Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные идеи философии К. Маркса.

Читайте также:
  1. Cпецифика русской религиозной философии
  2. I. Общие проблемы философии науки.
  3. I. Основные богословские положения
  4. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  5. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  6. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  7. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  8. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  9. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  10. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.

В основе марксистской философии (диалектического материализма) лежат представления, во-первых, о том, что материя первична по отношению к сознанию и, следовательно, все существующее есть проявление материи или ее свойств (принцип материального единства мира) и, во-вторых, о развитии реальности (принцип развития). В отличие от идеалистической диалектики Гегеля, в соответствие с которой развивается мировой разум, материалистическая диалектика утверждает развитие самого материального мира. На определенной его ступени формируется человек, обладающий сознанием. Человек познает материальный мир - бесконечный в его связях и отношениях и бесконечно же развивающийся. Поэтому процесс познания также оказывается бесконечным. При этом мир полностью познаваем, то есть в нем нет таких явлений, которые были бы принципиально недоступны человеческому познанию. Основой познания и критерием истины является материально-практическая деятельность людей.

Особое значение имеет разработка Марксом и Энгельсом материалистического понимания истории (исторического материализма). В соответствии с этой концепцией, общественное бытие, то есть материальная сторона общественной жизни (прежде всего материальное производство), определяет общественное сознание, то есть духовную сторо­ну общественной жизни (совокупность взглядов, теорий, норм, идеалов, существующих в обществе). С другой стороны, общественное сознание отражает общественное бытие, соответствует ему и вместе с тем влияет на него

Анализируя процесс развития материального производства в ходе истории, Маркс выделил сменяющие друг друга способы производства, в том числе: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. В структуре способа производства Маркс различал два элемента:

- производительные силы, то есть средства производства и люди участвующие в производстве;

- производственные отношения, то есть отношения, объективно складывающиеся между людьми в процессе производства, а именно: отношения собственности на средства производства, отношения обмена и отношения распределения.

Социальная жизнь, конечно, не сводится к материальному производству. Поэтому, Маркс ввел понятие общественно-экономической формации, обозначающее определенные типы общества, определенные ступени его развития как целостного социального организма. Каждый способ производства связан с соответствующей формацией. В структуре общественно-экономической формации Маркс выделил базис, то есть совокупность производственных отношений, и надстройку, то есть совокупность идеологических отношений, взглядов, учреждений. К их числу относятся государство, партии. Базис является первичным по отношению к надстройке и определяет ее. Развитие общества, то есть смену способов производства и соответствующих общественно-экономических формаций, Маркс объяснил с помощью закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Поскольку производительные силы развиваются непрерывно, они обгоняют состояние производственных отношений. Последние теперь препятствуют развитию производительных сил. Это и создает экономические условия для социальных революций. Например, при переходе от феодальной к капиталистической формации феодальная форма собственности, предполагающая прикрепление крестьян к земле, стала мешать развитию производительных сил. Разрешилось это противоречие в буржуазных революциях.

Таким образом, история предстает как естественноисторический процесс смены обще­ственно-экономических формаций. Она подчиняется объективным законам, существующим независимо от сознания людей, но реализующихся через их деятельность. Движущей силой развития общества в марксизме считается борьба классов.

Важная особенность марксистского учения - ориентация не только на решение чисто философских, теоретических проблем, но и на определение путей практического преобразования общественной жизни. Это преобразование связывалось с реализацией интересов пролетариата и всех трудящихся слоев населения. В таком контексте Маркс разработал концепцию перехода от капитализма к коммунизму путем социалистической революции с последующим установлением диктатуры пролетариата.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав