Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Бытие и его основные формы

Читайте также:
  1. I. Основные богословские положения
  2. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  3. II форма — эндокринные формы ожирения
  4. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  5. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  6. II. По субъективной стороне в зависимости от формы вины выделяют: неосторожных и умышленных преступников.
  7. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  8. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  9. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.
  10. III. Основные положения синтетической теории эволюции

Особенность материи – существование независимо от сознания. Специфика сознания как одного из свойств материи (человеческого мозга) заключается в отражении материального мира. Но есть ли что-либо общее, присущее как материи, так и сознанию? Да есть Таковым является то, что они существуют. И то, и другое – реальность. Одна из них объективная, другая – субъективная. Эго единство всего реально существующего и обозначается философской категорией бытия как совокупной реальности

В самом широком смысле – философская категория «бытие» относится ко всему существующему. Она противоположна категории «небытие» «Быть или не быть – вот где решение вопроса», – так впервые выразил эту мысль древнегреческий философ Парменид. Для него бытие представлялось в виде шара, который служил футляром, ограничивающим все, что существует в мире Демокрит рассматривал бытие как то, из чего состоит все существующее. Таковым он считал атомы. Платон полагал, что бытие – это «идея, ведущая самостоятельную жизнь». Оба мыслителя определяли бытие как некое основание многообразия всего существующего.

Подход к пониманию бытия Демокритом и Платоном по существу сохранился и в последующем. Оно так или иначе понималось как нечто или материальное, или идеальное, составляющее основу всего многообразия мира. В религиозном мировоззрении истинное бытие представляется как «божественная сущность».

Объективный идеализм подлинную сущность бытия рассматривает в «абсолютной идее», «мировом духе». Наиболее рельефно эта мысль была выражена Гегелем. Материалисты вслед за Демокритом пытались определить бытие как некую субстанцию, основу всего многообразия материальных проявлений, то, что называется природой.

Но что такое «небытие»? Конкретный пример: было озеро, затем оно исчезло. В этом случае превращение в небытие чего-либо конкретного переходит в бытие другого. Было озеро – стала суша, но суша тоже форма бытия. Следовательно, небытия как такового не существует.

Три обстоятельства затрудняют понимание бытия.

Первое: является ли бытие бесконечным в пространстве и вечным во времени. О конкретном предмете природы, человеке можно сказать, что он здесь, но одновременно не может быть везде. Что касается бытия, то оно и здесь, и там, везде. Небытия представить невозможно, да его и не существует То же относится к бытию и во времени. Бытие всегда было, есть и будет.

Вторая трудность относится к пониманию бытия духа, идеи. Является ли бытие духа столь же вечным во времени и бесконечным в пространстве, как бытие материального мира? Согласно религиозному и идеалистическому представлению дух существовал всегда. Больше того, именно дух – творец всего существующего. Материализм исходит из того, что материя в своем развитии породила разум.

Третья трудность касается понимания бытия отдельного и общего. В действительности существуют отдельные вещи: этот дом, эта река, это дерево, эта Мария, Петр и т. д. Как можно говорить о бытии домов, рек, женщин, мужчин вообще? Общее существует в отдельном и через отдельное как общие признаки предметов определенного класса.

 

4 Основные этапы становления философского мировоззрения

Мировоззрение возникло в тот период, когда человек выделился из мира животных, и условием его существования стала сознательная коллективная деятельность. Но в этот период он еще не вполне осознавал своего отдельного от окружающей действительности существования, еще не было четкого различия между миром реальным и миром воображаемым. В то же время человек уже понимал, что в своей деятельности он руководствуется сознанием.

В данный период складывалось мифологическое мировоззрение. Миф означает одухотворение всего существующего Человек полагал также, что успех или неудача деятельности зависят от духов, или, как их впоследствии стали называть, богов: бог солнца, бог огня, бог плодородия, бог охоты и т д. Духи по образу и подобию людей разделялись на добрых и злых.

Формой существования и выражения мифов являлись сказания, в которых в виде образов давалось представление о происхождении существующих процессов, проявлениях сил природы и человеческих взаимоотношений. В них содержалось стремление человека понять, как-то объяснить возникновение мира и человека, причины природных процессов, деятельности и поступков людей.

Воплощенные в мифах представления закреплялись в обрядах, верованиях, обеспечивая сохранность традиций, обычаев, норм поведения, регулирующих взаимоотношения между людьми, а также их отношение к природе. В них запечатлевалась накапливаемая мудрость народа, способы деятельности и нормы морали, эстетическое понимание ценности и красоты природы и человеческих отношений.

Второй формой мировоззрения стала религия, хотя четкого ее разграничения с мифами не существует. Религиозное мировоззрение складывалось по мере отделения умственного труда от физического и осознания различия между душой и телом, идеальным и материальным.

Сущность религиозного мировоззрения заключается в удвоении мира, его разделении на духовный и материальный, причем первый представляется как творящий, небесный, а второй как сотворенный, земной. Основу религии составляет вера в существование той или иной разновидности идеальных, духовных сил, отделенных от природы и человека, управляющих ими.

Способом существования религиозного мировоззрения как особой формы общественного сознания является вера в бога как творца всего существующего, а также настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человека. Внешней формой проявления религии является культ как система веками сложившихся ритуалов, обрядов, в которых воплощается вера в потусторонние силы и проявляются индивидуальные чувства человека.

В религиозном мировоззрении закреплялись накапливаемые общечеловеческие ценности, различие добра и зла, нормы нравственности, вера в духовные силы, отделенные от человека и воздействующие на его деятельность и поведение.

Возникновение философского мировоззрения явилось выражением стремления человека к совершенствованию реальных условий своего существования. Философия – ядро мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом яснее различных форм отношения человека к природе, обществу, человека к человеку. Это было становление принципиально нового мировоззрения, основой которого стал разум. Его назначение – рациональный поиск как сути самого человека, так и условий жизнедеятельности общества.

5 Основные проблемы философского мировоззрения

Зачатки философских знаний обнаруживаются уже в VI-V вв. до н. э. в Индии и Китае, а также в наиболее развитых странах Средиземноморья. Особенности восточной философии состояли в том, что в ней еще были сильны элементы мифологического мировоззрения.

Существование деспотических государств в этих странах не способствовало разработке проблем познания внешнего мира, направляло философскую мысль на отречение человека от активной жизни, терпимость ко всему окружающему. Поэтому считалось, что человек должен, прежде всего, совершенствовать свой внутренний мир.

Развитие ремесленного производства, рост торговых связей в странах Средиземноморья, становление рабовладельческой демократии стимулировало поиск представлений о внешнем мире и его познание, активность человеческой деятельности. Эта деятельность двойственна по своей природе: она одновременно и чувственно-рациональная, и предметно-материальная

Эта двойственность поставила перед философией вопрос об отношении идеального и материального, который впоследствии Ф. Энгельс назвал ее основным вопросом. Но это не умаляет значения других ее проблем. Надо сказать, что в марксистской философии он оказался гипертрофированным, и поэтому вся история развития философии рассматривалась как борьба материализма и идеализма, причем последний был объявлен как реакционное, антинаучное направление человеческой мысли.

Надо сказать также, что эти направления не всегда являлись столь противоположными. В своем развитии они подчас близко соприкасались, а иногда и перекрещивались. Это определялось тем, что сама противоположность материи и сознания, чувственно-рациональной и предметно-материальной деятельности человека весьма относительна.

На первый взгляд может показаться, что решение вопроса о первичности материального и вторичности идеального (первая сторона основного вопроса философии) относится только к прошлому, является результатом незнания содержания материального, сущности сознания. На деле все обстоит гораздо сложнее. Современная наука достигла высокого уровня развития, многие тайны природы и сознания раскрыты. Многие, но не все.

Мир «элементарных» частиц оказался настолько сложным, что, кажется, стирается грань между материальным и идеальным. О существовании многих из них мы пока еще можем судить только на основании мысленного эксперимента. Отсюда подчас делается вывод об их нематериальности, возникают представления о субэлементарном мире как о некой духовной, идеальной сущности физического мира или о единстве материального и идеального. Более сложным оказалось решение проблемы возникновения и понимания сознания, мышления. Гипотезу о существовании так называемого «мыслительного поля» еще предстоит доказать или опровергнуть.

Еще сложнее обстоит дело с пониманием соотношения идеального и материального в общественных процессах, которые складываются как результат деятельности людей. Человек прежде чем что-либо сделать практически, сначала определяет цель деятельности, составляет план ее достижения и уж затем идея, мысль находит на практике свое материальное воплощение. Первое условие практической деятельности – осознание ее необходимости. Но как в таком случае ответить на вопрос – что в социальной действительности первично, а что – вторично? Здесь больше оснований для того, чтобы рассматривать сознание людей как первичное, а их предметно-материальную деятельность – вторичной, производной. Вернее будет сказать, что социальная деятельность людей представляет собой единство как материальной, так и идеальной ее сторон.

Вторая сторона основного вопроса философии – может ли человек познавать действительный мир, давать верное отражение действительности. В обыденном сознании этот вопрос не ставится. Каждому ясно, что если бы наши знания не давали верного отражения действительности, человек не мог бы биологически приспособиться к внешнему миру, воздействовать на него. Сложность положительного ответа на вопрос о познании мира состоит в том, что по мере развития знания, науки, количество нерешенных вопросов, область неизвестного не только не уменьшается, но наоборот, увеличивается. Недаром говорят, что с каждой решенной научной проблемой возникает большое количество нерешенных. И в настоящее время не утратила своего значения мысль древнегреческого философа о том, как много надо знать, чтобы убедиться в том, как мало мы знаем.

Познавательный процесс характеризуется не только постоянным возрастанием нерешенных проблем, но и своей противоречивостью, когда верное положение впоследствии оказывается заблуждением, которое всегда сопутствует процессу познания. Еще древние индийские философы утверждали, что если закрыть все двери для заблуждений, в дом никогда не войдет истина.

Бесконечность, противоречивость процесса познания в древнегреческой философии породила сомнение в возможности получения истинного знания. Такое направление получило названиескептицизм. Его крайним проявлением впоследствии стал агностицизм – неверие в достоверность получаемых знаний, отрицание его объективного содержания.

Человек познает действительность не ради простого любопытства. Знания необходимы для обеспечения успеха практической деятельности, повышения ее эффективности в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Практика – основа и цель познания. Практикой же человек подтверждает истинность получаемых знаний.

Если практика является критерием истинности знаний, то степень их воздействия на жизнедеятельность человека, общества служит критерием нравственности. Человеку, особенно на современном этапе его развития, необходимы не любые, хотя бы и истинные знания, а истинно-нравственные знания. Человек не только познает, но и оценивает получаемые знания, следовательно, и сами процессы, предметы, которые в этих знаниях отражаются. Наука, не способствующая решению этой последней задачи, не может рассматриваться как гуманистическая. Не случайно, поэтому проблема гуманизации науки, образования выдвигается в настоящее время на одно из первых мест в жизни общества.

Человек осмысливает не только свои знания и предметы, в них отраженные, но и характер той деятельности, которую он совершает. Осмысление деятельности и, следовательно, ориентацияв социальной и природной действительности, составляет важнейшую сторону философского мировоззрения.

Итак, поскольку индивидуальная личность каждого мировоззрения, то есть лишь индивидуально значимо истинное и одновременно обусловленное исторически в мере своего совершенства и адекватности "содержательное" мировоззрение.

 

6 Разделы философскогознания

Философское знание - это осмысление, понимание, умение постигать причины явлений; это отношение к миру, руководствующееся только разумом; это обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

- имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

- не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

11. опирается на категории - предельно общие понятия;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Принято выделять 3 основных содержательных раздела философского знания:

Антология – учение о сущном, первоначальном в стремлении понять единство окружающего мира. Мыслители выдвигали разнообразные точки зрения, определяя тем самым развитие философии от 7 до 15 в до н. э.

Гносеология – раздел философского знания, в котором исследуется природа истинного знания, его критерий. Наиболее полно этот раздел философии разрабатывался в 16-17 вв.

Методология - раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Методология разрабатывалась главным образом в 18 – 19 века. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется. Т.о философия определяется тремя разделами.

 

7 Особенности современной мыслительной ситуации в онтологии

и гносеологии

Проблематика различных отраслей философского знания может быть спроецирована на архитектуру. Не претендуя на всеохватную разработку, можно наметить пути движения образовательной и исследовательской мысли в области философии архитектуры.

Онтология как учение о бытии подразумевает постановку фундаментальной проблемы природы и сущности объекта – архитектуры, дизайна и близких им видов эстетической творческой деятельности, в первую очередь, искусства. Что представляет собой этот вид творческой деятельности и его продукт, каковы смысл, закономерности и детерминанты развития, взаимосвязи элементов, характерные черты отдельных видов архитектуры и дизайна, региональные, структурные, технологические особенности – вот вопросы этого раздела. При любой парадигме онтология стремится вывести и в какой-либо форме систематизировать ключевые понятия, показать их взаимосвязь. Сегодня к числу таких понятий можно отнести термины «проектная культура», «проектное мышление», «архитектурная ткань», «архитектурное пространство», «художественное конструирование», «художественное проектирование», «проектировщик (дизайнер)», «творчество» и др. Постановка понятий «архитектура» или «дизайн» в качестве универсального основания их рассмотрения обеспечивает системность, методологическую последовательность (преодолевающих существующие фрагментарность и субъективизм трактовки), позволяет проанализировать субстанциальные характеристики.

Очень актуален вопрос разработки гибкой динамичной теоретической модели архитектуры (дизайна, декоративно-прикладного искусства) как вида мышления, деятельности и социального института, позволяющей не только переосмыслить прошлый опыт, но и прогнозировать будущие проблемы и тенденции, т.е. перестать жить одним днем, одновременно не теряя связи с реальной практикой и ее сложным контекстом.

Онтологически – а не только психологически – можно подойти к исследованию процесса творчества. Архитектура и дизайн связаны с рождением предметности, появлением того, чего прежде не было и что представляет собой овеществление определенного замысла. Эти процессы настолько таинственны и глубоки, что порой их проще обойти, чем уделить им должное внимание. Отсюда известная узость философских работ, посвященных онтологии творчества вообще, а также в дизайне или архитектуре в частности.

В онтологическом разделе философии дизайна широкие вопросы могут быть сужены и конкретизированы до максимально частных: закономерности отдельных элементов процесса; историческое начало архитектуры или дизайна; сравнительный анализ с другими феноменами культуры; экологическая проблематика – с точки зрения роли в природных процессах; также исследование тех или иных функций.

Гносеологический аспект представлен несколькими блоками вопросов. С одной стороны, это рассмотрение дизайна и его продуктов как носителей определенного знания, аккумулирующих культурный опыт человечества в целом и конкретного творца. Здесь можно ставить и решать проблемы семиотики архитектуры (дизайна, искусства), духовно-содержательной наполненности продуктов. С другой стороны, сегодня остро необходимо детальное изучение методов мышления, методов проектирования, т.е. инструментария, необходимого для создания продукта. И архитектурное, и дизайнерское мышление уникальны по своей активности и насыщенности, но каково соотношение в нем когнитивного и чувственно-эмоционального начал, системного и спонтанного, репродукции и инновации? Наконец, это проблемы социологического, культурологического, эстетического анализа, оценки и экспертизы продуктов деятельности, почти полностью отсутствующие сегодня в теории.

8 Проблема человека в современной философии

Антропологический ренессанс – главная черта всей современной философской мысли. Он проявляется в обостренном интересе к проблеме человека, в возрождении антропоцентристских по своему характеру вариантов исследования, в выработке новых путей постижения человека, в поисках целостного подхода к данной теме.

Напряженное внимание к феномену человека вызвано, прежде всего, потребностью индивида постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в контексте его повседневного существования. Эти проблемы оказались, сегодня весьма острыми.

Вряд ли за всю историю человечества найдется поколение, которое так лишено почвы под ногами, как нынешнее. Любой выбор представляется сегодня одинаково невыносимым.

Философское размышление о человеке в еще большей степени стимулируется мировоззренческими факторами. Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют анализа, философской рефлексий. В связи с этим один из ведущих антропологов ХХ в. М. Шелер отмечал: «Никогда еще в человеческом познании человек не был более проблематичным для самого себя, чем в наши дни. У нас есть научная, философская и теологическая антропология, каждая из которых ничего не знает о других. Мы, следовательно, не обладаем более никакой ясной и устойчивой идеей человека. Возрастающее число частных наук, занятых изучением человека, скорее путает и затемняет, нежели освещает наши понятия человека».

Таким образом, новое понимание места и роли человека в природном и социальном мирах означает и принципиально новое понимание характера синтеза социального, природного (глобально-экологического) и духовного начал в человеке. Таков глубинный и до конца еще не понятый смысл этого антропологического поворота к человеческой природе, произошедшего в философии. Обоснование указанного синтеза становится одной из важнейших задач современной антропологии.

9 Типологизация основных подходов к проблеме человека

Любой феномен может быть осмыслен двояким способом: 1. через сопоставление его с другими существами или явлениями, 2. через раскрытие его собственной уникальной природы. Изучение человека «извне» предполагает истолкование его отношений с Богом, природой (космосом), обществом (культурой), логосом (ментальностью) и другим человеком. Приближение к тайне человека «изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, волящего, нравственного, духовного и социального бытия.

Все многообразие философских подходов к окружающему миру может быть типологизировано в зависимости от того, какому феномену отдается безусловный приоритет – Богу, природе, социуму, Логосу, человеку. В соответствии с этим выделяют следующие мировоззренческие установки: космоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, логоцентризм и антропоцентризм.

Природоцентризм (космоцентризм) – картина мира, сторонники которой исходят из культа природы, космоса. Человек воспринимается в основном как живое вещество, наделенное рядом отличительных особенностей. Философия вовсе не начиналась с вопроса: «Что такое человек»? Первоначальное удивление, одухотворившее философию, касалось, прежде всего, космоса, протяженности Вселенной. Почитание космоса, свойственное натуралистическому пантеизму», весьма характерно для греческого мышления. Космология по существу не имеет никакого отношения к человеку, т.к. в своем первоначальном варианте рассматривает его в качестве осколка природы.

Натуралистические тенденции отчетливо проявляются в пантеистических концепциях, авторы которых растворяют Бога в природе. Особенно явственно эти тенденции обнаружились в эпоху Возрождения. Э. Кассирер по этому поводу писал: «В первых мифологических объяснениях мироздания мы всегда обнаруживаем примитивную антропологию бок о бок с примитивной космологией. Вопрос о происхождении мира сложно переплетается с вопросом о происхождении человека. Религия не могла покончить с этими первоначальными мифологическими объяснениями – напротив, она сохраняет мифологическую космологию и антропологию, придавая им новую форму и глубину.

Теоцентризм (греч. Theos – Бог) – принцип, в соответствии с которым источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом усиливает личностное начало. Тайна человека в этой системе размышления оказывается принципиально непостижимой (как, впрочем, и тайна Бога), как соотнесенная с сущностью божественного.

Логоцентризм – мир понимается как система, связанная логикой и методом, и как структура, состоящая из задач, которые заставляют людей неустанно и систематически заботиться о порядке в этом мире. Тяготение к порядку в теории и на практике находит свое выражение в иерархическом мышлении. Построение иерархий по принципу времени и пространства – руководящая нить данной концепции мира. Первоначальной моделью логоцентризма послужил теоцентризм. С точки зрения теоцентризма и логоцентризма, человеческое бытие равнозначно некой миссии. Сущность ее – подчиняйте себе Землю. Логос есть тот же Бог, но Бог, проявляющийся по отношению к чему-то. Такое понимание Бога предполагает человека, перед которым и развертывается божественная сущность.

Социоцентризм – концепция в философии, устанавливающая приоритет социума. Она была основой древнекитайской философии легизма и конфуцианства, которые рассматривали человека как элемент государственных родственных отношений. В античной философии Платон и Аристотель обращали внимание на формы государственного общежития, которые оказывают воздействие на поведение человека. Этот подход получил своеобразное преломление в концепции соборности христианского вероучения, в соответствии с которой личность и спасение и самоосуществление могла получить только через связь с другими, «собор», церковь. Это, несомненно, предваряло идеи социальной философии Нового времени. В концепции Гоббса люди создают государство. Которое выступает как новая, более значимая по отношению к индивиду сущность. Можно определенно сказать, что вся традиция Просвещения была тесно связана с аналогичной социальной ориентацией.

Примером социоцентрической установки может быть марксизм, который родился как антропологическое учение, а затем эволюционировал в сторону такой социальной философии, где действует общий план истории, большие социальные общности.

Антропоцентризм – оценка мира через человека, определение его главной ценностью мироздания. Истоки антропоцентризма проявляются в антропоморфизме, бессознательном очеловечении космоса и божества. Антропоцентристское представление о месте человека в мире характерно для библейских текстов. Мировоззренческие сюжеты антропоцентризма порождены иудео-христинанским вероучением о человеке как сверхприродном существе и венце творения.

Антропоцентризм получил развитие в церковном вероучении, которое исходило из того, что мир преходящ, а человек призван выполнить в нем «божественный завет» и помочь осуществлению «нового творения».

Со времен Ренессанса идея антропоцентризма стала фокусироваться все больше на самом человеке, а не на его связи со сверхприродным.

Антропоцентристские установки вошли в философскую литературу и содействовали формированию философской антропологии, основу которой заложили Д.Вико, немецкий мыслитель раннего Просвещения Х. Вольф, французские материалисты ХVIII в.

Таким образом, философская антропология предполагает верховенство человека как субъекта и объекта познания, как первоначало мира. Этим она отличается от природоцентризма, логоцентризма, теоцентризма, социоцентризма. Конечно, эти установки можно классифицировать только как идеальные типы, так как они нередко смешиваются, переплетаются. В истории западной философии названные установки нередко чередуются или совмещаются в панораме данной эпохи. Античный космоцентризм уступает место теоцентризму средневековья. Окрашенный в гуманистические тона натурализм Возрождения сменяется возвышением личности в эпоху Просвещения, а затем обостренным интересом к субъективности человека в период романтизма. Представления о ничтожности человека, сложившиеся в ХIХ в., замещаются в начале следующего столетия верой в безграниченные возможности «мыслящего тростника». И затем столь же безудержным скепсисом по отношению к самой разумности человека и к перспективам его прогресса.

10 Философия города

Традиционно философию города принято строить через описание архитектурных стилей. Такой подход укоренился в европейской традиции, которая подразумевает, что движение архитектуры является не простой сменой строительных стилей и инженерных конструкций, но «воплощением духа», отражением мировоззрения эпохи, зримой философией своего времени. Классический философский дискурс вобрал в себя множество терминов, употребляемых ранее в чисто строительных практиках.

Европа создала геометрический город борьбы со временем. Идея архитектуры была очевидно связана с триумфом эвклидовой геометрии и физики твердого тела. Архитектура утверждает классическую рациональность, воспроизводит и запечатлевает ее в камне. Она хочет стабилизировать Вселенную в канонических геометрических формах. Таким образом, архитектура обеспечивает философию терминологией: «обосновать», «сконструировать», «опираться на»… Мысль развивается подобно зданию и, если это необходимо, утверждает себя, уничтожая целые города или, как минимум, их старейшие здания, или основывает новый город, как это предполагает Декарт в рассуждении о методе.

Традиционно философия понимается как фундаментальная структура, которая подчиняет искусство, в том числе архитектуру, посредствам вертикальной иерархии. Эту субординацию можно осуществить через традиционный образ архитектуры при этом образ архитектуры упорядочивается внутри системы искусства и одновременно проникает в философские построения в качестве метафоры. Повсюду архитектура запутывается в своей собственной субординации.

Архитектура играет замечательную стратегическую роль. Она может блуждать между философией и искусством. Она замешана в самом способе перевода. Метафора циркулирует между обеими системами, внутри обеих она, усложняя себя, развертывается в себе самой. Двусмысленная экономия поддерживается описанием архитектуры, которое позволяет представить искусство как подраздел философии, однако философия описывается как архитектура, то есть в понятиях последней, что подчиняет ее архитектуре. Однако, архитектура подчиняет себе философию и искусство только тогда, когда она используется как метафора, и, тем самым, поддерживает четкое различие между материальным и нематериальным пространством.

Метафизика производит архитектоническую картину мира в качестве парадигмы опорного фундамента для того, чтобы скрыть нехватку доводов и обосновывающих ее положений. Философия репрезентируется как архитектура, переводится в архитектуру и продуцирует себя в этом переводе. Границы философии устанавливаются метафизическим статусом архитектуры. И Кант и Декарт выстраивают свои философские системы в вертикальной, установленной архитектонической картиной, иерархии положений и обоснований.

Архитектура имеет двойную функцию. В одном случае она является собой, в другом становится моделью для построений философии. Однако, при этом архитектура не довольствуется ролью средства описания философии. Если архитектура понимается метафорически, в «переносном смысле», она начинает функционировать как парадигма; Она начинает обеспечивать философию определенной традицией, задавать философии круг проблем, методов и их решений, ведущий свое происхождение из строительных практик. Архитектурная парадигма является матрицей, задающей способы видения универсума как мироздания. Для философии целый мир различий находится между собственно архитектурой и ее образом, проецируемым на то, что архитектурой не является. Здесь возникают тысячи вопросов: Что может принимать на себя образ архитектуры и с какими последствиями для своего развития? Как изменяется сам образ архитектуры в своей экспансии на мир? Как в результате этого он может восставать против самого себя и против развития строительных практик? Как борется архитектура против архитектуры-фантома, архитектуры-аллегории?

В конце концов оказывается, что архитектуру невозможно отделить от ее образа даже средствами всемогущей философии, и именно потому что некогда философия приняла на себя образ архитектуры и стремилась достичь ее подобия. Так возникает фундаментальная амбивалентность философии относительно архитектуры, без которой философия не может работать. С одной стороны философия претендует на то, чтобы объяснять архитектуру и историю архитектуры как любое другое явление, с другой стороны оказывается, что философия свои рассуждения о различных явлениях строит в дискурсе архитектуры, полагая ее как некую идеальную конструкцию. Один и тот же дискурс используется различными дисциплинами, одна из которых претендует на то, чтобы описывать вторую в ряду многих прочих, но при этом получается так, что вторая описывает первую: архитектура дает философии свою терминологию, не наоборот.

Мы проследили как осуществлялась экспансия архитектурной картины мира, мы проследили как Хайдеггер пытается деструктурировать «здание» метафизики, которая репрезентирует себя как произведение искусства архитектуры. Поскольку при этом Хайдеггер не отказывается от дискурса архитектуры, то ломаться и трансформироваться начинает сам дискурс, которым пользуется не только метафизика, но и сама архитектура как строительная практика, как способ организации городского пространства. Какие последствия имела деструкция дискурса архитектуры, произведенная философией XX века для градостроения, можно увидеть, взглянув на мегаполис XX века.

11 Специфическое устройство города и городской жизни

Каков современный технологизированный мегаполис? Разумеется, это не просто большой город, в котором много домов, людей и техники. Сегодня количество уже давно и безвозвратно перешло в качество. Как это ни странно, именно тенденция к унификации, заданная логикой капиталистического производства и поддержанная логикой потребления, породила контртенденцию. Появился запрос на новую технологию, расширяющую поле приватного смысла.

Уже привычное отчуждение однотипных городских улиц и архитектуры – наследия индустриальной эпохи - усиливается безличными и стремительными телекоммуникационными потоками, не совпадающими с жизнью города. Признаками нового рода отчуждения становятся, например, постоянные разговоры по мобильным телефонам на улицах и в метро. По сути, мы наблюдаем процесс ситуативного формирования дистанционного микросообщества в рамках реальной группы.

Привычная картина – в маршрутном такси, машине или метро через пробки и заторы по своим делам не один час едут горожане. Никому из них и в голову не придет начать беседовать друг с другом – это уже неестественная ситуация и даже дурной тон. Но каждый из них охотно, долго и со вкусом будет беседовать по мобильному телефону, общаясь с другом, решая текущие проблемы на работе, воспитывая ребенка, строя планы на выходные и т. п. С одной стороны, мы можем говорить о невероятном отчуждении, о кризисе способности коммуницировать, но, с другой стороны, здесь можно говорить о формировании новой способности – создавать и поддерживать ситуативные сообщества «своих», бдительно охраняя их от «чужих». Даже если «свои» находятся за многие километры, а «чужие» в полуметре от нас.

Город XXI века многолик и нестабилен. Навязчивое мелькание уличных рекламных мониторов, так называемые «гибридные места» (вокзалы, остановки, супермаркеты и т. п.), виртуальное пространство, общение в чатах, Интернет-браки, дистанционная работа, индустрия развлечений, публичные и приватные зоны – все это темы, заслуживающие отдельной детальной проработки в рамках современной урбанистики. Напряженная обстановка в «узловых» точках города свидетельствует о растущем разрыве между пространством потоков и пространством места. Сегодня в городе остается все меньше места, и это не только кризис пространства, но, прежде всего, кризис его освоения. Мы видели, что древний город преобразует чуждое место в свое, окружая его стенами, город эпохи индустриализации заменяет места промзонами, и, наконец, современный мегаполис формирует пространства потоков. Отчуждение всегда сопутствовало и будет сопутствовать городу. В каком–то смысле, отчуждение и есть эффект нового опыта социализации городского типа. Здесь мы ставили перед собой задачу дать лишь самый краткий набросок истории отчуждения, причем только в том ее аспекте, который касается трансформации городского пространства.

12 Связь города и человека

Город не соприроден человеку, ведь человек сформировался как существо искусственное среди естественных, задолго до возникновения такого со–циокультурного феномена, как город. Собственно, город – сам продукт патологической искусственности человека, его способности к излишним действиям, усложняющим все вокруг. Наивно ожидать, что город может стать мягким, открытым, органичным. Он всегда был и будет властным, сильным, холодным и жестким, но именно в этом смысле – «человечным». Можно сказать, что человек не есть город, но город есть человек. Как проекция, как голограмма. Потому представляется весьма интересным проследить те изменения, которые претерпел и продолжает претерпевать город, ведь в конечном итоге это изменения, которые претерпевает человек.

В самом широком смысле можно говорить о том, что город синонимичен понятию истории и цивилизации. Если мы вспомним, что первые следы существования человека относят к 50–40 тысячелетию до нашей эры, то история цивилизации (она же зачастую и история города) на этом фоне предстанет как совсем недавний взрыв с далеко и очень быстро разошедшимися последствиями. В самом деле, в сравнении с какими–то пятью–шестью тысячелетиями динамики исторических времен, «доисторическое спокойствие» длилось бесконечно долго. На первый взгляд, в образе жизни и базовых навыках людей в течение многих веков ничего не меняется. Способ обработки каменных орудий, форма кувшина, способ охоты и захоронения до невероятности стабильны и даже консервативны. Мы бы с высоты нашего постиндустриального полета сказали: ничего не изобретается. Но, отказавшись от привычного снобизма, можно себе представить, какова была интенсивность работы мысли, позволившая из «ничего» впервые создать нечто. Из камня – нож или резец, из глины – кувшин (кстати, нужно было еще додуматься до того, что воду можно куда–то от источника уносить и где–то сохранять), из шкур – одежду. Факт захоронения себе подобных и формирование вокруг этого процесса культа вообще поражает воображение. Столь странного и энергоемкого поведения не позволяло себе ни одно живое существо; ритуал захоронения, один из первых ритуалов, указывает на необходимость формирования нового пространства – пространства смысла.

 

13 Архитектурное мировоззрение и философия

В современных лексиконах слово архитектура обычно соотносят с латинским «architektura» (строительное искусство) и далее с греческим «architekton» (строитель, главный строитель). Но при соотнесении с древнегреческими корнями Архэ и Текто в их раннем значении слово Архитектура переводится на русский язык как «первосоздание», «первотворение». В русском языке Зодчий - «здатель», «зиждитель», «творец». Отсюда «здание», а затем и «созидание». «Создатель» - более позднее определение творца, создавшего наш мир в некоем сотворчестве, в соавторстве или хотя бы в чьем-то присутствии. Ключевой профессиональный термин в его первоначальном смысле, древнем значении указывает на архитектора как на творца мира, создателя Вселенной или соавтора первотворца, носителя некоего изначального творческого акта, подобного акту творения мироздания.

Исходя из архаичного видения высокой сущности архитектуры можно найти следы древнейших представлений о Все­ленной в центральном здании любого человеческого поселения - в храме, в центральном сооружении святилища - например, в ступе, и, наконец, в центральном сооружении любого освоенного или созданного человеком пространства жизнедеятель­ности — в алтаре. Закономерно предположить, что в центре своего обитаемого мира: в фокусе населенной долины, в жилом помещении, в здании, во дворе, на перекрестке улиц, на площади, иначе говоря, в центре своей домашней, сельской, город­ской Вселенной человек стремился поместить изображение вселенского мироздания.

Используя принцип стадиальности, можно рассмотреть развитие той или иной традиции как естественный генетиче­ский процесс. Сколько-нибудь полную картину развития того или иного типа архитектуры составить по памятникам одной конкретной культуры, как правило, невозможно. Любая конкретная архитектурная традиция, связанная с конкретным куль­турным ареалом, могла начать свое развитие не с первичной стадии: из-за миграции ее носителей или влияния соседей.

14 Формирование личности архитектора

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирова­ние новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвое­ния, а переживания, илипроживания. Этот процесс всег­да происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъ­ективно творческим.

Струк­ту­ра лич­но­сти не сво­дит­ся ни к бо­гат­ст­ву свя­зей че­ло­ве­ка с ми­ром, ни к сте­пе­ни их ие­рар­хи­зи­ро­ван­но­сти; ее ха­рак­те­ри­сти­ка ле­жит в со­от­но­ше­нии раз­ных сис­тем сло­жив­ших­ся жиз­нен­ных от­но­ше­ний, по­ро­ж­даю­щих борь­бу ме­ж­ду ни­ми. Ино­гда эта борь­ба про­ис­хо­дит во внеш­не не­при­мет­ных, обы­ден­но дра­ма­ти­че­ских, так ска­зать, фор­мах и не на­ру­ша­ет гар­мо­нич­но­сти лич­но­сти, ее раз­ви­тия; ведь гар­мо­ни­че­ская лич­ность во­все не есть лич­ность, не знаю­щая ни­ка­кой внут­рен­ней борь­бы. Од­на­ко ино­гда эта внут­рен­няя борь­ба ста­но­вит­ся глав­ным, что оп­ре­де­ля­ет весь об­лик че­ло­ве­ка, та­ко­ва струк­ту­ра тра­ги­че­ской лич­но­сти.

Специфика профессиональной деятельности архитектора предъявляет особые требования к личности, прежде всего, в области сформированности нравственных качеств. Для архитектора сформированность личностной сферы выступает одним из важных факторов профессиональной готовности.

Разнообразие формируемых признаков соответствия содержания и форм выражения нормам нравственности и степени направленности на сохранение и преумножение основных ценностей жизни и культуры.

В тесной связи с двумя названными выше характеристиками отношений находится собственная активность личности, нацеливаемая в одних случаях на коренную перестройку этих отношений, в других - на их лишь частичное корректирование, в - третьих - на, полное подчинение им. С этим последним «отношением» личности к своим отношениям, как опять же свидетельствуют факты, сопрягаются такое качество их как, во-первых, устойчивость и, во-вторых, как масштаб достигаемых в них изменений.

Профессиональные умения архитектора являются умственными, обобщенными и творческими. Специалист осуществляет проектную, художественно-техническую деятельность по формированию гармоничной предметно-пространственной среды с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами. Предметно-практическая деятельность архитектора-дизайнера связана с преобразованием и конструированием новых объектов, духовно-нравственная с созданием и использованием социальных и эстетических ценностей. Создание проектной модели в гармоничном единстве ее функциональных и художественно-образных параметров требует подготовки таких специалистов в области архитектуры и дизайна, которые могли бы решать нестандартные задачи, требующие высокого уровня владения конструктивно-графическим моделированием.

15 Роль личности в архитектурном процессе

Многосторонняя роль архитектуры в жизни общества была бы не полностью охарактеризована, если не подчеркнуть ее большое идейное, воспитательное значение как искусства.

Так раскрывается новое содержание профессии архитектора, связь его творчества с трудом, бытом, культурой, всеми сторонами жизни народа и расширяются сферы, в которых должны проявиться сознательность, знания и талант архитектора.

Характер социальных процессов и общественные функции сооружения определяют их пространственную организацию. Целесообразная организация пространственной среды, составляя главную задачу архитектуры, требует привлечения для своего формирования конструктивных и технических средств. Техника, наука и искусство тесно переплетаются и сложно взаимодействуют в построении архитектурного произведения.

Социальный, культурный, технический и экономический прогресс служит основой идейно - художественных и эстетических достоинств архитектуры. Архитектура, удовлетворяющая материальные и духовные потребности человека и общества, понимается как единство целесообразного и прекрасного.

Идеологические и социальные воззрения архитектора, его пространственные, конструктивные и эстетические представления находят свое выражение в художественном образе и новаторском характере архитектурного произведения. Отсюда многообразие проблем, которые должны решаться архитектором. «Архитектор - это тот, кто занимается делами человеческими... Он должен быть художником и поэтом, и в то же время сведующим инженером» [Ле Корбюзье]. Архитектура должна отражать жизнь эпохи. Это требует от архитектора глубокого знания социальных, технических, научных и художественных проблем. Этим определяется основная задача архитектурного образования - обучить и воспитать архитектора, способного охватить жизнь в ее целостности.

Современный архитектор должен уметь не только выполнять требования заказчика, но и отражать требования композиционных взаимосвязей архитектурного сооружения в соотнесении с их восприятием окружающими. Гармонически структурные взаимосвязи архитектурных форм, которые скрыты от любительского глаза и которые понимает человек на уровне интуитивного, субъективного чувства гармонии, красоты, профессионал должен понимать и научно обосновывать, разрабатывая будущий проект, проводя предпроектный анализ и исследовательские работы по определению наиболее рациональных и перспективных социальных, экономических, экологических, инженерно-конструктивных композиционно- художественных решении.

16 Симбиоз и ритм в архитектуре

В пространстве архитектуры ритм или закономерное чередование пространственно-временных интервалов является одной из объективно существующих форм организации пространства, может проявляться как очевидным образом, так и существовать в скрытом состоянии, преобразует аморфный исходный материал в образную систему, в которой в различных видах искусств получают преобладающее значение пространственные или временные характеристики объекта. Фактически основное условие восприятия структуры архитектурного пространства является его дискретность - наличие интервалов, соответственно, значение ритмического построения ансамбля с учетом динамики восприятия ритма при различных скоростях движения; ритм (и его частный случай - метр) сами по себе архитектурного образа не создают; их наполняют содержанием форма, пластика, соразмерность (ритм - композиционная категория, математической сущностью ритма является гармония, связывающая ритм с пропорциональностью: соразмерностью не только отрезков, площадей и объемов, но и пространственно-временных периодов).

Пространство архитектуры стремительно симбиотизировалось с сопряжёнными областями человеческой деятельности на почве рефлексивно-конструктивистской деятельности цивилизации: «архитектура как скульптура» родила Гауди и Ле Корбюзье; «архитектура как инженерия» породила направления функционализм и хай-тек; в связи с крахом парадигмы модернизма и кризисом позитивизма возник Деконструктивизм (например, Заха Хадид) как постмодернистская реакция на предшествующий конструктивизм, и т. д., а в настоящее время актуальными архитектурными течениями являются неоконструктивизм, хай-тек, деконструктивизм и биотек, условно объединенные в категорию неомодернизм.

17. Стиль в архитектуре

В архитектуре имеются определения и характеристики стилей, которые тесно переплетаются между собой. С уверенностью можно сказать, что "идеального" стиля не существует и быть не может, т.к. стиль, как и все в реальной жизни, постоянно преобразуется.

"Стиль или стилизация" - это обобщенный образ средств художественной выразительности, обусловленных единством творческих приемов. Можно говорить о стиле целых эпох, например, эпохе ренессанса. Можно говорить о персональном стиле, например, стиле дизайна конкретного интерьера, объединенного единством художественно-образных принципов, и все эти рассуждения будут о стиле.

Таким образом, наряду с общепринятыми историческими стилями параллельно существуют индивидуальные стили, да и вообще, четких границ между стилями, как и эпохами их породившими, не существует.

Стиль - это язык архитектуры, проекта, композиции и, как любой другой живой язык, перенимает языки, отдельные слова из других направлений. Отсюда переплетение стилей, их родство. Однако чрезмерное заимствование порождает в лучшем случае эклектику - смешение стилей, в худшем китч - безвкусицу. Границу, на которой следует остановиться в выборе или сотворении своего собственного стиля, определить трудно. Здесь требуются знания композиции, архитектуры, наличие вкуса, знание строительных и отделочных материалов. Все эти составляющие и определяют понятие "стиль".

18. Неомодернизм в архитектуре

Произведения неомодернизма не входят в традиционное для Современного движения противостояние со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки. Сохраняя приверженность к ортогональным формам, неомодернизм менее аскетичен по отношению к цвету: это не всегда "белая архитектура", активно применяются и другие цвета спектра, хотя, например, выдающейся мастер неомодернизма Р. Майер хранит преданность белому цвету, считая, что "белый цвет - иллюзорный символ непрерывности развития", и возводит в свои неизменно белые элегантные крупные общественные здания в центрах Парижа, Гааги, Лос-Анжелеса и др. крупнейших городов.

Развитие неомодернизма происходит на фоне продолжающего сохранять для широкой публики /и части профессионалов/ привлекательность постмодернизма. В выше цитированном высказывании Хатчинсона предпочтение неомодернизма постмодернизму звучит откровенно и настойчиво. В то же время европейская критика признаёт за постмодернизмом преимущества в большей гуманности и эмоциональной насыщенности.

В настоящее время неомодернизм включает в себя такие течения как: хай-тек, деконструктивизм, биотек.

Хай-тек представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса, эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 70-е гг.. Хай-тек можно интерпретировать как символическое отражение века “высоких технологий” ракетно-космических объектов в архитектуре крупных общественных зданий, в известной мере хай-тек является последним в ХХ в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х - от предшествующих этапов хай-тек отличает только ему присущий демонстративный супертехницизм, при котором функциональное применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в декоративно-театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии. Стиль активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы, опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, хай-тек стал использовать этот прием в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства.

Концептуальной основой деконструктивизма служат положения современного французского философа-постмодерниста Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе “бытие как присутствие”, абсолютизирующем настояшее время - выход из этой метафизичности в отыскании её исторических истоков путём аналитического расчленения /” деконструкции” / самых различных текстов гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор, запечатлевающих следы последующих эпох. Несмотря на то, что основные положения мирооззрения Дерриды опираются на его работу с языком и письмом /науку о письме он называет “граммотологией”/, он применяет положения своей теории и к архитектуре деконструктивизма: в этом отношении интересна его оценка победившего на международном конкурсе проекта генерального плана парка Ла Виллет в Париже арх. Бернара Муми: парк насыщен россыпью легких преимущественно одно – двухэтажных павильонов - “фоли” - ярко окрашенных металлических сооружений, композиции которых основаны на комбинациях образов и приемов русского авангарда (фоли вносят в общую композицию ощущение сдвига или смещения, вовлекая в этот процесс всё, что до этого момента казалось давало смысл архитектуре, фоли деконструируют прежде всего семантику архитектуры, дестабилизируют смысл, смысл смысла). На возникающий вопрос: «Не приведёт ли это назад к пустыне “антиархитектуры”, к нулевой отметке архитектурного языка, при которой он теряет сам себя, свою эстетическую ауру, свою основу, свои иерархические принципы?..» - Безусловно нет, так как фоли утверждают, поддерживают, обновляют и “переписывают” архитектуру, возможно они возрождают энергию, которая была заморожена, замурована, похоронена в общей могиле ностальгии.

Биотек – ультрасовременное архитектурное движение, провозгласившее выразительность за счет заимствования природных форм. Это направление еще не до конца сформировано, поэтому ему не хватает практичности и функциональности. Архитектурная бионика выступает за криволинейные формы в противовес прямоугольной конструкции зданий. Это направление имеет также названия "архитектурная бионика", "эко-тек", "биоурбанизм".

 

19 Сущностьархитектуры

«Наука архитектора основана на многих отраслях знания и на разнообразных сведениях, при помощи которых можно судить обо всем, выполняемом посредством других искусств» - пишет Витрувий. Автор хочет сказать, что архитектор должен быть настолько совершенным человеком, чтобы знать и быть в состоянии оценивать и все прочие искусства. Кроме того, архитектуру Витрувий толкует не просто как искусство, но как науку. Архитектура не только fabrica (практика), техническое умение ремесленника, продолжает Витрувий, но и ratiocinatio, «рассуждение», которое «в состоянии показать и объяснить сделанное при помощи ловкости и осмысленности пропорции». Архитектор должен действовать не только руками, то есть в совершенстве овладеть практикой, но и уметь правильно и красиво описать свою работу.

У Витрувия теория и практика имеют четкую профессиональную ориентацию, которая обозначает два мыслительных процесса (поэтому не ratio–теоретизирование, а rationatio), по-разному соотнесенных с одной и той же деятельностью.

Важно отметить невозможность самостоятельного существования практики и теории, их тесную взаимосвязь, которую настойчиво подчеркивает Витрувий. Архитектору не достаточно завершить постройку: пока он не выступит как теоретик и не разъяснит всем достоинства созданного им сооружения, не опишет, какую частичку мира отражает та или иная деталь постройки, никто не сможет оценить по достоинству его работы, а это для Витрувия равносильно тому, что работа не состоялась или, по крайней мере, осталась незавершенной. Чтобы архитектору быть не просто ремесленником, но Архитектором, человеком опыта, мысленного опыта, ему необходимо не просто по правилам, диктуемым природой, создать некий новый мир, но он еще и должен донести смысл своего создания. В целом же деятельность архитектора, видимо, должна протекать по структуре теория-практика-теория, поскольку правильное построение, то есть освоение практики, невозможно без постижения законов космоса (теории), для того же, чтобы правильно объяснить заказчику, по каким критериям шло выполнение его заказа, необходима теория после практики. Настоящего архитектора отличает обученность и владение словом, на высшем уровне–письменным словом, которое наилучшим образом доносит до читателя сокровенную суть архитектурного знания.

В трактате об архитектуре ведется речь об архе. Витрувий вслед за древними выделяет четыре первоначала: воду, огонь, землю и воздух. Эти четыре стихии–корни всего сущего.

По мнению Витрувия, человеку важно организовать такое пространство, которое будет не только природой, но также создаст условия, возможные для существования полиса. И это созидание должно руководствоваться Логосом. Логос – это не просто разум (по крайней мере, он не может быть редуцирован к человеческой способности мышления), это основание космической гармонии.

В мире и так не все гладко, человек же, глухой к Логосу-Речи, еще больше дробит окружающий мир. Соответственно, задача не только философа, но и архитектора состоит, прежде всего, в том, чтобы прислушиваться к логосу и создавать нечто, согласно его мере. Именно поэтому логос как характеристика самого космоса должен присутствовать во всей архитектуре в качестве ее основания и обоснования.

Как этот логос открывает себя архитектору? Витрувий пишет о том, что соразмерность есть эффект пропорции. Пропорция же есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность. Никакое здание без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции. Далее Витрувий говорит о том, что соразмерность здания должна иметь такое же точное членение, как у хорошо сложенного человека. Возможно, здесь присутствует опора на тезис Протагора, что человек есть мера всех вещей. Но важно здесь то, что человеческое тело следует брать за образец не потому, что оно эстетически красиво, а главным образом потому, что оно является порождением природы. И именно природа могла сложить тело должным образом, потому что природе присуще ее архе. И только поэтому для поиска архе нам действительно проще всего брать пропорции человеческого тела. Законы его построения ближе для нас, и через человека нам легче постичь их. Ведь даже если бы мы стали исследовать природу в другом ее порождении, мы бы нашли те же самые пропорции, так как в природе существует первопричина как некий общий закон для всех ее проявлений. Витрувий пишет о разделениях пропорций в человеческом теле и лице, а в конце поясняет, что и у остальных частей также своя соразмерность.

Можно сказать, что сейчас такой взгляд на сущность архитектуры утрачен в результате долгих и многочисленных метаморфоз пространства европейской культуры. Мы предъявляем к архитектуре совсем иные требования, чем Витрувий, однако–и в этом парадокс–мы, возможно, ожидаем от нее того же самого. Несомненно, в сфере инженерных знаний, позволяющих достигнуть немыслимых для античного времени вершин комфорта, архитектура ушла так далеко, как Витрувию и не снилось. Но при этом сама интуиция соразмерной целостности как гарантия человекоразмерности пространства, кажется, покинула нашу архитектуру. Не поэтому ли для нас город (в отличие от полиса, каким он виделся античному человеку) зачастую воспринимается как хаотическая и безжалостная стихия отчуждения, которой каждый противопоставляет с таким трудом удерживаемые фрагменты приватного пространства. Разумеется, нельзя «вернуться к истоку» и вновь укорениться в античном мировосприятии, но и забывать о нем вряд ли справедливо.

20 Личность архитектора

Требования, которые выдвигает Витрувий в адрес архитектора, поистине удивительны. Особенно впечатляет список тех наук, знатоком которых он должен быть.

Витрувий указывает, что архитектор должен разбираться в географии, климате, людях, ему необходимо быть не просто одаренным, но и трудолюбивым, прилежным в науке, потому что ни дарование без науки, ни наука без дарования не в состоянии создать совершенного художника. Он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать юриспруденцию и обладать сведениями об астрономии и небесных законах.

Витрувий вполне деловито и конкретно поясняет, зачем архитектору столько разнородных навыков и сведений. Грамотность необходима архитектору, чтобы записывать свои научные разработки. Уметь рисовать он должен для того, чтобы быть в состоянии без труда изобразить задуманное при помощи рисунков. Геометрия нужна, чтобы научиться употреблению циркуля и линейки, что чрезвычайно облегчает составление планов зданий. При помощи оптики в здание правильно пропускается свет с определенных сторон неба. А посредством арифметики составляют смету постройки, вычисляют ее размеры и путем применения геометрических законов и выкладок разрешают сложные вопросы соразмерности. Всестороннее знакомство с историей необходимо для применения всевозможных украшений, в значении которых нужно уметь дать отчет тем, кто этого потребует. Музыку же архитектор должен знать для того, чтобы быть осведомленным в математической теории, а кроме того, уметь правильно рассчитывать напряжение баллист, катапульт и скорпионов, ибо скрученные из жил тетивы не закрепляют, пока они не станут издавать на слух мастера определенных и одинаковых звуков. Что касается медицины, то ее надо знать для определения воздуха здоровых и зараженных местностей и пригодности той или иной воды.

Архитектор должен быть также знаком и с теми отделами права, которые необходимы пр




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Марксизм| Философия и мировоззрение. Основные типы мировоззрения: миф, религия, философия.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.037 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав