Читайте также:
|
|
Иммунологи создают новые вакцины, совершенствуют уже имеющиеся и составляют оптимальные графики иммунизации населения, подбирая для каждого возраста свои прививки. Однако на этом пути ко всеобщему здоровью и процветанию они сталкиваются с неожиданной трудностью: люди отказываются от вакцинации, поскольку опасаются осложнений.
До недавнего времени вакцинацию проводили старым добрым пастеровским методом — вводили в организм ослабленных или убитых возбудителей заболевания. Вакцины получались эффективные, правда, не всегда безопасные. Например, противооспенная вакцина, хотя и доработанная с 1796 года, иногда вызывала энцефалит и миокардит. Оральная вакцина против полиомиелита, созданная в 1950-е годы, вызывала паралич в одном случае из миллиона. Можно привести и другие примеры — их немного, но достаточно, чтобы общественность во второй половине ХХ века перестала доверять вакцинации.
Ни одну из этих потенциально опасных вакцин больше не используют, и все же антипрививочные настроения в обществе остались. Как отмечает руководитель центра исследования вакцин фармацевтической компании «Novartis Vaccines and Diagnostics» (Сиена, Италия) Рино Раппуоли, если причина болезни неясна, люди обвиняют вакцину. Например, они почему-то решили, что прививка от кори, свинки и краснухи вызывает аутизм. Когда специалисты доказали, что это не так, вредоносное действие стали приписывать тимеросалу — ртутному компоненту некоторых вакцин, обеспечивающему стерильность. Ученые установили непричастность тимеросала к аутизму, но это не убедило «фундаменталистов», которые продолжают настаивать, что заболевание вызвано вакцинацией. На нее же сваливают и «синдром войны в Заливе», которым страдают ветераны войны с Ираком 1991 года. Этим термином называют широкий круг заболеваний, среди которых потеря памяти, хроническая усталость, головокружения и опухоли суставов. Перед отправкой в Персидский залив военнослужащим сделали множество прививок, в том числе от сибирской язвы, потому что опасались применения биологического оружия, а вакцины содержали ртуть и сквален, на которые теперь и сваливают все проблемы со здоровьем ветеранов. Скорее всего, самочувствие военных объясняется стрессом, пережитым во время боевых действий. Во всяком случае, похожие симптомы испытывали участники Гражданской войны в США, которым прививали только оспу, но борцов с прививками это не убеждает. У вакцин есть производители, и судиться с ними соблазнительно. Прецеденты уже есть.
Безвредность вакцины — понятие относительное. Небольшую болезненность, или отек на месте инъекции, или даже кратковременное повышение температуры медики считают приемлемыми последствиями вакцинации, однако население, особенно на Западе, с этим не согласно. И их можно понять, поскольку вакцину в отличие от лекарств вводят людям, которые перед этим чувствовали себя хорошо.
Отказываясь от вакцинации и не прививая своих детей, люди уверены, что никто не заразится. Они просто забыли, насколько тяжелы и смертельно опасны оспа, корь, коклюш и многие другие болезни, практически исчезнувшие из нашей жизни именно благодаря всеобщей вакцинации. Но возбудители инфекции никуда не делись, и массовый отказ от прививок порождает эпидемии. Именно поэтому в Европе сейчас имеют место вспышки кори: люди перестали прививаться и болезнь вернулась. А после распада СССР, когда разрушилась и система здравоохранения страны, по России прокатилась эпидемия дифтерита. По мнению специалистов, вероятность заболеть без прививки значительно выше, чем получить из-за нее осложнение. И приходится современным иммунологам заниматься санпросветом, как во времена Дженнера и Пастера.
Те, кто читал повести братьев Стругацких, помнят, конечно, замечательное достижение медицины будущего — инъекцию «бактерии жизни». Один укол, и человек больше ничем никогда не заразится. К сожалению, такая инъекция до сих пор остается фантастической идеей, хотя иммунологи упорно стремятся к ее реализации. Пусть не одна прививка, пускай несколько, но от всего. За два века, прошедшие после начала оспопрививания, появилось множество вакцин, которые спасли несчетное количество жизней, но до сих пор не на всякую заразу есть прививка. Открытие TLR прибавило ученым понимания того, как должна быть устроена эффективная вакцина. Они стали более осмысленно использовать адъюванты — усилители отклика иммунной системы.
Их открыли эмпирически в 20-х годах ХХ века, а действие объясняли предположительно. Теперь же специалисты понимают, что в роли адъювантов выступают стимуляторы клеток врожденного иммунитета, и выбирают, соответственно случаю, ослабленные микроорганизмы или вирусные нуклеиновые кислоты. И медики, и больные пребывают в напряженном ожидании, что вот уже совсем скоро, чуть ли не завтра, появятся у нас средства и против рака, и против СПИДа, и против туберкулеза. Ожидание затягивается. Множество новых вакцин находится сейчас в разработке, но дальше клинических испытаний дело пока не продвинулось. Впрочем, создание эффективного и безопасного препарата — дело долгое.
Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 82 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |