Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Этика Канта.

Читайте также:
  1. C).Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа.
  2. II. Предэтика
  3. IV. Христианская этика и светское право
  4. Quot;Поэма без героя" Анны Ахматовой и поэтика постмодернизма
  5. R этика
  6. Античная этика как учение о добродетелях
  7. Билет 12. Киевские жития. Поэтика «Жития Александра Невского».
  8. Биоэтика, ее предмет и основные направления
  9. Вопрос 11. Классическая немецкая философия, ее своеобразие. Философия Им. Канта: учение о познании и этика.
  10. Вопрос 21. Этика Канта и Сократа.

Совершенно новую постановку получают этические проблемы у Канта. В области морали духовным отцом Канта несомненно был Руссо. «Что моральная ценность человека вытекает из природного источника, что она не зависит ни от какого облагораживания, ни успеха в науках или развития ума, что можно в низком и необразованных состоянии обладать тем, чего не может дать даже высоко развита наука и познание» - вот почему Кант, по его собственному признанию, научился у Руссо и вошедшее в основу его собственной этики. Вся нравственность заключается в доброй воле исполнить нравственный закон. Сам закон должен отличаться абсолютной всеобщностью. «Поступай так, чтобы правило твоей воли всегда могло быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства» - гласит нравственный закон Канта. Эта формула в корне отличает его мораль от всех существовавших до него этических построений, опирающихся всегда на определенный эмпирически определенное содержание. Любой такой смысл принципиально исключается Кантом. В сфере должного не может быть никаких условностей, ничего не зависит от тех или иных конкретных целей и причин. Безусловно, морального самоопределения неизбежно приводит к самой общей форме морального закона, в котором нравственно ценным является только его же собственное общее и безусловное содержание. Представляя нечто абсолютно-ценное, нравственный закон делает столь же ценным и человека, который является его носителем и исполнителем. Таким образом, у Канта выходит вторая абсолютная моральная ценность - человеческая личность, входит в содержание второго, более конкретной формулы морального закона: «делай так, чтобы ты пользовался человечеством, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, не как средством только, но в то же время и всегда как целью». Кантовая этика, соединяет в одно целое требование абсолютной чистоты нравственного самоопределения с идеалом высшего блага - главная ценность и значение ее не как системы, а как абсолютно новой этической точки зрения. Новизна этой точки зрения состоит в решительном провозглашении полной автономии нравственного закона, т.е. независимости его от тех или иных психологических и внешних условий и целей. Вполне оригинально также своеобразное гносеологическое значение этого закона у Канта, что делает его базисом идеалистического мировоззрения. До Канта должное определялось из познания сущего и возможного; Кант первый попытался обосновать Онтологические идеи на сознании должного. Эта попытка имеет глубокое психологическое значение. Что мировоззрение каждого человека обусловливается в значительной мере его стремлениями и нравственным сознанием - это бесспорный факт. Превращая этот факт в философскую теорию, Кант установил принципиальный приоритет нравственной воли (практического разума) над теоретическим разумом. Безусловно, моральный долг превращает его, вместе с тем, в новый метафизический принцип. Для теоретического ума вся действительность сводилась к феноменальности бытия, связанному законом причинности; в моральном самоопределении открывается новый вид бытия, обладающий свободой от причинности. Метафизические значение этого принципа раскрыты были более подробно только в Фихте. Для Фихте нравственная воля является в то же время разумной волей; в ней побеждаются противоположная «я», им же создана глупо природа. Согласно этому, нравственное существование является непрерывным законодательством разумного существа по отношению к самому себе.

Высший критерий этого законодательства - индивидуальная совесть. Цель нравственности - полная свобода от всего того, что не есть ум, то есть полное преодоление неразумной природы. Так как цель эта недостижимо, то нравственная деятельность есть бесконечное стремление к идеалу абсолютной свободы.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав