Читайте также:
|
|
Разработку клинической классификации расстройств личности затрудняет многообразие вариантов аномальных личностей и существование многочисленных переходных типов. Анализируя типологию психопатий (расстройств личности), K. Schneider справедливо отмечает, что неизмеримо большое число душевных обликов, даже в аномальных вариантах, не поддается понятийному упорядочению по образцу клинической диагностики. Выделению сопоставимых типов расстройств личности препятствуют особые положения расстройств личности среди других нозологических форм. Одним полюсом они примыкают к эндогенным психозам, а другим — к широкому кругу психогений. Такое положение нередко ведет к смешению различных принципов (клинического, психологического и социального) при создании систематики психопатических состояний. Наибольшую известность получили следующие классификации расстройств личности.
Классификация E. Kraepelin (1915)выделяет 7 групп: 1) возбудимые; 2) безудержные (неустойчивые); 3) импульсивные (люди влечений); 4) чудаки; 5) лжецы и обманщики (псевдологи); 6) враги общества (антисоциальные); 7) патологические спорщики. Эклектичность представленной типологии очевидна. Одни группы объединены по клинико-описательному принципу, а другие — по социально-психологическим или чисто социальным критериям.
В систематике K. Schneider (1928) выделяется 10 типов психопатических личностей. Гипертимики — уравновешенные, активные люди с веселым нравом, добродушные оптимисты или возбудимые, спорщики, активно вмешивающиеся в чужие дела. Депрессивные — пессимисты, скептики, сомневающиеся в ценности и смысле жизни, подчас склонные к самоистязанию и утонченному эстетизму, приукрашивающему внутреннюю безотрадность. Неуверенные в себе — внутренне скованные, склонные к угрызениям совести, застенчивые люди, иногда скрывающие эту черту слишком смелой или даже дерзкой манерой поведения. Фанатичные — экспансивные, активные личности, борющиеся за свои законные или воображаемые права, либо чудаковатые, склонные к фантазиям, отрешенные от действительности вялые фанатики. Ищущие признания — тщеславные, стремящиеся казаться значительнее, чем они есть на самом деле, эксцентричные в одежде и поступках, склонные к вымыслам. Эмоционально лабильные — лица, склонные к неожиданным сменам настроения. Эксплозивные — вспыльчивые, раздражительные, легковозбудимые. Бездушные — лишенныечувства сострадания, стыда, чести, раскаяния, совести. Безвольные — неустойчивые, легко подверженные как положительным, так и отрицательным влияниям. Астенические — лица, ощущающие свою душевную и психическую недостаточность, жалующиеся на низкую работоспособность, затруднения в концентрации внимания, плохую память, а также повышенную утомляемость, бессонницу, головные боли, сердечные и сосудистые расстройства. Классификация K. Schneider построена на основе выделения преобладающих характерологических черт, т.е. по описательно-психологическому принципу. В противоположность приведенным типологиям в классификации E. Kretschmer (1930) все личностные аномалии объединены в две группы: шизоидов и циклоидов. Шизоиды и циклоиды, по мнению E. Kretschmer, — это личности, «колеблющиеся» между болезнью и здоровьем. Циклоиды — простые натуры с непосредственным, естественным и непритворным чувством. Наиболее часто повторяются у них следующие черты темперамента: либо общительность, мягкосердечие, приветливость, добродушие, либо веселость, юмористичность, живость, горячность, либо спокойствие, грусть, мягкость. У шизоидов, по E. Kretschmer, различают «внешнюю сторону» и «глубину». Внешней стороной является язвительная суровость или угрюмость, колкая ирония, пугливость, молчаливая замкнутость. Шизоиды считают, что их представления никому не доступны, все это только для них одних. Многие шизоиды, по определению E. Kretschmer, подобны римским виллам с закрытыми от яркого солнечного света ставнями, в полумраке которых происходят празднества.
Для объяснения двух основных конституциональных типов (шизоиды и циклоиды) E. Kretschmer выдвинул концепцию полярных свойств соответствующего темперамента. Циклотимический круг определяют различные соотношения между повышенным и депрессивным аффектом. Шизоидам свойственна психэстетическая пропорция, т.е. различные соотношения между гиперестезией (чувствительностью) и анестезией (холодностью).
В отечественной психиатрии начиная с 30-х годов наибольшее признание получила классификация П.Б. Ганнушкина (1933).
П.Б. Ганнушкин выделил следующие типы психопатических личностей: циклоиды, астеники, шизоиды, параноики, эпилептоиды, истерические характеры, неустойчивые, антисоциальные и конституционально глупые. В этой классификации лишь отчасти используется клинико-описательный критерий, ранее лежавший в основе классификаций E. Kraepelin и K. Schneider. Наряду с типами психопатий, выделенными на основании клинических и психологических особенностей (неустойчивые астенические и др.), в классификации П.Б. Ганнушкина есть группа так называемых конституциональных предрасположений, или конституциональных психопатий (шизоиды, циклоиды, эпилептоиды и др.), соответствующих определенным психозам. По сравнению с систематикой E. Kretschmer классификация П.Б. Ганнушкина типологически значительно более дифференцирована. Кроме того, психопатические типы здесь приобрели большую клиническую определенность.
Прежде всего это относится к группе шизоидов. Заимствовав у E. Kretschmer термин «шизоид», П.Б. Ганнушкин, исходя из концепции, изложенной в работе о шизоидной конституции, значительно сузил границы шизоидной психопатии, придав ей более конкретное клиническое содержание. Психические особенности шизоидной конституции, по мнению П.Б. Ганнушкина, соответствуют изменениям при латентной шизофрении по E. Bleuler. Общим в концепции конституциональных психопатических типов E. Kretschmer и П.Б. Ганнушкина является стремление сформировать типологию психопатий в соответствии со сходными по психопатологической структуре, но более резко очерченными болезненными состояниями, встречающимися при эндогенных психозах. При общности подходов к типологии психопатий взгляды П.Б. Ганнушкина и E. Kretschmer на клинико-патогенетическое значение выделенных ими конституциональных типов существенно различаются. Если E. Kretschmer рассматривает шизоидную психопатию как один из начальных этапов психоза, то П.Б. Ганнушкин далек от такого однозначного решения вопроса. При анализе взаимоотношений эндогенных психозов и аномалий личности в клиническом аспекте П.Б. Ганнушкин выступает за их более четкое клиническое деление, указывая на недостаточность разграничения лишь по выраженности болезненных проявлений. По мнению П.Б. Ганнушкина, внепроцессуальное усиление шизоидных черт может «доразвиться» до состояния, находящегося уже на рубеже между психическим здоровьем и болезнью (патологический характер, пограничный тип), т.е. до уровня психопатии. Вместе с тем такой аномальный склад личности, возникающий не вследствие внешних (болезненных, психогенных и т.д.) воздействий, а под влиянием иных (наследственность, конституция и др.) причин, может послужить почвой для развития психического заболевания. Однако такая психическая конституция не предопределяет возникновение психоза. Более того, в некоторых случаях эндогенные заболевания манифестируют у лиц без соответствующего предрасположения.
На современном уровне психопатии (расстройства личности) рассматриваются как клинически значимые состояния поведенческих типов, которые имеют тенденцию к устойчивости и являются выражением характеристик свойственного индивидууму стиля жизни и способа отношения к себе и другим. Некоторые из этих состояний и типов поведения появляются рано в процессе индивидуального развития как результат влияния конституциональных факторов и индивидуального опыта, в то время как другие приобретаются позднее. Согласно МКБ-10, расстройства личности разделяются на ряд вариантов.
Расстройство личности ананкастное (F60.5). Обсессивно-компульсивнаяличность, характеризующаяся чувством внешней незащищенности и сомнениями, которые приводят к чрезмерной совестливости, упрямству, осторожности и ригидности. Могут отмечаться упорные и неприятные мысли или побуждения, которые, однако, по выраженности не соответствуют обсессивно-компульсивному расстройству. Часто наблюдаются перфекционизм и дотошная аккуратность, вследствие которых возникает необходимость в многократной проверке деталей.
Расстройство личности истерическое (F60.4). Характерными признаками являются небольшая глубина и лабильность эмоций, драматичность, театральность, чрезмерное (преувеличенное) выражение эмоций, внушаемость, эгоцентричность, потворство своим желаниям, недостаточное внимание к другим, уязвимость чувств, постоянное стремление к признанию, восхищению и вниманию.
Расстройство личности диссоциальное (F60.2).Особенностями являются неуважение к социальным обязанностям в сочетании с недостаточным сочувствием и бездушным безразличием по отношению к другим. Наблюдается выраженное несоответствие поведения общепринятым социальным нормам. Поведение плохо корригируется личным опытом, включая наказание. Отмечаются низкая фрустрационная толерантность и низкий порог реакций агрессии, включая насилие. Присутствует тенденция обвинять других или выдвигать вероятные рациональные объяснения поведения, приводящего к конфликту индивидуума с обществом. Включает аморальную, антисоциальную, психопатическуюи социопатическую личности (расстройства личности).
Расстройство личности зависимое (F60.7). Для него характерна склонность в принятии как важных, так и более мелких жизненных решений во всем пассивно полагаться на других людей, выраженная боязнь остаться в одиночестве, переживания беспомощности и неспособности к самостоятельным действиям, пассивное подчинение желаниям других людей, в частности старших, слабая реакция на требования повседневной жизни. Недостаток энергии может проявляться в интеллектуальной или эмоциональной сфере; часто отмечается тенденция реагировать на неприятности, перекладывая ответственность на других.
Расстройство личности параноидное (F60.0). Характерными признаками являются чрезмерная чувствительность к препятствиям, злопамятность, подозрительность, тенденция к искажению опыта посредством истолковывания нейтральных или дружественных действий как враждебных или презрительных, а также агрессивное и упорное отстаивание своих прав. Может наблюдаться склонность к патологической ревности либо чрезмерное подчеркивание собственной важности и отнесение происходящего на свой счет.
Расстройство личности тревожное (избегающее) (F60.6). Характерны чувства напряжения, опасения,незащищенности, ущербности. Наблюдаются постоянное стремление нравиться и быть принятым, повышенная чувствительность к неприятию другими и критике в сочетании с ограниченными личными привязанностями и тенденцией к избеганию определенных видов деятельности посредством привычного преувеличения потенциальной опасности или рискованности повседневных ситуаций.
Расстройство личности шизоидное. Характерными признаками являются уход от эмоциональных, социальных и других контактов, преобладание фантазирования и индивидуальных видов деятельности, интроспективная направленность, неспособность к выражению чувств ииспытанию удовольствия.
Расстройство личности эмоционально неустойчивое (F60.3). Характерными признаками являются выраженная тенденция к импульсивным действиям без учета последствий, непредсказуемое и изменчивое настроение. Наблюдаются склонность к бурным эмоциональным взрывам и неспособность контролировать поведенческие проявления. Отмечается склонность к задиристому поведению, взрывчатости, конфликтам, особенно при попытке ограничить или сдерживать импульсивные действия. Различают два типа расстройства: первый — импульсивный, характеризующийся в основном эмоциональной неустойчивостью и недостаточным контролем побуждений, и второй — пограничный, характеризующийся, в дополнение к перечисленным выше проявлениям, нарушениями образа Я, целей, внутренних предпочтений, а также насыщенными и нестабильными межличностными отношениями, тенденцией к саморазрушающему поведению, проявляющейся суицидальными попытками, в том числе демонстративными.
Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 66 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |