Читайте также:
|
|
Все респонденты, как и в статистике, смотрели все серии и находятся под приятным впечатлением от запланированных создателями факторов: эстетики, психологизма диалогов, впечатлительности главного героя (респондент Игорь 22 года все же отметил некоторую слабоватость персонажа Ганнибала). Все респонденты, кроме Алины 18 лет назвали сериал жестоким, что ожидаемо и является характерной реакцией на обильные сцены насилия. Психологическая сторона сюжета увлекает всех респондентов в качестве занимательного досуга, но отношение к ней довольно не серьезное (ресспондент Михаил вообще выражал скепсис по поводу возможности какого либо влияния в принципе), однако Игорь отметил свою реакцию в виде мыслей об упадке нравов и постепенную нормализацию всего, что может предстать человеческой фантазией. Сам сериал никак не влияет на респондентов по их оценке. Отметим, что согласно статистике некоторая скошенность в сторону тех, на кого сериал влияет, все же есть.
Более интересны рассуждения на тему вероятного приема пищи, содержащей человечину, сознательно, хоть и без последствий:только Алина 20 лет ответила однозначно отрицательно, остальные же либо однозначно (Михаил), либо скорее согласились бы попробовать, особенно если это приготовил лично Лектер – а это уже прямое влияние создателей сериала. Эффект окна Овертона все же прошел и благодаря художественно-изобразительным средствам аудитория не видит ничего безусловно отрицательного в нарушении табу на каннибализм, а видит в этом лишь предмет досуга и интереса.
Сцены насилия не очень тревожат респондентов (кроме Алины 20 лет) и скорее вызывают интерес и даже откровенное восхищение (Игорь и Михаил). Демонтаж жертвы, согласно теории Овертона, приводит к механизации убийства на экране а извращения над телом вызывают отвращение только в том смысле, когда тела показаны гниющими или чересчур натуралистично (Дарья, Алина 18, Алина 20 – последняя даже прекратила просмотр во время одной из таких сцен). Это же и характерно для статистики – скошенность к одобрению и восторгу от сцен насилия. Акты каннибализма Лектера откровенно восхищают, что тоже видно из статистики. Что интересно, только у Алины 20 лет каннибализм вызывал испуг, у остальных он вызывал интерес или равнодушие. Такое же соотношение не характерно и для статистики – ответы там распределены более равномерно.
Содержание сериала либо не известно родственникам респондента, либо те смотрят сериал вместе с ним (Михаил).
Табу
Предполагается, согласно теории М. Дуглас, что в нашем высокодифференцированном обществе более табуированными окажутся факты социально опасные (искючительно социально или же аморально). Прогноз подтвердился полностью: самое популярное табу – насилие над детьми, а такие как каннибализм и инцест стоят в числе наименее опасных в восприятии респондентов. Описываемые 5 респондентов указали: убийство, насилие над детьми, садизм. Каннибализм указал лишь Михаил.
Силу действия табу признают как естественную все респонденты за исключением Михаила и Игоря, которые видят в нем механизм защиты от социального хаоса.
Касательно перспектив ослабевания таких табу как каннибализм и инцест: странно, но только Алина 20 лет видит инцест и каннибализм как незыблемое табу, а в причинах нарушения видит психические отклонения. Все согласились, что табу на каннибализм будет постепенно слабеть: в силу упадка духовных ценностей или же экономической необходимости, или от тренда на легализацию. Такое же соотношение предлагает статистика.
Самый интересный момент – касательно способности самому нарушить табу. Было уже указано, что все, кроме Алины 20 лет смогли бы попробовать человечину, если бы её приготовил Ганнибал. В экстремальной ситуации голода на подобное согласились бы охотно лишь Михаил и Игорь. Дарья и Алина 18 лет сделали бы это в состоянии отчаяния. Алина 20 лет не видит такой перспективы..
Согласно общему мнению, сериал никак не повлиял на представления о табу и морали – для подавляющего большинства это просто красивое шоу.
Заключение
Как и предсказано было в работе М. Дуглас, табуированными вещами в современном обществе можно назвать лищь аморальные (то есть социально не приемлимые) по гумманистическим причинам вещи: педофилия, рабство, садизм и т.д. Каннибализм явно сдает позиции: имеется тенденция – чем образованнее и последовательнее респондент, тем с большим спокойствием он относится к канибализму.
Эффект сериала несомненен: большинство очень даже не против попробовать пищу, приготовленную из человеческой плоти. Пусть это лишь эстетическая фантазия на экране, но само допущение и отсутствие отвращения уже показатель развития «окна Овертона».
В целом, сила табу относительно сохраняется, а реально прогнозируемые исключения делаются лишь для ситуации крайнего голода. Силой табу обозначается социальный хаос в случае их неисполнения, а тенденции к ослаблению таких сакральных запретов как табу на инцест и каннибализм очевидны уже для большинства.
Библиография
1) Дуглас М. «Чистота и опасность»
2) Glenn Beck “The Overton window”, 2010
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 57 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |