глубине веков. В его основе лежало стремление человека отразить доступными ему средствами окружающую его природу, мир животных, род своих занятий, трудовые взаимоотношения и быт. Это можно проследить и в наскальных рисунках, и орнаментах, и в древних плясках, языческих играх и обрядах. От ритуальных обрядов, от массовых народных празднеств, где пляска, песня, игровые сценки тесно переплетались между собой, искусство пришло к множеству самостоятельных видов. Искусство древности получило название «синкретическое» (или синтетическое), – соединение танца, музыки, пения, поэзии. К понятию «искусство» относится и театр, и музыка, и танец, и живопись, и архитектура, и кино. Предмет искусства – человек, его жизнь, его труд. Искусство – это одна из форм познания действительности, общественных отношений, внутреннего мира человека, природы. Оно обогащает наш личный опыт яркими картинками жизни, учит жить, правильно оценивать все, что происходит вокруг нас. Искусство – это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно – прикладное искусство, музыка, танец, кино и другие разновидности человеческой деятельности. Они объединяются в качестве художественно – образных форм отражения действительности. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Искусство – это творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Произведения искусства начали создавать ещё в древности, однако некоторые авторы склонны считать искусством только профессиональную деятельность людей искусства в современных странах Запада. В настоящее время в мировой культурной традиции используются понятия об искусстве, берущие свое начало в античности (Греция, Рим). Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на создание и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство. Форма существования искусства - художественное произведение (поэма, картина, балет, кинофильм и т.д.). Искусство использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для танца – движение. Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы. В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография. Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - музыка, литература. Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - хореография, театральное искусство, киноискусство. Пространственно – временные виды искусств исповедуют одновременно как пространственные, так и временные приоритеты в раскрытии образа. Существуют и другие системы классификации видов искусства: изобразительные виды (живопись, графика, скульптура) и неизобразительные (архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, хореография, балет); статические и динамические. К статическим видам искусства можно отнести живопись, графику, скульптуру, архитектуру. К динамическим видам искусства можно отнести музыку, хореографию. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Хореография относится к неизобразительным динамическим видам искусства. Каждый вид искусства в отдельности имеет свои специфические законы отражения жизни, свои особые формы и средства, свой материал. Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом. Писатель, композитор, балетмейстер воспроизводят в своих произведениях жизнь современного ему общества.
Тема 2. Хореография как вид искусства Танец (от польского taniec и от немецкого tanz) – это вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Что такое хореография? Что мы подразумеваем под этим словом? Многие считают, что хореография – это танец, или хореография – это балет. Вначале хореографией именовалась система условных знаков для записи танцев (этот термин был введен в 1700 году французским учителем танцев Раулем Фейе). Термин «хореография» происходит от греческого «choreia» – пляска и «grapho»- пишу. То есть, первоначальное значение слова – запись танца. Позже смысл этого слова стал значительно шире, и понятие хореография в настоящее время включает в себя все то, что относится к понятию танца: и профессиональный классический балет, и народные танцы, и бальные танцы, и модерн. С конца 19 века термин хореография – это танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях. Танец зарождался в комплексе с другими видами искусства. С другими видами искусства хореографию объединяет задача отражения жизни, раскрытия богатства и многообразия внутреннего мира человека. Однако если литературе служит слово, музыке – звуки, живописи – краски, то хореография пользуется всем богатством пластической выразительности человеческого тела, его безграничными возможностями. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Истоки танцевальной образности коренятся в движениях человеческого тела, имеющих обобщающее значение. Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. Вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, танец не может существовать. Ритм ударных инструментов, сопровождающий танцы некоторых восточных и африканских народов – это тоже разновидность музыки. Вместе с тем хореография – зрелищное искусство, отсюда рождается необходимость его изобразительного оформления. Образ танца дополняется костюмом, декорациями. Танец – искусство, развивающееся во времени, способное выражать не только состояние, но и поступки, действия. Танец организован в пространстве. Танцевальное искусство зародилось в глубокой древности. Еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. Одна из гипотез о происхождении танца - танец произошел из-за необходимости первобытных людей в общении, передачи какой-либо жизненно важной информации. Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Первобытные пляски обязательно имели четкий смысловой стержень, включали пантомиму, элементы подражания. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Познавая мир, человек пытался имитировать (подражать), играть. В играх отражались чувства человека, стремление к счастью и т.д. Имитация окружающего явилась основой танцевального искусства. Первобытный танец возник из эмоций и был напрямую связан с острейшими переживаниями. Эстетическое переживание, эмоции, своеобразное «художественное чувство», пережитые многократно первобытным человеком, постепенно развилось, усовершенствовалось, превратилось в одну из существенных человеческих потребностей. ДревнегреческийфилософПлатон указывал, что человек отличался от животного осознанным чувством гармонии. Но человек не просто имитировал, отбирал отдельные движения, детали – он их стилизовал. Это первичная танцевальная лексика. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Первобытный человек жил в постоянном страхе перед могуществом стихийных сил природы, которые могут то принести ему благо, то причинить зло. Он обожествлял их, пытался умилостивить своих многочисленных богов. Для человека первобытного общества танец - это способ мышления и жизни. Это можно проследить и в наскальных рисунках, и орнаментах, и в древних плясках, языческих играх и обрядах. Среди первобытных танцев преобладали ритуальные танцы, к которым относятся охотничьи и военные. Это мужские танцы. Охотничьи танцы. Охота давала пищу и одежду, развивала у охотников смелость и находчивость. Вот почему охотничья пляска стала первой пляской первобытного человека. В этих древнейших плясках были сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Древнейшие люди умели мастерски копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них в танце. Такое перевоплощение, по их мнению, помогало набраться храбрости, выносливости, свойственной тому или иному животному. У каждого племени было свое священное животное, которому покланялись, в честь которого танцевали. В охотничьих танцах человек подражал то движению зверя, то охотника, причем, изображался обязательно знакомый всем зверь. Задача этих танцев ясная и простая: магически воздействовать на результаты охоты, т.е. задобрить божество, укрепить уверенность охотника в себе, запугать преследуемое животное, - и таким образом одержать победу, добыть себе и племени пищу. Бешеные скачки, имитация повадок зверя, устрашающие крики и притопывания создавали, как бы мы сказали теперь, условную картину охоты. Охотничьи танцы являлись своего рода репетицией охоты. В охотничьих плясках мужчины учились выслеживать зверя, маскироваться, тренировали свою наблюдательность, то есть в танце происходила психологическая и физическая подготовка, что способствовало удаче в охоте. Здесь проявляется утилитарность танцевального искусства (утилитарность – действие, связанное исключительно с практической выгодой, пользой). Человек верил в то, что танец действительно помогает ему в осуществлении этой важной части жизни. Одновременно с этой утилитарной задачей рождалось и эстетическое переживание, как у «актера» (танцующего), так и у зрителя (смотрящего). Военные танцы. У первобытных народов было много воинственных плясок. Они были «игрой» в предстоящую войну, своеобразной репетицией ожидаемых событий. Это тоже своего рода охота – охота на человека. В жизни первобытного человека присутствовали борьба за землю, за стада скота и т.д. По численности они уступали только охотничьим пляскам. В дальнейшем, воинственные танцы получили свое развитие в искусстве Древней Греции, Рима. Военные танцы подразделяются: до боя и после боя. Цель танцев, исполняемых перед боем, поднять боевой дух воинов, настроить их на битву. Танцы, исполняемые после боя, могли быть победными или печальными - оплакивать погибших. К этой же группе относились танцы пленных. Многие военные пляски исполнялись с оружием в руках. Существовали военные пляски, имитирующие бой, т.е. - борьба с воображаемым противником. Ритуальные пляски объединяли соплеменников, вдохновляли на достижение общей цели. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний. В первобытнообщинном обществе можно выделить четыре основных обряда: свадебные, рождение ребенка, инициация (совершеннолетие), похоронные (погребальные). Нередко танец был основан на воспроизведении движений, соответствующих роду деятельности, трудовым процессам – ловля животных, гребля, обработка земли, сбор плодов. С образом женщины были связаны образы огня и продолжения рода. Помимо женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ полезного для племени растения. Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, всегда были как - то направлены, имели строго определенную цель. Танец здесь выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояние. Есть общая характерная черта в исполнении танцев древности – экстатичность, т.е. искренняя убежденность во всесилии танца, его полезности. У ритуальных и обрядовых танцев нет четкого разделения между зрителем, исполнителем и создателем. Как правило, ритуальные танцы исполнялись в кругу. В первую очередь это связано с магическим смыслом: культ Луны и Солнца, взывание к плодородию, благополучию. С другой стороны это самая удобная форма исполнения массового обрядового танца, так как в этих плясках участвовали все. Кроме круга для древних танцев характерно положение каре. Самое распространенное движение в танцах древности - топанье, возможно, потому, что оно заставляло землю трепетать и покоряться человеку. В качестве аккомпанемента использовались хлопки в ладоши, удары ног, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов. Это обращение к божеству, желание пляской умилостивить своих многочисленных богов. Характерная черта древнего периода – наличие шаманов – профессиональных танцовщиков. Профессия шаманов передавалась из поколения в поколение. Для того чтобы из простых движений человека получился танец – этого мало. Танец включает в себя два элемента: движение и ритм. Ритм – (от греческого слова) это стройность, соразмерность. Ритм в хореографии – это строго закономерное чередование движений человеческого тела. В процессе труда человек выполнял движения, которые повторяются через определенные промежутки времени. Гребец опускает весла в воду – гребет, сеятель, шагая размеренно, разбрасывает семена в поле. В определенном ритме косит крестьянин, колет дрова лесоруб и т. д. Ритм этот может замедляться или ускоряться, однако во всех случаях и при всех обстоятельствах человек находит тот ритм, который в данных конкретных условиях обеспечивает наибольшие результаты трудовых усилий. Возникновение чувства ритма в процессе работы ускорило появление танца. Вопросы к темам 1, 2: 1. Объяснить понятие «искусство»? 2. Необходимость существования различных видов искусства? 3. Что такое «синкретизм», «утилитарность»? 4. Значение терминов «танец» и «хореография»? 5. Специфика хореографического искусства?6. Значение ритма в хореографии? Список литературы к темам 1, 2: 1. Балет. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1981. 2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999. 3. Белова М.Г. Искусство (на подступах к пониманию).- М., 2003. 4. Блок Л.Д. Классический танец: История и соврем. - М.: Искусство,1967. 5. Брейль А. Первобытное искусство. – Новосибирск, 1971. 6. Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. - М., 1970. 8. Зись А. Виды искусства. – М.: Знание, 1979. 9. Кабо В. Р. Синкретизм первобытного искусства. - М.: Наука, 1972. 10. Королева Э.А.Ранние формы танца. Кишинев, 1971. 11. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб., 1998.
Тема 3.Виды хореографии. 1.Фольклорный танец. 2.Театрально-сценический танец (классический, характерный, исторический, современный). 1. Фольклорный танец или народный – один из древнейших видов народного искусства. Он находится во взаимосвязи с историей и отражает национальный дух. Фольклор - это культурное достояние народов мира, отражающее их обычаи, привычки, музыку, костюмы и историю.Термин «народный танец» предназначен для танцев, которые в значительной степени связаны с традицией и зародились в те времена, когда существовали различия между танцами «простого народа» и танцами «высшего общества». Он складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой. Несмотря на различия, фольклорные танцы разных стран имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций. Он выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя. Фольклорный танец – неотъемлемая часть народных обрядов и празднеств. Постепенно, отходя от обрядовых действий, он наполнился новым содержанием, отражавшим особенности быта. Народный танец - искусство, основанное на творчестве самого народа. Он подразумевает соучастие зрителей, в нем запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Хотя фольклорный танец может исполняться и в городах, истоки его почти всегда связаны с сельской местностью. Он передается от поколения к поколению.Фольклорные танцы относятся к производственной деятельности народа. Они подразделяются на несколько типов: сельскохозяйственные танцы, трудовые, охотничьи, воинские, любовные и т.п. 2. Театрально – сценический танец -один из основных видов танца, предназначенный для зрителей, и предполагающий создание хореографического образа на сцене. Сценический танец возник из народного танца в процессе профессионализации танцевального искусства. Он развивался и видоизменялся на протяжении веков. В XVII веке начала складываться современная система сценического танца с разделением на классический и характерный танец. В начале XX века система театрально – сценического танца продолжает развиваться и вбирает в себя элементы других пластических и танцевальных систем - народных, бытовых, бальных танцев, драматической пантомимы и свободной пластики. В театрально – сценическом танце исполнение связано с актерским искусством, а постановка с балетмейстерским. Классический танец – исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовке сценического образа. Термин «классический танец» возник в России в конце XIX века (до этого были термины «серьезный танец», «благородный», «академический»). Художественные особенности классического танца начали складываться в XVI веке в Италии. Дальнейшее развитие система классического танца получила во Франции, где получила свою терминологию.Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал французский балетмейстер Пьер Бошан (1637–1705), живший и творивший во времена короля Людовика XIV. Бошан начал создавать терминологию танца. Он установил и ввел в практику 5 позиций ног и «выворотность», которая есть в каждой из позиций. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений легли в основу школы классического танца. Она построена на изучении различных групп движений: приседания (plie),отведение ноги, шаги (battement), прыжки (элевация), вращения (pirouette, tour, fouette), положения корпуса (attitude, arabesque). В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы. Движения строятся на основе выворотности ног. В теории классического танца разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croise) и нескрещенных (efface) позах, а также о движениях внутрь (en dedans) и наружу(en dehors). Урок классического танца - совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков. Европейская система классического танца является главным выразительным средством балета. Балет - это высшая форма хореографического искусства. Хореографическое искусство поднимается в нем до уровня музыкально – сценического представления. Классический танец связан с профессиональной музыкой, дающей ему образно – содержательную основу. Характерный танец – разновидность сценического танца, одно из выразительных средств балетного театра. Этот термин менял свое значение в различные эпохи. В начале XIX века термин служил определением танца в характере, в образе (крестьянин, матрос, нищий и т.д.). Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж. Характерный танец насыщен изобразительными элементами. Карло Блазис (1795 – 1878) стал называть характерным любой народный танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина соблюдается и сейчас. Т.е. в настоящее время характерный танец в балете – это либо национальный танец, либо танец, несущий в себе характеристику героя (цыганский танец, танец Кота, танец Колдуньи и т.д.). Характерный танец встречается практически во всех классических балетах: «Пламя Парижа», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Легенда о любви» и др. «Классический танец помог характерному обобщить пластические интонации народного творчества» (Слонимский Ю. «В честь танца»). Но нельзя переносить в балет на сцену танцы, как они бытуют в жизни. Должна быть не мозаика из народных танцев, а новый пластический язык. В конце XIX века был создан экзерсис характерного танца (позднее утвержден как учебная дисциплина), где различные движения народного танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Его появление как обязательного предмета, было продиктовано утверждением большого количества танцев разных народов в балетных спектаклях: испанских, венгерских, польских и т.д. В 1939 году, в результате накопленного опыта в подготовке танцоров, появляется уникальный труд А.Лопухова, А. Ширяева и А. Бочарова – «Основы характерного танца», который считается первым учебником о преподавании характерного танца. В народно – характерном танце мало прямых линий, много невыворотных позиций, изогнутых линий. Много затянутых падений на подъем, колено. Много перескоков с носка на каблук, элемент каблука вообще играет аккомпанирующую роль. Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX - начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца модерн и постмодерн. Современный танец - направление сценической хореографии, отвергающее традиционные балетные формы и включающее различные виды свободных, пластических, ритмических, ритмо - пластических и других танцев. Основными принципами танца модерн являются: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Современное направление хореографии – танец модерн зародился в конце XIX - начале XX века в США и Германии.Истоки этого направления - в идеях теоретика и педагога Франсуа Дельсарта, в системе Эмиля Жака-Далькроза и искусстве Айседоры Дункан. Танец модерн появился как стремление создать новую хореографию, отвечающую потребностям человека XX столетия. Франсуа Дельсарт (1811 - 1871) - французский певец, вокальный педагог и теоретик сценического искусства. Он был весь поглощен мыслью о «постановке эстетики человеческого тела», то есть выразительности на научной почве. Знаменитая системы Франсуа Дельсарта не сохранилась в письменном изложении и была восстановлена по записным книжкам и заметкам его учениками. Несколько изданий системы Дельсарта вышло из-под пера других авторов. В дальнейшем это учение определилось как система «эстетической гимнастики», с прибавлением «свободных танцев». Ритмическая гимнастика (ритмика) - система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Жак-Далькроз был преподавателем сольфеджио и гармонии в Женевской консерватории. Метод заключается в развитии чувства ритма, чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система способствует развитию внимания и памяти. Не следует смешивать его систему с танцевальными школами. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900 - 1912 годам. В Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Айседора Дункан (1877 – 1927) - американская танцовщица, считается основоположницей свободного танца - предтечи танца модерн. Она использовала древнегреческую пластику, хитон вместо балетного костюма, танцевала босиком. Айседора Дункан увлекалась Ницше (немецкий философ). Она, как и ее единомышленницы, мечтала о создании нового человека, для которого танец будет так же органичен, как глоток воды. Создательница свободного танца, Дункан была не просто артисткой или танцовщицей. Ее стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Своим танцем Айседора Дункан восстанавливала гармонию души и тела. Она настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, импульсом для появления танца должен стать язык души. «Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза «красота линий» сама по себе — абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели». Все эти идеи, новаторские по своему характеру, естественно, вступали в противоречие с балетной школой того времени. Искусство Айседоры Дункан было в высшей степени индивидуальным, вытекавшим из ее особого дара, из особой притягательности ее личности. Она избавила танец от функции развлечения и вернула его к функции самовыражения. Танец модерн - одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX — начало. XX вв. в США и Германии. Термин «танец модерн», войдя в употребление, вытеснил другие термины: свободный танец, дунканизм, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный, экспрессионистский, возникавшие в процессе развития этого направления. Среди основоположников танца модерн в Америке можно назвать Марту Грэхем, Дорис Хамфри, Чарльза Вейдмана. Они начали свой путь в школе «Денишоун», которая, как и одноименная труппа, была основана Рут Сен-Дени и Тедом Шоуном. Мери Вигман - немецкая танцовщица, хореограф, основоположница европейского танца модерн. Танец Постмодерн - направление искусства танца, развивавшееся в США и Европе в 1960—1970-е гг., ведущими представителями которого являются Мерс Каннингхэм, Алвин Николаи, Пол Тэйлор, Триша Браун и др.
Историко - бытовой танец. Историко-бытовыми считаются те танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения. Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю. В этих танцах оживает лицо истории, возрождаются нравы исчезнувшего быта. В исторических танцах отражены вкусы различных социальных слоев, различных классов: от королевской семьи и придворной среды до сравнительно демократических групп городского населения. Историко – бытовой танец, по сути дела, народный танец. Его корни уходят в народное творчество. Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах и т. д. Вопросы к теме 3. 1. В чем отличие театрально – сценического танца от фольклорного? 2. Классический танец как система? 3.Как менялось значение термина «характерный танец» в различные эпохи? 4. Назвать основные принципы танца модерн? Список литературы к I разделу: 1. Балет. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1981. 2. Блок Л.Д. Классический танец: История и соврем. - М.: Искусство,1967. 3. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец.- М.: 1963. 4. Заикин Н.И.Фольклорный танец и его сценическая обработка. - М.,1999. 5. Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца. Л. М., 1939. 6. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец.- М.:ГИТИС,2000.
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 810984 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Деньги. | | | О плове: ТАЙНА КАЖДОЙ БУКВЫ |