Читайте также: |
|
Фрейд писал, что на запретах построена культура. Что происходит, когда центральным элементом произведения искусства становится нарушение одного из основных запретов в почти любой цивилизации – табу на каннибализм? Этот вопрос влечет за собой множество других и может послужить основой для исследования.
Прецедентом для этой основы послужила популярность нового модного сериала о легендарном персонаже серии книг Томаса Харриса, Ганнибале Лектере, «Ганнибал». Сериал примечателен звездным актерским составом и потрясающим исполнением главной роли, Ганнибала Лектера, Мадсом Миккельсеном, безупречной и тонкой эстетикой, огромным количеством изощренного и извращенного насилия, очень сильной психологической линии протагониста и антагониста (Грэмма и Лектера). Хотя каждая серия и представляет собой описание мании и стиля убийства очередного маньяка, это не является главной изюминкой сюжета. Центральным элементом является взаимоотношение Уилла Грэмма и Ганнибала Лектера, специального агента ФБР, чрезвычайно способного к эмпатии, ищущего серийного маньяка Чесапикского Потрошителя, и собственно Чесапикского Потрошителя – маньяка-каннибала, который психологически стабилизирует опасный талант к эмпатии первого.
По сути своей сериал задумывался создателем, Брайаном Фуллером, как особого рода детектив, где будет известен главный антагонист, который же будет и являться главным героем на протяжении всех планируемых семи сезонов. Главных протогонистов будет 2: специальный агент Уилл Грэмм и Клариса Старлинг – оригинальные персонажи из романов Харриса, которые должны будут войти в глубокую личную связь со сверхопасным психопатом и погрузиться в его личность ради поимки других психопатов. Однако, в первом сезоне всем персонажам, кроме доктора Лектера самого, не было известно, кем он является на самом деле. Линия Грэмма и Лектера – основная. Это не только линия сыщика и убийцы, по задумке самого создателя сериала – это история «романа» (не в дословном смысле) двух персонажей, их сближения. Грэмм обладает фантастической способностью полностью ставить себя на место кого-угодно, даже психопата-маньяка – это и привлекает доктора Лектера, который чувствует себя одиноким и надеется, что Грэмм сможет понять и «увидеть» его сущность.
Для этого он на протяжении первого сериала при помощи манипуляций пытается стереть для Грэмма грань между реалиями и вымыслом, моральным и аморальным. Для эффективности манипуляций Лектер использует психическую нестабильность Уилла в связи с его чрезмерно глубоким погружением в психику душевно-больных преступников: склонность к воспроизводству опасных и неконтролируемых (безумных) частей личности анализируемых им объектов преподносится доктором как уличительный и подозрительный фон для серии убийств, организованных Лектером в стиле «повторения» стилей убийц, недавно пойманных Грэммом. Наводя на Грэмма все подозрения и дестабилизируя его поведение и рассудок, а также фабрикуя улики против него же, Лектер приводит Уилла к мысли, что Грэмм сам и есть искомый убийца, не принимающий свое естество. Стимулируемый манипуляциями Ганнибала, Грэмм осознает личность первого, но к тому моменту его сажают в лечебницу и изолируют, считая сумасшедшим. Во втором сезон Грэмму при помощи манипуляций приходится доказать свою невиновность. Вкупе с этим, он должен убедить остальных, что Ганнибал, который способствует переложению ответственности с Грэмма, действительно является убийцей. Поскольку никаких улик Лектер не оставляет вообще, а его способность распознавать манипуляции и их проводить чрезвычайно высока, Грэмм проходит мнимую «трансформацию» - демонстрируемое перерождение в серийного убийцу, «сверхчеловека» по типу самого Ганнибала Лектера. Тем самым он входит к нему в доверие и глубже чем когда-либо ощущает сходство с ним. В конечном счете – это единственный способ, придуманный Грэммом для поимки Ганнибала, однако и тот провалился по большей части.
В течение двух сезонов основной частью является терапия, проводимая доктором Лектером для Уилла Грэмма. Уилл, чрезвычайно способный переживать и сочувствовать, ежедневно погружающийся в сознание сумасшедших, проходит курс манипуляций у сумасшедшего, гениального психиатра-манипулятора, который постепенно убеждает Грэмма, что совершаемые поступки Ганнибала Лектера – вовсе не преступление, а сам он вовсе не безумен. Каждый человек, способный к эмпатии, по читаемой фабуле создателей сериала, может понять все что-угодно, любое отклонение и даже безумие. При более детальном и отстраненном рассмотрении, «безумные» модели поведения уже таковыми не кажутся, а просто оказываются оригинальным способом мышления, просто включающим в себя асоциальные и общественно аморальные элементы. Это – идейная, психологическая часть сюжета, коротко формулируемая слоганом второго сезона «Embrace the madness» - «Погрузись в безумие».
Эстетическая сторона сюжета безупречна – прекрасные костюмы, внушительные лица и характеры, безупречное оформление одного из основных ритуалов в сериале – приема пищи. Последнее наиболее примечательно, ведь с самого начала зрителя ставят в известность, что доктор Лектер является каннибалом и большинство его мясных блюд содержат человечину. Тем не менее, приготовление, подача и прием его блюд выглядят просто изумительно. Во втором сезоне во время сближения главных героев происходит сильная перемена в сюжете – создатели сериала намеренно вводят в заблуждение зрителя, показывая Грэмма, который якобы тоже становится убийцей и совместно с Лектером готовит из человеческого мяса, а после дегустирует и обсуждает вкусовые качества «свиньи», из которой было приготовлено блюдо (оба знают, что это человек). Затем следует монолог Лектера, суть которого вкратце можно передать так: даже понятие убийства – конструкт, появившиеся в результате формирование человеческой морали в ходе приспособления человека к социальной жизни. Фактически существует лишь самоочевидный хаос, человеческое мясо имеет те же качества, что и любое другое – разница лишь во вкусовых предпочтениях и моральных позициях конкретных людей. Я намеренно не делаю прямую цитату, так как вырванные из контекста манипуляции Лектера имеют не такое сильное действие, как внутри него. И не важно, что в последствии окажется, что мясо было говяжьим, а вся сцена – манипуляция Грэмма. Важен отдельно взятый эффект той серии как кульминации психотерапии Ганнибала Лектера:
По сути своей, позиция Ганнибала Лектера – крайне последовательный и рациональный релятивизм. С невероятной убедительностью красок в кадре, обаянием характера Ганнибала и логичностью убеждений профессионального психиатра создается достаточно мощный эффект внушения. Согласно теории Джозефа Овертона – создается «окно допустимости» или «окно Овертона» - условное обозначение технологии ослабления табу в обществе. Посредством последовательного рационального осмысления природы запрета массам доносится тот факт, что «священная основа» запрета – вещь крайне относительная. В теории Овертона следует множество стадий развития этой технологии: в сериале наглядно продемонстрирована первоначальная и центральная – устранение жертвы (пусть хоть и на экране, ведь ни разу не было показано, как Лектер кого-то убивает или свежует) и последовательный скепсис безусловной оправданности конкретно выбранного табу. Предмет данного исследования – какой эффект произвел этот сериал в качестве фактора, ослабляющего действие табу. Вопрос, который ставится в нем: какова реакция зрителей на крайне жестокие сцены в сериале и привлекает ли их личность манипулятора, последовательно разрушающего священную основу табу в принципе и практикующего это на примере табу на каннибализм? Каковы представления аудитории сериала о табу и его силе? Серьезно ли зрители относятся к психологической части сюжета? Пугает ли их специфика эстетической части сюжета? Ощутили ли они влияние сериала на их личное отношение к морали? Смогли бы они нарушить табу на каннибализм в критической или не критической обстановке?
По своему характеру эссе – преимущественно эмпирическое. Для данного исследования был избран смешанный метод телефонного интервью анкетного интернет опроса. Целевая аудитория – участники сообщества «Ганнибал» - ценители сериала «Ганнибал». Выборка для анкетного опроса случайная. Для интервью выборка формировалась в два этапа: проводился набор желающих обоих полов в возрасте от 16 лет для проведения интервью, из согласившихся случайным образом отбиралось 5 человек. С имеющимися респондентами проводилось интервью длиной в среднем в 15-20 минут. Вопросы в интервью преимущественно совпадают с вопросами анкеты. Данные ответов в анкете сравниваются с полученными в интервью данными и проводится интерпретация в соответствии с теоретической базой исследования. Для построения последней выбрана работа выдающегося антрополога Мэри Дуглас – «Чистота и опасность». Личная информация респондентов конфиденциальна – указаны лишь их имена, возраст и профессиональный статус.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 87 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |